Лекция 19. Ранние формы верований



Дата27.05.2022
өлшемі15,86 Kb.
#35713
түріЛекция

Лекция 19. Ранние формы верований

В 2005 году общее число верующих в Южной Корее достигло 25,17 млн. человек, что составило 53,5% от всего населения. В 1995 году верующих было 22,56 млн. (50,7%). Число католиков – третьей по величине конфессии в Южной Корее увеличилось с 2,95 млн. до 5,14 млн. человек. Соответственно их доля в населении страны выросла с 6,6% до 10,9%. Число последователей буддизма за десять лет с 1995 года тоже увеличилось с 10,32 млн. до 10,72 млн. человек. Однако доля буддистов в населении Южной Кореи при этом сократилась с 23,2% до 22,8%. Число протестантов снизилось до 8,61 млн. человек, а доля их в южнокорейском населении сократилась до 18,3%. Около 97% верующих в Южной Корее – это буддисты, протестанты и католики. Вместе с тем, здесь можно встретить и представителей многих других конфессий, в том числе ислама и православия. Количество христиан в Корее постоянно растет, в то время как численность сторонников иных, в том числе и традиционных для Кореи религий уменьшается. В развитии современной религиозной жизни Кореи значительно выросла роль новых и исконно корейских народных верований. Спектр религиозных верований в Корее чрезвычайно разнообразен и ныне параллельно практикуются и ранние формы верований, и шаманизм, все три мировые религии, и даосизм, конфуцианство, а также действуют новые религиозные секты.


Ранние формы верований
Первобытные люди, жившие на террито­рии Кореи, с большим почтением и интересом относились к окружающим их предметам, считая, что у каждого из них, так же как и у человека, есть душа. Постепенно первобытные семьи расширя­лись, образуя кланы и племена. Испытывая интерес к окружающему миру, члены пле­мени пытались понять его и, по возмож­ности, достичь с ним согласия. Именно тогда возникла вера в силы природы, в то, что все живое и неживое на земле населяют могущественные духи. Племенными ритуалами руководили вож­ди, однако в южной части Кореи у племен сам хан, т. е. трех племен хан, были специальные люди, которые выполняли эти функции. С перерастанием племенных союзов в государства в каждом из них возникла необходимость в такой культовой системе, которая могла бы объединить многочисленные составляющие его общины. Так возник культ Основателя. Принимая власть, вождь или правитель посещал алтарь Основателя и совершал жертвоприношения. Затем эти особые алтари преобразовали в храмы. Некоторые из них были посвящены предкам, первым правителям, другие – сачжикам, духам земли и урожая. Уже в государстве Чосон ван-основатель Тхэчжо создал в 1394 г. алтарь особого рода, сачжик-пан, в честь духов земли и урожая, где четыре раза в год совершались моления и жертвоприношения.
Культ деревьев был широко распространен по всей Корее вплоть до начала ХХ столетия. Старые деревья (сучон), растущие у дороги, на горных перевалах или на границе деревни, корейцы окружали особым вниманием. Община их «усыновляла»: около них сооружали каменную насыпь, на ветки вешали соломенные жгуты. Такие деревья было стро­жайше запрещено ломать, тем более рубить. К священному дереву обращались с просьбами о благополуч­ных родах, о ниспослании знатности и богатства, об излечении болезней и т. д.
По религиоз­ным представлениям корейцев, деревья, как и все предметы, имели син – некую духовную силу, поэтому в старину к срубленным деревьям, предназна­ченным для строительства дома, прикрепляли амулеты – просьбы, чтобы моксин (дух дерева) не посылал болезни и несчастья на жителей дома. Во время укладки центральной балки под конек крыши собирались все мужчины, соседи по деревне, и устраивали жертвоприношения духам земли и дома. В обрядовой практике корейцев значительную роль играли наму квисин – деревья, которые считались временными вместилищами определенных духов (небесных, земных, горных) – покровителей государства, общины, семьи. На деревья вешали лоскутки и другие вещи и заклинали дух не причинять зло людям.
По древним воззрениям корейцев, домашние духи следуют за новобрачной и переходят в дом ее мужа. Чтобы задержать их в доме отца и не дать дому разрушиться, невеста около первого алтаря на пути к дому жениха останавливалась и привязывала к дереву полоску ткани от своего свадебного наряда, затем обращалась к духам с просьбой, чтобы они не следовали за ней.
Культ деревьев был составной частью общинной обрядности, связанной с важными периодами хозяйственной деятельности общинников: весной – с началом полевых работ, осенью – с завершением уборки урожая. Деревья играли важную роль в магико-религиозных обрядах, посвященных повышению плодородия почвы и увеличению жизненной силы злаков и животных. Деревья в сельскохозяйственном кален­даре выступали как символы определенных сезонов года и различ­ных сельскохозяйственных циклов. Причина живучести культа деревьев, равно как и других культов заключается в специфике социально-экономического строя Кореи, где были сильны пережитки родовых отношений и устойчивы общинные структуры. Культ деревьев в сельской общине выступал как часть общин­ного культа, в котором нашли отражение сознание общности кол­лектива, его неразрывная связь с территорией и окружающей природой.

Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет