И основы анализа



Pdf көрінісі
бет1/144
Дата06.10.2023
өлшемі9,72 Mb.
#113257
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   144


 Агафонова 
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ КИНО 
И ОСНОВЫ АНАЛИЗА 
ФИЛЬМА 
«Тесей» 
2008 


УДК 791.43.01 
ББК 85.37 
А23 
Рецензенты: 
доктор искусствоведения, профессор 
А.В.
доктор искусствоведения, профессор 
А.В. Соболевский 
Агафонова, Н.А. 
А23 Общая теория кино и основы анализа фильма / Н.А. Агафо­
нова.
Минск : Тесей, 2008. — 392 с. 
ISBN 978-985-463-256-8. 
В книге рассматривается специфика кино как вида искусства, осо­
бенности его образной речи. На примере более чем двадцати кинопроиз­
ведений различных периодов, школ и течений автором апробируется це­
лостный, компаративный и контекстуальный методы анализа фильма
Предлагаемый материал является результатом разработки и внедре­
ния курсов «Основы теории кино», «Анализ памятников художествен­
ной культуры (раздел киноискусство)» и может быть полезен студен­
там и преподавателям творческих вузов, учителям по предмету 
«Отечественная и мировая художественная культура», а также всем 
знатокам и любителям кино. 
УДК
ББК 85.37 
978-985-463-256-8 © Агафонова Н.А, 2008 
&
ООО «Тесей», 2008 


Посвящаю своим родителям 
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ 
— Простите, магистр, вы что-то сказали? 
— ...мы обсуждали сокращение средств, выделяемых гумани­
тарным
В течение, по меньшей мере, ближайших двух лет 
мы будем испытывать недостаток в средствах, что не позволит при­
нимать новых исследователей на отделение гуманитарных наук. 
— Ах, как это печально, — произнес
— Вас не тревожит судьба вашего отделения? 

 Моего
отделения? Мое отделение занимается английским 
языком, магистр. 
— Вот и я о том же. 
— Какое же отношение имеет английский язык к «гуманитар­
ным наукам», что бы те собою не представляли? Я занимаюсь нау­
кой точной — филологией. А мои коллеги —
 другой точной наукой, 
анализом литературы
(курсив наш. —
— Там считают, — сказал президент, — что ваши выпускники 
не обладают компетентностью и эрудицией, которые способны при­
нести пользу стране. Результаты исследований в ботанике или гене­
тике — или даже в моей сфере, в экономике, — представляют для 
мира ощутимую ценность... На вас и ваших коллег взирают как на 
все более и более нестерпимое бремя налогоплательщика. Вы не 
можете открыть ничего интересного, не можете предложить вашим 
аспирантам что-либо, способное сделать их полезными для про­
мышленности или рентабельного хозяйства. Вы знаете, это не мои 
воззрения... Общество больше не может позволить себе содержать 
всех этих шутов... Мир устал от избытка занимающихся ерундой 
гуманитариев, от их высокомерия и бесполезности в реальной 
жизни. Пора вам порастрясти жирок. 
— Вы правы, конечно, — согласился Трефузис. 
Отрывок из романа S. Fry «The Liar» («Лжец») 
Эта книга — попытка придать статус точной науки киноведению. 


1. КИНО КАК ВИД ИСКУССТВА 
 Кино в системе традиционных искусств 
Киноискусство — дитя новой художественной эпохи, которую 
мы обозначаем как модернизм. Эпоха модернизма, по нашему 
убеждению, берет свое начало в 30-е годы XIX в. с возникновения 
фотографии и завершается в 50-е годы XX в. повсеместным 
распространением телевидения. Если появление кинематографа в 
конце XIX в. ознаменовало генезис экранной культуры — первой ее 
фазы, то общедоступное телевещание предопределило начало вто­
рой фазы: формирование медийной экранной культуры. Ее 
развитие совпало с иной — постмодернистской эпохой. 
Эпоха модернизма характеризуется двумя главными мегатенден-
циями, манифестировавшимися в художественной культуре. Первая 
органично связана с «семейством» традиционных классических 
искусств (литература, музыка, изобразительное искусство, театр) и 
выражена мощной субъективацией творчества: авторское внутреннее 
чувство, авторское переживание, авторское впечатление, авторское 
мироощущение превращаются в определяющие эстетические факто­
ры. Другими словами, более важным становится не отражение объ­
ективной реальности в произведениях, но выражение реальности 
субъективной. Камертоном такой трансформации не случайно 
выступает романтизм. А сфера традиционных искусств буквально 
«взрывается» многообразием художественных приемов, географи­
чески локальных стилей и направлений: импрессионизм, экспресси­
онизм, символизм, кубизм, сюрреализм, абстракционизм и др. Исто­
рия культуры до сих пор не знала такого эстетического феерверка. 
Вторая синхронная тенденция — это формирование нового «се­
мейства» техногенных искусств (фото, кино, телевидение и др.). Па­
тент на изобретение фотографии Жаком Манде Дагерра от 1839 г. 
может рассматриваться как точка отсчета новой траектории разви­
тия художественной культуры (кстати, первую фотосъемку
«Накрытый стол» — осуществил Нисефор Ниепс около 1823 г.). 
Искусство постепенно впитывает преобразующее воздействие 



технологии, научные открытия (прежде всего естествознания) сти­
мулируют новый образный язык. 
Кино, как особый вид искусства, органично взаимосвязано с обои­
ми «семействами» — традиционных и техногенных искусств. Именно 
кино явилось «точкой» пересечения этих двух художественных 
систем, что обусловило его специфическую двуединую природу. 
Рассматривая кино как вид в системе традиционных (так назы­
ваемых классических) искусств, ограничимся представительством 
четырех основных — литература, музыка, изобразительное искус­
ство и театр. Очевидно, возникнув в конце XIX в., кино унаследова­
ло определенные видовые признаки своих предшественников. Что­
бы ответить на вопрос «Какие именно?», проанализируем характер 
взаимосвязи кино с каждым из обозначенных искусств. При первом 
приближении к поставленной задаче ответ не кажется трудным в 
силу широко распространенного поверхностного взгляда. Мол, ли­
тература и кино связаны на сценарном уровне: фильму, как прави­
ло, предшествует сценарий, исполненный по законам литературно­
го творчества. Музыка входит в кинопроизведение в качестве 
дополняющего художественного элемента. От театра кино за­
имствует мастерство режиссуры и актерскую игру, а от ИЗО — язык 
визуально-пластической образности. При таком подходе смешива­
ются разные категории: этап работы над фильмом, слагаемое звуко­
вой образности, элементы пластических выразительных средств. 
Нам же следует установить своеобразный «генотип» каждого из ви­
дов в синтетической природе кино. Другими словами, определить 


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   144




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет