1. Культура доисторического человека. Зарождение культуры. Появление духовной культуры как специфической области деятельности тесно связано с развитием мышления и самосознания. Поэтому появление ее мы можем с уверенностью связывать только с человеком разумным. Захоронения неандертальцев, зачатки искусства говорят о том, что уже неандерталец был способен к абстрактному мышлению, обладая самосознанием, индивидуальным и общественным. Погребение умерших сопровождалось обрядом: тело хоронилось в специально вырытых ямах в позе спящего человека, в могилу опускались каменные орудия, мясо, полевые цветы. Все это свидетельство того, что неандерталец придавал особое значение жизни и смерти и, возможно, задумывался о загробном существовании. Существовали у неандертальцев и другие ритуалы, в частности охотничьи. Так, во многих пещерах найдены аккуратно сложенные черепа медведей и других животных, использовавшихся в ритуальных целях. В это же время начинает зарождаться искусство в виде костяных амулетов, схематических рисунков. Возникновение искусства и религии. Однако подлинного расцвета доисторическое искусство достигает с появлением современного человека. Круг произведений был широк: гравюры животных и людей, глиняные и костяные скульптуры и рельефы, рисунки охрой и древесным углем. При изображении животных древние мастера достигли удивительного реализма. В то же время идет схематизация рисунков, вплоть до превращения в символы. Усложнился и похоронный обряд людей верхнего палеолита. Мертвых часто посыпали красной охрой, символизирующей кровь и жизнь, отдельные погребения сопровождались богатыми украшениями в виде бус. В могилу помещались орудия труда, оружие, ритуальная еда. Эпоха современного человека — время развития языка, рационального знания, религии. В языке человека начинают появляться абстрактные, обобщенные понятия, что было очень важно для накопления и обмена информацией. Постепенно накапливались знания по географии, зоологии, медицине. Получают распространение ранние формы религии — магия, анимизм, тотемизм, фетишизм. С переходом к производящему хозяйству, накоплением положительных знаний расширяется круг духовной культуры человека. Земледелие стимулировало рост знаний по агротехнике и ботанике, скотоводство — по селекции и зоологии. Потребности производства ведут к появлению математических знаний и счетных систем. Получает распространение пиктография — рисуночное письмо. В изобразительном искусстве продолжается переход к условности и символизации изображения, что ведет к появлению орнамента. Эпоха бронзы, время распада эгалитарного общества, было временем становления религии с особыми служителями культа -жрецами. Переход к патриархальному обществу и племенному устройству повлек за собой возникновение культов покровителей племени, прародителей и духов предков. В то же время появляются культы покровителей земледелия и скотоводства, обретающих образы богов. Развитие ремесла стимулирует расцвет прикладного искусства — ювелирного, ковроткачества, гончарного. Появляются художественная чеканка, гравировка, инкрустация драгоценными камнями. Апогеем духовного развития доисторического общества было изобретение письменности. Это происходило путем постепенной трансформации пиктографического письма в иероглифическое, а затем и в буквенное. С появлением письменности, первоначально в Шумере, Египте, Китае, а затем и в других странах, эпоха доистории завершается.
2. Первобытное, или доисторическое искусство — искусство первобытного общества. Дикие быки на стене пещеры Альтамира в Кантабрии (ок. 20 тыс. лет) Прорисовки кистей рук принадлежат к древнейшим образцам искусства К числу древнейших неоспоримых свидетельств существования искусства принадлежат памятники позднего палеолита (40 — 35 тыс. лет): абстрактные знаки, выбитые на сверхтвёрдых скальных поверхностях; прорисовки кистей рук и анималистические пещерные изображения; зооморфная и антропоморфная скульптура малых форм из кости и камня; гравировки и барельефы на кости, каменных плитках и роге.
3. Развитие языка, рациональных знаний, реконструкция религиозных представлений в эпоху мезолита, неолита, энеолита В период мезолита, неолита и энеолита произошло значительное развитие языка и рациональных знаний у древних обществ. В это время люди начали использовать более сложные инструменты, развивать сельское хозяйство и животноводство, что требовало более развитых коммуникативных навыков и знаний. Вместе с этим происходила реконструкция религиозных представлений. В эпоху мезолита, неолита и энеолита люди начали поклоняться божествам природы, связывая свои верования с циклами природы, сельским хозяйством и животноводством. Они создавали культовые сооружения, проводили ритуалы и обряды, чтобы просить божества о благополучии и урожае. Таким образом, в эпоху мезолита, неолита и энеолита происходило комплексное развитие языка, рациональных знаний и религиозных представлений, что способствовало формированию более сложных общественных структур и культурных традиций.
4. Наскальное искусство – петроглифы (Мыншункыр, Оленты, Енбек, Тесиктас, Шатыртас, Акбидаик, Акбаур, Баянжурек). Археологические раскопки на территории Казахстана позволяют реконструировать историю хозяйства и быта древнего человека в периоды каменного века. Каменный век включает три подпериода: палеолит, мезолит и неолит. Общие черты: Пещерные жилища: В палеолите люди ходили в пещеры в качестве жилья, а в более поздние периоды создавали временные и постоянные жилища из костей, шкур, дерева и камня. Ритуалы и искусство: В различные периоды каменного древности века общество проявляло интерес к религиозным ритуалам и создавало проявления первых искусств, таких как наскальные рисунки. Археологические находки на территории Казахстана предоставляют возможность изучения истории развития человеческих обществ и их адаптации к окружающей среде в течение каменного века. Искусство и понимание раннего палеолита, которые относятся к периоду примерно от 2,6 миллионов лет назад до примерно 200 тысяч лет назад, выражались через примитивные формы, такие как наскальные рисунки и скульптуры. Эти искусственные достижения представляют собой ценные свидетельства эволюции человеческого мышления и развития, по сути, концепций на ранних стадиях истории. Хотя интерпретация этих культурных искусств и представленного раннего палеолита может быть сложной из-за появления письменных записей, они о виновном наследии, ученые учёным понимают эволюцию лёгкой мысли и культурных практик в древности. Мыншункыр: Мыншункыр - это археологический комплекс в Казахстане, где обнаружены петроглифы, связанные с различными периодами истории, включая бронзовый век. Оленты: Оленты также являются местами обширного наскального искусства, включая петроглифы, которые могут иметь расширенное или ритуальное значение. Енбек: Енбек известен своими петроглифами, которые могут сохранять изображения животных, людей и абстрактные узоры, которые создают уникальные свидетельства о быте древних обществ. Тесиктас: Тесиктас - еще одно место с наскальными изображениями, где петроглифы, возможно, служили религиозным культом или врагами. Шатыртас: Шатыртас известен своим наскальным искусством, исследования которого могут помочь в раскрытии культурных аспектов древних обществ. Акбидаик: Акбидаик также может сохранить петроглифы, которые представляют интерес для археологов и наблюдателей. Акбаур: Акбаур может включать в себя изображения, раскрывающие моменты повседневной жизни и судебной практики. Баянжурек: Баянж