1 Структурализм



Дата02.10.2023
өлшемі19,57 Kb.
#112436

1 Структурализм - это методологический подход, который рассматривает культуру как систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. Структурализм стремится выявить глубинные структуры, которые лежат в основе культурных явлений.

Семиотика - это наука о знаках и знаковых системах. Семиотика рассматривает культуру как систему знаков, которые передают информацию и смысл.


Р. Барт - французский семиотик, который разработал концепцию культуры как системы знаков. В своей работе «Мифологии» он утверждает, что современный миф – это, по сути, вторичная знаковая система, в которой знак первой системы становится всего лишь означаемым во второй.Согласно Барту, культура состоит из знаков, которые имеют значение только в контексте системы.


Ф. де Соссюр - швейцарский лингвист, который разработал концепцию языка как знаковой системы. Согласно Соссюру, язык состоит из знаков, которые состоят из означаемого (предмета или понятия) и означающего (звука или знака).
Ю. Лотман - советский культуролог, который разработал концепцию культуры как семиотической системы. Согласно Лотману, культура состоит из знаков, которые образуют системы, которые имеют свои собственные законы и правила.Несущая в своей основе внутреннее «штампующее» структурное устройство – естественный язык, культура, согласно Лотману, представляет собой генератор структурности, создающий вокруг человека социальную сферу, которая, подобно биосфере, делает возможной жизнь, но не биологическую, а социальную (семиосфера). Являясь «большим текстом», культура строится на основе абстрактной, скрытой от непосредственного наблюдения системе правил «языка» или «кода». Владение «кодами» гарант общения в рамках культурного сообщества. Долгосрочность кода и текстов коллективной памяти задают непрерывность и динамику культуры.
Э. Кассирер - немецкий философ, который разработал концепцию культуры как символической системы. Согласно Кассиреру, культура - это система символов, которые позволяют людям создавать смысл и общаться друг с другом.Он разработал концепцию символических форм, утверждая, что человек как символическое существо интерпретирует мир через символы и знаки.
О. Сулейменов - советский и казахстанский культуролог, который разработал концепцию культуры как семиосферы. Согласно Сулейменову, культура - это семиосфера, которая состоит из множества знаковых систем, которые взаимодействуют друг с другом.
Основные положения структуралистского и семиотического подходов к исследованиям культуры:
Культура рассматривается как система, состоящая из взаимосвязанных элементов.
В основе культуры лежат глубинные структуры, которые необходимо выявить.
Культура рассматривается как система знаков, которые передают информацию и смысл.
Значение структуралистского и семиотического подходов к исследованиям культуры:
Структурализм и семиотика позволили по-новому взглянуть на культуру.
Эти подходы способствовали развитию междисциплинарных исследований культуры.
Структурализм и семиотика оказали влияние на развитие многих отраслей гуманитарного знания, в том числе литературоведения, искусствоведения, культурологии и антропологии.
2.Культу́рный код — ключ к пониманию данного типа культуры; уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков; это закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру.
Культурный код определяет набор образов, которые связаны с каким-либо комплексом стереотипов в сознании. Это культурное бессознательное — не то, что говорится или чётко осознается, а то, что скрыто от понимания, но проявляется в поступках. Культурный код нации помогает понимать её поведенческие реакции, определяет народную психологию.
 Культурный код – это информация, закодированная в определенной форме, позволяющая идентифицировать культуру. Основной трудностью в определении этого понятия является вероятность подмены этого термина другими составляющими семиотического плана.

  1.  Символ культуры - условный вещественный опознавательный знак для членов определенного общества или конкретной социальной группы. Символы культуры иносказательно выражают определенное содержание, которое составляет существо ценностей, норм и идеалов конкретной культуры
    Знаки и символы культуры
    В 
    рамках семиотического подхода культура представляется как система коммуникаций, обмена информацией, а явления культуры рассматриваются как система знаков.
    Язык культуры — это совокупность всех знаковых способов словесного и несловесного общения, с помощью которых передается культурно значимая информация.
    Понимание и трансляция культуры реализуется с помощью различных знаковых систем (или языков культуры): естественного языка, фольклора, традиций, предметов быта, различных видов деятельности (охота), ритуалов, обрядов, церемоний, этикета, типа жилища, посредством художественных образов разных видов искусства, письменного текста и т.д.
    Знак — это чувственно воспринимаемый субъект (звук, изображение и т. д.), который замещает, представляет, репрезентирует другие предметы, их свойства и отношения.
    Вся совокупность этих знаковых средств может быть представлена следующими типами:
    • знаки-обозначения, являющиеся, например, основанием естественного языка. Единица языка — слово, обозначающее предмет, действие, свойство и пр. (т.е. другие характеристики окружающего человека мира). К знакам-обозначениям относятся также знаки-признаки (приметы, симптомы), знаки-копии (репродукции), знаковое поведение (имитация);
    • знаки-модели, также являющиеся заместителями реально существующих объектов и действий. Так, например, в пределах культурного мифологического кода модель реального предмета, наделяясь магическими силами, становится культурным образцом — «вторичной предметностью». В этой модели скрыта информация о смысле и способах действия с предметом;
    • символы — такие знаки, которые не просто указывают на изображаемый объект, но выражают его смысл
    СРОП

  2. Понятия культура и цивилизация тесно связаны, что позволяет исследователям в ряде случаев употреблять их как синонимы. И культура, и цивилизация есть ценностные понятия. Любая цивилизация (как и культура), есть совокупность присущих ей ценностей.

  3. Однако эти понятия имеют и смысловые различия, заложенные еще во времена античности. Так, термин "культура", имеющий греческое происхождение, первоначально обозначал обработку, возделывание (почвы, растений), а позже был распространен на область воспитания и образования. Термин же "цивилизация" имеет латинское происхождение и указывает на гражданские, государственные характеристики (“цивилис” означает “гражданский”, “государственный”).
    Термин “цивилизация” означает определенный уровень развития материальной и духовной культуры. Значит, хронологически культура и цивилизация не всегда совпадают. Так, мы можем говорить о первобытной культуре, но не существует первобытной цивилизации. Только когда умственный труд начинает отделяться от физического, возникают ремесла, появляется товарное производство и обмен, происходит переход от первобытной культуры к цивилизации.
    О.Шпенглер считал стадию цивилизации концом развития любой культуры. Эта стадия характеризуется высоким уровнем развития науки и техники, упадком в области литературы и искусства, возникновением мегаполисов. В это время, по мнению Шпенглера, народ утрачивает “душу культуры”, происходит “омассовление” всех сфер жизнедеятельности и их омертвление, формируется стремление к мировому господству — внутреннему источнику гибели культуры.
    Помимо этого есть целый ряд явлений, стоящих за пределами культуры и являющихся ее антиподами. Это, в первую очередь, войны. Насилие и разрушение противоположны содержанию культуры, созидательному и гуманистическому. Если цивилизация подавляет личность, то культура создает условия для ее расцвета. Антикультура может свести на нет все усилия культуры и приводит иногда к необратимым последствиям. Цивилизация объединяет в себе культуру и бескультурье, ценности и антиценности, приобретения и потери народа.
    Культура, таким образом, является основой, “кодом” цивилизации, но полностью с ней не совпадает. По известному выражению М.М. Пришвина, культура — это связь людей, а цивилизация — связь вещей.
    Термин “цивилизация” используется в 
    различных смыслах:

  4. как историческая ступень в развитии человечества, следующая за варварством и характеризующаяся образованием классов и государства. Это определение использовали Морган и Энгельс;

  5. как характеристика целостности всех культур, их общечеловеческое единство ("мировая цивилизация", "ввести дела цивилизованно" и т.п.). Речь идет о наиболее рациональном и гуманном способе воспроизводства жизни и существования человека;

  6. как синоним термина "материальная культура": то, что дает удобство и комфорт;

  7. как характеристика единства исторического процесса. Это понятие служит критерием сравнения определенных этапов истории (“цивилизованность”, “высокий уровень развития цивилизации”, “низшая ступень развития цивилизации”).

  8. Чтобы объяснить многообразие цивилизаций, необходимо обратиться к анализу системы норм, регламентирующих общественные отношения, поведение и деятельность людей. Так, цивилизации различаются по степени их технико-экономической развитости, по скорости экономических и социальных процессов, особенностями господствующих религиозных и мировоззренческих установок и степени их влияния, а также способами кодирования, хранения и передачи информации,
    “Причина генезиса цивилизации кроется не в единственном факторе, а в комбинации нескольких: это не 
    единая сущность, а отношение”, — подчеркивал А. Тойнби.
    Культура создает условия для развития цивилизации, цивилизация создает предпосылки культурного процесса, направляет его. На основе одной и той же цивилизации формируется множество культур. Так, европейская цивилизация включает английскую, французскую, немецкую, польскую и другие культуры.
    Цивилизации являются важнейшим системообразующим началом общественной жизни, создавая всеобщие формы культуры и социальных отношений. Они рассматриваются исследователями как внешний по отношению к человеку мир, воздействующий на него и противостоящий ему, в то время как культура всегда является внутренним достоянием человека, свободной духовной и материальной деятельностью в соответствии с нормами цивилизации.
    Сравнительный анализ понятий цивилизаций и культур позволил сделать важный вывод о том, что не все явления общественной жизни можно отнести к культуре. Если в прошлом веке эти понятия употреблялись как синонимы и многие философы склонны были винить культуру во всех несчастьях человечества, то разведение понятий культура и цивилизация в ХХ в. помогло сохранить представление о культуре как области созидания и свободного творчества людей. Не культура, а цивилизация с ее войнами, эксплуатацией, загрязнением окружающей среды и другими антикультурными явлениями разрушает духовный мир человек и угрожает жизни на нашей планете.
    Главный культурные задачи конца второго тысячелетия — запретить отношение к человеку как к вещи, "винтику производства". Акцент при этом делается на развитие творческих сил человека. Не удовлетворение материальных потребностей, а человеческое развитие является главной целью.



Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет