Каждый народ имеет свой
метод познания
Вселенной
и
комплекса
представлений о его
устройстве и космогонии. Многие народы при-
ходят к пониманию Вселенной-космоса в связи
с первобытными представлениями о природ-
ных явлениях. В древнетюркских письменных
памятниках «Ырк битиг» (Книга гаданий),
«Огузнамэ», а также в орхоно-енисейских эпи-
тафиях отражены схожие представления о ми-
роздании. Для понимания проблемы проанали-
зируем космогонические моменты памятника
орхонской группы – эпитафии Кюль-Тегина.
Мы склонны оценивать представления тюрок
об устройстве Вселенной сквозь призму двух
космогонических аспектов – понятия гори-
зонтальной и вертикальной Вселенной. Эти
понятия хорошо изучены в исследованиях по
космогонической мифологии народов мира и
широко применяются при анализе представле-
ний о мироздании. Согласно концепции верти-
кального мира, Вселенная разделяется на три
этажа. Обычно в представлении древних на-
родов число этажей не превышает трех, они
представляют из себя верхний (небо), средний
(земля) и нижний (подземный мир) измерения.
Такую же модель вертикального мироздания
мы обнаруживаем у древних тюрок. Согласно
концепции горизонтальной Вселенной, мир
разделён на четыре стороны. В мифологии
разных народов стороны света исчисляются от
двух до четырёх. Это, как правило, передняя
– задняя, правая – левая стороны или просто
Восток, Юг, Запад, Север. В древнетюркских
источниках стороны света именуются так: впе-
ред – солнечный восход, справа – полдень, на-
зад – солнечный закат, слева – полночь.
В эпитафии
Кюль-Тегина (Большая над-
пись) упоминается вертикальная картина
мироздания [6. С. 21].
Транскрипция: Üzä
kök:t
ä
ŋr�: