История философии и философия истории в концепции Анри Гуйе



Pdf көрінісі
бет1/10
Дата02.12.2023
өлшемі350,48 Kb.
#131719
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


И.И. Блауберг
История философии и философия
 
истории в концепции Анри Гуйе
Анри Гуйе (1898–1994) – один из самых известных и автори
-
тетных французских историков философии. Его перу принадле
-
жат работы по философии X���–XX вв., давно вошедшие в раз-
XX вв., давно вошедшие в раз-
вв., давно вошедшие в раз
-
ряд классических, в том числе исследования об учениях Декарта, 
Мальбранша, Паскаля, Руссо, Мен де Бирана, Конта, Бергсона. Он 
родился в Осере, окончил Высшую нормальную школу в Париже. 
Докторская диссертация Гуйе посвящена философии Мальбранша
 
(1926). В течение 15 лет он вел преподавательскую работу в про
-
винции – в Труа, Лилле и Бордо, а продолжил и завершил ее в 
Сорбонне (1941–1945; 1948–1968). Насыщенной и плодотворной 
была также деятельность Гуйе за рубежом: он читал курсы лекций 
в университетах Монреаля и Квебека, во французских институтах 
в Амстердаме, Барселоне, Мадриде, Лондоне и др., в американ
-
ских, бельгийских, швейцарских и германских университетах. 
В 1979 г. был избран членом Французской Академии.
Интересы А.Гуйе не ограничивались только сферой фило
-
софского знания, истории философии. Он был прекрасным зна
-
током театра, работал в области литературной и театральной 
критики, проблемам которой посвящен целый ряд его сочинений. 
В собственно же историко-философской сфере он, как и неко
-
торые его собратья по перу, например Эмиль Брейе и Марсиаль 
Геру, после ряда конкретных исследований обратился к пробле
-
матике методологии и теории, занялся разработкой общетеорети
-
ческих установок.


64
История философии и философия истории в концепции Анри Гуйе
Эта сторона творчества Гуйе интересна для нас, кроме про
-
чего, и как конкретное свидетельство того, каким образом в 
сфере историко-философской теории преломлялась концепция 
А.Бергсона с ее центральным понятием длительности. Известно, 
что эта концепция сильно повлияла на развитие исторических ис
-
следований во Франции – здесь можно назвать имена таких выда
-
ющихся историков, как Марк Блок, Фернан Бродель, Анри-Ирене 
Марру. Если говорить об истории философии, то можно с уверен
-
ностью утверждать, что для французских представителей этой дис
-
циплины, современников Бергсона, его идеи стали одним из важ
-
нейших ориентиров и стимулов. Мы отчасти касались этой темы в 
предыдущих публикациях, посвященных теоретическим работам 
Э.Брейе и М.Геру
1
. Анри Гуйе жил в ту же эпоху и является для нас 
не менее ценным свидетелем. Как и для его коллеги Эмиля Брейе, 
само представление об истории задается для Гуйе бергсоновской 
идеей длительности. Не случайно имя Бергсона – мыслителя, чья 
философия исследуется в двух монографиях Гуйе
2
, часто встреча
-
ется и в тех его трудах, к которым мы здесь обратимся.
Это прежде всего две теоретических работы, идеи которых 
перекликаются и дополняют друг друга: «Философия и ее исто
-
рия» (1943) и «История и ее философия» (1952). Помимо того, 
Гуйе рассматривал вопросы теории и методологии истории фило
-
софии в ряде статей, затрагивал их и в основных своих историко-
философских сочинениях.
Понятия «история» и «философия истории» обозначают 
для Гуйе две различные позиции, сопоставление которых стало 
«осью», центральной идеей его размышлений о теории своей дис
-
циплины. Исследование возникающей здесь антиномии позволяет, 
с его точки зрения, точнее определить суть деятельности истори
-
ка, в том числе историка философии, хотя последний, имея дело 
с особым предметом, использует специфические подходы и мето
-
ды. В чем же состоит эта антиномия? Сразу уточним, что понятие 
философии истории Гуйе толкует в особом смысле. Исходя из из
-
вестного разграничения истории как процесса, или реальности, и 
истории-знания (во французском языке эти два значения сливаются 
в одном понятии «l’histoire»), он задается вопросом: каково же от-
l’histoire»), он задается вопросом: каково же от-
’histoire»), он задается вопросом: каково же от-
histoire»), он задается вопросом: каково же от-
»), он задается вопросом: каково же от
-
ношение истории как знания, познания, теории к той реальности, 
которая является ее предметом, – к самому историческому про
-


65


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет