МАЗМҰНЫ – СОДЕРЖАНИЕ
«ӘДІЛЕТТІҢ»
ҒЫЛЫМИ ЕҢБЕКТЕРІ
НАУЧНЫЕ ТРУДЫ
«ӘДІЛЕТ»
Журнал издается с 1996 года
Выходит 4 раза в год
№ 1 (39), 2012
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
С.В. Алимов. К вопросу о правовом статусе религиозных организаций ...............................3
С.В. Алимов. Правосубъектность религиозных организаций ................................................9
А.С. Смагулова. Регулирование гражданских отношений в мусульманской правовой
системе: некоторые особенности ..........................................................................................14
А.С. Смагулова. Обычаи и традиции как регуляторы общественных отношений
в древний период ...................................................................................................................18
Б.Б. Байсеитов Қазақтың саяси және құқықтық ой тарихындағы әскери билікке деген
көзқарастар .............................................................................................................................22
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
А.А. Черняков. Различия в наименованиях отраслевых терминов «государственное право»
и «конституционное право»: теоретико-методологические аспекты ..................................26
А.А. Караев. Толкование права собственности в практике конституционного
контроля .................................................................................................................................43
ГРАЖДАНСКОЕ, ГРАЖДАНСКО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО
Н.М. Кожошева. К вопросу о понятии «имущественный комплекс» в законодательстве
Кыргызской Республики .......................................................................................................50
Б.А. Демесенова. Азаматтық іс жүргізу құқық қатынасының түсінігі мен белгілері ............54
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
К.А. Мушатова. О правовом статусе судебного эксперта .....................................................58
ГЕОЛОГИЯ, НЕФТЬ И ГАЗ
Р.С. Алдабергенов. Бурение на обсадных трубах ...................................................................62
К.С. Нурбекова, Г.А. Баймагамбетова. Совершенствование методов защиты колонны НКТ
от асфальтосмолопарфиновых отложений на промыслах Казахстана .................................69
А.Н. Мажитов. Строение квазиплатформенного комплекса южно-торгайского
прогиба ...................................................................................................................................77
Т.У. Камбаков, С.С. Алтенов. Использование источников тепла длительного действия для
повышение нефтеотдачи пластов ..........................................................................................80
А.К. Халелов, А.М. Бегимбетов. Геодинамическая природа надвиговых покровов ............82
М.Б. Демепбергенова. Өнім қалдықтарды өңдеу әдістері .....................................................87
М.Б. Демепбергенова, Л.В. Воронина. Оценка эффективности паротеплового
взаимодействия для повышения нефтеотдачи пласта ..........................................................93
ИСТОРИЯ
С.Ф. Мажитов. Борьба за независимость Казахстана как историографическая
проблема .................................................................................................................................96
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Ш.С. Испаева. Қазақстан Республикасында білім берудің құқықтық аспектілері ...........103
МЕТОДИКА ОБРАЗОВАНИЯ
М.Д. Дуйсембаев. Проведение занятий с использованием основ моделирования
инновационного обучения ...................................................................................................107
Ш.Т. Ергалиева. Нестандартные методы обучения экономике .........................................111
А.С. Шалданбаева. Оқытудың шығармашылық технологиясы ..........................................114
Н.К. Бутабаева. Методы управления ...................................................................................118
К.К. Усерова. Управление персоналом ................................................................................121
Т.А. Баёва. Освоение студентами двигательных умений и навыков составляющих основу
физической закалки, оптимального двигательного режима ..............................................125
СОЦИОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ
А.В. Степанов. О факторах формирования мета-духовности и постренессансе мировых
религий в ХХІ веке ...............................................................................................................129
Б.М. Джуманов. Некоторые особенности правового регулирования охраны окружающей
среды в зарубежных странах ................................................................................................133
ЭКОНОМИКА
С.К. Турдубаев. Экономическая эффективность инновационного развития АПК ...........137
С.К. Турдубаев. Совершенствование экономического механизма управления
инновационными процессами в агропромышленном комплексе .....................................143
Г.Ж. Керимбекова. Развитие малого предпринимательства в Республике Казахстан .......148
А. Отарбаева. Пути повышения конкурентноспособности предприятия ..........................151
А. Толеуова. Инновациялық процестер теориясының дамуы ............................................155
А.Б. Рахымбекова. Несиелік тәуекелді басқарудағы несие саясатының ролі .....................160
ФИЛОЛОГИЯ
Ш.С. Ниятова. Махамбет ақынның индивидуалды – көркем ғалам бейнесіндегі ұлттық
менталитет көрінісі ...............................................................................................................172
А.Т. Бокаева. Жас өмірімнің көгін бұлттар басқан күн... ....................................................175
Н.Х. Рахматуллина. О некоторых причинах «смешения языков» у билингвов ..................178
Б.Ч. Амирханова. Текст как ресурс обучения речевому общению: лингвистический
анализ ....................................................................................................................................182
РЕЦЕНЗИЯ
И. Капась. Рецензия на книги: Касым Кайсенов. Избранное в 2-х томах / [Отв. ред. и
сост.: М. Х. Кайсенова]. – Алматы: Толагай, 2008. – Т. 1. – 456 с.; Т. 2. – 256 с. ................186
С.А. Сарина. Фактор победы ................................................................................................193
С.А. Акимбекова. Учиться и учить учиться ..........................................................................195
РЕЗЮМЕ ..............................................................................................................................197
«Ә
д
іл
ет
т
ің
»
ғы
л
ы
м
и
ең
б
ек
т
ер
і №
1
(
39
)
20
12
АЛИМОВ С.В.
ректор Каспийского
общественного университета,
профессор, кандидат
исторических наук
1
Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалисти-
ческом обществе. - М.: Юрид. лит., 1979;
Витрук Н. В. Правовой статус личности в СССР. - М.: Юрид.лит., 1985;
Зинченко З.А. Правовой статус личности в СССР. - Алма-Ата: Казахстан,
1983; Правовое положение личности в СССР / Под ред. В. Е. Чиркина. - М.:
Наука, 1987.
2
Розенбаум Ю. А. Некоторые социально-правовые черты религиозных объеди-
нений в СССР // Советское государство и право, 1984, № 12, с.104-155.
3
Меркулов Н. О правовом статусе религиозного объединения // Советская
юстиция, 1988, № 11, с. 39.
К вопросу о правовом статусе
религиозных организаций
П
равовой статус субъекта права - категория, явля-
ющаяся предметом исследования, прежде всего,
общей теории права. В юридической литературе
еще с советских времен наиболее разработаны теоретичес-
кие вопросы, связанные с правовым статусом личности
1
.
Менее изучены вопросы правового статуса коллективных
субъектов права - государственных органов, государствен-
ных и негосударственных организаций.
Что касается правового статуса религиозных объеди-
нений, то его содержание и элементы слабо изучены в
юридической литературе. Хотя имеются отдельные рабо-
ты (разделы в работах), в которых упоминается сочетание
«правовой статус (положение) религиозных объедине-
ний», однако в них отсутствует теоретический анализ со-
держания правового статуса указанных объединений, не
выделяются элементы его составляющие, рассматривается
только часть юридических категорий, характеризующих
правовой статус религиозных объединений и в то же время
освещаются вопросы, не имеющие прямого отношения к
названному правовому статусу. Так, Ю.А. Розенбаум, рас-
крывая правовое положение религиозных организаций,
рассматривает последние в качестве участников различных
отраслевых правоотношений, не исследуя при этом другие
юридические категории, характеризующие правовой ста-
тус
2
. Н.Меркулов, говоря о правовом статусе религиозно-
го объединения, ограничивается определением понятия и
особенностей последних
3
. Г.П.Лупарев в своей диссертаци-
онной работе в главе о правовом статусе религиозных объ-
единений основное внимание уделяет выделению понятий
ҚҰҚЫҚ ЖӘНЕ МЕМЛЕКЕТ ТЕОРИЯСЫ МЕН ТАРИХЫ
«Ә
д
іл
ет
т
ің
»
ғы
л
ы
м
и
ең
б
ек
т
ер
і №
1
(
39
)
20
12
4
Лупарев Г. П. Правовое регулирование деятельности религиозных организаций на территории СНГ. Автореф….докт.
юрид.наук. – М., 1992. - с. 18.
5
Матузов Н. И. Личность. Право. Демократия. Теоретические проблемы субъекта права. – Саратов: Изд-во Сара-
товского университета. 1972, с. 193; Гатинян А. А. Правовой статус и осуществление структурных элементов норм
// Проблемы правового статуса субъектов права. Межвузовский сборник. - Калининград: Изд-во Калининградского
университета. 1976. - с. 43.
6
Конституционный статус общественных организаций в СССР / Под ред. А. И. Щиглика, - М.: Наука, 1983, с. 6.
7
Гатинян А. А. О содержании понятия правового статуса субъектов права // Воплощение ленинских идей в советс-
ком праве. Труды. Вып.2 - Калининград: Изд-во Калининградского университета, 1970. - с.5.
8
Мицкевич А. В. Субъекты советского права. - М.: Госюриз-дат, 1962. С. 108, 109.
9
Конституционный статус общественных организаций в СССР / Под ред. А. И. Щиглика, - М.: Наука, 1983, с. 13;
Витрук Н. В. Правовой статус личности: содержание, виды и тенденции в развитии // Проблемы правового статуса
субъектов права, межвузовский сборник. - Калининград: Изд-во Калининградского университета, 1976, с. 13,14.
и видов религиозных объединений, порядку
их легализации, не анализируя конкретно
содержание и элементы правового статуса
религиозных объединений
4
.
Рассматривая правовой статус религиоз-
ных объединений, мы будем придерживать-
ся высказанного в юридической литературе
мнения о тождественности понятий право-
вого статуса и правового положения
5
.
По вопросам, связанным с правовым
статусом субъектов права, его содержанием
и элементами имеется множество суждений.
Однако, как пишет А.И. Щиглик, при всем
многообразии имеющихся точек зрения по
поводу структуры и конкретного содержа-
ния этого понятия, все авторы едины в том,
что правовой статус субъекта права есть
юридическое выражение того фактическо-
го положения, которое занимает гражданин
или организация в системе общественных
отношений, регулируемых правом
6
.
Правовой статус, отмечает А.А. Гатинян,
представляет собой совокупность всех прав
и обязанностей, которые принадлежат или
могут принадлежать субъектам права в силу
действия законов, имеющих своей целью
регулировать поведение граждан и деятель-
ность организаций
7
.
Как видно из приведенного выше опреде-
ления, содержание правового статуса субъ-
ектов права раскрывается через наличие у
последних прав и обязанностей, закреплен-
ных в законах. Об этом писал, в частности, и
А. В. Мицкевич – «каждый субъект права в
силу самого действия закона, или как часто
говорят, - «непосредственно из закона», то
есть независимо от участия в тех или иных
правоотношениях, обладает определенным
комплексом прав и обязанностей. Все эти
права и обязанности составляют содержа-
ние правосубъектности или правовой статус
данного лица или организаций»
8
.
Точка зрения о том, что права и обязан-
ности субъектов права входят в его правовой
статус и являются центральным элементом
статуса, считается общепризнанной в юри-
дической литературе. Спор ведется по пово-
ду других элементов, которые, по мнению
ряда авторов, могут входить в правовой ста-
тус. Так, специалисты общей теории права
при анализе правового статуса включают в
него правовые способности субъектов права
(правоспособность, дееспособность, право-
субъектность), субъективные права и обя-
занности, фактическое положение субъекта
права в правоотношении и другие общете-
оретические юридические категории. При-
чем, некоторые ограничивают правовой
статус одной из указанных выше категорий,
другие включают в содержание правового
статуса несколько категорий.
Авторы, исследующие правовой статус
конкретных субъектов права, в качестве
основного элемента, рассматривают права
и обязанности, а также включают в право-
вой статус такие элементы, как принципы
организации и деятельности коллективных
образований, гарантии прав и обязанностей
личности и организаций и другие элементы
(например, гражданство, законные интере-
сы)
9
.
Мы, в своей работе, будем придержи-
ваться понимания правового статуса в ши-
роком смысле, то есть наряду с правами и
обязанностями, которыми наделены рели-
гиозные объединения, будем рассматривать
и другие категории, присущие религиозным
объединениям как субъектам права и, на
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
«Ә
д
іл
ет
т
ің
»
ғы
л
ы
м
и
ең
б
ек
т
ер
і №
1
(
39
)
20
12
наш взгляд, также характеризующие их пра-
вовой статус. Речь идет о правосубъектности
религиозных объединений, закрепленных
в законе принципах деятельности религи-
озных объединений, гарантиях их прав в
различных правоотношениях. Будут рас-
смотрены также вопросы, связанные с взаи-
моотношениями государственных органов и
религиозных объединений. Анализ всех вы-
шеуказанных моментов будет способство-
вать раскрытию фактического положения
религиозных объединений в урегулирован-
ных правом общественных отношениях, что
выражается в категории правового статуса.
Ограничившись рассмотрением только прав
и обязанностей, нельзя, на наш взгляд, всес-
торонне охарактеризовать правовой статус.
Исходя из вышеуказанных положений
можно заключить, что правовой статус ре-
лигиозных объединений является юриди-
ческим выражением того положения, ка-
кое эти объединения занимают в обществе
и представляет собой совокупность всех
прав и обязанностей, которыми в соответс-
твии с законом наделены религиозные объ-
единения. В правовой статус также входят
правовые способности религиозных объ-
единений, так как именно они являются
необходимыми предпосылками наделения
религиозных объединений правами и обя-
занностями; принципы деятельности рели-
гиозных объединений, которые закрепляют
условия функционирования религиозных
объединений; юридические гарантии прав,
закрепленные в законе средства, обеспечи-
вающие реализацию прав религиозных объ-
единений и их охрану. Правовой статус ре-
лигиозных объединений реализуется при их
вступлении в конкретные правоотношения.
Все вышеперечисленные категории следует
учитывать при характеристике правового
статуса религиозных объединений.
Права, наряду с обязанностями зани-
мают основное место, как ухе указывалось
выше в правовом статусе субъектов права.
Права религиозных объединений закреп-
лены в различных правовых актах. Мож-
но выделить две большие группы прав, в
зависимости от целей их использования,
которыми обладают религиозные объеди-
нения. Первая группа охватывает те права,
которые предоставлены религиозным объ-
единениям в связи с основными целями и
задачами последних, каковыми являются
удовлетворение гражданами религиозных
потребностей и интересов. Некоторые пра-
ва из указанной группы присущи только
религиозным объединениям: право содер-
жать места поклонения, проводить (совер-
шать) богослужения, религиозные обряды,
церемонии, собрания в культовых зданиях
(сооружениях) и на отведенной им терри-
тории, в местах поклонения, в учреждениях
и помещениях религиозных объединений,
на кладбищах и в крематориях, жилищах,
объектах общественного питания в случае
необходимости при условии соблюдения
прав и интересов близ проживающих лиц;
право учреждать духовные учебные заведе-
ния. Другие права этой группы характерны
не только для религиозных объединений, но
и для других субъектов права: право осно-
вывать объединения граждан для благотво-
рительности и культурно-просветительной
деятельности; право приобреения, распро-
странения религиозной литературы, пред-
метов и материалов религиозного назначе-
ния, право использовать средства массовой
информация и основывать их и др.
Вторую большую группу прав составля-
ют права, не связанные непосредственно
с удовлетворением религиозных потреб-
ностей и интересов, но необходимые для
нормальной деятельности религиозных
объединений: право собственности, право
приема на работу граждан, право учрежде-
ния предприятий и др. Эти права характер-
ны не только для религиозных объедине-
ний.
Права, предоставленные религиозным
объединениям, можно классифицировать
и по другим основаниям: в зависимости от
отраслевой принадлежности - права в сфере
гражданского, административного, финан-
сового, трудового, земельного права или
других отраслях права; в зависимости от
правовых актов, в которых закреплены пра-
ва - права, закрепленные в законодательс-
тве о религиозных объединениях, и права,
закрепленные в правовых актах других от-
раслей законодательства, в зависимости от
субъекта прав: - права, предоставленные
ҚҰҚЫҚ ЖӘНЕ МЕМЛЕКЕТ ТЕОРИЯСЫ МЕН ТАРИХЫ
«Ә
д
іл
ет
т
ің
»
ғы
л
ы
м
и
ең
б
ек
т
ер
і №
1
(
39
)
20
12
всем религиозным объединениям и отде-
льным их видам.
Помимо прав, которыми обладают рели-
гиозные объединения непосредственно из
законов, они приобретают права при вступ-
лении в конкретные правоотношения, в
случаях наступления предусмотренных пра-
вовыми нормами юридических фактов.
Правам всегда сопутствуют обязаннос-
ти, которые также являются необходимым
элементом правового статуса. Но если пра-
ва религиозных объединений, как и дру-
гих субъектов права, достаточно широко
закреплены в законодательстве, то об обя-
занностях говорится меньше. Так, в Законе
Республики Казахстан «О религиозной де-
ятельности и религиозных объединениях»,
наряду с предоставлением религиозным
объединениям прав предусмотрена всего
одна обязанность, имеющая общий харак-
тер, а именно обязанность соблюдать тре-
бования законодательства. Такое соотно-
шение прав и обязанностей характерно для
общего правового статуса религиозных объ-
единений. Другое соотношение наблюдает-
ся в отраслевом правовом статусе, где обя-
занности могут превалировать над правами,
в частности, в административно-правовом
или финансово-правовом статусе.
Многие обязанности религиозных объ-
единений, в отличие от прав, предусмот-
рены не в законодательстве о религиозной
деятельности и религиозных объединениях,
а в правовых актах, регулирующих обще-
ственные отношения в других различных
сферах деятельности, участниками которых
являются религиозные объединения: обя-
занность обеспечивать сохранность памят-
ников истории и культуры, обязанность
вносить налоговые платежи, обязанность
эффективно использовать предоставленную
в пользование землю и др.
Кроме того, многие обязанности религи-
озных объединений, как и права, возникают
при наступлении юридических фактов, то
есть при возникновении правоотношения,
а не непосредственно из закона. В данном
случае обязанность является элементом
правоотношения.
В качестве самостоятельного элемента
правового статуса коллективных образова-
ний, некоторые авторы выделяют юриди-
ческую ответственность
10
. Решение вопроса
об относимости юридической ответствен-
ности к самостоятельному элементу право-
вого статуса связано, по нашему мнению, с
теоретическими проблемами определения
понятия юридической ответственности. До
настоящего времени в юридической лите-
ратуре нет единого подхода к определению
этого понятия.
Одни авторы рассматривают юриди-
ческую ответственность, как осуждающую
реакцию государства на правонарушение,
выразившуюся в применении к правонару-
шителю особых мер воздействия
11
.
С позиций других авторов, юридическая
ответственность представляет собой особо-
го рода обязанность, а именно обязанность
нести неблагоприятные последствия в виде
различных лишений в случае правонаруше-
ния
12
.
По-видимому, последней точкой зрения
объясняется то, что, как правило, ученые,
исследующие правовой статус различных
субъектов права, не выделяют ответствен-
ность в качестве самостоятельного элемен-
та, а рассматривают ее как определенную
обязанность.
Мы в своей работе под юридической от-
ветственностью религиозных объединений
будем иметь ввиду обязанность религиоз-
ного объединения подвергаться мерам госу-
дарственного принуждения за совершенное
правонарушение.
Юридическую ответственность в лите-
ратуре традиционно подразделяют в зави-
симости от отраслевой принадлежности и
вида правонарушения на: уголовно-право-
вую, административно-правовую, граждан-
ско-правовую, материальную, дисципли-
нарную.
Религиозные объединения, исходя из
перечисленных видов ответственности,
могут быть субъектами административной,
гражданско-правовой, материальной от-
10
Конституционный статус общественных организаций в СССР / Под ред. А. И. Щиглика, - М.: Наука, 1983. С. 13.
11
Ребане И. А. О методологическом и юридическом аспектах учения об основаниях юридической ответственности //
Юридическая ответственность. Проблемы и перспективы. - Тарту, Изд-во Тартуского университета, 1989, с. 161;
Проблемы теории государства и права / Под ред. С. С. Алексеева. – М.: Юрид.лит., 1987, с. 308.
12
Райдла Ю. Э. Вопросы гражданско-правовой ответственности в условиях перестройки // Юридическая ответс-
твенность. Проблемы и перспективы. - Тарту: Изд-во Тартуского университета, 1989, с. 49.
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
ҚҰҚЫҚ ЖӘНЕ МЕМЛЕКЕТ ТЕОРИЯСЫ МЕН ТАРИХЫ
«Ә
д
іл
ет
т
ің
»
ғы
л
ы
м
и
ең
б
ек
т
ер
і №
1
(
39
)
20
12
ветственности, о которой речь пойдет ниже.
Кроме того, помимо названных видов, ре-
лигиозные объединения могут быть субъек-
тами финансово-правовой ответственнос-
ти, которую, по нашему мнению, следует
рассматривать в качестве самостоятельного
вида юридической ответственности, насту-
пающую за правонарушения в сфере фи-
нансовой деятельности государства.
Говоря об ответственности религиоз-
ных объединений, следует заместить, что
в законодательстве имеется специальная
статья, закрепляющая ответственность за
нарушение законодательства о религиозной
деятельности и религиозных объединениях
(ст. 23 Закона «О религиозной деятельнос-
ти и религиозных объединениях»). Хотя эта
статья носит отсылочный характер.
Следующей категорией, характеризую-
щей правовой статус религиозных объеди-
нений, являются юридические гарантии их
прав. Вопрос о гарантиях в юридической
литературе рассматривался главным обра-
зом применительно к правовому статусу
граждан.
Под юридическими гарантиями в ли-
тературе понимается совокупность право-
вых средств, обеспечивающих реализацию
прав, свобод и обязанностей граждан и их
защиту от возможных нарушений
13
. Это
определение можно распространить и на
юридические гарантии прав религиозных
объединений. Чаще всего юридические га-
рантии классифицируют в зависимости от
отраслевой правовой принадлежности: го-
сударственно-правовые, административно-
правовые, гражданско-правовые, гарантии
в трудовом праве и т.д.
Юридические гарантии прав религиоз-
ных объединений выражаются в законода-
тельстве в различных формах. Они могут
быть сформулированы в виде специальных
положений нормативных правовых актов. В
качестве примера можно привести п.5 ст.20
Закона «О религиозной деятельности и ре-
лигиозных объединениях» о том, что право
собственности религиозных объединений
охраняется законом.
Юридические гарантии могут быть сфор-
мулированы и в виде прав, предоставляе-
мых религиозным объединениям. Напри-
мер, право обжаловать в суд неправомерные
действия государственных органов и долж-
ностных лиц. В связи с этим, некоторые ав-
торы говорят о правах-гарантиях
14
. Другие
авторы в качестве разновидности юриди-
ческих гарантий называют установление от-
ветственности различных субъектов права
за допущенные нарушения
15
. Юридические
гарантии прав религиозных объединений
могут выражаться в предоставлении послед-
ним различных льгот, преимуществ (напри-
мер, льготы по налогообложению).
Рассматривая правовой статус религи-
озных объединений, необходимо, на наш
взгляд, проанализировать принципы де-
ятельности религиозных объединений - ис-
ходные начала этой деятельности, опреде-
ляющие условия в которых функционируют
религиозные объединения. В данном случае
мы имеем ввиду принципы, которые закреп-
лены в нормативных правовых актах, то есть
правовые принципы. К ним мы относим:
принцип отделения религиозных объеди-
нений от государства; принцип равнопра-
вия религиозных объединений; принцип
деятельности религиозных объединений в
соответствии со своими целями; принцип
соблюдения законности в деятельности ре-
лигиозных объединений; принцип отделе-
ния государственной системы образования
и воспитания от религиозных объединений.
Некоторые из указанных выше при-
нципов можно рассматривать в качестве
принципов взаимоотношений между госу-
дарством и религиозными объединениями.
Более подробно принципы деятельности
религиозных объединений будут раскрыты
нами в одной из следующих частей данной
главы.
К рассмотренным нами выше элементам
правового статуса религиозных объедине-
13
Юридические гарантии конституционных прав и свобод личности в социалистическом обществе / Под ред. Л.Д.
Воеводина. - М.: Изд-во МГУ, 1987, с. 82.
14
Там же, с. 114.
15
Там же, с. 57, 58.
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
ҚҰҚЫҚ ЖӘНЕ МЕМЛЕКЕТ ТЕОРИЯСЫ МЕН ТАРИХЫ
«Ә
д
іл
ет
т
ің
»
ғы
л
ы
м
и
ең
б
ек
т
ер
і №
1
(
39
)
20
12
ний и категориям его характеризующим от-
носится и правосубъектность религиозных
объединений.
Изложенные положения о правовом ста-
тусе религиозного объединения относятся к
правовому статусу, который можно обозна-
чить общим, то есть присущим всем религи-
озным объединениям. В него мы включаем,
прежде всего, всю совокупность прав и обя-
занностей, которыми в соответствии с зако-
ном наделены религиозные объединения.
Наряду с общим правовым статусом, имеет
смысл, на наш взгляд, говорить об индиви-
дуальном правовом статусе религиозного
объединения.
Если общий правовой статус охватывает
всю совокупность и обязанностей, которы-
ми наделены в соответствии с законом ре-
лигиозные объединения, то индивидуаль-
ный правовой статус охватывает те права и
обязанности, которые использует в своей
деятельности конкретное религиозное объ-
единение. Например, некоторые религи-
озные объединения в силу религиозных
канонов не используют труд наемных ра-
ботников, в связи с этим, они не пользуют-
ся правом приема на работу граждан, хотя
это право и входит в общий правовой статус
таких религиозных объединений. При вы-
явлении индивидуального правового стату-
са необходимо изучать уставы религиозных
объединений. В индивидуальный правовой
статус религиозного объединения входят
права и обязанности, которые возникают в
связи с вступлением религиозного объеди-
нения в различные правоотношения.
Об индивидуальном правовом статусе
можно говорить и в связи с тем, что в силу
действующего законодательства некото-
рые религиозные объединения наделены
правами, которые отсутствуют у других ре-
лигиозных объединений. В частности, в
соответствии с Законом «О религиозной
деятельности и религиозных объединениях»
республиканским и региональным религи-
озным объединениям предоставлено право
основывать духовные (религиозные) орга-
низации образования. Этим правом не на-
делены другие, кроме религиозных центров
и управлений, религиозные объединения.
Таким образом, имеются определенные раз-
личия в правовом статусе отдельных видов
религиозных объединений, что также поз-
воляет утверждать о существовании инди-
видуального правового статуса.
Общий правовой статус религиозных
объединений можно разделить на части в
зависимости от отраслевой принадлежнос-
ти прав обязанностей, которыми наделены
религиозные объединения и правоотноше-
ний, участниками которых являются рели-
гиозные объединения. В этой связи следует
говорить об административно-правовом,
гражданско-правовом, финансово-право-
вом статусах религиозных объединений, о
статусе религиозных объединений в трудо-
вом праве и др.
Правовой статус религиозных объеди-
нений в различных отраслях права - отрас-
левой правовой статус - будет рассмотрен
нами в следующей главе работы, так как
именно его исследование позволит всесто-
ронне проанализировать положение рели-
гиозных объединений как субъектов права.
Кроме правового статуса, религиозные
объединения имеют корпоративный (внут-
риорганизационный) статус, включающий
в себя права и обязанности, определенные
уставом религиозного объединения или
другими внутренними нормами. Корпора-
тивные нормы могут воспроизводить пра-
вовые нормы, поэтому имеется определен-
ное сходство правового и корпоративного
статусов. Основное же различие их состоит
в том, что правовой статус устанавливается
государством с помощью правовых норм,
посредством этих норм регулируется вся
деятельность религиозных объединений
как субъектов права. Корпоративные же
нормы, устанавливаемые самими религиоз-
ными объединениями, не имеют правового
значения и статус, закрепляемый ими, име-
ет ценность только для самих религиозных
объединений. В совокупности правовой и
корпоративный статус составляют социаль-
ный статус религиозных объединений.
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
ҚҰҚЫҚ ЖӘНЕ МЕМЛЕКЕТ ТЕОРИЯСЫ МЕН ТАРИХЫ
«Ә
д
іл
ет
т
ің
»
ғы
л
ы
м
и
ең
б
ек
т
ер
і №
1
(
39
)
20
12
1
Мицкевич А. В. Субъекты советского права. - М.: Госюриз-дат, 1962, с. 5.
2
Там же, с. 12.
3
Алексеев С. С. Общая теория права. В двух томах. – М.: Юрид.лит., 1982,
с. 148.
4
Мицкевич А. В. Субъекты советского права. - М.: Госюриз-дат, 1962, с. 41.
Достарыңызбен бөлісу: |