Тасмолинская культура: дата, ареал, особенности курганов и материальной культуры



Дата14.02.2023
өлшемі19,24 Kb.
#67906
Байланысты:
ИК 1 семенар вопросы 3,4


Тасмолинская культура: дата, ареал, особенности курганов и материальной культуры.
В истории древнего Казахстана начале 1-го тыс.до н.э. начинается новый рубеж. К VIII - VII вв. до н.э. - эпоха открытия и широкого использования железа племенами Казахстана. Период возникновения и использования железных орудий труда получил название железного века или эпохи железа. Основными особенностями эпохи железа стали - изготовление орудий труда из железа, освоение племенами степных, горностепных и полупустынных пространств Казахстана, становление экстенсивного скотоводческого хозяйства у народов Евразии, объединение крупных родов в племенные союзы и зарождение государственного строя кочевых племён Казахстана.
На территории Центрального Казахстана эта эпоха представлена памятниками тасмолинской археологической культуры. Известный казахстанский археолог М.К. Кадырбаев определял ее хронологические рамки VII-III веками до н.э., выделяя два этапа в ее развитии. Характерным типом памятников тасмолинской культуры являются так называемые курганы с «усами». Это сложные погребально-поминальные комплексы, сооружавшиеся из камня. Они обычно состоят из трех частей: большой курган, малый курган и каменные дорожки в виде полудуг («усов»), длиной от 60 до 200 м. Эти «усы» примыкают к курганам и всегда обращены на восток. Под большим курганом в грунтовой яме, глубиной около двух метров находится захоронение человека. В малом кургане, как правило, встречаются останки коней – скелеты, или их части, глиняные сосуды. А иногда только следы огня в виде углей и обожженного грунта.
Ещё одна особенность «усатых» курганов — отсутствие внутри человеческих скелетов. Внутри находили глиняную посуду и скелеты лошадей. Захоронения находятся обычно рядом с курганом. Предполагают, что такие сооружение делали в ритуальных целях: скорее всего, для жертвоприношений. Также учёные определили связь между характером и рисунком «усов» и циклов равноденствия и солнцестояния.
Предшественницей Тасмолинской культуры была культура Бегазы-Дандбый, занимавшая приблизительно тот же ареал. Также тасмолинцы впитали многие элементы материальной культуры у своих предшественников. Генетически представители этой культуры были потомками европейских степняков и охотников Южной Сибири. Это было классовое общество, основным занятием которого было скотоводство.
Культура племен раннего железного века: хронология, погребальный обряд, оружие, узда, искусство звериного стиля.
Древнегреческие, ахеменидские и китайские письменные источники свидетельствуют о различных племенах населявших древнюю территорию Казахстана таких, как - племена туров, дахов, саков, ортокарибантиев, ятиев, массагетов, сарматов, савроматов, аланов, аорсов, исседонов, аримаспов, аргипеев.
В 1-м тыс.до н.э. обширную территорию, охватывающую Северную Индию, Афганистан, Среднюю Азию и юг Казахстана заселяли многочисленные племена, носившие собирательное имя «сак». Отец истории Геродот (V в.до н.э.) называл их «азиатскими скифами». Сакские племена были современниками скифов обитавших в Северном Причерноморье и Приднепровье, а также сарматов - в нижнем Поволжье и Южном Урале, современниками персов Кира и Дария Его, греков эпохи Александра Македонского. Они находились в тесном контакте с древними персами и даже входили в VI-V вв. до н.э. в состав империи Ахеменидов. В ахеменидских клинописных источниках приводятся достоверные сведения о саках. Так, в них сообщается о трёх группах саков: смотреть в книжечку
Гавным компонентом в искусстве саков был "звериный стиль", сложившийся в VII—VI веках до нашей эры.
В искусстве саков преобладало изображение зверей и мифических чудовищ в движении, получившее название звериный стиль. Звериный стиль является отражением традиций тотемизма. Саки считали, что изображения зверей смогут защитить их, и они носили их амулеты, или тумары. В сакской мифологии коней связывали с солнцем и огнем. Страбон писал: «Богом саки считают только одно солнце, и ему приносят в жертву коней». Саки верили, что боги перевоплощались в различных животных и мир состоял из трех составляющих: небесный мир, подземный мир и земной мир.
Погребальный обряд.
Одним из богатых сакских памятников в Семиречья является курган Иссык, находящийся в 50 км. от г.Алма-Аты, в предгорьях Заилийского Алатау. При раскопке было установлено, что часть пола на котором лежал покойник, была застлана матерчатой подстилкой, украшенной мелкими золотыми бляшками. Человека хоронили на спине, головой на запад в полном парадном облачении, с оружием. Голову погребённого украшал высокий кожаный колпак с золотыми фигурами зверей и птиц, перьями и стрелами, изображающими горы на которых растут деревья, а на нём сидят птицы. Верх колпака венчала миниатюрная фигурка горного козла - архара. На шее умершего - гривна, концы которой украшены головками барсов, в ухо вдета серьга с зернью и бирюзовыми подвесками. На двух пальцах надеты перстни - один с гладким щитом, другой с изображением головы человека в нимбе из лучей. На поясе справа висел длинный меч в деревянных, окрашенных в красный цвет ножках.

Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет