О ФИЛОСОФСКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ АЛЬ-ФАРАБИ
Тулеубаева Самал Абаевна
Кафедра регионоведения Евразийский национальный
университет им. Л. Н. Гумилева (г. Астана, Республика Казахстан)
samaltu@mail.ru
Аннотация. В статье предпринимается попытка представить основные аспекты философско-
лингвистической концепции видного средневекового ученого и мыслителя аль-Фараби, известного на Вос-
токе как «Второй учитель» (после Аристотеля). Анализируется языковая личность ученого и его вклад в
развитие философии языка и логико-грамматических исследований.
Ключевые слова и фразы: средневековая арабо-мусульманская культура; философские проблемы язы-
ка; лингвистические воззрения.
Имеется немало беспрецедентных личностей, которые еще не нашли своего должного места и освещения
в истории лингвистических учений. К числу таких имен относится яркий представитель средневековой ара-
бо-мусульманской науки и культуры, ученый-энциклопедист, философ аль-Фараби (ок. 870-950 гг.), полу-
чивший на Востоке почетное «звание» «Второго учителя» (после Аристотеля) в знак признания его выдаю-
щихся способностей, достижений и многогранного таланта.
Жизнь и творчество этого гениального мыслителя средневековья представляет собой тот редкий пример,
когда отдельная личность играет ключевую роль в разработке целой культурной традиции. В истории чело-
вечества есть выдающиеся имена, которые внесли значительный вклад в развитие различных отраслей зна-
ния, более того, явились основателями ряда наук, и рассматриваются не только на уровне отдельной культу-
ры, а в глобальном масштабе. К их числу относится и Абу Наср Мухаммад аль-Фараби. Как отмечают казах-
станские фарабиеведы, «непреходящее значение наследия аль-Фараби определяется и тем, что многие его
положения в области философии, социологии, логики, этики, эстетики, естественнонаучные идеи оказали
большое влияние на последующее развитие общественно-философской мысли народов не только Востока,
но и Европы в период средневековья и в эпоху Возрождения» [Бурабаев, с. 16]. Таким образом, аль-Фараби
можно рассматривать как человека мира, которому в поисках знаний и истины, удалось преодолеть сущест-
вующие различия по этническому, культурному, языковому, религиозному признакам. Подтверждением
этого является тот факт, что философ, будучи выходцем из тюркских земель, прославился как философ,
представляющий арабо-мусульманскую культуру, который глубоко постиг и популяризовал греческую фи-
лософию.
Весьма примечательно то обстоятельство, что аль-Фараби, тюрок по происхождению, писал свои труды
на арабском языке, который он изучил в совершенстве, будучи в зрелом возрасте. Используя современную
терминологию, аль-Фараби можно назвать «вторичной языковой личностью», которая характеризуется осо-
бым этноязыковым сознанием. Более того, такой языковой личностью, в которой было ярко выражено инди-
видуальное начало.
Аль-Фараби как инофон в процессе усвоения неродного для него арабского языка прошел несколько эта-
пов: практическое овладение языком, изучение его грамматического строя, постижение философии языка,
законов, управляющих им, и, наконец, развитие способности к абстрагированию в языке.
Именно через посредство неродного языка аль-Фараби смог получить, переработать и интерпретировать
интересующую его информацию (как известно, в большей части это были труды древнегреческих филосо-
фов), передать свое видение тех или иных проблем и отраслей знания, а также создать свою модель мира.
Между тем до сих пор не все грани богатейшего наследия ученого исследованы и представлены широкой
аудитории, которая больше знает его философские, логические, социально-этические, музыкальные тракта-
ты. Одной из таких граней являются воззрения Абу Насра в области философии и теории языка. Аль-Фараби
262
Издательство
«
Грамота
»
www.gramota.net
еще в средневековье высказал идеи, которые были научно разработаны в лингвистике в XVIII-XX вв. В его
трактатах мы находим содержание и разработку таких
понятий и явлений, как языковая и концептуальная
картины мира, языковое сознание, концептуализация и категоризация, вопросы когнитивной лингвистики,
лингвокультурологии, социолингвистики, психолингвистики. Одним из первых философов на Востоке он
обратил внимание на важность языка в процессе мышления, важность языка как хранителя исторического
сознания и философского опыта народа, как орудия создания, развития, хранения и передачи культуры.
Изучение лингвистических воззрений мыслителя имеет важное научное значение, поскольку первые иссле-
дования в области теории языка имели место именно в трудах философов.
К сожалению, философско-лингвистическая концепция ученого до сих пор не нашла своего полного и
должного отражения в трудах по истории и теории языкознания. Между тем, аль-Фараби, выступая, прежде
всего, как философ и логик, подвергает глубокому анализу проблемы языка, его основные свойства и при-
роду. Аль-Фараби одним из первых среди мусульманских философов задался вопросом о происхождении
языка, его формировании и начал свои изыскания в этой связи. При этом он подходил к рассмотрению про-
блемы как философ, способный воедино собрать и проанализировать различные аспекты явления - истори-
ческие, географические, социальные, научные и собственно лингвистические. Именно философский подход
позволил аль-Фараби постичь основную структуру и деление языка на различные ярусы и ступени, так как
он рассматривал язык в тесной связи с логикой, человеческим умом и мышлением, с тем чтобы показать его
самое высшее проявление - превращение в язык философии.
Лингвистические взгляды аль-Фараби касаются как отдельно взятого языка (в большинстве случаев это -
арабский язык, который ученый избрал в качестве своего рабочего языка), так и языка в целом как общест-
венного явления, атрибута человеческого рода и формы существования человеческой мысли. В трактатах
«Второго учителя» мы находим наряду с освещением традиционных вопросов, касающихся непосредствен-
но разделов языка (фонетика, лексикология, морфология, синтаксис) и его связи с другими видами наук и
искусств (логика, риторика, каллиграфия, музыка, поэтика), различные проблемы теории языкознания (оп-
ределение языка, проблема языка и речи, формы существования языка, знаковая природа языка, проблемы
развития и изменения языка, связь языка и мышления, взаимоотношение формы и содержания языка, роль
языка в обществе, функции языка, происхождение и природа языка, языковая норма и др.). Таким образом,
можно констатировать, что в творчестве аль-Фараби лингвистическое учение представлено достаточно пол-
но и содержательно. В этой связи следует заметить, что если отдельные вопросы философ последовательно
рассматривает в таких трудах, как «Книга классификации наук», «Книга букв», «Большая книга букв»,
«Термины, используемые в логике», то некоторая их часть излагается фрагментарно - в ходе изложения дру-
гих проблем и разделов знания, науки и искусства, что подтверждает комплексный характер научного мето-
да аль-Фараби.
Аль-Фараби, будучи философом, вносит существенный вклад в развитие лингвистической мысли на
Арабском Востоке. Этому способствует то, что ученый глубоко изучает греческое наследие по языковому
мышлению. Известно, что греческое наследие было тесно связано с осмыслением философии языка. Как
считают арабские исследователи, подобные попытки предпринимались и до аль-Фараби такими представи-
телями арабской науки, как Джабер ибн Хайан, Хунайн ибн Исхак, Абу Йаъкуб Йусуф аль-Кинди. Но они не
достигли той зрелости и глубины, которые мы наблюдаем в идеях аль-Фараби [Афифи, с. 41].
Интерес аль-Фараби к языку вообще определяется тем, что ученый рассматривает язык как реальное вы-
ражение мысли, поскольку же мысль является нечто общим, а не частным, то существует сходство между
проблемами языка и его законами у различных народов. Абу Наср в процессе обучения своих учеников ло-
гике ставил в качестве условия совершенное знание арабского языка, умение оперировать им, владеть его
тонкостями, так как полагал, что владение языком и его грамматикой является основным требованием при
изучении логики [аль-Фараби, 1949, с. 43].
В своем знаменитом трактате «Китаб ихса аль-улум» («Книга классификации наук») философ при деле-
нии наук на пять разрядов выносит на первое место науку о языке, в которой он, в свою очередь, выделяет
семь разделов: 1. Наука о простых словах; 2. Наука о словосочетаниях и предложениях; 3. Наука о законах
простых слов; 4. Наука о законах словосочетаний и предложений; 5. Наука о законах правописания; 6. Пра-
вила правильного чтения; 7. Наука стихосложения [Там же, с. 47].
Вопрос о связи логики и грамматики относится к трем основным проблемам, которые занимали умы
первых арабских логиков, философов и лингвистов в области философии языка, в дополнение к необходи-
мости языкового поиска в логике и философии, а также вопросу о природе и происхождении языка. В связи
с проникновением в средневековую арабо-мусульманскую культуру нового научного материала в виде гре-
ческих трудов по логике, арабские логики, философы и лингвисты осознали необходимость изучения наук о
языке как первостепенное условие для понимания логических терминов и философских законов и проблем.
И это было арабским дополнением в древнегреческое наследие, которое основывалось на идее неоспоримо-
го первенства логики перед другими науками. Тем самым арабы утверждали необходимость изучения языка
в процессе философского поиска. Объясняя те или иные философские термины, они исходили, прежде все-
го, из их использования в языке (в частности, в арабском). Это было новшеством в занятии философией и
заложило основы для развития идей о создании философии языка, которые получат свое дальнейшее
оформление в трудах западных лингвистов. По признанию арабских ученых, пальма первенства в этом во-
просе принадлежит Абу Насру аль-Фараби, которому позже последовали и другие.
ISSN 1997-2911
Филологические науки
.
Вопросы теории и практики
,
№
2 (4) 2009
263
Аль-Фараби еще в X в. высказал прогрессивные идеи касательно происхождения языка, обоснования
разнообразия существующих языков, которые нашли свое развитие и подтверждение в современную эпоху.
Глубина рассмотрения аль-Фараби
проблем языка заключается в том, что он, не будучи лингвистом, вы-
сказал, наряду с воззрениями по традиционным вопросам языка, ряд ценных идей касательно философии
языка, предложения по обновлению терминов и их переводу, дал логические определения грамматических
понятий и обобщил все это на примере грамматических и философских терминов.
Аль-Фараби, опережая на многие века развитие лингвистической мысли, одним из первых среди средне-
вековых мыслителей Востока обращает внимание на важность и роль языка в процессе мышления, в фило-
софии и логике. В его трактатах имеются свидетельства признания ценности языка. Более того, философ
рассматривает его как часть предмета философии.
Список литературы
аль-Фараби. Гражданская политика
(на ар.
яз.).
Бейрут:
Издательство
«аль-Хиляль», 1964. 127
с.
аль-
Фараби. Классификация наук
(на ар.
яз.).
Египет:
Издательство
«Дар аль-фикр аль-арабийй», 1949. 142
с.
Афифи З. Философия языка у аль-Фараби
(на ар.
яз.).
Каир:
Издательство
«Каба», 1997. 235
с.
Бурабаев М. С. Выдающийся мыслитель средневековья Абу Наср аль-Фараби
//
аль-Фараби.
Избранные трактаты
/
пер.
с
арабского. Алматы: Издательство «Гылым», 1994. 448 с.
Зайдан М. Ф. О философии языка (на ар. яз.). Бейрут: Издательство «Дар ан-нахда аль-арабиййа», 1971. 233 с.