Великие личности в истории казахстана



Pdf көрінісі
бет1/11
Дата03.01.2017
өлшемі1,11 Mb.
#1086
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВЕЛИКИЕ ЛИЧНОСТИ  
В ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА 
 
В помощь кураторам студенческих групп 
 
 
3 книга 
 
2-
е издание, перераб. и доп.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

УДК
 323 (574) 
ББК 66.3 (5 Каз)  
В 27   
      
       
Под редакцией академика НАН РК А.М. Газалиева 
 
 
Авторы - составители: Байжабагинова Г.А., Матвеенкова Л.Г., Волкова А.В., 
Сламбекова А.К., Марченко К.С., Жумаканова У.С., Нугман Б.Г., Ошанов Н.З.. 
Макалаков Т.Ж., Даниярова А.Е., Абдрахманова А.А., Тусупбеков Ж.А., 
Сулейменова М.Ж.,  Огольцова Е.Г., Тлеугабылова К.С., Сарсенбеков Н.Ж., 
Туякова А.Е., Шаймуханова С.Д., Байпелова Г.Т., Нурлигенова З.Н. 
 
 
 
 
В  27    Великие  личности  в  истории  Казахстана.  В  помощь  кураторам 
студенческих  групп.  3  книга  /  Под  ред.  акад.  НАН  РК  А.М. Газалиева.  –  2-е 
издание  -  Караганда:  Изд-во  Карагандинского  государственного  технического 
университета, 2011.
 
– 121 
с. 
   
 
 
 
Сборник  содержит  статьи,  рассказывающие  о  великих  исторических 
личностях  и  их  роли  в  истории  Казахстана.  Материалы  сборника 
рекомендуются  кураторам  для  подготовки  кураторских  часов  и  других 
мероприятий в рамках реализации Концепции патриотического воспитания на 
примере Первого Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                                    
УДК
 323 (574) 
                                                                    
ББК 66.3 (5 Каз)  
 
 
 
 
                                                                        
 
©
 
Карагандинский государственный 
                                                                     
технический университет, 2011 

 

Введение 
 
 
Как и почему развивается общество? Кто или что творит историю? Эти 
вопросы ставят перед собой философы и историки, социологи и политологи и 
не могут прийти к общему ответу.  
«История – это естественно-исторический процесс», - утверждают одни. 
«История – результат деятельности политиков», - считают другие.  «История – 
дело  случая»,  -  не  соглашаются  с  ними  третьи.  Но,  как  правило,  все  едины  в 
одном  –  значительную  роль  в  истории  человеческого  общества  в  целом  и 
национальных обществ в частности играют великие личности.  
Великие личности – это те, чья политическая либо духовная деятельность 
наиболее  полно  отражала  потребности  общества  и  оказала  значительное 
влияние  на  его  развитие,  чья  деятельность  вышла  за  пределы  государства  и 
приобрела всемирную значимость и известность. Поэтому не случайно история 
любого  государства  наиболее  ярко  и  впечатляюще  представляется  сквозь 
призму  деяний  великих  людей.  Более  того,  сама  история  зачастую 
отождествляется с этими личностями. 
Изучение  жизни  и  деятельности  великих  людей  своего  времени 
приобретает особое значение в том случае, если эти люди не только вершили 
историю,  но  и  являлись  носителями  и  проводниками  культурных  ценностей, 
нравственных принципов и традиций данного общества.  
Приобщение  к  славной  истории  своих  великих  предков  формирует    у 
человека чувство гордости за свою страну, за ее великую историю, за великих 
людей,  которые  ее  творили.  «Наши  предки  защищали    и  передали  нам  в 
наследство  огромную  территорию  нынешнего  Казахстана,  самобытную 
культуру и особый дух  восприятия и  познания жизни. Этот дух свободолюбия 
и  степной  доблести    не  был  растрачен    на  крутых  переломах  истории,  его 
сумели сохранить предыдущие поколения», - отмечал Н.А. Назарбаев в своей 
лекции  перед  студентами  Евразийского  национального  университета  им.  Л.Н. 
Гумилева.   
Таким образом, история жизнедеятельности великих личностей в истории 
Казахстана  является  одним  из  факторов  формирования  казахстанского 
патриотизма.  
В  данном  сборнике  представлены  подготовленные  преподавателями 
Карагандинского  государственного  технического  университета  материалы, 
рассказывающие  о  великих  исторических  личностях  и  их  роли  в  истории  и 
культуре  Казахстана.    Эти  материалы  окажут  информационную  помощь 
кураторам при подготовке и проведении кураторских часов по теме «Великие 
личности в истории Казахстана». 
 
 
 
 
 
 

 

С верой в будущее 
 
 
 
В.Рогалев,  
депутат Мажилиса 
 
Парламента Республики Казахстан
  
 
 
 
Во время одной из поездок на родину  в с. Шамалган Глава государства 
говорил об особом чувстве, которое испытывает каждый человек, посещающий 
места,  где  он  родился,  учился,  получил  путевку  в  жизнь.  Искренность 
Нурсултана  Абишевича  в  общении  с  людьми  всегда  приятно  удивляет  – 
нечасто  политические  деятели  высшего  ранга  проявляют  свои  эмоции.  Но  не 
таков наш Президент. Если он смеется, то от души, если ругает, то за дело, если 
дружит, то с полной отдачей. 
И когда мы хотим быть похожими на руководителя государства, то тем 
самым поддерживаем реформы, которые он проводит, разделяем его взгляды и 
подходы к тем или иным вопросам, осуществляем курс на динамичное развитие 
суверенной  республики.  А  потому  казахстанцам  далеко  небезразлично,  кто 
представляет  их  интересы  на  мировом  уровне,  кто  внимательно  следит  за 
принятием  каждого  решения,  за  всеми  происходящими  процессами  в  стране, 
где царят мир, согласие и дружба между людьми всех национальностей. 
Да,  сегодня  мы  все  можем  спокойно  работать,  растить  своих  детей, 
встречаться  с  друзьями,  проще  говоря,  нормально  жить.  Когда  я  приезжаю  в 
Караганду – мой родной город, то на меня также находят теплые чувства. Но 
иногда  невольно  вспоминаю  историю  минувших  лет,  рассказанную  моими 
родителями. Ведь судьба моей семьи сродни тысячам и тысячам историй семей, 
по  чьим  судьбам  прокатился  страшный  каток  репрессий  и  для  которых 
Казахстан стал настоящей родиной. 
...По  заснеженным  просторам  казахской  степи  от  полустанка  к 
полустанку  черной  скорбной  лентой  медленно  двигался  поезд.  Два  десятка 
насквозь  продуваемых  «вагонов-телятников»  везли  очередную  партию 
репрессированных.  Люди  уже  потеряли  счет  дням  с  того  момента,  когда  их, 
объявив  женами  и  детьми  «врагов  народа»,  отправили  из  родных  мест  в 
неизвестность.  Тех,  кто,  не  выдержав  этой  пытки,  умирал,  хоронить  не 
разрешали до особого распоряжения оперуполномоченного. Так и ехали они до 
следующей узловой станции, до этого самого «особого распоряжения». Ехали 
вместе – живые и мертвые, объединенные одной судьбой и одним клеймом. 
И вот, в очередной раз заунывно скрипнув тормозами, поезд остановился. 
Послышались лай собак и крики конвоиров. Люди практически никак на это не 
отреагировали,  ведь  на  каждой  станции  их  встречал  подобный  «почетный» 
эскорт.  Вскоре  прозвучала  команда:  «С  вещами  на  выход!  Все  из  вагонов!» 
Замелькали  штыки  красноармейцев,  громче  залаяли  свирепые  псы,  и  на 

 

оцепленный  перрон  с  трудом  стали  выходить  люди.  Вот  она  –  станция 
назначения – Казахстан. Караганда. Карлаг. 
Невдалеке,  позади  солдатской  цепи  стояли  женщины-казашки.  Они  уже 
не  первый  раз  встречали  подобный  поезд,  помогая,  чем  можно  высланным. 
Увидев,  с  каким  трудом  передвигались  люди,  услышав  плач  детей  и  стоны 
больных, они закричали конвоирам: 
–  
Эй, бала, опусти винтовку! Дай нам пройти и помочь людям! 
Молодой лейтенант возразил: 
– 
Нам до переклички и распределения на поселение нельзя никого подпускать к 
«врагам народа». 
–  
Это  кто  враги?  –  вновь  хором  заговорили  женщины.  –  Вот  эти  маленькие 
дети? 
 – 
Все  равно  не  положено.  Отойдите  в  сторону.  Ждите,  –  резко  ответил  ко-
мандир. 
И  только  когда  все  формальности  были  соблюдены,  людям  позволили 
взять  свой  нехитрый  скарб  и  начинать  обустраиваться  практически  в  голой 
степи,  ежедневно  отмечаясь  в  комендатуре.  Каждая  из  встретивших  этот 
страшный  поезд  женщин  помогла,  чем  смогла,  несчастным,  голодным, 
вынужденным переселенцам. Они вместе рыли землянки, делились последним 
куском  хлеба.  И  это  несмотря  на  то,  что  люди  еще  не  оправились  от 
прошедших лет страшного голода, который унес в небытие и заставил покинуть 
родные места миллионы казахов. 
Вот так, с маленькими детьми на руках, без документов, еды и денег, мои 
бабушка,  отец,  его  братья  и  сестры  в  1938  году  оказались  выселенными  из 
Сибири и обрели вторую родину в Казахстане. 
В  Караганде,  где  была  построена  та  первая  землянка,  где  родились  и 
выросли  мои  братья  и  сестры,  подрастает  и  новое  поколение  наших  детей  и 
внуков.  Благодаря  дружбе  и  помощи  казахского  народа  все  мои  родные 
получили образование, работали и работают на различных производственных и 
государственных  должностях.  Теплота,  гостеприимство  и  радушие  казахов 
помогли  нам  стать  настоящими  равноправными  гражданами  Республики 
Казахстан.  Такое  забыть просто  невозможно, потому  что  корни  у  нас одни, и 
история пишется всеми нами вместе, каждый день и час. 
Мы  будем  делать  все,  чтобы  сохранить  мир  и  спокойствие  в  нашем 
общем  доме.  Нет  сомнения  в  том,  что  Казахстан  под  руководством  нашего 
Президента  Нурсултана  Абишевича  Назарбаева  уверенно  продолжит  путь 
созидания! 
 
«Казахстанская правда», 2009, 20 октября 
 
 
 
 
 
 

 

Модель реальной, прочной дружбы 
 
 
 
А.Башмаков,  
депутат Сената  
Парламента Республики Казахстан, 
 
член Политсовета  НДП «Нур Отан» 
 
 
 
 
Формирование  казахстанской  идентичности  —  одна  из  важнейших 
стратегических  задач  национальной  политики.  Сегодня  жители  республики 
понимают,  что  не  только  принадлежность  к  одному  социальному, 
политическому, экономическому, правовому и культурному пространству, но и 
причастность  к  духовным  процессам,  консолидирующим  граждан,  являются 
фактором рождения новой общности — казахстанского народа.  
История  знает  множество  примеров  того,  как  успешно  утверждается 
государство, когда народ, объединившись в едином порыве, воплощает самые 
масштабные  проекты.  Годы  испытаний  и  борьбы  за сохранение и  укрепление 
стабильности, строительство новой государственности стали реальной основой 
сближения  народов  Казахстана.  И  действительно,  наша  республика  входит  в 
число  немногих  государств,  отличающихся  огромным  конфессиональным 
разнообразием.  
В  свое  время  Казахстан  называли  планетой  ста  языков,  лабораторией 
дружбы  народов.  За  последние  годы  произошла  еще  более  положительная 
трансформация.  Казахстанское  общество  наполнилось  новым  социальным  и 
политическим  качеством:  мы  все  более  заметнее  становимся  духовным 
центром,  я  бы  даже  сказал,  духовной  Меккой  мирового  сообщества.  Эта 
особенность предопределила то, что казахстанская земля стала местом диалога 
различных  мировоззренческих  систем  и  религиозного  взаимодействия. 
Центральное  место  в  этом  диалоге  заняли  съезды  лидеров  мировых  и 
традиционных религий. В следующем году в Астане планируется провести уже 
третий съезд. И этот исторический факт должен быть предметом национальной 
гордости, так же как председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году.  
Именно  мудрость,  сплоченность  и  патриотизм  казахстанского  народа 
помогли ему преодолеть тернистый путь становления независимости и сделать 
государство  одним  из  самых  динамично  развивающихся  не  только  в 
Центральной  Азии  и  СНГ,  но  и  во  всем  мире.  За  годы  независимости 
межнациональные  отношения  внутри  страны  стали  гораздо  гармоничнее.  И 
здесь  трудно  переоценить  вклад  Ассамблеи  народа  Казахстана.  Благодаря 
инициативам  этого  уникального  института  республика  стала  моделью  мира  и 
духовно-культурного 
возрождения 
народа, 
образцом 
достижения 
межнационального  и  межконфессионального  согласия  в  поликультурном 
обществе. 

 

Воспитание  патриотизма  невозможно  без  воспитания  толерантности, 
терпимости  к  людям  других  национальностей,  верований,  культур.  Мы 
дорожим  этим  бесценным  наследием,  сохраняем  гражданский  мир  и 
межнациональное  согласие,  являющиеся  основой  того  духовного  стержня, 
который помог всем нам выстоять в кризисных ситуациях.  
Вместе  с  тем,  как  подчеркнул,  выступая  на  расширенном  заседании 
Политсовета  партии  «Нур  Отан»  Президент  Нурсултан  Назарбаев,  «мы  не 
должны  самоуспокаиваться,  когда  говорим,  что  в  Казахстане  уже 
сформирована  уникальная  модель  межэтнического  согласия».  Эта  работа 
должна  носить  постоянный  характер,  поскольку  взаимное  понимание, 
терпимость,  бережное  восприятие  духовных  и  культурных  ценностей  людей 
разных  национальностей,  уважение  ими  друг  друга  и,  прежде  всего, 
уважительное отношение к государствообразующей нации, к государственному 
языку,  в  целом  к  государству  формируются  комплексно,  усилиями  всего 
общества.  
Казахстанский  патриотизм  является  новой  парадигмой  государственной 
политики  и  идеологии.  Его  утверждение  —  объединяющий  и 
консолидирующий  духовный  фактор.  Казахстанский  патриотизм  —  это 
социально-политическое  явление,  вбирающее  в  себя  весь  «массив» 
исторического  сознания,  политической  культуры,  общегражданских  и 
общенациональных идей.  
Наше общество строится на принципах уважения, дружбы и доверия. При 
этом  необходимо,  чтобы  и  дальше  исходил  ясный  и  понятный  всем  сигнал: 
вражда — это нарушение моральных, нравственных и этических норм. Дружба 
и мир, единство народа — главное условие развития. «Мы представляем разные 
этносы,  но  страна  у  нас  одна.  Мы  должны  интегрировать  общество  вокруг 
понятия  «казахстанец».  Мы  —  казахстанцы.  Казахстан  —  моя  Родина,  моя 
страна! — таков наш лозунг», — сформулировал задачи в данной сфере Глава 
государства.  
Чувство  казахстанского  патриотизма  не  является  врожденным,  его 
необходимо  воспитывать.  Патриотическое  воспитание  —  это  постоянный 
процесс.  Оно  не  может  сводиться  только  к  разовым  мероприятиям.  Процесс 
формирования  патриотизма  должен  иметь  собственную  идеологию  и 
целенаправленную систему.  
Современное общество — сверхсложная структура. Она может стабильно 
существовать, если эффективно и согласованно действуют все ведущие слои и 
группы, в том числе и возрастные, где молодежь занимает центральное место. В 
этом  смысле  велика  роль  элиты.  Понятие  «элита»  трактуется  по-разному.  В 
моем  представлении  «элита»  —  это  люди,  создающие  духовные  ориентиры, 
отражающие интересы народа и страны, несущие справедливость, терпимость и 
уважение  к  окружающим.  Это  люди,  трепетно  относящиеся  к  родной  земле, 
думающие о Родине. Данные составляющие тождественны и такому понятию, 
как  патриотизм.  Нельзя  сводить  понятие  элиты  до  денежных  эквивалентов
Опасно  то,  когда  элиту  возвышают  две  особенности:  несметное  богатство  и 
отсутствие морали.  

 

Понятно,  что  в  произведениях  Абая,  Чингиза  Айтматова,  Магжана 
Жумабаева,  Пушкина  и  Шекспира  нет  инструкций,  как  управлять 
производством,  коллективом,  министерством  или  ТЭЦ.  Но  в  них  есть 
нравственные ориентиры, воспитывающие, обогащающие ум и душу человека. 
В отсутствие же нравственных ориентиров бал правят ложь, грязь, коррупция, 
жестокость,  стяжательство,  лицемерие  и  безответственность.  И  человек 
втягивается в жизнь по таким понятиям.  
Величайший философ Кант говорил: «Удивляюсь двум вещам: звездному 
небу над головой и нравственному закону внутри нас». Центры нравственности 
даны  каждому.  Их  надо  развивать.  Но  когда  планка  этического  самоконтроля 
снижается, это неизбежно ведет к деградации. И конечно, в такой маргинальной 
среде  нет  благодатной  почвы  для  воспитания  патриотизма.  Элита  должна  и 
обязана  задавать  тон  в  формировании  неподдельных  чувств  патриота 
Казахстана.  
В  процессах  поиска  путей  формирования  нравственного  духа, 
безусловно,  должны  присутствовать  постоянное  обращение  к  исторической 
памяти, глубокому переосмыслению прошлого, анализ настоящего и контуров 
будущего.  Весь  этот  ценнейший  «материал»  укрепит  волю  народа  к 
национально-культурному,  политико-государственному  самоутверждению. 
Именно  на  вере  народа  в  себя  и  в  свое  будущее  держится  могущество 
государств. Все великие народы стали таковыми только потому, что сохранили 
непоколебимое самоуважение, веру в свою звезду, несгибаемую уверенность в 
своей  исторической  миссии  и  в  конечном  счете  занятии  почетного  места  в 
мировой семье.  
Вспоминаются  в  этой  связи  актуальные  слова,  сказанные  Президентом 
Нурсултаном  Назарбаевым  на  седьмой  сессии  Ассамблеи  народа  республики: 
«Казахстан  мы  с  вами  создали,  давайте  создадим  теперь  казахстанцев  — 
патриотов  своей  Родины.  Это  и  будет  та  культурная  общность,  которая  есть 
основа государственной независимости».  
 
Казахстанская правда, 2008, 21 июня 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари и  Аль-Фараби – 
великие философы, ученые, писатели 
 
 
 
К.С. Марченко 
преподаватель  
кафедры  «Социально-гуманитарные дисциплины»  
Карагандинского государственного  
технического университета 
 
 
 
У.С. Жумаканова,  
преподаватель  
кафедры  «Социально-гуманитарные дисциплины»  
Карагандинского государственного  
технического университета
 
 
 
 
 
 
Юсуф  Баласагуни  –  великий  мыслитель  средневекового  Востока, 
философ, ученый-энциклопедист, общественный деятель, крупнейший поэт XI 
в., автор уникальной по содержанию и социальной значимости поэмы «Кутадгу 
Билиг»  («Благодатное  знание»).  Философия,  естествознание,  математика, 
астрономия, история, арабо-персидское языкознание – так широка область его 
интересов

Информацию  о  жизнедеятельности  поэта  можно,  прежде  всего, 
почерпнуть  из  нескольких  отрывков,  разбросанных  в  поэме  и  двух 
предисловиях к его сочинению, из которых одно – в прозе, а другое – в стихах. 
Согласно  имеющимся  сведениям,  Юсуф  родился  в  городе  Баласагун, 
известном под именем Куз-Орду, месторасположение которого не установлено 
с достаточной степенью достоверности. Предположительно этот город следует 
искать  в  Семиречье,  в  Чуйской  долине,  неподалеку  от  современного  города 
Токмака. Также не известна точная дата рождения поэта. Согласно источникам, 
дата находится в интервале от 1005 до 1018 годов. 
Образование  Юсуф  Баласагуни  получил  в  признанных  культурных 
центрах того времени - Фарабе, Кашгаре, Бухаре. Светские люди того времени 
отличались  многосторонностью  интересов,  увлекаясь  наряду  с  философией  и 
наукой,  поэзией  и  политикой,  игрой  в  шахматы.  Владея  в  совершенстве 
арабским  и  персидским  языками,  он  проработал  философские  и  научные 
сочинения по различным отраслям знания. Широко образованный, умудренный 
жизненным  опытом,  он  прибыл  в  Кашгар  и  здесь  в  течение  восемнадцати 
месяцев напряженной работы написал большое поэтическое произведение. По 
сведениям  турецкого  философа  Р.Р.  Арата,  автору  к  моменту  завершения 
поэмы было около 54 лет. Если верить этому, то Юсуф Баласагуни родился в 
1015-
1016 гг. 

 
10 
Знания,  приумноженные  его  собственными  наблюдениями,  послужили 
основой  написания  знаменитой  поэмы.  Безусловно,  «Кутадгу  Билиг»  есть 
значительное явление не только в жизни народов Центральной Азии и Востока, 
но  в  целом  и  мировой  культуры.  Его  поэму  нельзя  отнести  лишь  к  разряду 
энциклопедических  работ,  в  ней  освещено  множество  проблем,  касающихся 
естественных  и  гуманитарных  наук:  социально-этические,  общефилософские, 
эстетические, политические, правовые вопросы. 
Под  влиянием  взглядов  крупных  перипатетиков  Востока  (Аль-Фараби, 
Беруни,  Ибн  Сины)  у  Баласагуни  формируется  пантеистический  взгляд  на 
окружающий мир. Ибо, по его глубокому убеждению, сотворенный богом мир 
существует  и  развивается  самостоятельно,  по  своим  внутренним 
закономерностям. 
В  политико-правовом  контексте  «Кутадгу  билиг»  представляет  собой 
исключительную  значимость  как  своеобразный  кодекс  этических  норм  и 
правил поведения феодального общества. В его взглядах на модели мира и его 
развитие  содержится  ряд  материалистических  идей,  где  мыслитель  исследует 
закономерности расположения и движения небесных тел и планет. Не случайно 
Ж. Баласагуни, изучая звездный мир, описывает 12 знаков зодиака. 
Учение  Баласагуни  о  строении  Вселенной  имеет  много  общего  с 
системой  Аристотеля-Птолемея.  Однако,  исходя  из  достижений  естественных 
наук  своего  времени,  мыслитель  отстаивает  концепцию  о  шарообразности 
Земли,  которая  вращается  вокруг  своей  оси.  Продолжая  традиции  древних 
философов, он считал, что окружающая действительность состоит из четырех 
материальных  тел  (земля,  воздух,  вода  и  огонь),  которые  являются  основой 
мира  и  жизни  на  земле.  По  его  концепции  4  природных  элемента  не  только 
качественно  отличаются  друг  от  друга,  но  и  тесно  связаны  между  собой. 
Отсюда  он  полагал,  что  земля  занимает  центральное  место  и  лежит  в  основе 
четырех  стихий.  Наивный  материализм  Юсуфа  тесно  связан  с  его  стихийно-
диалектическим  воззрением.  Он  утверждал,  что  все  явления  природы  и 
общества развиваются и изменяются закономерно. 
В  области  гносеологии  философ  выдвинул  плодотворные  идеи  о 
происхождении и сущности сознания, о роли разума и знания в жизни людей. В 
теории познания поэта имеются материалистические тенденции. Как и другие 
представители  восточного  перипатетизма,  он  выступает  как  рационалист  и 
рассматривает разум как творческую силу, инструмент познания существенных 
связей  предметов  материального  мира.  По  его  концепции  разум  озаряет 
человека  светом  знаний.  В  то  же    время  поэт  не  отрицал  роли  чувственного 
восприятия в познании истины. Важно подчеркнуть, что мыслитель правильно 
ставит  вопрос  о  роли  головного  мозга  в  интеллектуальной  деятельности 
человека,  и  потому  в  «Кутадгу  Билиг»  поэт  отразил  стремление  передовых 
представителей общества изучать светские науки, свободно мыслить. В связи с 
этим  особое  внимание  своих  современников  Юсуф  обращает  на  то,  что 
познание  невозможно  без  знания:  чтобы  глубже  познать  мир  необходимо 
систематически  пополнять  свое  образование  и  знания.  Знания  в  деятельности 
человека – это здоровье, свет души, мудрость, счастье и т.д. Юсуф Баласагуни 

 
11 
прекрасно  осознавал,  что  завоеванные  области  удержать  силой  оружия  не 
удастся. 
 
По  его  мнению,  необходим  хорошо    организованный  государственный 
аппарат:  достаточно  сильный,  чтобы  противостоять  постоянной  угрозе 
внешних  вторжений;  достаточно  гибкий,  чтобы  защищать  интересы 
привилегированных  слоев  населения;  достаточно  подготовленный,  чтобы 
упорядочить налоги и сборы внутри страны. 
Взгляды  мыслителя  на  общество  и  человека  несут  в  себе  глубокий 
гуманизм  и  насыщены  рационалистическим  подходом  к  осмыслению 
процессов, происходящих в обществе, признанием важной роли материальных 
факторов.  Баласагуни  внес  значительный  вклад  в  разработку  традиций 
реализма в мировоззрениях прогрессивных мыслителей Средневековья. 
Мировоззрение поэта явилось синтезом культурных достижений Востока 
и  Запада  XI  века.  Оно  отразило  в  себе  сильные  и  слабые  стороны 
предшествующего  ему  периода.  Пантеистическое  учение,  развиваемое 
мыслителем, насыщенное реалистическими идеями, рациональными подходами 
к  явлениям  социоприроды  содержало  в  себе  большие  возможности  для 
отрицания  необъективных  идей  теологии  и  идеализма.  Вместе  с  тем  следует 
заметить,  что  в  решении  многих  вопросов  философской  и  социологической 
мысли он колебался, допускал немало ошибок и далеко не всегда был свободен 
от  влияния  теологии  и  мистики.  Несмотря  на  ограниченный  характер 
мировоззрения Юсуфа Баласагуни, его нравственная дидактика в целом весьма 
прогрессивна  для  того  времени.  Его  поэма  несла  в  себе  основные  черты 
народных  представлений  о  морали,  нормах  и  правилах  поведения  человека, 
характерных для прогрессивной эпохи не только средневековья, но и созвучных 
с современностью. 
Социально-политические  взгляды  Баласагуни  характеризуются  своей 
конкретностью,  реалистичностью  и  стремлением  улучшить  и  укрепить 
феодально-крепостнические отношения и политическую настройку общества. В 
своей поэме автор выражает свои размышления об исторически прогрессивных 
тенденциях,  изменениях  в  Караханидском  обществе,  свидетелем  которых  он 
был сам. 
Мыслитель  глубоко  верил  в  возможность  совершенствования 
общественной жизни  и  управления  государством, опираясь  на  просвещение и 
науку.  Эти  идеи  Юсуфа  созвучны  взглядам  Аль-Фараби  и  Ибн-Сины.  Он 
хорошо  знал  «Шахнаме»  Фирдоуси,  о  чем  свидетельствуют  частые  ссылки, 
упоминание  имен  героев  Фирдоуси  в  поэме  «Кутадгу  Билиг»  и  т.д.  Но  о 
прямом влиянии известного персидско-таджикского поэта и других мыслителей 
на Юсуфа говорить трудно. 
Мыслитель  как  гуманист  осуждает  деспотизм  жадных  ханов  и  глупых 
беков,  которые  жестоко  эксплуатируют  массы,  попирая  их  достоинство  и 
право, грабят их. Феодалы развязывают кровавые междоусобные войны, чтобы 
расширить свою удельную территорию, разоряют соседние народы, сжигают их 
города и деревни, превращают людей в рабов. 
Поэт-философ жалуется, сетует на свою эпоху, сожалеет, что феодальная 

 
12 
знать пренебрегает справедливостью и добротой. Он призывает ханов и беков 
быть  великодушными  по  отношению  к  бедным,  «одаривать  их»,  поить  и 
кормить,  относиться  помягче.  Юсуф  видит,  что  в  современном  ему  обществе 
господствуют  социальное  неравенство  и  противоречия  между  имущими  и 
неимущими.  Но  как  представитель  господствующего  класса  он  стремился 
укрепить  существующие  порядки.  В  этих  целях,  как  уже  отмечалось,  он 
осуждает  жестокость  эксплуатации  крестьянских  масс,  скотоводов  и 
ремесленников,  призывает  уменьшить  подати,  несколько  смягчить  угнетение 
трудящихся.  Таким  образом,  мыслитель  старается  примирить  имущих  и 
неимущих. Он призывает сановников относиться к низшим слоям по совести и 
справедливо,  а  трудящихся  поучает  быть  верными,  преданными 
господствующему  классу,  чтобы  таким  образом  достигнуть  создания 
справедливого общества. Юсуф как идеолог эксплуататоров хорошо понимал, 
что  бесчеловечный  гнет  трудовых  слоев  населения  будет  толкать  их  на 
различные смуты, подрывающие существующий порядок. 
По  мнению  академика  А.Кононова,  возможно,  что  Юсуф  Баласагуни 
ощущал  настоятельную  необходимость  в  создании  новой  морально-этической 
основы для раздираемого неурядицами общества. 
«Что ж так люди дурны? 
Что ж отринут закон? 
Что за век послан мне, 
Где я жить осужден? 
Как достойных возвысить, 
А зло выгнать вон? 
Добрый лад и закон – 
Все утрачено сплошь. 
Люди подлы, и где же добро ты найдешь!» 
 
Нельзя  не  удивляться  прозрениям  поэта  древности,  правота  которого 
подтверждена  временем.  Именно  благодаря  Баласагуни  в  тюркоязычной 
литературе  уже  с  XI  века  четко  закреплено  понимание  того,  что  одно  из 
главных  условий  преобразования  государственно-правовых  отношений  –  это 
верховенство в нем закона. Даже в небольших строках поэмы «Кутадгу Билиг» 
можно  уловить  важнейший,  существенный  признак  правового  государства  – 
господство закона. 
«Для блага закон, а не сила угодней, 
В молитве пади перед дверью господней. 
Закон укрепляй – и все бедствия канут, 
И поясом счастья ты будешь затянут». 
Философ считал, что если государство будут возглавлять просвещенные 
ханы,  опирающиеся  в  своей  деятельности  на  науку,  то  они  будут  издавать 
справедливые  законы  и  действовать  на  основе  этих  законов.  Справедливость, 
подчеркивает  Баласагуни  –  это    необходимое  нравственное  качество  главы 
государства. А это значит, что следует действовать на законном основании.  
Одна  из  важных  задач  автора  поэмы  «Кудадгу  билиг»  заключалась  в 
показе  господствующей  в  современном  автору  обществе  несправедливости,  и 

 
13 
он размышлял  о  том,  как  утвердить  справедливость,  чтобы  дальше  укреплять 
господствующие феодально-крепостнические отношения. Мыслитель поставил 
перед  собой  задачу  –  разработать  пути  и  методы  управления  обществом
которые  способствовали  бы  переходу  к  идеальному  государству.  В  известной 
степени  эти  утопические  социально-политические  идеи  поэта  выражали 
чувства,  настроения  и  желания  масс,  отражали  потребности  исторического 
развития общества. 


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет