На правах рукописи
Слепцова Анна Олеговна
Талантливая личность в современном
этическом дискурсе
09.00.05 –Этика
Диссертация
на соискание ученой степени
кандидата философских наук
Научный руководитель:
кандидат философских наук,
доцент
Н.В. Жилкина
Шуя – 2014
2
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….....….3
Глава I. Теоретико-методологические основания исследования
1.1. Историческая специфика этической рефлексии талантливой личности…..14
1.2. Дивергенция интерпретаций этического аспекта реализации таланта.....30
1.3. Этическая рефлексия талантливой личности как субъекта истории…….45
1.4. Талантливая личность в предметном поле современного этического дис-
курса .…………………………………………………………………………….64
Выводы по I главе……………………………………………………………….74
Глава II. Творчество как континуум существования талантливой
личности
2.1.Сущность и компоненты талантливой личности……………………….…76
2.2. Творчество как активный эволюционный процесс………………………90
2.3. Талантливая личность как субъект социально значимых достижений...100
2.4.Выход за пределы возможного как сущность творческих устремлений….112
Выводы по II главе…...……….……………………………………......………122
Глава. III. Этический аспект реализации таланта
3.1. Этическая специфика талантливой личности…………………………...124
3.2.Нравственные ценности как общественный и личностный продукт.…. 133
3.3.Реализация таланта как обретение свободы духа……………….…..…...141
3.4. Моральная ответственность в научном и художественном творчестве…154
3.5.Этические парадоксы талантливой личности…………………………….164
Выводы по III главе…………………………………………………………….175
Заключение……………………………………………………………………...177
Список литературы…………………………………………………………..…180
3
Введение
Актуальность исследования.
Способность творить как отличительная
черта человека и личностная нравственность как признак его духовной зрелости
для того, чтобы осуществлять данную способность, – две взаимосвязанные катего-
рии, механизмы взаимодействия которых требуют научного осмысления, прежде
всего, с позиции этики.
Актуальность данного вопроса опирается на глобальную тенденцию постмо-
дернистского пространства, заключающуюся в возрастании ценностной релятивно-
сти, исчезновении бинарных этических оппозиций в контексте тотальной необходи-
мости личностного самовыражения и самопрезентации. Сложная организация совре-
менной духовной культуры обуславливает большую поливариантность, как форм
личностного самовыражения, так и их этической оценки. Плюрализация моральных
установок сама по себе привела к необходимости выдвижения на первый план в ка-
честве творца культуры личность.
В среде, где наличествуют четкие ориентиры, личность реализует свой та-
лант, опираясь на поколениями проверенное миропонимание, и вносит то новое,
что логически продолжит культурный опыт. Постмодернистское пространство с
префигуративным типом трансляции культурного опыта обуславливает необходи-
мость личностной самоидентификации через генезис новых элементов, актуальных
исключительно для личности.
Адекватная данному историческому моменту личность позиционируется как
субъект, способный к самоопределению в условиях высокой динамики социокуль-
турных процессов, со сформированной позицией свободного выбора форм и способов
самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Становится возможным создание формы без содержания, когда целью явля-
ется уже не привнесение в окружающую среду новых смыслов, обличенных в фор-
му произведений науки или искусства, а формирование того, что радикально отли-
чается от существующих компонентов среды.
Сформировавшийся престиж мировоззренческой уникальности и автономно-
сти личностной этики по отношению к социуму послужил основой стремления к
отрицанию существующих представлений о добре и зле, о прекрасном и безобраз-
4
ном. Таким образом, происходит релятивизация основополагающих архетипиче-
ских понятий человеческого бытия.
Очевидно, что эта тотальная тенденция современности представляет интерес
для всестороннего научного осмысления, ведь столь высокая степень свободы в
сфере самоопределения делает возможным деформацию ценностного фундамента
человеческого бытия. Наличие таланта в данном контексте выступает как «отяг-
чающее» обстоятельство, наделяющее личность большими полномочиями, а, сле-
довательно, и большей ответственностью.
Талантливая личность в отличие от среднестатистического индивидуума
способна на социально значимые деяния в сфере творчества, то есть содержание еѐ
внутреннего мира при его опредмечивании представляет интерес для социума. Та-
ким образом, актуальным становится поиск такого ментального механизма, кото-
рый в состоянии осуществлять постоянный нравственный контроль над привноси-
мым в окружающий мир личностным компонентом.
Внутренний цензор как инструмент нравственности в этом случае становит-
ся единственным барьером, ведь именно ощущение абсолютной моральной ответ-
ственности делает возможным существование нравственного примата над безгра-
ничной потребностью личности в самовыражении.
Диссертационное исследование «Талантливая личность в современном эти-
ческом дискурсе» характеризуется значительной актуальностью, поскольку рас-
крытие данной темы охватывает ряд вопросов ранее ускользнувших от научного
осмысления и касающихся основополагающих аспектов человеческого бытия.
Суммируя все вышесказанное можно утверждать, что отсутствуют целост-
ные концепции по следующему ряду вопросов:
степень автономности личностной этики по отношению к таланту;
нравственные критерии таланта;
зависимость между степенью моральной ответственности и уровнем талан-
та.
Таким образом, диссертационное исследование «Талантливая личность в со-
временном этическом дискурсе» характеризуется достаточной степенью актуаль-
ности для квалификационной работы подобного рода.
5
Степень научной разработанности темы. Тема диссертационного исследо-
вания «Талантливая личность в современном этическом дискурсе » была достаточ-
но мало изучена, о чем свидетельствуют возникающие трудности систематизации
историографического материала.
Философская рефлексия концепта морали осуществлялась в научных трудах
О.Г. Дробницкого.
Анализу
современного
этического
дискурса
посвящены
работы
Ю. Хабермаса, К.-О. Апеля, З. Баумана, К. Лэша, Н. Шварц-Саланта.
Историческую специфику интерпретации проблемы личности как субъекта
деятельности, степень ее детерминированности социальными институтами иссле-
довали М. Фуко, Й. Хейзинга, С. Гринблатт, Р. Барт, Э. Левинас.
Тему взаимосвязи таланта и психических отклонений разрабатывали Платон,
Аристотель, Ч. Ломброзо, Ф. Ницше.
Сущность и генезис морали проанализированы в работах Т. Гоббса, Ж.-
Ж. Руссо, И. Канта, Ф. Ницше, З. Фрейда.
Данная тема также подробно исследовалась в работах В.П. Эфроимсона.
В контексте философии истории талантливую личность рассматривали
В.И. Вернадский, Г. Гегель, А. Тойнби, А. Бергсон, М. Фуко, И. Кант, О. Шпенглер.
Этому вопросу также посвящены работы А. Флиера, Ф.А. Степуна, А.Ф. Лосева.
О. Шпенглер, Н.А. Бердяев, А. Швейцер, Ж. Маритен исследовали культуру
как имманентно нравственное, исключительно духовное ментальное образование.
Философским осмыслением взаимосвязи этических и эстетических катего-
рий занимались Сократ, Платон, Аристотель, Августин Блаженный, Данте Алигье-
ри, Джованни Пико дела Мирандола, Д. Вазари, Й. Хейзинга.
Непосредственно этический аспект реализации таланта разрабатывался в
трудах Н.А. Бердяева, Ж. Маритена, Ф. Ницше, Л.Н. Гумилева.
Отечественные ученые Е. Синицын, О. Синицына, Д.Б. Богоявленская,
В.С. Ольховский, Н.В. Гончаренко, М. Эпштейн проводили анализ этической реф-
лексии талантливой личности.
Обзор диссертаций, направление научного поиска которых сходно с логикой
данного исследования, представляет несомненный интерес, поскольку позволяет
6
выявить такие основополагающие категории как научная новизна и степень науч-
ной разработанности.
В диссертации Е.Н. Холондович «Реконструкция психологических характери-
стик личности гения на примере изучения жизненного пути и творчества
Ф.М. Достоевского», осуществляется попытка «реконструкции личностных характе-
ристик Ф.М. Достоевского на основе изучения продуктов творческой деятельности
писателя и составление его психологического портрета».
1
Е.Н. Холондович разделяет понятия «историческая личность» и «гениальная
личность», оставляя за первой деятельность автономную от морали и утверждая за
второй исключительно высокоморальные деяния. Согласно Е.Н. Холондович
Ф.М. Достоевский обладал «духовным зрением», которое в совокупности с вы-
дающимися способностями позволяло продвигать идеи гуманизма.
Таким образом, Е.Н. Холондович нравственно абсолютизирует гения, остав-
ляя моральное несовершенство либо не гениям, либо «историческим личностям».
Диссертация М.С. Нассонова «Онтологические основания гениальности» по-
священа поиску основ, из которых словно «вырастает» гениальность. По мнению
М.С. Нассонова, хотя жизнь гения полна противоречий и оторвана от остального
мира, гений и злодейство несовместимы: «У зла (антигения) нет души, оно не мо-
жет быть с истинно человеческим лицом, а гений – это нечто божественное».
2
В диссертации «Этика ответственности в условиях техногенной цивилизации
Ганса Йонаса» Н.П. Козловой осуществлен анализ концепции моральной ответст-
венности Г. Йонаса.
В синтетической теории моральной ответственности рассматривается соот-
ношение науки и морали в условиях тотальной технизации. Н.П. Козлова аргумен-
тировано доказывает актуальность идей Ганса Йонаса для этической рефлексии ре-
зультатов научно-технического прогресса, утверждающих необходимость общече-
ловеческой ответственности.
1
Холондович, Е.Н. Реконструкция психологических характеристик личности гения на примере изучения
жизненного пути и творчества Ф.М. Достоевского: Автореф. … дис. кан-та псих.наук:19.00.01/ Холондович
Елена Николаевна. – Тамбов, 2010. С.2.
2
Нассонов, М.С. Онтологические основания гениальности: Автореф. … дис. кан-та филос. наук:09.00.01/
Нассонов Михаил Сергеевич. – Пермь, 2009. С.17.
7
В исследовании С.И. Шелонаева «Этика творческой элиты» производится
анализ этики творческой элиты, как социальной группы, которая обладает некото-
рым уникальным социально-значимым ресурсом.
3
С.И. Шелонаев утверждает индивидуалистический характер личностной эти-
ки, которая есть результат моральной рефлексии, уходящей своими корнями в мир
личностного опыта и индивидуальных смыслов.
4
Автор подчеркивает амбивалентность этики творческой элиты, которая за-
ключается в противоречии между гедонистическим эгоизмом творческой самореа-
лизации и альтруизмом служения творчеству, духовным совершенствованием и
моральными издержками творчества.
5
Кроме того, автор обнаруживает конкретные
причины, приводящие к нравственно-негативным проявлениям творческой само-
реализации:
«ориентированность на «служение самому себе»
«расщепленность творческой личности, проявлениями которой могут вы-
ступать множественность «Я»;
«самоизоляция и ценностное одиночество»;
«своезаконие представителя творческой элиты на область, выходящую за
пределы сферы творческой субъектности».
6
Таким образом, можно говорить о том, что С.И. Шелонаев не склонен идеа-
лизировать в нравственном отношении «социальную группу, обладающую некото-
рым уникальным социально-значимым ресурсом».
7
В диссертационном исследовании М.В. Силантьевой «Этика творчества Ни-
колая Бердяева» рассматривается специфика этики творчества Н. Бердяева. Автор,
исходя из положения, что творчество трактуется Н. Бердяевым предельно широко –
как всякая человеческая активность в мире, деятельность человека «здесь и сей-
3
Шелонаев, С.И. Этика творческой элиты: Автореф. … дис. кан-та филос. наук: 09.00.05 / Шелонаев Сергей
Игоревич. – Санкт-Петербург, 2005. С.7.
4
Шелонаев, С.И. Этика творческой элиты: Дис. кан-та филос. наук: 09.00.05 / Шелонаев Сергей Игоревич. –
Санкт-Петербург, 2005. С.34.
5
Шелонаев, С.И. Этика творческой элиты: Автореф. … дис. кан-та филос. наук: 09.00.05 / Шелонаев Сергей
Игоревич. – Санкт-Петербург, 2005. С.8.
6
Шелонаев, С.И. Этика творческой элиты: Дис. кан-та филос. наук: 09.00.05 / Шелонаев Сергей Игоревич. –
Санкт-Петербург, 2005. С.40.
7
Шелонаев, С.И. Этика творческой элиты: Автореф. … дис. кан-та филос. наук: 09.00.05 / Шелонаев Сергей
Игоревич. – Санкт-Петербург, 2005. С.7.
8
час», утверждает наличие двух видов творчества: этическое и художественное.
8
Если гений, реализующий себя в этическом творчестве, является высоконравствен-
ной личностью, то гений художественной сферы, согласно выводам
М.В. Силантьевой наделяется Николаем Бердяевым нравственной антиномично-
стью.
Таким образом, несмотря на то, что этическая рефлексия таланта и его реа-
лизации имеет некоторую историю, всестороннее теоретическое осмысление этого
явления как философской проблемы осуществлено не было.
Объект исследования – талантливая личность.
Предмет исследования – талантливая личность в современном этическом
дискурсе.
Целью данного диссертационного исследования является анализ талантли-
вой личности в контексте современного этического дискурса.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
выявить сущность и компоненты талантливой личности;
идентифицировать реализацию таланта как обретение свободы духа;
определить этическую специфику талантливой личности как субъекта со-
циально значимых достижений;
исследовать механизмы реализации моральной ответственности в научном
и художественном творчестве;
раскрыть сущность этических парадоксов талантливой личности.
Методологическая основа исследования.
Методологическим фундаментом при систематизации историографического
материала явилась эпистемологическая теория М. Фуко.
Методологическая установка О.Г. Дробницкого об отсутствии основания
подлинной нравственности у единичной личности определила результаты исследо-
вания. Методологической опорой при исследовании генезиса морали послужила
8
Силантьева, М.В. Этика творчества Николая Бердяева: Автореф. … дис. кан-та филос. наук: 09.00.05 / Си-
лантьева Маргарита Вениаминовна. – Москва, 1993. С.3.
9
теория О.Г. Дробницкого о биологической общности человека как единственном
источнике универсальной морали.
Теория трех интеллектуальных стилей Р. Стернберга послужила методоло-
гическим основанием при изучении интеллекта как неотъемлемого компонента та-
лантливой личности.
Значительное воздействие на методологию данного исследования было ока-
зано концепцией иерархии человеческих потребностей А. Маслоу, идеей
Э. Фромма, согласно которой смелость является интеллектуально-эмоциональным
компонентом талантливой личности, воззрениями З. Фрейда касательно идентифи-
кации творчества как вида сублимации, идеей благоговения перед жизнью
А. Швейцера как ориентиром в процессе этической рефлексии.
Теоретическая основа исследования.
Теоретической основой изучения этического аспекта реализации таланта со-
ставляют работы в рамках экзистенциально-гуманистической антропологии
(Н.А. Бердяев), философии нигилизма (Ф. Ницше), пассионарной теории этногене-
за (Л.Н. Гумилев), психолого-кибернетического моделирования (Е. Синицын,
О. Синицына), психологии творческих способностей (Д.Б. Богоявленская), визио-
нистской теории гениальности (Н.В. Гончаренко), культурфилософии неотомизма
(Ж. Маритен), христианской апологетики (В.С. Ольховский), теории многомерно-
сти человеческого бытия (М. Эпштейн).
Кроме того, с целью универсализации этической концепции использовались
теоретические установки ученых, занимающихся философией истории, а именно
теория ноосферы В.И. Вернадского, диалектическая триада Г. Гегеля, вызов истории
А. Тойнби, творческая эволюция мира А. Бергсона, тотальная власть дискурсов
М. Фуко, теория темпераментов И. Канта, концепция культуры А. Флиера, концепция
типов человеческого сознания Ф.А. Степуна, концепция А.Ф. Лосева о «беспринципно-
мартистизме».
10
Научная новизна диссертации заключается в том, что:
Установлена специфика современной этической рефлексии, заключающая-
ся в ориентированности на творческую деятельность которая, имеет глобальное
значение для социума.
Выявлена историческая специфика этической рефлексии талантливой лич-
ности. Актуальным данный вопрос стал только в эпоху Возрождения, поскольку до
этого периода он находился за пределами существующих эпистем.
Доказана этико-философская антиномичность талантливой личности, сис-
тема норм индивидуального поведения которой не всегда соответствует морально-
му идеалу, согласно которому высшей нравственной ценностью является человек,
и долгом каждого является содействие благу другого.
Разработана концепция, раскрывающая механизмы осуществления лично-
стной этики в контексте реализации таланта, согласно которой относительность
моральных принципов вследствие их социальной природы обуславливает ее авто-
номность по отношению к таланту.
Установлена сущностная характеристика талантливой личности как субъ-
екта творческой деятельности способного на социально значимые достижения.
Выявлена обусловленность степени автономности личностной этики нали-
чием таланта: чем одареннее личность, тем сильнее у нее выражена тенденция к
пересмотру норм в науке, искусстве и морали.
Теоретическая значимость исследования состоит в создании целостной
этико-философской концепции, раскрывающей механизмы осуществления лично-
стной нравственности в контексте реализации таланта, что обеспечило приращение
нового знания по целому ряду гуманитарных дисциплин.
Проведено комплексное исследование истории вопроса. В ракурсе рассмот-
рения фигурировали труды ученых самой различной гуманитарной направленно-
сти, что способствовало созданию полной теоретико-методологической базы.
Сформированы два тематических блока: анализ этических теорий в культур-
ном контексте исторических эпох и исследование интерпретаций этического аспек-
та реализации таланта современными мыслителями.
11
Практическая значимость заключается в возможности обогащения содер-
жания дисциплин гуманитарного цикла, а именно, материалы исследования могут
быть актуальны для раскрытия таких тематических блоков, как этические пробле-
мы науки, профессиональная и корпоративная этика, проблемы нравственного про-
гресса в культуре, психология творчества. Работа может быть также использована
как методологическая модель философских исследований широкого спектра.
Данное исследование представляет ценность при разработке стратегии пре-
подавания следующих дисциплин: «Этика и эстетика», «Философия науки»,
«Культурная антропология», «История искусств» и т.д.
Методы исследования соответствуют поставленным задачам: так, для вы-
явления интеллектуально-эмоциональных компонентов талантливой личности был
использован структурно-аналитический метод; изучить функциональную нагруз-
ку данных компонентов позволил структурно-функциональный метод; аксиологи-
ческий метод был применен для исследования генезиса нравственных ценностей
как социальной потребности; базовым в рамках данного исследования является
психоаналитический метод, позволивший выявить в произведениях искусства суб-
лимированное символическое выражение потребностей личности и социу-
ма; теоретико-методологический метод использовался при рассмотрении истории
изучения темы исследования; на биографическом методе основывалась этическая
рефлексия «человеческих» параметров талантливой личности; социальное модели-
рование активно использовалось при исследовании талантливой личности как
субъекта социально значимых достижений; компаративный метод использовался
при сопоставлении научного и художественного творчества в аспекте реализации
моральных установок и при сравнении механизмов действия личностной нравст-
венности в контексте талантливой личности и среднестатистического индивидуу-
ма.
Положения, выносимые на защиту:
1.
Современный этический дискурс направлен на поиск универсальной нрав-
ственной нормы, однако социальная реальность обуславливает его безрезультат-
ность. Ракурс этической рефлексии направлен не на отдельную личность, а на со-
12
вокупность индивидуумов, определяющих основные тенденции развития совре-
менного социума.
2.
Этические установки талантливой личности детерминированы нравствен-
ностью не более чем у среднестатистического индивидуума. Высокая нравствен-
ность – это характеристика, которая априорно не входит в систему интеллектуаль-
но-эмоциональных компонентов талантливой личности.
3.
Нравственная антиномичность талантливой личности представлена неуст-
ранимым логическим противоречием, которое является следствием диалектическо-
го характера ее развития. Процессы развития таланта и формирования личностной
этики автономны по отношению дуг к другу и противоречивы по своей сущности.
4.
Существует взаимосвязь между наличием таланта и тяготением к игнори-
рованию норм в искусстве, науке и общепринятой морали. Субъективная интер-
претация как основа творческого осмысления, может быть использована талантли-
вой личностью и в нормотворчестве.
5.
Талантливая личность испытывает потребность в самоосуществлении, ко-
торая преобразуется в способность созидать. Однако преобразование окружающего
мира происходит автономно по отношению к этическим установкам социума. Та-
лантливая личность соотносит свои идеи и поступки только с собственным пони-
манием «должного», совпадение с общественным моральным идеалом не детерми-
нировано волей субъекта.
6.
Для талантливой личности не существует дилеммы: свобода духа или ду-
ховность – созидающая личность ориентирована не столько деструктивным векто-
ром, сколько субъективным пониманием добра при выборе направления деятель-
ности, методов и провозглашаемых ценностей.
Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного ис-
следования докладывались и обсуждались на XVI–XVIIроссийских научных кон-
ференциях «Державинские чтения» (Тамбов, 2011-2012), международной научной
конференции «Философские традиции России и современность» (Тамбов, 2011),
международной научной конференции «Духовно-нравственная культура как фак-
тор модернизации российского общества XXI века» (Тамбов, 2012), международной
научной конференции «Б.Н. Чичерин и традиции философской и социально-
политической мысли в России» (Тамбов, 2013), VII международной научной конфе-
13
ренции «Сорокинские чтения. Глобальная социальная турбулентность и Россия»
(Москва, 2011), международной научной конференции «Изучение и сохранение
культурного наследия» (Нижний Новгород, 2011), IV всероссийском социологиче-
ском конгрессе «Социология в системе научного управления обществом» (Москва,
2012), международной конференции студентов, аспирантов и молодых учѐных
«Ломоносов-2012» (Москва, 2012).
Кроме того, результаты данного диссертационного отражены в форме пуб-
ликаций в различных научных журналах, семь статей опубликованы в журналах,
рекомендуемых ВАК.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Исследова-
ние соответствует следующим пунктам паспорта специальности 09.00.05 – «Этика»
– 18 (мораль и личность), 30 (отдельные этико-прикладные проблемы).
Объем и структура диссертации определены логикой изложения материа-
лов исследования и порядком решения его задач. Диссертация состоит из введения,
трех глав, заключения, библиографического списка.
14
Достарыңызбен бөлісу: |