Сакен Сейфуллин



Дата19.04.2023
өлшемі38,01 Kb.
#84380
түріБиография

Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан НАО «Карагандинский технический университет имени Абылкаса Сагинова»

Кафедра Истории Казахстана




«Сакен Сейфуллин»
Выполнил: студент группы ЛОГ-22-2с До Е.В.
Руководитель: Нурлигенова З.Н.

2023
Содержание


1. Сакен Сейфуллин 3 2. Биография 4
3. Заслуги 8
4. Список использованной литературы 9


1. Сакен Сейфуллин
Сакен Сейфуллин (15 октября 1894 – 25 апреля 1938) – основоположник соцреализма в казахской литературе ХХ века, поэт и писатель, государственный деятель, член Коммунистической партии большевиков (ВКП (б)). Основатель Союза писателей Казахстана. Председатель Совета Народных Комиссаров Казахской АССР. Один из главных проводников культурного строительства в Казахстане ХХ века.
Сакен Сейфуллин - поэт-новатор, сыгравший значительную роль в стремительном развитии казахской советской литературы. Его поэзия, хотя и является закономерным продолжением творчества Абая и С.Торайгырова, имеет особую идейно-творческую специфику. Идейный замысел его произведений тесно переплетается с актуальными проблемами новой эпохи, советского времени. Это – основа, главное направление, особое достоинство литературы социалистического реализма. Произведения Сакена Сейфуллина, впервые поднявшие знамя этой литературы в казахской степи – это вечное историческое явление, ставшее пламенным предвестником новой жизни сегодня. Сакен Сейфуллин, с великими идеями партии Ленина, посвятил все свое искусство народным целям, светлому будущему родной страны, стал вдохновителем нового времени.
После Абая он занимает особое место среди тех, кто привнес в казахскую поэзию что-то новое. Сакену, сделавшему первые шаги на поприще поэзии в 1914 году сборником стихов «Өткен күндер», удалось сохранить неразрывное единство формы и содержания на новой идейной основе в бурные дни Октябрьской революции. Свою политическую лирику «Кел, жігіттер», «Жас қазақ марсельезасы», «Жұмыскерлерге», «Жолдастар» и другие он объединил в сборниках «Асау тұлпар» и «Экспресс», а со знаменитым стихотворением «Советстан» раскрыл новаторство своих стихов. Одним из ярких признаков формирования идейного творчества казахской советской литературы является стихотворение «Кокшетау». Это стихотворение приумножило большой вклад Сакена в литературу. Большим успехом казахской поэзии в 30-е годы стали поэмы «Альбатрос» и «Социалистан», олицетворявшие Новое время, стремившиеся создать великий образ гениального В. И. Ленина, поэма «Қызыл ат», в которой Сейфуллин описал сложные социальные проблемы и смело пересказывал противоречия того периода.
2. Биография
Родился 15 октября 1894 года в кочевом ауле в Акмолинском уезде (ныне Карагандинская область). Происходит из подрода рода Куандык племени аргын.
Образование и интеллектуальный рост стали главными лейтмотивами его жизни. С 1905 по 1908 год обучался в русско-казахской школе при Спасском медеплавильном заводе. Затем проходил обучение в Акмолинской начальной приходской школе и в трёхклассном городском училище. В 1912 году его жажда знаний направляется вовне: Сакен обучает русскому языку учеников мусульманского медресе. 21 августа 1913 года Сейфуллин начинает обучение в Омской учительской семинарии, где знакомится с выдающимся казахским поэтом Магжаном Жумабаевым.
В ноябрьском номере (№ 21, 1913 г.) журнала «Айкап» опубликовал свою первую статью.
С 1914 года Сейфуллин начинает активную деятельность в области культурного строительства, направленного на конструирование национальной идентичности и модернизации символического наследия казахской культуры, став одним из руководителей первого просветительского общества казахской молодёжи «Бірлік» в Омске. Его соратниками в этом деле были Жанайдар Садвокасов, Ныгымет Нурмаков, Абылхаиыр Досов и Шаймерден Алжанов.
В 1914 году выходит сборник его стихов «Өткен күндер» («Минувшие дни»), к котором он переосмысливает изменения в социокультурном пространстве и новом времени, веяния которого ощущаются всеми.
В 1916 году работает в комиссии по переписке имущества 12 волостей Акмолинского уезда. Тогда же он пишет стихотворение «Волнение», посвящённое трагическим событиям 1916 года.
С первого сентября 1916 года Сакен Сейфуллин принимает участие в создании Бугулинской школы, в которой он и продолжил работать еще год, воплощая идеи «образования в массы». Спецификой деятельности казахской национальной интеллигенции начала ХХ века в отличие от своих предшественников XIX века стал доступ к властным ресурсам, позволивший им создать условия для более обширного охвата народных масс образованием нового типа.
9 марта 1917 года Сейфуллин начинает активную политическую деятельность в Акмолинске, где пишет политически ангажированное стихотворение-приветствие Февральской революции «Спешно собрались мы в поход». С этого момента в его поэтике отчетливо прослеживаются политические мотивы, вдохновляющие молодого поэта обещанием перемен. В апреле 1917 года им создается общественно-политическое и культурное общество «Жас қазақ» («Молодой казах»), в июле 1917 года Сейфуллин участвует в издании газеты «Тіршілік» («Жизнь»).
В 1917–1918 годах Сейфуллин принимал активное участие в создании Совета рабочих и крестьянских депутатов в Акмолинске, был избран членом его президиума и комиссаром просвещения. Он руководил молодежной организацией «Жас қазақ» и по просьбе его членов написал первую революционную казахскую песню – «Марсельезу казахской молодежи».
Продолжая нести «культуру в массы», Сейфуллин параллельно преподавал в новой русско-казахской школе Акмолинска.
Сразу после Октябрьской революции С. Сейфуллин написал стихотворение «А ну-ка, джигиты!», ставшее первым произведением казахской советской литературы, с которого начинается приобщение казахской литературы к жанру соцреализма. 27 декабря 1917 года с установлением советской власти в Акмолинске, Сейфуллин был избран членом президиума Акмолинского Совдепа и назначен народным комиссаром просвещения. В феврале он был принят в РКП (б). 1 мая 1918 года состоялась премьера спектакля по пьесе С. Сейфуллина «Бақыт жолында» («На пути к счастью»), воспевающая «победное шествие» новой власти по стране.
Когда в Акмолинске 4 июня 1918 года произошёл белогвардейский переворот, Сейфуллин был арестован и 5 января 1919 года был отправлен с этапом из акмолинской тюрьмы в Петропавловск. Был помещён в «вагоне смерти» атамана Анненкова, где провёл 47 суток (24 января — 12 марта). В Омске он смог сбежать из колчаковской тюрьмы (3 апреля) и к июлю добрался до родного аула. Через два месяца был вынужден бежать в Аулие-Ата.
Но уже 7 мая 1920 года он возвратился в освобождённый Красной Армией Акмолинск и был назначен помощником заведующего административным отделом Революционного комитета (ревкома).
На съезде Советов 26 июля был избран членом исполнительного комитета и назначен заместителем председателя Акмолинского исполнительного комитета Совета народных депутатов, заведует административным отделом, а 12 октября избран членом президиума Центрального Исполнительного Комитета Киргизской АССР.
В ноябре присутствовал на VIII съезде Советов и слушал доклад В. И. Ленина о плане ГОЭЛРО. В 1921 году член чрезвычайной комиссии по присоединению Акмолинской и Семипалатинской областей к Киргизской АССР.
13 июня 1922 года был назначен заместителем народного комиссара просвещения республики и редактором республиканской газеты «Еңбекші қазақ» («Трудовой казах») (позже называлась «Социалистік Қазақстан»).
Однако уже в декабре 1922 года III съездом Киргизской (Казахской) АССР РСФСР избран председателем Совета Народных Комиссаров республики (главой правительства Казахстана).
Несмотря на свою занятость продолжал писать стихи и в 1922 году вышел сборник стихов «Асау тұлпар» («Неукротимый скакун»), драмы «Қызыл сұңқарлар» («Красные соколы»).
23—30 декабря 1922 года — делегат Х съезда Советов РСФСР и Всесоюзного учредительного съезда Советов СССР, провозгласившего создание Союза Советских Социалистических Республик, избран членом ЦИК.
22 ноября президиумом Киргизского (Казахского) ЦИК (парламента) на основе решения XII съезда РКП(б) принято постановление о ведении делопроизводства на казахском языке.
Выходят отрывки историко-мемуарного романа «Тернистый путь» в журнале «Қызыл Қазақстан» («Красный Казахстан») и стихотворение «Ленин».
После смерти Владимира Ленина Сейфуллин отправился в Москву и возглавил казахскую делегацию на похоронах. После вышла его статья в «Известиях» «В. И. Ленин и пробуждающийся Восток».
7 апреля 1925 года был назначен председателем академического центра при Казнаркомпросе. Так началось его понижение в карьере (с приходом из центра Голощекина в качестве главы Казахстана).
Вышла поэма «Советстан».
В 1927 году был назначен ректором Кзыл-Ордынского института народного просвещения. Вышел альманах «Жыл құсты» («Первая ласточка»), составленного из произведений казахских писателей под редакцией С. Сейфуллина.
С мая 1928 года — лектор Ташкентского казахского педагогического института, руководитель литообъединения казахской молодёжи, руководитель Казахского института просвещения.
С августа 1929 доцент кафедры казахской литературы Казахского педагогического института.
Сакен начинает сбор образцов казахского устного творчества и литературы. В 1932 году издана первая часть его истории казахской литературы как учебник для студентов вуза. 1931 — публикация отрывков из сатирического романа «Наш быт».
В начале 1934 года Сакен Сейфуллин вместе с другими представителями казахской интеллигенции начинает работать в Казахском научно-исследовательском институте национальной культуры. В то время в стенах института была интеграция и координация всей научно-исследовательской работы в области национального культурного строительства, обобщение и сведение в единую базу результатов научных исследований, постройка фундамента культурной политики Казахского ССР. В настоящее время Институт был реорганизован как Казахский национальный научно-исследовательский институт культуры.
Под началом Сакена Сейфуллина структуре стали создаваться секторы — историко-археологический; литературы и фольклора; лингвистики (по изучению казахского, уйгурского и дунганского языков); изобразительных искусств; музыки и хореографии; театра и кино. в Институте трудились и другие известные учёные: видный казахский востоковед и государственный деятель Санжар Асфендияров; один из основателей казахского языкознания, тюрколог, педагог, профессор Худайберген Жубанов; просветитель Конырхожа Ходжиков; великий писатель, классик казахской литературы Мухтар Ауэзов; тюрколог, академик АН КазССР Исмет Кенесбаев; один из основателей казахского языкознания, исследователь казахской филологии Сарсен Аманжолов. В этот период были созданы первые обобщающие труды по проблемам казахского языкознания и литературоведения, у истоков которых стояли Сакен Сейфуллин, Ахмет Байтурсынов и Худайберген Жубанов.
12 июня 1934 года, за три месяца до открытия первого съезда писателей СССР, состоялся Первый съезд писателей Автономной Казахской Республики (входившей в то время в состав Российской Федерации), который объединил всех благонадёжных литераторов в Союз советских писателей Казахстана. Вступительное слово Сакен Сейфуллин произнёс как основатель Союза. Первым председателем был избран Ильяс Джансугуров.
С сентября 1934 года — профессор Казахского коммунистического института журналистики.
В 1935 были изданы поэма «Социалистан» и повесть «Айша». Участвовал в декаде казахской литературы и искусства в Москве.
В 1936 году первый из казахских писателей был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Открытие Сакеном Сейфуллиным в 1934 году Первого съезда казахских советских писателей дало основание считать его «классовым поэтом-революционером», «настоящим советским поэтом». Советская власть, наградившая поэта орденом, через некоторое время низвергла его.
13 августа 1937 года в газете «Казак адебиети» («Казахская литература») была опубликована статья «Необходимо уничтожить фашистских вредителей, литературных троцкистов-бухаринцев». Затем одна за другой появились такие статьи, как «Нужно полностью уничтожить остатки авербаховцев в казахской литературе» в газете «Социалистик Казахстан» (29 августа 1937 года), «Уничтожим гнусных троцкистов, правых националистов» в газете «Лениншил жас» (4 июля 1937 года).
24 сентября 1937 года Сакен Сейфуллин был арестован сотрудниками НКВД, в застенках подвергся жестоким пыткам, ему щипцами повыдергивали зубы, ногти и усы. Приговорён 25 февраля 1938 года по статьям 58-2, 58-7, 58-8, 58-11 УК РСФСР. Расстрелян 25 апреля 1938 года в 16 часов 40 минут как «враг народа» в одной из тюрем НКВД в Алма-Ате.
21 марта 1957 года автор поэмы «Советстан» Сакен Сейфуллин был реабилитирован Военной Коллегией Верховного Суда СССР за отсутствием состава преступления. По свежим следам создается правительственная комиссия и все произведения поэта с политической точки зрения исследуются заново. Впоследствии Сакена Сейфуллина стали называть «Маяковским казахской советской литературы». Он рассматривался как «основатель казахской советской литературы», как один из поэтов, которого широко исследуют после Абая. Именем «настоящего классового поэта» была названа самая длинная улица советского Алматы.
3. Заслуги

Работая на ответственных постах замнаркома просвещения и председателя Совнаркома КАССР, Сакен Сейфуллин продолжал свою разностороннюю деятельность. Он основал Союз писателей Казахстана, участвовал в литературной жизни республики: редактировал литературную газету под названием «Әдебиет майданы», партийную газету «Еңбекші қазақ», писал критические и теоретические литературные статьи.


Во многом, благодаря деятельности Сакена Сейфуллина, казахскому народу возвращается его настоящее самоназвание «казах». Именно при нем Казахстан переводит свои часы на международный стандарт времени. Ведь до этого момента в Казахской степи продолжал функционировать циклический счет времени по традиционной культуре. С включением территории Казахстана в юридическое и социокультурное пространство информационного влияния международных стандартов, время стало линейным и приведено в соответствие с мировым стандартом. Одним из проводников этого влияния в Казахстане был С.Сейфуллин.


Сакен Сейфуллин хорошо играл в шахматы, которые получили широкое распространение в степи еще в царское время. В свободное от государственной службы время он посещал «Общество любителей шахматных игр». Есть некоторые свидетельства, что в 1920 году в Москве в рамках культурной программы VIII съезда Советов Сейфуллин принял участие в сеансе одновременной игры с самим будущим чемпионом мира А. Алехиным. Тогда последний выиграл у всех игроков, за исключением Сейфуллина, с которым сыграл вничью. В 1925 году в Оренбурге по инициативе Сейфуллина был организован шахматный турнир в честь воссоединения казахских земель.
Благодаря непосредственной поддержке С. Сейфуллина, были изданы 1000 песен А. Затаевича. Буквально в кабинете председателя Совнаркома А. Затаевич записывает в нотах конный марш Абылайхана, исполненный самим руководителем правительства.
Сакен Сейфуллин очень бережно относился к вопросам религии населения края, разрешив по усмотрению руководителей учреждений и предприятий предоставлять выходные для мусульман в праздники Курбан и Ураза, сохраняя при этом заработную плату сотрудников. Именно С. Сейфуллин выступил организатором сбора средств на реставрационные работы мавзолея Ходжа Ахмета Яссауи – сокровищницы мировой культуры.

Список использованной литературы


1. Джуанышбеков Нурболат. Сакен Сейфуллин: Очерк жизни и творчества. – Алматы: Ғылым, 2000. – 48 с.
2. Казахстан. Национальная энциклопедия / гл. ред. Б. Аяган. – Алматы: Главная редакция: «Қазақ энциклопедиясы», 2006. Т. 4. – 560 с.
3. Кирабаев С. Сәкен Сейфуллин. – Алма-Ата, 1964; Кәкiшев Т. Қызыл сұңқар. – Алма-Ата, 1968.
4. Сатпаева Ш.К., Адибаев Х.А. Казахская литература. – Алма-Ата, 1993. – С. 140–147; Джуанышбеков Н. Сакен Сейфуллин. Очерк жизни и творчества. – Алматы, 2000.
5. Сочинения С.Сейфуллина: Тернистый путь. – Алма-Ата, 1964; Стихотворения и поэмы. – М., 1959; Повести и рассказы. – Алма-Ата, 1959.

Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет