Политическая деятельность Ахмета Байтурсынулы



Дата31.12.2021
өлшемі17,86 Kb.
#21146

Политическая деятельность Ахмета Байтурсынулы

Вступление Байтурсынова на путь политической деятельности датируется 1905 годом. Одним из авторов Каркаралинской петиции (заявления), написанной на Кояндинской ярмарке в 1905 году и подписанной 14500 человек, был Байтурсынулы. В Каркаралинской петиции были подняты вопросы внесения изменений в местные органы управления, суд, вопросы народного образования в соответствии с интересами казахского народа, свободы совести, свободы вероисповедания, разрешения на выпуск газет и открытие типографий без цензуры, замены правил проведения Дня поля законом в интересах казахского народа. Там требовалось категорическое прекращение переселения русских крестьян в казахские степи. С этого периода Байтурсынулы, взятого под жандармский контроль, арестовали 1 июля 1909 года по приказу губернатора Тройницкого и закрыли в Семипалатинской тюрьме. Особый совет МВД России 19 февраля 1910 года принял решение о депортации Байтурсынова за пределы Казахской области. Согласно этому решению Байтурсынулы прибыл в Оренбург 9 марта 1910 года и оставался там до конца 1917 года. Оренбургский период жизни Байтурсынова стал самым плодотворным этапом его общественно-политической деятельности. В 1913-1918 годах он объединился со своими ближайшими верными друзьями А. Букейхановым, М. Дулатовым, а также заручился поддержкой широкой казахской интеллигенции и выпустил первую общенациональную газету «Казах». Газета призвала казахский народ овладеть искусством, знаниями. Жизнь и деятельность Байтурсынова в Оренбурге находились под строгим жандармским контролем российского правительства. Он вышел из тюрьмы из-за необоснованной клеветы на» казаха". Байтурсынов в 1917 году рев. он жил в русле перемен, шел в гуще таких исторических явлений, как казахские съезды и казахские к-ты, оставившие глубокий след в истории казахского народа, непосредственно вмешивался в них и через «казахскую газету» давал политико-теоретический курс. Байтурсынулы был в составе небольшой группы, подготовившей программу партии Алаш. Байтурсынов и Дулатов из – за давней междоусобной розни между казахами сознательно не входили в состав правительства Алаш Орды, но их присутствие в составе группы создателей Казахской национальной государственной идеи было хорошо известно и признано современниками. 2-й Всеказахский съезд, утвердивший состав Алаш Орды, создал и утвердил председателем учебно-просветительской комиссии Байтурсынова. До марта 1919 года был членом Тургайского областного отдела правительства Алашорды. В марте 1919 года байтурсынович от имени правительства Алашорды отправился в Москву на переговоры с Советским правительством, а в июле этого года-в Совет Народных Комиссаров РСФСР и Казахский военно-рев. к. был назначен заместителем председателя к. Под влиянием Байтурсынова в апреле было объявлено о помиловании Советского правительства главам и членам Алашорды. В этот исторический период Байтурсынулы придерживался мнения, что «больше, чем сидеть у царей, умирать у освободителей социалистов» (архив КНБ РК, дело 78754, Т. 6, п. 44). В 1920 году он направил письмо В. И. Ленину с резкой критикой первого шага правительства в деле управления Казахстаном. Как член казревкома активно участвовал в формировании границ Казахстана с Россией.

Основанием для возвращения Кустанайского уезда в состав Казахстана послужил политический протест Ахмета Байтурсынулы против решения Всероссийской ЦИК 27 августа 1919 г. о присоединении Кустанайского уезда к Челябинской области. Он вошел в состав правительства Казахской АССР, созданного в августе 1920 г., а в 1920-1921 гг. занимал должность наркома просвещения Казахской АССР. В 1922 году работал председателем Академического центра при Народном комиссариате края, в 1922-1925 годах-научно-литературной комиссии Наркомпроса, Общества изучения казахского края. Байтурсынулы участвовал в различных государственных должностях, но при этом не отрывался от своей любимой преподавательско-преподавательской работы. Преподавал казахский язык и литературу, историю культуры в 1921-1925 годах в Оренбурге, 1926-1928 годах в Ташкенте. В 1928 году в связи с открытием Казахского государственного педагогического института в Алма-Ате по приглашению ректора перешел в данное учебное заведение на должность профессора. 2 июня 1929 года вместе с 43 деятелями Алашского движения он был арестован в Алма-Ате и к концу этого года отправлен в тюрьму Бутырка в Москве для расследования. В соответствии с решением «тройки» ОГПУ при Совнаркоме СССР от 4 апреля 1930 г. Байтурсынулы был приговорен к расстрелу. Это решение неоднократно претерпевало изменения: в январе 1931 г. было решено перевести в концлагерь на 10 лет, в ноябре 1932 г.-депортировать в Архангельск на 3 года. В мае 1933 года, в связи с ухудшением здоровья, оставшийся срок разрешается проводить в Западной Сибири с семьей (женой и дочерью), находившейся в конвоировании. В 1934 году при содействии супруги М. Горького Е. П. Пашковой Байтурсынулы с семьей был досрочно освобожден и возвращен в Алма-Ату. Здесь не принимают на постоянную работу, а выполняют краткосрочные функции в различных учреждениях. 8 октября 1937 года его снова арестовали, а через два месяца, то есть 8 декабря, расстреляли. Первая книга Байтурсынова – «сорок примеров», ставшая началом целого поколения, вышла в 1909 году. В этом произведении он рассказал о насилии российских колонистов, о состоянии страны. - Я не хочу, чтобы ты знала, что я не могу, - сказала она, - я не хочу, чтобы ты знала, что я не могу. способствовало пробуждению сознания. В 1911 г. была издана отдельная книга под названием «Комар». Основная идейная идея "комара" -призыв к чтению, искусству-знанию, проповедь культуры, призыв к труду. Поэт призвал народ избавиться от таких недостатков, как тьма, пассивность, безразличие к профессии.

Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет