В поисках чудесного



Pdf көрінісі
бет1/47
Дата06.01.2017
өлшемі3,53 Mb.
#1326
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47

1

Пётр Демьянович Успенский

В ПОИСКАХ ЧУДЕСНОГО



Фрагменты Неизвестного Учения

2

В ПОИСКАХ ЧУДЕСНОГО

Вступление

Перевод Н.В.фон Бока. (c) Издательство Чернышева. СПб., 1992.

Содержание

Вступление  .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   . 2

Глава 1  .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   . 3

Глава 2  .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   . 39

Глава 3  .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   . 72

Глава 4  .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   . 88

Глава 5  .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  113

Глава 6  .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  135

Глава 7  .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  160

Глава 8  .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  191

Глава 9  .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  227

Глава 10   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  264

Глава 11   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  289

Глава 12   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  317

Глава 13   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  347

Глава 14   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  371

Глава 15   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  396

Глава 16   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  419

Глава 17   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  458

Глава 18   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  489

Об авторе: Петр Демьянович Успенский 

(1878-1949) - ученик легендарного Гурджиева . 

Его книга "В поисках чудесного", сыгравшая важную 

роль в распространении идей Гурджиева на Западе, 

запускается в русскоязычную сеть к 50-летнему юбилею 

ее первого издания (Нью-Йорк, 1949) .



3

В ПОИСКАХ ЧУДЕСНОГО

Глава 1

1. Возвращение из Индии.



2. Война и “поиски чудесного”.

3. Старые мысли.

4. Вопрос о школах.

5. Планы дальнейших путешествий.

6. Восток и Европа.

7. Заметка в московской газете.

8. Лекции об Индии.

9. Встреча с Гурджиевым.

10. “Переодетый”.

11. Первая беседа.

12. Мнение Гурджиева о школах.

13. Группа Гурджиева.

14. “Проблески истины”.

15. Дальнейшие встречи и беседы.

16. Организация московской группы Гурджиева.

17. Вопрос о плате и средствах для работы.

18. Вопрос о тайне; обязательства, принимаемые учениками.

19. Беседа о Востоке.

20. “Философия”, “теория” и “практика”.

21. Как была найдена эта система?

22. Идеи Гурджиева.

23. “Человек - это машина”, управляемая внешними влияниями.

24. “Все случается”. - Никто ничего не “делает” 

Чтобы “делать”, необходимо “быть”.

25. Человек отвечает за свои поступки, а машина - нет.

26. Нужна ли психология для изучения машины?



4

В ПОИСКАХ ЧУДЕСНОГО

27. Обещание “фактов”.

28. Можно ли прекратить войны?

29. Беседа: планеты и Луна как живые существа.

30. “Разум” Солнца и Земли.

31. “Субъективное” и “объективное” искусство.

Я возвратился в Россию после довольно длительного путешествия по 

Египту, Цейлону и Индии . Это произошло в ноябре 1914 года, т .е . в 

начале первой мировой войны, которая застала меня в Коломбо . Я 

вернулся оттуда через Англию .

Покидая Петербург в начале путешествия, я сказал, что отправля-

юсь «искать чудесное» . Очень трудно установить, что такое «чудес-

ное», но для меня это слово имело вполне определённый смысл . Уже 

давно я пришёл к заключению, что из того лабиринта противоречий, 

в котором мы живем, нет иного выхода, кроме совершенно нового 

пути, не похожего ни на один из тех, которые были нам известны и 

которыми мы пользовались .

Но где начинался этот новый или забытый путь – этого я не мог ска-

зать . Тогда мне уже был известен тот несомненный факт, что за тон-

кой оболочкой ложной реальности существует иная реальность, от 

которой в силу каких-то причин нас, нечто отделяет . «Чудесное» 

и есть проникновение в эту неведомую реальность . Мне казалось, 

что путь к неизведанному можно найти на Востоке . Почему имен-

но на Востоке? На это трудно ответить . Пожалуй, в этой идее было 

что-то от романтики; а возможно, тут имело место убеждение, что в 

Европе, во всяком случае, найти что-либо невозможно .

На обратном пути, в течение тех нескольких недель, что я провёл в 

Лондоне, все мои мысли о результатах исканий пришли в полный 

беспорядок под воздействием безумной нелепости войны и связан-

ных с нею эмоций, которые наполняли атмосферу, разговоры и газе-

ты и, против моей воли, часто захватывали и меня .

Но когда я вернулся в Россию и вновь пережил те мысли, с которы-

ми её покидал, я почувствовал, что мои искания и всё, что с ними 

связано, более важны, чем любые вещи, которые происходят и могут 


5

В ПОИСКАХ ЧУДЕСНОГО

произойти в мире «очевидных нелепостей» . Я сказал себе, что на 

войну следует смотреть как на одно из тех катастрофических условий 

жизни, среди которых приходится жить, трудиться и искать ответа 

на свои вопросы и сомнения . Эта война, великая европейская война, 

в возможность которой я не хотел верить и реальности которой дол-

го не желал допускать, стала фактом . Мы оказались погруженными в 

войну, и я видел, что её необходимо считать великим memento mori, 

показывающим, что надо торопиться, что нельзя верить в «жизнь», 

ведущую в ничто .

Кстати, о выражении «очевидные нелепости» . Оно относится к 

книжке, которая была у меня в детстве . Книжка так и называлась 

– «Очевидные нелепости», принадлежала к ступинской «библио-

течке» и состояла из таких, например, картинок, как изображения 

человека с домом на спине, кареты с квадратными колёсами и тому 

подобное . В то время книжка произвела на меня очень сильное впе-

чатление – в ней оказалось много картинок, о которых я так и не мог 

понять, что в них нелепого .

Они выглядели в точности так, как и обычные вещи . И позднее я 

стал думать, что книга на самом деле давала картинки из подлинной 

жизни, потому что по мере взросления я всё больше убеждался, что 

вся жизнь состоит из «очевидных нелепостей», а последующие мои 

переживания только укрепили это убеждение .

Война не могла затронуть меня лично, по крайней мере, до окон-

чательной катастрофы, которая, как мне казалось, неизбежно раз-

разится в России, а может быть, и во всей Европе; но ближайшее 

будущее её пока не сулило . Хотя, разумеется, в то время эта прибли-

жающаяся катастрофа выглядела лишь временной, и никто не мог 

представить всего того внутреннего и внешнего разложения и раз-

рушения, которое нам придется пережить .

Подводя итоги всем своим впечатлениям о Востоке и в особенности 

об Индии, мне пришлось признать, что по возвращении моя пробле-

ма оказалась ещё более трудной и сложной, чем к моменту отъезда . 

Индия и Восток не только не потеряли для меня своего очарования 

как страны «чудесного», но, наоборот, это очарование приобрело 



6

В ПОИСКАХ ЧУДЕСНОГО

новые оттенки, которые раньше не были заметны . Я ясно видел, что 

там можно обрести нечто, давно исчезнувшее в Европе, и считал, что 

принятое мною направление было правильным . Но в то же время я 

убедился, что тайна сокрыта лучшей глубже, нежели я мог до тех пор 

предположить .

Отправляясь в путь, я знал, что еду искать школу или школы . Уже 

давно пришёл я к убеждению о необходимости школы . Я понял, что 

личные, индивидуальные усилия недостаточны, что необходимо во-

йти в соприкосновение с реальной и живой мыслью, которая должна 

где-то существовать, но с которой мы утратили связь .

Это я понимал; но сама идея школ за время моих путешествий силь-

но изменилась и водном отношении стала проще и конкретнее, а в 

другом – холоднее и отдаленнее . Я хочу сказать, что для меня школы 

во многом утратили свой чудесный характер .

К моменту отъезда я всё ещё допускал по отношению к школам мно-

гие фантастические возможности . «Допускал» – сказано, пожалуй, 

слишком сильно . Лучше сказать, что я мечтал и возможности сверх-

физической связи со школами, так сказать, на «другом плане» . Я не 

мог выразить этого ясно, но мне казалось, что даже первое соприкос-

новение со школой могло бы иметь чудесную природу . Например, 

я воображал, что можно установить контакт со школами далёкого 

прошлого, со школами Пифагора . Египта, строителей Нотр-Дама и 

так далее . Мне казалось, что при таком соприкосновения преграды 

времени и пространства должны исчезнуть . Сама по себе идея школ 

была фантастической и ничто, относящееся к ней, не представля-

лось мне чересчур фантастичным . Я не видел противоречия между 

этими идеями и моими попытками найти школы в Индии . Мне ка-

залось, что как раз в Индии можно установить некий контакт, кото-

рый впоследствии сделается постоянным и независимым от внеш-

них препятствий .

Во время обратного путешествия, после целой серии встреч и впе-

чатлений, идея школы стала для меня более ощутимой и реальной, 

утратив свой фантастический характер . Вероятно, это произошло 


7

В ПОИСКАХ ЧУДЕСНОГО

потому, что, как я понял, «школа» требует не только поиска, но и 

«отбора» или выбора – я имею в виду выбор с нашей стороны .

Я не сомневался в том, что школы существуют, но в то же время при-

шёл к убеждению, что школы, о которых я слышал и с которыми сумел 

войти в соприкосновение, были не для меня . Эти школы откровенно 

религиозного или полурелигиозного характера являлись определен-

но конфессиональными по своему тону . Меня эти школы не привле-

кали главным образом из-за того, что если бы я искал религиозный 

путь, я мог бы найти его в России . Другие школы были слегка сен-

тиментального морально-религиозного типа с налётом аскетизма, 

как например, школы учеников или последователей Рамакришны . С 

этими школами были, связаны прекрасные люди: но я чувствовал, 

что они не обладают истинным знанием . Так называемые «школы 

йоги» основывались на обретении состояния транса; на мой взгляд, 

они приближались по своей природе к «спиритизму», и я не мог им 

доверять: все их достижения были или самообманом, или тем, что 

«православные мистики (я имею в виду русскую монашескую лите-

ратуру) называют «прелестью» или «искушением» .

Существовал ещё один тип школ, с которыми я не смог установить 

контакт, но о которых слышал . Эти школы обещали очень многое, 

однако, и очень многого требовали . Они требовали всего сразу . Мне 

пришлось бы остаться в Индии и отбросить мысли о возвращении 

в Европу, отказаться от собственных идей и планов, идти по дороге, 

о которой я не мог ничего узнать заранее . Эти школы меня весьма 

интересовали, а люди, которые соприкасались с ними и рассказыва-

ли мне о них, явно отличались от людей обычного типа . Но всё-таки 

мне казалось, что должны существовать школы более рационально-

го вида, что Человек имеет право – хотя бы до определенного пункта 

– знать, куда он идёт .

Одновременно, с этим я пришёл к заключению, что какое бы назва-

ние ни носила школа – оккультная, эзотерическая или школа йоги,– 

она должна находиться на обычном физическом плане, как и вся-

кая иная школа, будь то школа живописи, танцев или медицины . Я 

понял, что мысль о школах на «ином плане» есть просто признак 

слабости, свидетельство того, что место подлинных исканий заняли 


8

В ПОИСКАХ ЧУДЕСНОГО

мечты . И я понял тогда, что такие мечты – одно из главных препят-

ствий на нашем пути к чудесному .

По дороге в Индию я строил планы дальнейших путешествий . На 

сей раз я хотел начать с мусульманского Востока, главным образом, с 

русской Средней Азии и Персии . Но ничему этому не суждено было 

совершиться .

Из Лондона через Норвегию, Швецию и Финляндию я прибыл в 

Петербург, уже переименованный в Петроград и полный спекуля-

ции и патриотизма . Вскоре я уехал в Москву и качал редакторскую 

работу в газете, для которой писал статьи из Индии . Я пробыл там 

около полутора месяцев, и к этому времени относится небольшой 

эпизод, связанный со многим, что произошло впоследствии .

Однажды, подготавливая в редакции очередной номер, я обнаружил 

заметку (кажется, в «Голосе Москвы»), где упоминалось о сценарии 

балета «Борьба магов», который, как утверждала газета, принад-

лежал некоему «индийцу» . Действие балета должно происходить 

в Индии и дать полную картину восточной магии, включая чудеса 

факиров, священные пляски и тому подобное . Мне не понравился 

излишне самоуверенный тон заметки, но, поскольку индийские ав-

торы балетных сценариев были для Москвы редкостью, я вырезал 

её и поместил в своей газете, дополнив словами, что в балете будет 

всё, чего нельзя найти в настоящей Индии, но что путешественники 

жаждут там увидеть .

Вскоре после этого, в силу различных обстоятельств, я оставил рабо-

ту в газете и уехал в Петербург .

Там, в феврале и марте 1915 года, я прочел публичные лекции о сво-

их путешествиях по Индии под названием «В поисках чудесного» 

и «Проблема смерти» . Лекции должны были послужить введением 

в книгу, которую я собирался написать о своих путешествиях, я го-

ворил в них, что в Индии «чудесное» ищут не там, где нужно, чти 

все обычные пути здесь бесполезны, что Индия охраняет свои сокро-

вища гораздо лучше, чем мы это предполагаем . Однако «чудесное» 

там действительно существует, на что указывают многие вещи, мимо 


9

В ПОИСКАХ ЧУДЕСНОГО

которых люди проходят, не понимая их скрытого смысла, не зная, 

как к ним подойти . Здесь я опять-таки имел в виду «школы» .

Несмотря на войну, мои лекции вызвали значительный интерес . На 

каждой из них в Александровском зале Петербургской городской 

думы собиралось более тысячи человек . Я получил много писем, со 

мной приходили повидаться люди, и я почувствовал, что на основе 

«поисков чудесного» можно объединить немало людей, не способ-

ных более разделять общепринятые формы лжи и жить во лжи .

После Пасхи я отправился в Москву, чтобы и там прочесть свои лек-

ции . Среди людей, которых я встретил на чтениях, оказалось двое, 

музыкант и скульптор, которые вскоре сообщили мне, что в Москве 

есть группа, где занимаются различными «оккультными» исследо-

ваниями и экспериментами под руководством некоего Гурджиева, 

кавказского грека; как я понял, это был тот самый «индиец», что 

написал сценарий балета, упоминавшийся в газете, которая попа-

ла мне в руки три-четыре месяца назад . Должен признаться, что все 

рассказы этих двух людей о группе и о том, что там происходит,– все 

виды самовнушённых чудес, – меня почти не заинтересовали . Такие 

рассказы я уже слышал много раз, так что по отношению к ним у 

меня сформировалось вполне определённое мнение .

Так, какие-то женщины видят вдруг в комнате чьи-то «глаза», кото-

рые парят в воздухе и очаровывают их, женщины следуют за ними с 

улицы на улицу, пока наконец не приходит к дому «восточного че-

ловека», которому и принадлежат глаза . Или другие люди в присут-

ствии этого же «восточного человека» внезапно ощущают, что он 

смотрит сквозь них, видит все их чувства, мысли и желания; они ис-

пытывают необычное ощущение в ногах и не способны двинуться, а 

затем подпадают под его влияние до такой степени, что он может за-

ставить их делать всё, что захочет, даже на расстоянии . Эти и многие 

другие подобные истории всегда казались мне просто скверными 

выдумками . Люди сочиняют себе на потребу чудеса – и в точности 

такие же, каких ожидают сами . Это какая-то смесь суеверий, само-

внушения и недоразвитого мышления; согласно моим наблюдениям, 

такие истории никогда не возникают без определенного содействия 

со стороны лиц, к которым они относятся .


10

В ПОИСКАХ ЧУДЕСНОГО

Так что, имея в виду свой прошлый опыт, я согласился встретиться и 

поговорить с Гурджиевым лишь после настойчивых усилий некоего 

М ., одного из моих новых знакомых .

Первая встреча с Гурджиевым совершенно перевернула моё мнение 

о нём и о том, чего я мог бы от него ожидать .

Прекрасно помню эту встречу . Мы вошли в небольшое кафе на шум-

ной, хотя и не центральной улице . Я увидел человека восточного 

типа, уже немолодого, с чёрными усами и пронзительными глазами: 

более всего он удивил меня тем, что производил впечатление перео-

детого человека, совершенно не соответствующего этому месту и его 

атмосфере . Я всё ещё был полон впечатлений Востока; и этот человек 

с лицом индийского раджи или арабского шейха, которого я сразу же 

представил себе в белом бурнусе или в тюрбане с золотым шитьём, 

сидел здесь, в этом крохотном кафе, где встречались мелкие дельцы и 

агенты-комиссионеры . В своём чёрном пальто с бархатным воротни-

ком и чёрном котелке, он производил странное, неожиданное и поч-

ти пугающее впечатление плохо переодетого человека, вид которого 

смущает вас, потому что вы понимаете, что он – не тот, за кого себя 

выдаёт, а между тем вам приходится общаться с ними вести себя так, 

как если бы вы этого не замечали . По-русски он говорил неправиль-

но, с сильным кавказским акцентом; и самый этот акцент, с которым 

мы привыкли связывать всё, что угодно, кроме философских идей, 

ещё более усиливал необычность и неожиданность впечатления .

Не помню, как началась наша беседа; вероятно, мы заговорили об 

Индии, эзотеризме и школах йоги . Я понял, что Гурджиев много 

путешествовал и побывал в таких местах, о которых я только слы-

шал и которые очень хотел бы посмотреть . Мои вопросы ничуть не 

смутили его, и мне даже показалось, что он вкладывает в свои от-

веты гораздо больше, чем я готов был услышать . Мне понравилась 

его манера выражения, тщательная и точная . Скоро М . покинул нас . 

Гурджиев рассказал мне о своей работе в Москве, но я не вполне его 

понял . Из того, что он рассказал, явствовало, что в этой работе – в 

основном, психологического характера – большую роль играла хи-

мия . Слушая его впервые, я, разумеется, понял его слова буквально .



11

В ПОИСКАХ ЧУДЕСНОГО

– То, что вы говорите, – сказал я, – напоминает мне об одной шко-

ле в южной Индии . Некий брахман, человек во многих отношени-

ях исключительный, как-то сообщил в Траванкоре молодому англи-

чанину о школе, которая изучает химию человеческого тела; вводя в 

организм или удаляя из него различные вещества, можно изменить 

моральную и психологическую природу человека . Это очень похоже 

на то, что вы говорите .

– Возможно, и так, а возможно, и что-то совершенно иное, – отве-

тил Гурджиев . – Существуют школы, которые используют одни и те 

же методы, но понимают их совершенно по-разному . Сходство мето-

дов или идей ещё ничего не доказывает .

– Меня очень интересует и другой вопрос, – продолжал я . – Есть ве-

щества, которые йогины применяют для того, чтобы вызвать особые 

состояния сознания . Не могут ли в некоторых случаях это быть нар-

котики? Я сам провёл много опытов в этом направлении, и всё, что я 

прочел о магии, убедительно мне доказывает, что школы всех времён 

и народов широко применяли наркотики, создавая такие состояния 

сознания, которые делают «магию» возможной .

– Да, – сказал Гурджиев, – во многих случаях эти вещества – то, что 

вы называете «наркотиками» . Но применять их можно совершен-

но по-разному . Имеются школы, которые правильно употребляют 

наркотики . В этих школах люди используют их для самоизучения, 

для того, чтобы заглянуть вперёд, чтобы лучше узнать свои возмож-

ности, узнать предварительно, «заранее», чего им удастся достичь 

в будущем, после продолжительной работы . Когда человек видит 

и убеждается в том, что усвоенное им теоретически существует и 

в действительности, тогда он работает сознательно; он знает, куда 

идёт . Иногда это самый легкий способ убедиться в реальном суще-



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет