1. Великий Шелковый путь: диалог культур и цивилизаций



Дата24.12.2022
өлшемі19,67 Kb.
#59344
Байланысты:
Культурология 1


1. Великий Шелковый путь: диалог культур и цивилизаций.

Издревле люди, жившие в разных уголках нашей планеты, торговали между собой. Сначала это был просто обмен предметами, которые имелись в одном месте, но их не было в другом: соль, драгоценные камни и золото, лекарственные травы и благовония. Потом люди стали обмениваться товарами: продуктами питания, скотом, изделиями из бронзы и железа, ценными мехами, тканями, скотом и многим-многим другим.


Первоначально шел обычный обмен, а затем началась купля и продажа на деньги, появилась торговля, а вместе с ней возникли торжища — базары, ярмарки, торговые пути, которые соединяли страны, города и народы. Отдельные отрезки путей сливались, дороги удлинялись на запад и восток, север и юг, захватывая все новые и новые территории.
Так в Европе и Азии (Евразии) появился Великий Шелковый путь. В середине II века до н. э. через древние казахские степи и города он прошел трансконтинентальной магистралью, обеспечивающей многие столетия диалог культур и цивилизаций.
В формировании Великого шелкового пути как трансевразийской магистрали решающую роль сыграл древнекитайский чиновник Чжан Цянь. В 138 году до н. э. он отправился с опасной дипломатической миссией к кочевникам из племени юэчжей, чтобы убедить их стать союзниками китайской империи Хань в борьбе с кочевниками сюнну. Чжан Цянь стал первым китайцем, который побывал в Средней Азии – в Согдиане и Бактрии (ныне Узбекистан, Таджикистан и Афганистан). Там он узнал, каким огромным спросом пользуются китайские товары, и увидел много вещей, о которых китайцы не имели представления. Вернувшись в Китай в 126 году до н. э., он представил императору доклад о выгодах прямой торговли между Китаем и государствами Средней Азии. Хотя Чжан Цянь не смог добиться от юэчжей военной помощи в борьбе с сюнну, но собранные им сведения были признаны исключительно важными. В 123–119 годах до н. э. китайские войска самостоятельно нанесли поражение сюнну, обезопасив путь из Китая на запад. Именно с этого времени можно говорить о функционировании Великого Шелкового пути как сквозного маршрута, соединившего все великие цивилизации Старого Света – Китай, Индию, Ближний Восток и Европу. Эта огромная система караванных путей, протяженностью более 7 тыс. км, просуществовала более полутора тысяч лет – много дольше, чем другие дальние сухопутные торговые пути (как, например, путь «из варяг в греки»).
Великий Шелковый путь включал в себя «лазуритовый путь», по которому перевозился красивый синий камень лазурит (ляпис-лазурь). Драгоценный камень высоко ценился в Египте, Вавилоне, Иране. «Нефритовый путь», ставший дорогой для перевозки в Китай красивого камня нефрита. Из него изготавливались украшения для императоров и знати. «Соболья дорога» — по ней распространялась пушнина. В середине I тыс. до н. э. стал развиваться «степной путь», по которому в страны Запада стали вывозить шелк.
Название «Великий Шелковый путь» — это не древнее название. Термин «Великий шелковый путь» (Great silk road) вошел в историческую науку в конце в 1877 году и придумал его известный немецкий географ Фердинанд фон Рихтгофен. Шелк, изобретенный в Китае, был главным предметом торговли, он и определил название пути. С тех пор это удачное название стало своеобразной визитной карточкой удивительного достижения человечества, благодаря которому народы стали торговать, передавать друг другу научные достижения, обмениваться культурными и религиозными ценностями.
Хотя маршруты Шелкового пути менялись, можно выделить две основные трассы, соединявшие Восток и Запад: южная дорога (от севера Китая через Среднюю Азию на Ближний Восток и Северную Индию); северная дорога (от севера Китая через Памир и Приаралье к Нижней Волге и к бассейну Черного моря). Между южной и северной дорогами было несколько соединяющих и промежуточных маршрутов.
В товарообмене между Востоком и Западом товары шли в основном с востока на запад. В Римской империи периода ее расцвета шелковые ткани и другие восточные товары пользовались огромным спросом. С XI века восточные товары стала активно покупать вся Западной Европы. После арабских завоеваний их стали потреблять на всем южном Средиземноморье, вплоть до Испании.
Для успешного функционирования Великого Шелкового пути была необходима политическая стабильность на всем его протяжении. Этого можно было добиться двояко – либо созданием огромной империи, контролирующей все важнейшие евразийские караванные пути, либо «разделом мира» между крупными державами, способными обеспечить безопасность торговли. В истории Великого Шелкового пути были три кратковременных периода, когда он почти полностью контролировался одним государством: Тюркским каганатом в конце VI в., империей Чингисхана в конце XIII в. и империей Тимура (Тамерлана) в конце XIV в. Однако из-за высокой протяженности путей объединить их под единым контролем было чрезвычайно трудно. Чаще наблюдался «раздел мира» между несколькими крупными странами.
Закат Великого Шелкового пути связывают, прежде всего, с развитием торгового мореплавания вдоль побережий Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии. В XIV-XV веках морская торговля стала привлекательнее ставших опасными сухопутных караванных путей: морской путь из Персидского залива в Китай занимал примерно 150 дней, в то время как караванный путь из Таны (Азов) в Ханбалык (Пекин) – около 300; один корабль перевозил столько же грузов, как и очень большой караван в 1 тысячу вьючных животных. В результате этих факторов к XVI в. Великий Шелковый путь окончательно прекратил свое существование. Только отдельные его части продолжали еще долго функционировать (например, караванная торговля между Средней Азией и Китаем прекратилась лишь в XVIII в.).
Главными товарами на Великом Шелковом пути были шелковые ткани и шелк-сырец. Они были наиболее удобны для транспортировки на дальние расстояния, поскольку шелк легок и очень ценен – в Европе его продавали дороже золота. Китай, родина шелководства, сохранял монополию на изделия из шелка примерно до V–VI вв. н. э., но и после этого оставался одним из центров производства и экспорта шелка наряду со Средней Азией. В средние века Китай также экспортировал фарфор и чай. Страны Ближнего Востока и Центральной Азии специализировались на изготовлении шерстяных и хлопчатобумажных тканей, которые шли по Шелковому пути на восток, в Китай. Из стран Южной и Юго-Восточной Азии купцы везли в Европу специи (перец, мускатный орех, корица, гвоздика и т. д.), которые использовались европейцами для консервации продуктов и изготовления лекарств.
Западная Европа в торговле с Востоком всегда имела пассивный торговый баланс: покупая дорогие восточные товары, европейцы не могли предложить в обмен равного по качеству товара и были вынуждены платить золотом и серебром. С античных времен до конца своего функционирования Великий шелковый путь действовал как канал «перекачивания» драгоценных металлов из Европы на Восток. Поскольку эта утечка полноценных денег ухудшала денежную систему, европейские правители пытались вводить ограничения на потребление восточных товаров и на вывоз на восток золота и серебра. Однако эти административные меры имели низкий эффект. Добиться конкурентоспособности своих товаров в сравнении с восточными Западной Европе удалось только после промышленной революции.
Функционирование Великого Шелкового пути привело к знакомству разных народов с новыми потребительскими товарами. От их распространения в наибольшей степени выигрывала Западная Европа. Шелковые ткани повышали личную гигиену европейцев, избавляя их от вшей. Пряности широко использовались для изготовления лекарств и для консервации продуктов длительного хранения. Бумага, изготовленная по рецептам из Китая и Средней Азии, начала вытеснять пергамент и папирус, удешевляя тиражирование рукописных книг.
Но по Шелковому пути распространялись не только сами товары, но и информация об их производстве и существовании. Первоначально шелк производили только в Китае, но уже в I–II вв. н. э. шелководство проникло в Восточный Туркестан, в V в. – в Иран. В VI в. император Византии смог организовать шелководство в Греции, уговорив, согласно легенде, монахов-путешественников тайно привезти ему в полом посохе яйца тутового шелкопряда. Покупая сначала бумагу у купцов с востока, европейцы с XIII в. стали изготавливать ее самостоятельно.
Некоторые новые товары возникли в результате своеобразного «коллективного творчества» разных народов. Так, порох открыли в Китае в IX в. В XIV в. было изобретено оружие, стреляющее при помощи пороха, – пушки. Место и время их изобретения точно неизвестны – специалисты называют и Китай, и арабские страны, и Западную Европу. Информация о новом виде оружия быстро прошла по Шелковому пути, и уже в XV в. артиллерию применяли во всех странах Евразии, от Европы до Китая.
Великий Шелковый путь сыграл важную роль в развитии географических знаний. Только после образования этой сквозной торговой трассы европейцы и китайцы впервые узнали о существовании друг друга и получили хотя бы приблизительное представление обо всех цивилизациях Евразии. Относительно точные знания о размерах Евразии и об особенностях различных стран Востока Западная Европа получила лишь в конце XIII – начале XIV вв., после того как некоторые европейские купцы и миссионеры (в том числе знаменитый Марко Поло) смогли пройти Шелковый путь из конца в конец и написать об этом книги, которые пользовались в Европе огромным интересом.
Наряду с товарами по Великому Шелковому пути распространялись искусство, архитектура, культура, искусство музыки и танца, зрелищные представления. По нему же шло распространение мировых религий: буддизма и ислама с Востока, христианства — с Запада. Миссионерство и паломничество способствовало также распространению и таких вероучений как иудаизм, манихейство, зороастризм. Но ни одно из них, однако, не смогло надолго стать популярным среди азиатских народов.
Таким образом, в результате функционирования Великого Шелкового пути проявилась тенденция к сближению культур в процессе интенсивных и регулярных мирохозяйственных связей. И в наши дни историю Великого шелкового пути можно рассматривать как актуальный опыт взаимовыгодной торговли и мирного культурного общения разных стран и народов.
2. Развитие средневековой науки, философии и медицины (аль-Фараби, Абу Рейхан Бируни, Ибн-Сина).
Средневековый Казахстан был одним из научных центров. Начала широко распространяться исламская религия, письма на арабском языке, открывались медресе. Первым из учёных стал Абу-Насыр аль-Фараби. Также был арабский учёный- Абу Рейхан аль-Бируни. Он вкладывал свои труды в развитие арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии. Ученые республики внесли свой вклад в обеспечение процессов государственного управления, с древних времен до наших дней исследована история Казахстана, казахской философии, в контексте взаимовлияния восточной и западной культур составлены новая философия и методология науки, исследованы развитие конституц. процесса в Республике Казахстан, евразийская интеграция, геополитика, подготовлен прогноз демографического развития. Организована Высшая научно-техническая комиссия — ответственный консультативный орган по определению государственных приоритетов в развитии фундамента и прикладной науки и техники и дальнейшему прогнозированию. 100-летие со дня рождения академика К.И.Сатпаева включено в список юбилеев, проводимых при поддержке ЮНЕСКО. Отец Али ибн Сахля аль-Табари был одним из многих выдающихся медиков Мерва, он проявлял глубокий интерес и к другим наукам. Работая, как и сирийские переводчики, в Гундешапуре, он выполнил один из первых переводов эпохального «Альмагеста» Птолемея на арабский язык. Али ибн Сахль ат-Табари после совместных с отцом исследований переехал в Багдад, где правящий халиф обратил его в ислам. Образование, полученное в Мерве, дало ат-Табари хорошее знание сирийского и греческого языков, благодаря чему у него был прямой доступ к обширным медицинским источникам на обоих языках без необходимости перевода. Читая огромный труд ат-Табари, вы будете поражены тем, как настойчиво он говорит, что физическое и душевное здоровье тесно взаимосвязаны. Его диагностический словарь богат психологическими наблюдениями, а предписания часто содержат что-то вроде прототипа психотерапии, включающей в себя психологическое консультирование пациентов. Та же озабоченность связью между духом и телом привела к тому, что ат-Табари обратил особое внимание на развитие детей и педиатрию. Учитывая, что эти направления интересовали и других ведущих медиков Центральной Азии, справедливо будет отметить их региональную специфику, которая сформировалась еще при несторианских докторах Хорасана.
3. Великий Шелковый путь и расцвет городской культуры (Исфиджаб (Сайрам), Баласагун, Отрар, Суяб, Тараз, Шаш (Ташкент), Шымкент, Карашок, Карнак, Екиогуз, Ашнас, Яссы (Туркестан).

Начало контактов и обменных связей восходит к III—II тыс. до н. э. Эти связи были налажены в связи с разработкой месторожде-


ний лазурита в горах Бадахшана и нефрита в верхнем течении р. Яркендарьи, в районе Хотана.
В середине I тыс. до н. э. стал функционировать Степной путь, протянувшийся из Причерноморья к берегам Дона, затем в земли савроматов в Южное Приуралье, к Иртышу и, далее, на Алтай, в страну агрипеев, населявших район Верхнего Иртыша и о. Зайсан. По этому пути распространяли шелк, меха и шкуры, иранские ковры, изделия из драгоценных металлов.
В распространении драгоценных шелков участвовали кочевые племена саков и скифов, через посредство которых диковинный для того времени товар попадал в Центральную Азию и Средизем¬номорье.
Древние города Казахстана — бесценное культурное наследие. Их берегут на протяжении тысячелетий. Каждый камень в этих местах — это артефакт, который может многое рассказать об истории страны: о военных набегах, борьбе за власть, развитии науки.
Древние города Казахстана: Сайрам
У города самая древняя история среди селений, которые еще V–VI веке связывал Великий шелковый путь. В древности он назывался Испиджаб, что переводится с согдийского диалекта как ‘белая вода’. Мощную крепость построили в IX–X веке на берегу реки Сайрам-су, чтобы защищаться от врагов, которых у Белого города было предостаточно. Жителям приходилось отстаивать свою независимость, а после разрушительных войн заново восстанавливать крепость.
Шавгар, Яссы Торговые пути проходили по югу Казахстана, где главным центром ремесла и торговли в X веке был город Шавгар. В XII веке здесь появилась крепость Ясы (Яссы). Известный поэт и философ Ходжа Ахмед Ясави проживал в этих местах, и в честь него город Яссы получил свое название. Местные жители слушали проповеди Ясави и любили его стихи. После смерти проповедника над его могилой возвели мавзолей. Древний город Яссы оставался административным и культурным центром до XVI века. Карта древнего Казахстана изменилась после казахско-джунгарских войн во второй половине XVII века. Нападения вражеских войск сильно разрушили крепость и архитектурные постройки города.
Отрар В Средние века купцы, караваны которых двигались по Великому шелковому пути, на казахском отрезке останавливались в местах, где кипела торговля. Один из таких центров, в котором сходились торговые ветки из 150 больших и маленьких селений, — Отрар. Город был богатым и развитым. Здесь были построены бани, дома, мечети, выпускались собственные деньги. В IX веке в Отраре жил математик Абу-Наср аль-Фараби. Считается, что он собрал многотысячную Отрарскую библиотеку.
Древний город Тараз Путешествие по Великому шелковому пути обязательно ведет в большие города Казахстана — центры торговли и ремесел. Одним из таких был город Тараз, расположенный неподалеку от серебряных рудников на реке Талас. Первое поселение в этих местах появилось еще в VI–V веках до н. э., а в 400 году н. э. город упоминают под названием Толос. Здесь проходила северная ветка Великого шелкового пути.
Вывод: Этот транснациональный инфраструктурный проект, призванный укрепить экономические и культурные связи между Европой и Азией, также способствует превращению Казахстана в крупнейшую транзитную территорию, принося стране определенные финансовые дивиденды.
4. Материальная и духовная культуры периода Караханидов (Аль-Кашгари, Юсуф Баласагуни, Ахмед Югнеки, Сулейман Бакыргани).

В ХI - ХII веках в Средней Азии продолжало развиваться строительное дело, о чем свидетельствуют дошедшие до нас остатки различных памятников. В этот период происходило совершенствование строительной техники и проявлялся большой прогресс в архитектуре и прикладном искусстве. Жженый кирпич стал основным строительным материалом в сооружении монументальных и других общественных зданий и жилых домов богатых.


Самый ранний из дошедших до нас караханидских памятников - известная башня Бурана, возведенная во второй половине Х века и расположенная близ Токмака. Бартольд В.В. сначала предполагал, что эта башня является остатками Баласагуна, но позже отождествлял башню с городищем Ак-Бешим (к юго-западу от Токмака), а саму башню Бурана считал его загородным поместьем. Первая гипотеза, высказанная Бартольдом, подтверждается сведениями автора ХV - ХVI веков Мухаммеда Хайдара Дулати, в которых указывалось: "В стране Джу в одном месте есть следы большого города, его минареты, купола и медресе в некоторых местах сохранились. Так как имени того города никто не знает, то монголы называют его Монара". Он же сообщает о сохранившемся в то время надгробии имама Мухаммеда Факиха Баласагунского, скончавшегося примерно в 1311-1312 годах. То, что Монара (Бурана) и есть Буранинское городище, описанное Мухаммедом Хайдаром, бесспорно, судя по тождеству названий. Видимо эта башня служила вышкой муэдзина, сзывавшего мусульман на молитву и сторожевым постом города.
В Узгене сохранился архитектурный комплекс из трех мавзолеев и одного минарета, последний выполнял такие же функции, как и башня Бурана. Северный мавзолей построен в 1152 году, там похоронен владетель Ферганы, один из караханидских ханов Тогрул Кара-хан Хусеин ибн Хасан. Средний мавзолей возведен в начале ХI века, а Южный - в 1187 году.
К числу крупных построек в западнокараханидском каганате следует отнести Намазго - загородную мечеть в Бухаре с михрабом, мимбаром и открытым пространством для праздничной молитвы, обнесенную стеной. Кроме этого, дворец Шамсабат, около Бухары; минарет Калян (1127 год), минарет и мечеть Магоки-Ат-тари (ХI - ХII века ) в Бухаре, караван-сарай Рабат-и-Малик (ХI век) около Кермине по дороге из Самарканда в Бухару, мечети Дигаран в Хазаре (ХI век) и Искеджкете (1121 год) в Бухарском оазисе.

5. Суфизм как феномен культуры. Влияние суфизма на культурные ценности и мировоззрение тюрков (Ахмед Яссауви (Ясави).


По-видимому, фактов в пользу предположения, что распространению ислама способствовала воинственность тюрок, что тюрки увлеклись идеей священной войны и райскими блаженствами, обещанными павшим в такой войне. Возникновение в исламе индивидуального миссионерства, внутри мусульманского мира и за его пределами, было связано с возникновением мусульманского мистицизма - суфизма. В биографиях известных суфиев обыкновенно говорится об обращении ими в ислам большого числа иноверцев; суфии отправлялись проповедовать ислам в степь, к тюркам, и всегда, до последнего времени, пользовались среди тюрок гораздо большим успехом, чем представители книжного богословия. Проповедники-суфии говорили в степи не о священной войне и райских наслаждениях, а о грехе и адских муках; европейские путешественники в Средней Азии и Центральной Африке одинаково, независимо друг от друга, вынесли впечатление, что рассказы об аде больше всего способствуют распространению ислама. Но в этом отношении ислам не приносил с собой ничего нового; такие же рассказы тюрки слышали от проповедников буддизма, манихейства и христианства; между тем проповедь ислама имела успех и там, где тюрки раньше ознакомились с одной из этих религий.


Главное преимущество ислама заключалось, конечно, в культурном первенстве мусульманского мира, одинаково в области материальной и духовной культуры, среди образованных народов того времени. Кочевники всегда нуждались в произведениях культурных стран, особенно в предметах одежды. Везде, где происходила торговля между культурными народами и кочевниками, в Китае, в мусульманском мире и впоследствии в России, кочевникам больше всего были нужны ткани. Торговля с кочевниками была выгодна и для оседлых народов, которые могли получать от кочевников продукты скотоводства, особенно мясо, по более дешевым ценам, чем это было бы возможно при других условиях, но больше всего торговля была нужна кочевникам, которые везде сами пригоняли свои стада к пограничным селениям культурных стран, не дожидаясь, чтобы торговцы приехали к ним в степь. Для пограничных мусульманских стран в Средней Азии торговля с кочевниками имела большое значение; в Хорезме изготовлялись ткани специально для вывоза в степь. Знакомясь с товарами и вообще с жизнью мусульман, кочевники подвергались влиянию не столько ислама как религии, сколько вообще мусульманской культуры, но присоединение к мусульманскому культурному миру было возможно для кочевников только при условии принятия ислама. В прочном распространении ислама среди турок проявилась та сила, которою, по-видимому, обладает ислам даже по сравнению с другими мировыми религиями. Несмотря на то, что ислам по числу своих последователей уступал буддизму и христианству, можно сказать, что ислам теперь является единственной в настоящем смысле слова мировой религией, т.е. религией, распространение которой не ограничивается народами одного происхождения или одного культурною мира. Временно успехи других религий иногда были более замечательны, чем успехи ислама, но не приводили к прочным результатам. Манихейство тоже было некогда мировой религией и имело последователей от Южной Франции до Китая; это не помешало ему впоследствии совершенно исчезнуть. Буддизм начал свою мировую деятельность широкой пропагандой на западе, но остался религией одного только восточноазиатского культурного мира .
Христианство имело многочисленных последователей среди турок до начала успехов ислама; впоследствии христианство воспринял целый ряд народностей в Западной, Восточной и Южной Монголии, где мусульманская пропаганда не имела почти никакого успеха, но эти успехи были только временными, и христианство является теперь религией преимущественно европейского человечества; по сравнению с европейскими, христиане, живущие вне мира европейской культуры, совершенно ничтожны как по численности, так и по своему культурному развитию. Ислам является по существу религией переднеазиатского культурного мира, но число его последователей в Восточной Азии, особенно в Индии и на островах, теперь превосходит число переднеазиатских мусульман. В Китае мусульмане представляют самостоятельную силу, имеют духовную литературу на своем языке и не нуждаются в поддержке извне, тогда как все попытки христиан создать китайскую национальную церковь потерпели неудачу. В Африке христианство также не создало ничего подобного африканскому исламу; среди единственного африканского народа, имеющего свою национальную христианскую церковь, абиссинцев, еще в XIX в. имела успех мусульманская пропаганда. Вообще история знала много буддийских и христианских народов,, принявших ислам, и не знала ни одного мусульманского народа, который бы принял буддизм или христианство.
После принятия ислама волжскими болгарами следующий крупный факт, указывающий на успехи ислама среди тюрок,- принятие ислама в 960 г., почти через 40 лет после прибытия болгарских послов в Багдад, многочисленным (200000 шатров) тюркским народом. К сожалению, это известие имеется только в багдадской историографии, а не в сочинениях, писавшихся в саманидском государстве, и не в арабской географической литературе. Этим отчасти объясняется крайняя неопределенность дошедшего до нас известия; ничего не говорится ни о том, как назывался тюркский народ, ни о том, где он жил. Только в более поздних среднеазиатских преданиях, из которых самая ранняя версия дошла до нас в сочинениях начала XIV в. со ссылкой на сочинение XI в., говорится, что принявший тогда ислам вместе со своим народом тюркский хан, именно Сатук Богра-хан Абд ал-Малик, был членом той же династии, которая в конце того же X в. завоевала государство Саманидов и положила начала первому тюркскому мусульманскому государству в Средней Азии. Даже в упомянутой древнейшей версии рассказ о Богра-хане и принятии им ислама имеет явно легендарный характер; еще больше легендарного элемента в распространенных в Средней Азии теперь различных версиях Тазкирайи Богра-хан.

Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет