Айтимова Гульнара Алимжановна Портфолио слушателя Раздел А



Дата19.09.2022
өлшемі27,09 Kb.
#39484
Байланысты:
9кл СОР-1


Айтимова Гульнара Алимжановна Портфолио слушателя Раздел А
Филиал ЧУ «ЦПМ» г.Петропавловск Курс по «Разработке и экспертизе заданий
для оценивания»


Раздел А
Задания по суммативному оцениванию за раздел
«Культура народов мира»

Класс 9
Подраздел Слушание
Говорение
Раздел Культура народов мира
Цели обучения 9.1.1.1 Понимать основную и детальную информацию сообщения, продолжительностью до 5-8 минут, определяя подтекст, цель высказывания и отношение говорящего к событиям и героям и делая выводы;
9.2.5.1 Участвовать в дискуссии по предложенной проблеме, синтезируя различные точки зрения и формулируя пути решения проблемы.
Критерии оценивания Обучающийся:

          • Различает основную и детальную информацию

          • Определяет подтекст, цель высказывания

          • Делает вывод, определяя отношение автора к событиям и героям

          • Участвует в дискуссии по предложенной теме, предлагая пути решения проблемы

Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут


Задание. Прослушайте внимательно «Слово тридцать девятое» Абая Кунанбаева и выполните задания.

Транскрипт


Да, безусловно, наши предки уступали теперешним людям в образованности, учтивости, ухоженности и опрятности. Но обладали они двумя достоинствами, которых у нас теперь нет.


Изживая в себе недостатки, доставшиеся нам от предков, мы растеряли эти достоинства. Если бы мы имели в характере своем решимость и усилия, направленные на приобретение новых качеств, приложили к тому, чтобы сохранить старые, возможно, мы встали бы в ряд с другими народами. Поскольку нет решимости характера, вновь приобретенное более благоприятствует развитию в нас свойств демонических, нежели человеческих. Это — есть одна из серьезных причин утраты нами национальных достоинств.
О каких качествах мы говорим? В стародавние времена были люди, которые звались “ел басы”, “топ басы”. Они решали споры, управляли жизнью общества. Простой народ, худо-бедно, занимался своими делами. Не принято было оспаривать решения “ел басы” и “топ басы” или бегать от одного к другому. Говорят: “Возьми альчик, если он удобен для твоей руки, сделай из него биту”. “Когда каждый сам себе бий, не ужиться и на бескрайних просторах, когда есть глава общины, не сгореть и в огне”. Люди, признав эту истину, приносили жертву святым духам, и помолясь, отдавали бразды правления всеобщему избраннику и впредь старались поддерживать во всем, скрывая его недостатки и славя достоинства. Относились к нему с должным почтением, слушались и неукоснительно повиновались, тогда и влиятельные лица не переступали пределов благоразумия. Как им было не заботиться о людях, когда все были братьями, и достояние у них было общее?
И второе — люди свято берегли и дорожили единством. Стоило кому-то призвать на помощь других, упомянув при этом имена предков, как все бросались на выручку, забыв обо всех обидах к раздорах, охотно шли на уступки и жертвы. Говорили тогда в народе:
“Кто не умеет простить вины ближнего, того чужой обидит”.
“Братья ссорятся, но не отрекаются друг от друга”.
“Если шестеро погрязли в раздорах, потеряют то, что в руках, если четверо пребывают в согласии, на них небесная благодать нисходит”.
“Кто ищет верного пути, находит казну, кто ищет раздоров, находит беду”.
Где теперь этот благородный дух общности и радение о чести?
Они были обеспечены людской стойкостью, совестливостью, доблестью. Мы лишились их.
У теперешних дружба — не дружелюбие, а вероломное коварство.
Вражда — не отстаивание истины, а просто неумение жить в согласии.

http://bourabai.kz/articles/black_word.htm#39


1.Ключевые слова текста:


А) «ел басы», жертва, истина, почтение
Б) образованность, опрятность, учтивость, ухоженность,
В) достоинство, единство, качества, решимость
С) вражда, дружба, единство, раздоры


2. Определи истинность или ложность утверждений

Утверждение

Истина

Ложь

Наши предки обладали достоинствами, которых у нас нет.







Отсутствие решимости – причина утраты национальных достоинств







В стародавние времена было принято оспаривать решения «топ басы» и бегать от одного к другому







В стародавние времена «каждый был сам себе бий»







3. Укажите цель высказывания автора:


А) перечисляет достоинства предков,
Б) призывает читателей скрывать недостатки и славить достоинства,
В) раскрывает причины утраты национальных достоинств,
С) рассказывает о неумении жить в согласии.

4. Какие качества, по мнению Абая, были утрачены нынешним поколением? Что нужно сделать, чтобы эти качества вновь приобрести?


________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Примите участие в дискуссии на тему «Нужно ли соблюдать национальные традиции в эпоху глобализации?» Выразите своё мнение по данной проблеме и предложите пути её решения.




Критерии оценивания:

№ задания

Дескрипторы

Баллы

Обучающийся

Различает основную и детальную информацию

1

определяет ключевые слова текста

1

Определяет подтекст и цель высказывания

2

определяет истинность или ложность 1-го утверждения

1

определяет истинность или ложность 2-го утверждения

1

определяет истинность или ложность 3-го утверждения

1

определяет истинность или ложность 4-го утверждения

1

3

указывает цель высказывания

1

Делает вывод, определяя отношение автора к событиям и героям

4

отвечает на вопрос

1

формулирует вывод

1

Участвует в дискуссии по предложенной теме, предлагая пути решения проблемы

5

участвует в дискуссии по предложенной теме

1

выражает своё мнение по данной проблеме

1

предлагает пути решения

1

Всего баллов




11


Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет