Антропологическая школа



бет1/2
Дата18.12.2022
өлшемі28,89 Kb.
#57892
түріРеферат
  1   2

Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова
Факультет Филология

РЕФЕРАТ
Тема: Антропологическая школа

Выполнили: Диана Аманжанова
Еркеназ Нурбакыт

Актобе 2022 года
План:

  1. Антропологическая школа

  2. Исследователи этой школы


АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА (от греч. anthropos - человек и logos - знание) - научная школа в этнографии и фольклористике, объяснявшая сходство материальной и духовной культуры, в том числе фольклора народов, не находящихся между собой в этническом родстве или экономических, политических и культурных связях, общей человеческой природой людей, сходством их психики и мышления на одинаковых ступенях исторического развития, соответствием духовной культуры и искуства уровню материальной культуры. Эта теория получила также название теории самозарождения сюжетов, так как утверждала, что каждый народ самостоятельно создает свою культуру и обогащает культуру человечества. Ее возникновение было вызвано развитием исторической науки, расширением исследований, которые ввели в научный оборот материалы культуры народов Африки, Южной Америки и Океании и показали сходство их народнопоэтического творчества, а также крахом мифологической теории и теории заимствования, которые не могли уже объяснять это сходство родством народов или их связями. А. ш. сохранила некоторые взгляды мифологической школы: она отводила большую роль в первобытном мировоззрении верованиям и магии, полагая, что в основе многих фольклорных произведений лежат мифы. Но мифы она считала вторичным явлением, к-рому предшествовал анимизм - одушевление человеком сил природы. Эта школа была более прогрессивной, нежели мифологическая (см.) и миграционная. Она вышла за рамки изучения культуры родственных и связанных между собой народов, сделала важные обобщения особенностей культуры народов мира, развитие к-рой рассматривала как закономерный процесс, выводы обосновывала на богатом материале. Она пришла к выводу, что все народы проходят общие ступени развития культуры и что последующие ее периоды сохраняют в себе пережитки предшествующих. Но она не могла дать объяснение сходству сюжетов, так как отрывала творчество народов от их социально-экономического развития и конкретной истории. Ряд отдельных положений этой школы восприняла марксистско-ленинская фольклористика, к-рая смогла решить вопрос о сходстве сюжетов и мотивов. Основоположником А. ш. был английский ученый Эдвард Тэйлор (1832 - 1917), а его продолжателями - шотландский ученый Эндрью Ланг (1844 - 1912) и английский ученый Джеймс Фрезер (1854 - 1941). Влияние А. ш. в России проявилось в работах Н. Ф. Сумцова и А. И. Кирпичникова. Ее положения использовал А. Н. Веселовский в своей исторической поэтике.
«Самозарождения сюжетов теория», антропологическая, или этнографическая теория, направление в фольклористике, возникшее в Англии в 60-е гг. 19 в., распространённое в мировой науке до начала 20 ч. Основоположники «С. с. т.» — Э. Б. Тайлор и А. Ланг, крупнейшие представители: Э. С. Хартленд, Дж. Дж. Фрейзер, А. Б. и Л. Б. Гомм, Р. Р. Маретт (Англия), В. Манхардт, Г. Узенер, Э. Роде, А. Дитерих (Германия), С. Рейнак, Э. Дюркгейм (Франция), Ф. Боас (США) и др. (некоторые из этих учёных отошли впоследствии от «С. с. т.» и стали основоположниками других школ: Дюркгейм — социологической, Боас —диффузионизма). В России «С. с. т.» оказала воздействие на Н. Ф. Сумцова, А. И. Кирпичникова и др., особенно — на А. Н. Веселовского, вместе с тем критически воспринявшего некоторые её положения. Исследователи из этой школы объясняли сходство материальной и духовной культуры, в том числе фольклора народов, не находящихся между собой в этническом родстве или экономических, политических и культурных связях. В основу своих концепций они ставили общую человеческую природу людей, сходство их психики и мышления, отмечали соответствие духовной и материальной культуры. Эта школа доказывала, что возникнув, сходные сюжеты стали вечными спутниками (пережитками) культуры. Представители Антропологической школы пришли к выводу, что все народы проходят общие ступени развития культуры, и следующие ее периоды сохраняют в себе предшествующих. Тейлору удалось собрать и систематизировать материалы о жизни первобытных людей. Он установил, что люди, живущие в разных концах мира одинаковы по своим навыкам. Следовательно, одинаковы и те сказания, с которыми они пришли в мир. Так появилась теория саморождения сюжетов. Сходные явления в мифологии и фольклоре, разных народов и рас (типы, мотивы, сюжеты) эта теория объяснила общностью психических законов и закономерностей духовного творчества всего человечества. Эту общность она выводила из «тождественности человеческой природы» (Тайлор), т. е. лишь из антропологической сущности человека; ряд её представителей принимали во внимание также сходство условий быта разных народов и племён, вследствие чего она иногда формулировалась как «теория бытового психологического самозарождения» (Веселовский); однако далее признания «бытовых основ» фольклора они не шли. Знаменуя развитие фольклористики по сравнению с предшествующими ей теориями (мифологической школоймиграционной теорией), «С. с. т. « ещё не давала научно-материалистического объяснения генезису и развитию сходных явлений в фольклоре, обусловленных прежде всего сходством и общностью общественных отношений (см. Сравнительно-историческое литературоведение). «С. с. т.» ввела в фольклористику понятие «пережитков» (survivals), обозначив им элементы «первобытной культуры» (бытовые и религиозные отношения, суеверия и т. п.), унаследованные «цивилизованными» нациями и сохранившиеся в современной культуре. Некоторые её представители (А. Ланг) сводили к «пережиткам» сущность фольклора, что зачастую вело к его архаизации. В понимании истории фольклора сторонники «С. с. т.» были эволюционистами. Богатство вводимых в науку фактов, широта сопоставлений, научная критика источников и объективность выводов, характерные для многих трудов представителей «С. с. т.», позволяют считать её одним из высших достижений домарксистской фольклористики и сохраняют значение для современной науки. «С. с. т.» представляет также интерес для историков мифологии и религии (разработанные гипотезы об анимизме, тотемизме, магии и пр.). Ряд советских учёных считает понятие «С. с. т.» неправомочным в качестве названия целого направления или школы; оно допустимо лишь для условного обозначения точки зрения (установки) учёных самых различных школ, которая противопоставляет миграционной теории самостоятельное зарождение сходных сюжетов у разных народов. В частности, такую точку зрения впервые обстоятельно обосновала английская антропологическая школа (Тайлор, Ланг и др.), хотя и для неё она остаётся лишь одним из моментов (аспектов) многогранного учения.


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет