Политические
партии Казахстана
в начале XX века
Нурбаева Карлыгаш
РТВ 1 курс
Партии начала XX века
Партия "Алаш"
Партия "Шура Исласми"
Партия "Уш жуз"
Партия "Алаш"
Образована из группы членов партии кадетов — этнических казахов, оформившейся во время
событий 1905 г.
Деятели партии «Алаш». Слева направо: 1) Х. Габбасов 2) М. Дулатов 3) А. Байтурсынов
4) М. Ауезов. Стоят (слева направо): 1) Д. Аймаутов 2) А. Маргулан 3) А. Байтасов. Кзыл-
Орда, 1926.
Главной целью Алашского движения было самоуправление казахского
народа, право народа на создание самостоятельного государства,
ограничение переселения из внутренних районов России на казахские
земли. Представители Алашского движения выступали за сохранение
традиционного животноводства, развитие земледелия,
промышленности, торговых отношений. Значительное место в их
программе занимало развитие национальной культуры, образования и
казахского языка. Алашское движение возникшее в годы революции
1905 — 1907 гг. в России, достигло пика в 1917 г.
Шура-Ислам
Шура-и-Ислам (с арабского «Совет ислама» или
«Исламский совет») — общественно-
политическая организация в Туркестане,
существовавшая в годы революции 1917 года и
Гражданской войны в России. Организация
основана в начале марта 1917 в Ташкенте и
была идейно связана с национально-
демократическим просветительским движением
Джадидизма. Возглавил организацию Мунаввар
Кары Абдурашидханов. Активную роль в
организации играли Шокай Мустафа, А. В. Кори,
М. Муминбаев, А. Темирбеков, Мирджалилов
Саиднасыр и др. К концу марта 1917 отделения
Шура-и-Ислам возникли почти во всех городах
Туркестана.
Одним из главных политических требований организации было
создание национально-религиозной автономии Туркестана в
составе России. Организация выступала за сохранение частной
собственности, в том числе на землю.
Активную роль в организации партии играли М. Шокай, А. Кари, А. Темирбеков и др.
Идеология «Шура-и-ислами» базировалась на трех тесно взаимосвязанных между
собой элементах: этнической сплоченности тюрко-мусульманских народов в целях
достижения ими национального самоопределения; отрицании позитивного влияния
«русских революций»; установку на общую этническую и религиозную идентичность
тюрко-мусульманских народностей. Центральным печатным органом партии была
газета «Шура-и-ис-лами». Политические позиции партии выражали интересы местных
зажиточных слоев населения. Она выступала за национальнорелигиозную автономию
Туркестана в составе буржуазной России, высказывалась в поддержку Туркестанского
комитета Временного правительства, намечала проведение реформ в области
просвещения и быта.
Партия"Уш жуз"
Партия «Уш-жуз» требовала наделения казахских крестьян землей, говорила о
необходимости перехода к оседлому образу жизни. Она считала своей
обязанностью заступиться в меру сил за слабых, помогать сиротам,
обездоленным и по возможности не допускать в дальнейшем «съедания бедных
бессердечными хищниками». В вопросе судоустройства и судопроизводства
партия «Уш-жуз» выдвинула требование создать свод законов на основе
обычного права (патриархально-феодальных правовых обычаев) и шариата,
отбросив при этом жесткие пункты Корана, предписывающие меры наказания в
виде обрезания пальцев, ушей, носа за различные проступки, и оставив в силе
его положения, касающиеся брака, семьи, наследства и т. д. Ушжузовцы
поставили перед собой программную задачу создания земских учреждений в
казахских аулах, которые, по их замыслу, способствовали бы открытию школ,
распространению среди населения знаний, оказывали помощь бедным
хозяйствам кредитами, инвентарем, семенами. Они заявили о необходимости
сотрудничества с органами Советской власти представителей мелкой буржуазии
и о том, что они примыкают к «левым» эсерам.
В программе партии «Уш-жуз» и в выступлениях ее руководителей по различным вопросам ясно
проявилась их политическая незрелость, шаткость их идейных позиций, что свойственно и
современным мелкобуржуазным революционерам и революционным демократам.
Противопоставляя себя алашордынцам, К. Тогусов и его сторонники в газете «Революционная мысль»
выступали от имени молодой казахской демократии, а иногда и от имени казахских пролетариев. В
постановлении заседания ЦК партии «Уш-жуз», состоявшегося в январе того же 1918 г., поддерживая
программу большевиков и «левых» эсеров, совместно боровшихся в то время на платформах
Советской власти, ушжузовцы заявляют о своей готовности бороться против белогвардейской и
алашордынской контрреволюции «совместно с русской революционной демократией». Поскольку
большевики и «левые» эсеры тогда выступали вместе, ушжузовцы не видят между ними существенной
разницы и объединяют их общим понятием «русская революционная демократия». Под казахской
демократией К. Тогусов подразумевал все массы народа, т. е. рабочих, полупролетариев, мелких
собственников казахской степи. Ему, как крестьянскому идеологу отсталой национальной окраины
России, был чужд строгий классовый подход к различным слоям населения даже в период великих
революционных потрясений. С одной стороны, он не отделял пролетарские и полупролетарские массы
от мелких собственников, а с другой — все богатые и зажиточные элементы он называл казахской
буржуазией. При этом он не понимал разницы между феодалами степи и богачами города.
Спасибо за внимание
Достарыңызбен бөлісу: |