Крупнейшим мыслителем Китая и автором первого социального утопического проекта был Конфуций (552-479 гг. д.н.э.). Он считал, что идеальное государство должно строиться по аналогии с хорошей семьей, Государство, по Конфуцию, должно напомнить большую семью, где правитель, как отец, заботится о подданных, а подданные почитают его и любят друг друга, как братья. Конфуций уподоблял государство живому организму. Правитель в столице страны, как сердце в теле человека.
Идеальное государство Конфуция
Свое учение об идеальном государстве Конфуций создавал в полемике с так называемыми законниками, социальной школой, представители которой считали, что залог благосостояния и могущества в хороших законах. Возражая «законникам», Конфуций говорит, что хорошие законы без добродетелей у членов общества не приведут к социальной гармонии, так как население будет уклоняться от их выполения, в то время как высокий уровень нравственности гарантирует процветание государства без наличия хороших законов.
Видное место в истории политической мысли античности занимают взгляды Платона (427-397 гг. до н.э.), изложенные им в произведениях «Государство», «Законы». Предшественники Платона – софисты (Протогор, Продик и др.) утверждали, что политика – это чисто человеческое дело. «Человек – есть мера всех вещей», а потому справедливость не является каким-то природным или божественным установлением. Любой закон есть продукт соглашения между людьми, противоречивое и изменчивое творение человеческого разума.
Политическая мысль в Древней Греции и Риме.
Подобные учения Платон находил неверными и вредными, ибо они, по его мнению, призывают людей к неповиновению законам. Ведь люди могут договориться о чем угодно и тем самым нарушить незыблемый порядок в обществе. Согласно Платону, «естественным путем возникают лишь «порочные» формы государства». К таким порочным формам он относит тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Тимократия – это власть честолюбцев. Честолюбие влечет за собой страсть к обогащению. В результате тимократия превращается в олигархию – господство немногих богачей. При этой форме общественного устройства существует как бы два государства: одно богатых, другое бедных. Между ними идет непрерывная борьба. Эта борьба заканчивается установлением демократии – власти большинства.
Политическая мысль в Древней Греции и Риме.
Чтобы разорвать этот порочный круг господства, своеволия, порожденного «порочным» избытком свободы и демократии, Платон несовершенным формам государства противопоставляет идеальное государство – справедливое правление «аристократов духа» – мудрецов. В нем должно быть «красивым все в целом», сохраняется всеобщность государственного принципа: свобода государства по отношению к индивиду. Основным условием и принципом совершенного государства Платон выделяет справедливость, состоящую в том, что каждому гражданину отводится какое-то особое занятие и особое положение. Он вводит строгую иерархию сословий: философы – правители, стражи – воины, ремесленники и крестьяне – занимаются физическим трудом, а также строго контролируемую систему образования и воспитания.
Политическая мысль в Древней Греции и Риме.
В отличие от Платона, Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) делает попытку анализа реальных форм государственного устройства посредством изучения фактического материала, что человек – «политическое животное и поэтому несет в себе инстинктивное стремление к совместному жительству», развитие общества идет от семьи к общине, а от не к государству-полису. Он связывает функции и предназначение государства с высшей природной целью человеческих существ – общением. Государство, как семья и община, выступает формой общественных связей, к тому же высшей. Поэтому, по мысли Аристотеля, человек есть «животное государственное».
Политическая мысль в Древней Греции и Риме.
Все формы государства Аристотель разделяет на правильные и неправильные. Правильными являются те, где истинная цель государства состоит в общем благе. К неправильным относятся такие формы, в которых имеются выгоды одних правителей, а не народа. Государственный строй, по Аристотелю, представляет из себя такой порядок, при котором господство принадлежит законно установленной власти. К правильным государствам он относит монархию или царство, аристократию или господство лучших и «политию» или республику. Каждой правильной форме противопостовляется неправильная: тирания, где имеется в виду только польза правителя; олигархия, где правят богатые для собственной выгоды; демократия, где властвуют бедные, имея в виду только самих себя.