2. Древнейший период истории Башкирии. Башкиры аборигены (автохтоны) края. Историческая Башкирия в Х-ХII вв. Зарождение государственности башкир



бет1/75
Дата18.10.2023
өлшемі1,64 Mb.
#118775
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   75
Байланысты:
ответы на экз ИГП РБ


2. Древнейший период истории Башкирии. Башкиры - аборигены (автохтоны) края. 3. Историческая Башкирия в Х-ХII вв. Зарождение государственности башкир.
Скотоводство.
Стадо состояло из лошадей, овец, коз и крупного рогатого скота. Основную роль в хозяйстве играла лошадь. Конское мясо и жир, кумыс из кобыльего молока занимали значительное место в пищевом рационе башкир. Из конской шкуры они изготавливали разнообразную утварь, колчаны, щиты, сбрую и пр. Конь был рабочей силой, транспортным средством. Вся жизнь кочевника проходила верхом на лошади, в этом не составляли исключения и женщины. Без лошадей было бы невозможно круглогодичное содержание других видов скота на подножном корму Важное значение в хозяйстве башкир имели овцы. Баранина ценилась ими наравне с кониной, шкуры овец шли на пошив одежды. Овечья шерсть являлась ценным сырьем для войлоков, паласов и сукна. В небольшом количестве башкиры держали коз.
Крупного рогатого скота было мало, ибо он был плохо приспособлен к зимней тебеневке. И все же молочные продукты занимали заметное место в кухне башкир. Топленое масло, сыр, красный творог заготавливали на зиму, из кислого молока делали напиток айран. Говяжье мясо употреблялось в пищу, но оно ценилось ниже, чем конина и баранина.
Древняя территория Башкирии, расположенная на дубравно-березовой лесостепи Бугульминско-Белебеевской возвышенности и разнотравно-злаковой степи Заволжья и Приуралья, обладала вполне достаточным для кочевников экологическим потенциалом. На плоских вершинах и пологих склонах увалов Бугульминско-Белебеевской возвышенности, где растительный покров в многочисленных ложбинах, лощинах, обрывах и западинах отличается большой продуктивностью, было удобно пасти скот летом. По мере высыхания растительности на возвышенных участках кочевники уходили на юг, в степи.
Зимовать башкиры уходили в степь, в заросшие камышом поймы Урала и Самары, или еще южнее, в прикаспийские и приуральские степи. Весной башкиры направлялись обратно на свои летние кочевья.
С XI в., когда приаральские и северные прикаспийские степи были заняты кыпчакскими (половецкими) племенами, зимние кочевки. Для башкир в эти районы оказались невозможными или ограниченными. Это вынуждает часть приуральских башкир двинуться на север в леса и на восток — в горные долины Южного Урала. Монголо-татарское нашествие и образование Золотой Орды ускорили этот процесс, вытесняя башкир с удобных для скотоводства степных и лесостепных районов Приуралья.
Новые условия потребовали перестройки хозяйства. В лесных и горно-лесных местностях летом башкиры кочевали на горных и лесных пастбищах, а зимой оставались на постоянных зимовьях, табуны же отгоняли под присмотром пастухов на склоны гор, на возвышенности для тебеневки.
Оставшиеся в приуральских степях башкиры продолжали кочевать по соседству с пришлыми племенами, в частности с ногайцами. Но и здесь возникли зимовья, стали заготавливать корма на зиму. Так было и в Зауралье. Маршруты перекочевок заметно сократились. И все же летом кочевники уходили за сотни верст от своих зимовий. К XVI в. зимние кочевки во многих местах прекратились. Лишь в Зауралье и самарских степях башкиры кочевали круглый год, перегоняя стада на восток.
Охота
В ходе эволюции кочевого скотоводства в полукочевое постепенно возрастал удельный вес охоты. В X— XIII вв. у башкир преобладали, облава «гоном» и охота с помощью ловчих птиц. Облавная охота верхом на лошадях устраивалась большей частью в осеннее время, когда группы людей, охватывая широкие пространства, выискивали волков, лисиц и зайцев, стреляли в них из лука, или, догнав на коне, убивали их плетьми, палицами и кистенями.
Об охоте часто говорится в башкирских эпических сказаниях.
В степях была распространена охота с помощью ловчих птиц. Для этого башкиры приручали птенцов беркутов, ястребов и соколов, обучали их приемам охоты. С ними охотились на птиц, Зайцев, лисиц и волков.
По мере продвижения на север, в лесные и горно-лесные районы, среди башкир распространяются орудия и приемы лесной охоты: самоловы-черканы, ловушки, капканы, петли, преследование на лыжах крупных зверей по насту или глубокому снегу и т. д.
Кочевое и полукочевое скотоводство мало располагало к занятию рыбной ловлей, хотя реки и озера Южного Урала изобиловали разного рода рыбой. Тем не менее, в лесных и горных районах рыбный промысел играл значительную роль. В засушливые годы, а также в периоды военного разора, эпизоотии и в степной зоне население широко прибегало к рыболовству.
Бортничество.
В лесных и горно-лесных районах важное значение в хозяйстве башкир имело бортничество,
Бортничество существовало у башкир в двух формах. Первая сводилась к тому, что бортник разыскивал в лесу дуплистое дерево, в котором поселились дикие пчелы, высекал на нем свою родовую или фамильную тамгу, расширял отверстие, ведущее в дупленицу, и вставлял в нее колодки для сбора меда. Бортевое дерево становилось его собственностью. Другая форма связана с выделкой искусственной борти. Для этого в лесу выбирали прямое дерево толщиной не менее 60 см и на высоте 6—8 м выдалбливали объемистое дупло с отверстиями для входа пчел и вырезания меда. Предприимчивые пчеловоды за первую половину лета старались изготовить как можно больше бортей в привлекательных для пчел местах. В середине лета во время роения почти во все борти вселялись новые семьи пчел. Практика изготовления искусственных бортей давала возможность регулировать расселение пчелосемей и сосредоточить бортевые владения отдельных людей и родовых общин на ограниченных участках, наиболее благоприятных для сбора меда и обеспечения охраны бортей от медведей.
Земледелие.
По мнению исследователей, в хозяйстве башкир X — XV вв. земледелие не играло существенной роли. Башкиры засевали небольшие поля просом и ячменем. Под посевы осваивались открытые участки, которые через определенное время забрасывались, и распахивались новые земли. В лесных районах, по примеру местных угрофиннов, практиковался лесной вариант перелога — огневая система
земледелия. Выбранный для пашни участок леса вырубали, верхушки, ветки и непригодные для хозяйства стволы сжигали, очищенное от леса и обильно удобренное золой поле обрабатывали сохой и мотыгами. В степных местностях употреблялся деревянный плуг.
Сеяли, разбрасывая зерна с лукошка, семена заделывали в почву деревянными боронами и сучковатыми деревьями. Хлеб жали серпами, молотили лошадьми, гоняя их по кругу по равномерно расстеленному на току хлебу.
Ремесло и торговля.
Значительное - развитие у башкир получили домашние промыслы и ремесло. Обработка дерева, кожи, шерсти, изготовление тканей, одежды, обуви, войлока и т. д. являлись важным дополнением в хозяйстве, служившим для потребления самих производителей.
Вместе с тем возникли элементы разделения труда, связанные с развитием ремесла. Это особенно заметно было в металлообработке. Помимо простых изделий башкир, можно было встретить немало ценных предметов оружия и конской сбруи.
Башкиры имели своих мастеров по металлу — кузнецов и ювелиров.
Большое значение металла в хозяйстве и военном деле породило почтительное отношение к нему, переросшее в религиозный культ. По, представлениям башкир, железо, особенно острое, способно отгонять, отпугивать болезни и болезнетворных злых духов, оберегать от несчастий. Серебряным изделиям приписывались иные свойства, к примеру, женщинам при доении кобылиц и коров полагалось надевать серебряные браслеты, это защищало от порчи и молоко, и животное, и саму женщину. Вообще белый металл пользовался особым почитанием у башкир и других, родственных с ними тюркских кочевников.
Культ металла получил, отражение в системе личных имен у башкир.
Из дерева башкиры изготовляли орудия труда, деревянные части оружия (лук, стрелы, копья), сбруи, транспортных средств, различного рода сосуды и предметы бытового обихода. Довольно широко применяли дерево как строительный материал при сооружении жилища, загонов для скота, использовались также кора, берёста, лоза.
Со степными скотоводческими традициями были связаны ремесла по обработке животного сырья. Башкиры выделывали кожу, меха, войлок. Меха и кожа шли на изготовление одежды, обуви, воинского и охотничьего снаряжения, сбруи.
Однако необходимо подчеркнуть, что развитие хозяйства башкир конца I — начала.II тысячелетий не привело к повсеместному их переходу к оседлому скотоводческо-земледельческому труду и возникновению крупных городов, как это было, например, в Волжской Булгарии и Хазарском каганате. Основная масса башкир, рано переходя к полуоседлости по сравнению с другими степняками (тюрки, печенеги, кипчаки и др.), продолжала оставаться на ней на протяжении всего средневековья. Тут причин много, но главными являются: а) веками приспособленная к богатым природным условиям края система ведения полукочевого скотоводства, б) вхождение основной части Южного Урала в широкий мир степей и использование их как летних пастбищ более могущественными в военно-политическом отношении этническими объединениями.
Хозяйство башкир в основном было натуральным. Тем не менее, они поддерживали торговые связи с Волжской Булгарией, Средней Азией, Ближним Востоком.
Культурно-экономические отношения башкирских племен IX — XII вв. со своими соседями носили характер торгово-денежных.


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   75




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет