33
Данная технология поможет эффективно формировать коммуникативные
умения у студентов в процессе решения задач, так как предоставляет им воз-
можность побывать в роли преподавателя.
Таким образом, умелая организация процесса решения физических задач
позволяет реализовать дидактический потенциал для формирования коммуни-
кативных умений студентов, так как этот вид деятельности связан с их речевой
активностью. Решая физические задачи, они анализируют, комментируют, выс-
казывают свою точку зрения, убеждают в правильности того или иного
способа решения.
1. Бугаев А. И. Методика преподавания физики в средней школе: Теоретические осно-
вы : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по физ.-мат. специальностям. М., 1981.
2. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий : пособие для преподава-
телей. СПб., 2006.
3. Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы : учеб. пособие для
студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. М., 2000.
Статья поступила в редакцию 28.05.2009 г.
УДК 37.026 + 37.035
В. А. Осипов
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дается содержательная характеристика педагогического содействия формированию
творческих способностей учащихся на основе трудового обучения в общеобразова-
тельной школе.
К л ю ч е в ы е с л о в а: творческие способности, трудовое обучение, педагогическое
содействие формированию творческих способностей учащихся.
Понимая под творческими способностями интегративное качество личнос-
ти, включающее мотивационный, деятельностный и творческий компоненты,
обеспечивающие предрасположенность и готовность к деятельности по созида-
нию оригинального продукта и содействующие самореализации личности, мы
рассматриваем трудовое обучение с позиции формирования творческих спо-
собностей.
Мотивационный компонент определяет отношение к творческой деятельно-
сти, способствует развитию познавательных мотивов и интересов учащихся,
ОСИПОВ Владимир Александрович — старший преподаватель кафедры общетехнических дис-
циплин Шадринского государственного педагогического института (e-mail: OsipovV70@yandex.ru).
© Осипов В. А., 2009
В. А. Осипов. Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии
34
Стратегия и технология образования
актуализирует индивидуальные потребности, склонности к творческой деятель-
ности, создает высокую личную заинтересованность в созидании нового. Это,
по сути, творческая направленность личности учащихся.
Деятельностный компонент фиксирует включенность учащихся в различ-
ные виды творческой деятельности: решение проблемно-творческих задач и
выполнение творческих заданий, проектирование, моделирование и другие виды,
связанные с творческим мышлением.
Творческий компонент обеспечивает творческое отношение и включенность
в творческий поиск по реализации замысла и идеи, определяет стиль деятель-
ности учащегося, совпадающий с интересом к учебному предмету (техноло-
гия), и творческую самостоятельность, способствует проявлению творческого
воображения.
Формирование творческих способностей учащихся мы рассматриваем:
— как неотъемлемую часть общего процесса образования;
— закономерное, целенаправленное изменение внутренней структуры твор-
ческих способностей и внешних форм их проявления, в результате чего возни-
кают новые качественные состояния, основой которых выступает диалектичес-
кое единство возможного и действительного;
— саморегулирующий процесс, т. е. внутренне необходимое движение, са-
модвижение учащихся от наличного уровня творческих способностей до более
высокого в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями
каждого.
Изучение формирования творческих способностей у учащихся на уроках
технологии позволяет обосновать идею о факторах, оказывающих влияние на
это развитие. Данными факторами являются:
— содержание учебного материала, обладающее богатейшими возможностя-
ми для укрепления и развития творческих способностей, для формирования
интереса учащихся к уроку;
— педагогически обусловленные методы и формы трудового обучения, на-
правленные на повышение творческой, самостоятельной поисковой деятельно-
сти школьников и помогающие им усваивать поступающую информацию.
В учебном процессе, на уроке каждый из факторов развития творческих
способностей выступает не обособленно, не изолированно, а во взаимной обус-
ловленности и взаимодействии. Отбирая материал к занятию, учителю важно
предусмотреть способы, с помощью которых он предполагает вести учащихся
от незнания к знанию — методы обучения и формы организации обучения. По
мнению В. И. Загвязинского, на уроке важно создать атмосферу интереса к
знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку [1].
Именно на основе интереса происходит развитие и формирование важнейших
качеств личности, активизируются разнообразные чувства и потребности.
Занятия по любой теме должны носить созидательный, творческий, прак-
тический характер. В процессе работы над выполнением заданий учителя, из-
готовлением объекта труда, наглядного материала формируются не только зна-
ния и умения, но и определенные качества личности школьников, развиваются
склонности, задатки, способности, укрепляются интересы к определенным ви-
35
дам трудовой творческой деятельности. Причем формирование этих нравственно-
волевых качеств обеспечивается не столько тематическими лекциями, беседа-
ми и специальными мероприятиями, сколько содержанием учебного материа-
ла, формами и методами организации занятий.
Анализируя процесс обучения на уроках технологии с психолого-педагоги-
ческой точки зрения, А. А. Кирсанов отмечает, что учащиеся должны больше
решать интеллектуальных поисковых задач политехнического, профессиональ-
ного характера, производить обобщения на основе синтеза общеобразователь-
ных, политехнических и профессиональных знаний, мысленного анализа внут-
ренних связей в предметах, явлениях, технологических процессах [3].
Трудовое обучение — важный фактор всестороннего развития личности.
Всесторонность предполагает максимальное проявление творческого потенци-
ала, свободную самоорганизацию в процессе творческой деятельности. Под
влиянием творческих интересов претерпевают положительные изменения мыш-
ление, внимание, память учащихся.
Таким образом, от выбора содержания учебного материала зависит успех
всего урока, его способность заинтересовать учащихся новизной и оригиналь-
ностью. Нельзя не согласиться с мнением В. И. Загвязинского, понимающего
интерес как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных
предметных, учебных, творческих действий [1]. Поэтому так важно предста-
вить содержание урока в интересной для учеников форме, используя все мно-
гообразие форм и методов обучения.
Формирование творческих способностей учащихся невозможно, по мнению
М. И. Махмутова, без теоретического обоснования и внедрения в практику
обучения новых, более совершенных методов, позволяющих увеличить объемы
учебной информации, активизировать познавательную деятельность обучае-
мых, мобилизовать их творческие способности [2].
Важнейшим условием формирования творческих способностей, пробужде-
ния творческой активности, укрепления познавательных интересов учащихся
является содержание учебного материала, отбор которого осуществляется учи-
телем при подготовке к занятиям. В содержании учебного материала заключе-
на определенная идейно-теоретическая направленность урока: вычленяются
ведущие идеи, понятия, закономерности, уточняется объем преподносимых на
занятии сведений и т. д. При этом важно предусмотреть связь с ранее изучен-
ным, интеграцию с другими общеобразовательными дисциплинами; продумать
логику построения содержания на протяжении урока, темы, раздела програм-
мы; ввести элементы приобщения учащихся к поисковой, творческой деятель-
ности на уроке (вопросы, задания и т. д.); определить систему наглядных посо-
бий, оборудования; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучае-
мых и многое другое.
Данные экспериментальных исследований, проведенных под руководством
П. Р. Атутова, показывают, что стимулирует формирование творческих спо-
собностей, творческого интереса содержание материала, отличающееся новиз-
ной, оригинальностью, связь уроков с жизнью и другие факторы. Учителю
дана возможность найти пути к формированию у своих учеников творческих
В. А. Осипов. Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии
36
Стратегия и технология образования
способностей, подобрать и изложить содержание учебного материала, чтобы
выявить их резервные возможности и таким образом стимулировать интерес к
творческой деятельности. Известно, что отсутствие у обучаемых удовлетворе-
ния от занятий снижает интерес к ним, а отличительной особенностью позна-
вательного интереса является его способность обращать и активизировать лю-
бой вид человеческой деятельности и, в особенности, учебно-творческую, кото-
рая является необходимой предпосылкой в плане развития творческого потен-
циала личности школьника, обязывая его не просто учиться, а учиться творить.
Именно содержание учебного материала, как нам кажется, во многом опреде-
ляет выбор учителем форм и методов обучения на уроке, которые будут спо-
собствовать наилучшему усвоению его учащимися, совершенствованию про-
цессов их творческой деятельности.
Можно заключить, что для органического соединения трудового обучения
с процессом формирования творческих способностей учащихся необходима
разработка содержания учебного материала таким образом, чтобы новые умо-
заключения ученика стали результатом творческого решения проблемы. Одна-
ко этот процесс не может быть основан на авторитарном руководстве деятель-
ностью учащихся, поскольку творчество не может возникнуть в жестких вре-
менных, управленческих и других рамках. Оно «рождается» и потому требует
поддержки, участия, педагогического содействия.
Анализ определений понятия п е д а г о г и ч е с к о е с о д е й с т в и е, суще-
ствующих в педагогической теории (Б. М. Бим-Бад, Г. Н. Сериков, О. Л. Карпо-
ва и др.), позволил определить педагогическое содействие формированию твор-
ческих способностей учащихся как процесс, в котором педагог оказывает уча-
щимся помощь в творческом самовыражении и создает условия для творчес-
кой самостоятельности в создании нового, оригинального продукта, при этом
учитель выступает как носитель субъект-субъектного взаимодействия и высту-
пает в роли наставника, подвижника, помощника.
Осуществляя педагогическое содействие формированию творческих спо-
собностей учащихся общеобразовательной школы, учитель создает условия,
представляющие собой совокупность внешних и внутренних обстоятельств
образовательного процесса, от реализации которых зависит формирование твор-
ческих способностей учащихся в процессе трудового обучения.
В качестве педагогических условий выделены следующие: включение уча-
щихся в проективно-творческую деятельность; использование потенциала меж-
предметных связей в процессе проведения уроков технологии; разработка про-
граммы формирования творческих способностей на основе педагогического
содействия.
Наличие определенных знаний, умений творческой деятельности не обус-
ловливает сформированности творческих способностей старшеклассников, и
этим объясняется необходимость целенаправленного, организованного процес-
са их формирования еще на стадии старшего школьного детства.
Для проверки эффективности педагогических условий в процессе форми-
рования творческих способностей старшеклассников нами был разработан курс
«Творческое конструирование и моделирование».
37
Обоснованием данного курса явилось то, что конструкторская деятельность
является одним из видов творческой деятельности. В ней находит место ум-
ственная, графическая, предметная деятельность.
В процессе изучения данного курса у старшеклассников развивались уме-
ния и способности решать различные интеллектуальные, творческие задачи.
Кроме того, старшеклассники осваивали основы графического творчества, ко-
торое отражает основы графической грамотности, знание технологии конст-
рукционных материалов, моделирование.
Весь конструктивно-творческий процесс основан на использовании меж-
предметных связей: при составлении плана-проспекта, выполнении творческих
проектов, выполнении творческих заданий и т. д.
Целями курса явились: формирование познавательной активности, поли-
технических знаний, психологической, практической готовности к творческо-
му труду в сфере динамического производства, самостоятельности и способно-
сти решать творческие задачи, умений ориентироваться в потоке информации
и самостоятельно добывать знания.
Основной идеей курса стало формирование качеств, необходимых творчес-
ки думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности для
деятельности в новых социально-экономических условиях, творческого отно-
шения к будущей профессиональной деятельности.
Назовем формы творческой деятельности при изучении данного курса:
— решение учебных задач расчетного характера в связи с конструировани-
ем, моделированием, изготовлением объекта творческого труда; решение задач
с неполным условием;
— реферирование, разработка кроссвордов, ребусов по теме;
— составление и решение задач, решение сфокусированных задач и т. д.
При проектировании содержания курса учитывались знания учащихся по
следующим базисным дисциплинам:
— русский язык — правила оформления деловых бумаг, структура деловой
записки;
— математика — оригинальные математические задачи с технологическим
содержанием по моделированию и конструированию;
— информатика — создание простейших программ по моделированию;
— литература — представление технологических ценностей различных со-
циальных групп, язык и образ делового общения технологически компетентно-
го человека.
Организация совместной творческой деятельности и включение старше-
классников в проективно-творческую деятельность реализовались через содер-
жание и различные творческие, проблемно-творческие задачи, поставленные
перед учащимися, которые требовали решения посредством творческой обра-
ботки в проективный замысел и его презентацию. Это нашло отражение в сле-
дующем:
— внесение проблемных ситуаций, которые обостряют и активизируют по-
знавательные и творческие процессы;
— внедрение задач эвристического плана;
В. А. Осипов. Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии
38
Стратегия и технология образования
— показ возможных путей решения творческой задачи.
Кроме того, акцент делался на использовании возможностей учебных дис-
циплин в проективно-творческой деятельности.
Совместная творческая деятельность при этом просматривалась в двух на-
правлениях: в деятельности учителя и старшеклассников и коллективного по-
иска учащихся.
Педагогическое содействие в данном аспекте предусматривало стимулиро-
вание самостоятельной творческой деятельности в процессе саморазвития; по-
вышение активности и самостоятельности учащихся; консультации и направ-
ление старшеклассников в целепринятии, целеполагании, целеосуществлении;
развитие способности к самоуправлению и общению в ходе творческой дея-
тельности.
Целостный акт организации проективно-творческой деятельности содер-
жал:
— отбор и анализ творческих проблем, которые ставятся перед учащимися,
что закладывает успех в творческой деятельности;
— пробуждение желания, стремления решать творческую задачу, выпол-
нять проективно-творческую деятельность;
— организация действий, выраженных формой самостоятельной работы стар-
шеклассников, заключающаяся в превалировании поисковых, творческих ра-
бот, связь их с жизнью, предоставление свободного выбора, активный обмен
информацией между учителем и учениками, между учениками;
— корректировка решений, сопоставление различных приемов, путей вы-
полнения творческих заданий, предназначенных для содержательного и про-
цессуального обеспечения творческого проекта как продукта творческой дея-
тельности.
Нами использовались фронтальные формы проективно-творческой деятель-
ности, когда поставленная задача решается всем классом совместно с учителем
(например, «Проект конструкторского государства»); групповые, в которых
группа учащихся решает свою особую задачу (например, проект «Сказка о
математических знаках»); индивидуальные при поддержке учителя (например,
проект «Я в стране технических лабиринтов»).
Включение старшеклассников в проективно-творческую деятельность по-
зволило обеспечить постоянное обновление учебного процесса новыми смыс-
лами, отношениями, приобщить старшеклассников к творческой деятельности,
ориентироваться во внешнем мире, осознавать себя личностью, причастной к
созданию и творческому преобразованию окружающего мира.
В целом данное условие обеспечило благоприятные внутренние и внешние
условия и своим творческим фоном оказало влияние на формирование лично-
сти в целом и ее конструктивно-творческих способностей.
При использовании потенциала межпредметных связей в процессе органи-
зации творческой деятельности учащихся нами учитывались стимулирующие
факторы, что сопровождалось внесением элементов новизны в учебный мате-
риал. Межпредметные связи нашли отражение в связях дисциплин математи-
ческого цикла, истории, литературы и др.
39
Так, при прохождении каждой новой темы мы вводили исторически занима-
тельные факты из жизни известных конструкторов, исторические факты откры-
тия законов. Оригинальность организации уроков сопровождалась различными
межпредметными формами проведения уроков: урок-экскурсия в «Мир увлека-
тельной техники», урок-опыт «В чем разница?», урок-театрализация «В техни-
ческом царстве, в конструкторском государстве», урок-размышление «В чем роль
математических знаний в конструировании нового продукта?» и пр.
Межпредметное построение уроков сопровождалось выбором методов обу-
чения способам творческой деятельности, которые должны соответствовать
следующим аспектам:
— гноселогический, раскрывающий единство чувственного и логического,
дедуктивного и индуктивного, образного и понятийного (задания типа «Со-
ставь кроссворд», «Найди сходство и различие» и пр.);
— логико-содержательный, опирающийся на доказательства, факты, конк-
ретные примеры из истории и жизни (задания типа «Кто открыл?..» и пр.);
— психологический, обосновывающий связь между эмоциональным и ин-
теллектуальным, подражательным и целенаправленным (задания на построе-
ние математических комбинаций по образцу и самостоятельное составление
маршрутов);
— педагогический, подразумевающий предложение поиска, догадки для ак-
тивного оперирования прежним фондом творческих умений, самостоятельные
работы.
В целом использование потенциала межпредметных связей способствовало
овладению необходимыми творческими умениями, умениями самостоятельно
получать знания, творчески перерабатывать информацию, овладению способа-
ми исследовательско-проективной, творчески-моделируемой деятельности.
При разработке и реализации программы формирования творческих спо-
собностей на основе педагогического содействия ставились следующие цели:
— обоснование диапазона творческих способностей старшеклассников;
— расширение и углубление представлений о творческой деятельности, раз-
витие творческих способностей;
— обеспечение взаимосвязи и взаимообусловленности творческого, трудо-
вого, нравственного воспитания, ответственности, самостоятельности;
— использование творческих умений в учебной и внеклассной деятельности;
— включение старшеклассников в творческую деятельность, направленную
на раскрытие личностных возможностей.
Задача учителя заключалась в педагогическом содействии учащимся в про-
цедуре определения пути к поставленной цели, реализации творческих идей,
активизации стремления к созданию творческого продукта, обладающего ори-
гинальностью и новизной.
Особенность педагогического содействия в формировании творческих спо-
собностей старшеклассников заключается в его направленности на формирова-
ние мотивации к участию в творческой деятельности (мотивационный крите-
рий), развитие творческих способностей (деятельностный критерий) и рост
уровня творческих способностей (творческий критерий).
В. А. Осипов. Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии
40
Стратегия и технология образования
Педагогическое содействие представляется нам совместной деятельностью
всех субъектов образовательного процесса в сфере формирования творческих
способностей, содействием личностному развитию и самореализации личнос-
ти. Последнее включает в себя выявление проблем творческого развития уча-
щихся, формулировку актуальных проблем, ориентацию на критерии сформи-
рованности творческих способностей старшеклассников, мотивирование уча-
щихся и педагогического коллектива к творческой деятельности, разработку
содержания содействия формированию творческих способностей.
Программа педагогического содействия формированию творческих способ-
ностей позволила интенсифицировать процесс включенности старшеклассни-
ков в активный творческий и познавательный поиск, способствовала снятию
эмоциональных и интеллектуально-творческих барьеров, активизировала твор-
ческую деятельность. В целом данное условие способствовало организации
полноценной творческой деятельности.
Введение в учебный процесс курса «Творческое конструирование и моде-
лирование» позволило дополнительно освоить:
— практико-ориентированные технологические знания для будущей жизне-
деятельности;
— научный инструментарий, научный поиск в творческом конструирова-
нии и моделировании;
— проективные умения — постановка проблемы, выдвижение гипотезы, оп-
ределение круга источников, структуры проекта и способов его осуществле-
ния, защиты.
Рассмотренные педагогические условия являются составляющими педаго-
гического содействия, которое способствует формированию творческих спо-
собностей учащихся общеобразовательной школы в процессе трудового обуче-
ния.
1. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.
2. Махмутов М. И. Современный урок: Вопросы теории. М., 1980.
3. Методика оптимального планирования процесса обучения. М., 1976.
Статья поступила в редакцию 17.04.2009 г.
Достарыңызбен бөлісу: |