Трансформации национального самосознания под влиянием глобальных политических
и культурных факторов
Актуальность темы исследования определяется сложностью и повышенной
динамичностью социального процесса, который детерминирует радикальные
изменения таких важнейших оснований социальной жизни, как национальное
самосознание, а также порождает необходимость их научной и философской
рефлексии. Глобализация, оказывая неравномерное влияние на все стороны
общественной жизни, инспирирует потребность в более адекватном понимании места
и роли этнического фактора в современном полиэтничном социуме. Национальные
общества амбивалентно, иногда, на первый взгляд, парадоксально реагируют на
экзогенные глобальные вызовы. С одной стороны, они могут отзываться подъемом
национального самосознания и даже его политизацией, с другой стороны, в то же
самое время снимать, элиминировать важные культурные барьеры, защищающие
стержень национальной культуры, то есть ее ценности. И та, и другая тенденции
влекут за собой целый ряд междисциплинарных проблем, требующих критического
осмысления.
Нерешение же этих
проблем с точки зрения национальной безопасности не столь
безобидно, поскольку, продуцируя межэтнические противоречия и межнациональные
конфликты, они становятся питательной средой многочисленных деструктивных
процессов, самым серьезным образом угрожающих общественной целостности и
социальной безопасности. Социальная теория также отвечает на глобализационные
вызовы целым рядом широких парадигмальных изменений, настраивая
исследовательские инструменты на наиболее адекватное понимание и объяснение
тенденций происходящего. Предметные поля частных социально-гуманитарных наук,
таких как социология, этнология, культурология, конфликтология, социолингвистика,
социальная психология при возрастающей эффективности исследований проблем
социокультурного развития общества все чаще востребу-
ют междисциплинарный или философский пересмотр фундаментальных категорий и
методологических оснований.
Однако при этом важно, чтобы терминологические инновации и
методологические
усовершенствования не разрывали связь с культурной и научной традициями и всегда
следовали логике преемственности и своевременного обновления. Гарантом
непротиворечивого разрешения диалектики традиций и инноваций по праву выступает
социальная философия, чьи познавательные средства позволяют гармонизировать
соотношение частнонауч-ного, общенаучного и философского уровней рефлексии.
Проблема исследования национального самосознания тесно сопряжена с концептами
«эт-ничность» и «идентичность», которые на сегодняшний день являются
дискуссионными, противоречивыми и остроактуальными, что придает данной теме
дополнительную значимость и вовлекает в сложный поиск устойчивого
концептуально-методологического основания.
Социально-философское исследование предполагает не только рассмотрение
объекта, но и изучение его связей в более широком социокультурном контексте.
Изучение национального самосознания с необходимостью отсылает к выявлению
сопутствующих контекстуальных эффектов, порождаемых глобальной политикой,
постиндустриальной экономикой, постмодернистской культурой и международным
правом. Отдельной
проблемой представляется выяснение специфики трансформации
социальности: национальное самосознание распадается по меньшей мере на три
уровня -индивидуальное, групповое и общенациональное сознание, внутри которых
можно выделить коллективное, массовое и пр.
Таким образом, поскольку традиционные объяснительные и прогностические схемы во
многом теряют свою релевантность и демонстрируют исследовательскую
«изношенность», представленная тема диссертации обладает как академической, так
и социально значимой актуальностью.