Комитета науки министерства образования и науки республики казахстан республиканский научно-методический



жүктеу 0.71 Mb.

бет1/6
Дата02.01.2017
өлшемі0.71 Mb.
  1   2   3   4   5   6

Знание  -  сокровище,  которое 

повсюду следует за тем, 

кто  им  обладает. 

(Китайская  пословица)



И С Т О Р И Я

К А ЗА Х С Т А Н А :

___  


ЙТЫН'ДД:  ей  :!  ivi 



преподавание  , 



в школах и ВУЗах

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ 

«ИНСТИТУТ  ИСТОРИИ  ГОСУДАРСТВА*

КОМИТЕТА  НАУКИ  МИНИСТЕРСТВА 

ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ  РЕСПУБЛИКИ  КАЗАХСТАН

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ  НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ 

И   ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ЕЖ ЕМ ЕСЯЧНЫ Й  ЖУРНАЛ



Январь



1  (98)  2010

Ж урнал  издается 

с  октября  2001  гола

Ж урнал  поставлен  на  учет  в  М инистерстве  культуры ,  ин ф орм аци и  и 

общественного  согласия  Республики  Казахстан.

Свидетельство  №3558-ж.  от 3  февраля  2003  года,  г.  Астана.

Г лавны й  р ед ак то р   Т а м а р а   А З И М Х А Н О В А  

РЕДКОЛЛЕГИЯ :

Буркитбай  АЯГАН,  Тотай  ТУРЛЫГУЛ,

Карл БАЙ ПАКОВ, Сауле  Ж АКИШЕВА,

Канат (Канагат)  ЖУКЕШЕВ,  Мамбет КОЙГЕПДИЕВ, 

Зейнулла  САМАШЕВ,  Жакен ТАЙМАГАМБЕТОВ, 

Талас ОМАРБЕКОВ. 

Закиш САДВОКАСОВА.



СОДЕРЖАНИЕ

Религиоведение

Е. ГАРИФОЛЛА, А. АБУОВ, А. ДУЙСЕБЕК.

Основы религиоведения. Программа

для 9 класса общеобразовательной средней ш к о л ы ....................................  3

С. ЩЕГЛОВ.

Древние религиозные веровани я....................................................................... 8

Конфессиональная ситуация в современном Казахстане...........................  10

Основы христианского вероучения.................................................................  12

Понятие о свободе вероисповедания..............................................................   17

Свобода вероисповедания.................................................................................   18

Тенгрианстто.........................................................................................................23

Методические разработки 

Б.С.  БУКАЕВА.

Формирование казахской народности............................................................ 25

Ж .М . ШАКИРОВА.

Абылай — выдающийся государственный и политический д еятел ь........28

Всемирная история 

Б.Н . Ж УМ АШ ЕВ.

Борьба русского народа с монгольскими завоевателям и...........................35

Интеграция предметов 

Г.Т. ИСЛАМОВА.

Интегрированный урок «Азбука счастья».................................................... 38

Подготовка к ЕНТ

Н .В.  МАТВЕЕВА.

По учебникам нового поколения..................................................................... 42

Урок Знаний

3.III. БЕРДИГОЖИНА.

Мой Казахстан — мое будущее (5-7 класс).................................................... 53

Мой Казахстан — мое будущее (8 -11  класс).................................................. 56

Одаренные дети

Д.  ЕРЕМЕЕВА, М. А. АТАБАЕВА.

Афганистан в судьбах восточно-казахстанцев..............................................60

Культурное наследие 

А. С. ИСАБЕКОВА.

Наследие Коркыт-ата в мировой сокровищ нице......................................... 69

М. А. МУКАШЕВА.

Природные ресурсы Республики К азахстан................................................. 75

Г.Р. БИКМУЛЛИНА. 

„ 

Обобщающий урок по истории Древнего Казахстана (6 к л а с с ).............. 79



2

Составши:

Есіш ГА РИФОЛЛА, 

Айдар АБУОВ,

А дшіьханД УЙСЕБЕК, 

г. Астана

Основы  религиоведения

Программа для 9 класса 

общеобразовательной средней школы

Пояснительная записка

Политика современного Казахстана направлена на установление меж- 

конфессионалъного мира и согласия, на создание новой системы духовно­

нравственных ценностей в современном обществе. Это особенно актуально 

в условиях поликонфессионального, полиэтнического казахстанского об­

щества. Укрепление национально-культурной государственности  Казахста­

на, воспитание казахстанского патриотизма требуют приобщения молоде­

жи к многовековым духовным ценностям и созидательному опыту мировых 

и традиционных религий.

История развития религиозных учений оказала существенное влияние 

на становление и развитие культуры  Казахстана.

Выдающиеся мыслители и просветители казахского народа - аль-Ф ара­

би, Ходжа Ахмет Яссави, Абай, Ш акарим, Ы. Алтынсарин раскрьшл гума­

нистическую и духовно-нравственную суть религии в понимании сущности 

внутреннего мира  человека,  в  гармоничном  его  развитии с  окружающей 

природной и общественной средой.

Цель факультативного курса «Основы религиоведения» - содействовать 

формированию у учащихся основ гуманистического мировоззрения, духов­

но-нравственных ценностей, собственной системы убеждений.

Задачи:

1. 


Ознакомление учащихся с историей развития мировых и традицион­

ных религий и конфессий, их ролью в современном обществе;

3


Раскрытие познавательно-мировоззренческих и психолого-педагоги- 

ческих аспектов религии;

3.  Разъяснение основных гуманистических положений и основ вероуче­

ния мировых и традиционных религий;

4. Формирование неприятия идеологии деструктивных религиозных куль­

тов, радикальных и экстремистских организаций;

5.  Развитие активной гражданской позиции учащихся;

6.  Освещение  роли  Главы  государства  Н.  Назарбаева  в  установлении 

м сж конф ессионального  мира  и  согласия  в  Республике  К азахстан  и 

международном сообществе.

В программе предусмотрена преемственность в изучении материала, меж­

предметная связь с историей, основами обществознания, литературой, ис­

кусством.

Усиление воспитательного потенциала основ религиоведения может быть 

достигнуто применением интегрированных уроков и различных форм орга­

низаций  деятельности  школьников:  урок-дискуссия,  «Диалог  культур», 

урок-размышление, научно-практические конференции, школьные спек­

такли, зашита мини-проектов, уроки типа «ЗОЖ в мире религии», «Фантас­

тика и религия».



Утвержден

приказом И.о. Министра образования 

и науки Республики Казахстан 

от «14» сентября 2009 года №  430

Программа факультатива «Основы религиоведения» 

для 9 класса общеобразовательной средней школы

Название темы



Кол-

во

часов



Предисловие

1. Предмет курса «Основы религиоведения». Теория религии.

Значение  факультативного  курса  «Основы  религиоведения». 

Религиоведение как научная дисциплина. Понятие о религии

Монотеизм и политеизм.  Религия как неотъемлемая часть ис­

тории  и  культуры  человечества.  Структура и функции  рели­

гии. Виды религиозных объединений.

2

4



i 2-

'

Истоки и исторические формы религии.



Особенности мифологического сознания. Архаические (пер­

вобытные) культы. Формы древнейших верований (фетишизм, 

тотемизм, анимизм, магия). Шаманизм. Религиозные представ­

ления Древнего Египта, Греиии, Рима.

Индуизм. Конфуцианство. Даосизм. Синтоизм.

Тенгрианство. Специфика тюркского мировоззрения. Особен­

ности вероучения и культовой практики. Влияние культа Тен- 

гри на обычаи и традиции казахов.

Иудаизм.  Вероучение, основные этапы развития иудаизма.

5

3.



Мировые религии.

Буддизм. Учение буддизма, возникновение, распространение. 

Основные ветви буддизма.

2

Христианство.  Возникновение христианства.  Библия. Основы 



христианского 

вероучения. 

Направления 

христианства 

(православие,  католицизм,  протестантизм).  Христианство  в 

современном мире.

4

Ислам. Обычаи и традиции народов Аравийского полуострова 



до возникновения ислама. Коран и вероучение ислама. Мухам­

мед — пророк.  Сунниты  и  шииты.  М усульманские обряды  и 

предписания.  Шариат. Основные школы мусульманского пра­

ва (мазхабы). Суфизм.  Ислам, наука и культура.  Ж енщины  в 

исламе.

8

4.



Религии в истории и культуре Казахстана.

Распространение ислама в Казахстане. Влияние ислама на раз­

витие образования, науки и культуры.  Памятники исламской 

культуры  в  Казахстане.  Аль-Ф араби,  Ходжа Ахмед  Яссави, 

Жусуп  Баласагуни, Махмуд Кашгари, Асан Кайгы и др.  Роль 

ислама  в  становлении  казахской  государственности.  Абай, 

Шакарим, Чокан Валиханов, Ыбрай Алтынсарин. Атеизм,  поли­

тика  преследования  религии  в  советский  период. Деятель­

ность Духовного упраачения мусульман Казахстана.  Х р и с т и -

4

анство  в  Казахстане.  История  православия  в Казахстане. 



Православная церковь в независимом Казахстане.  Католицизм 

и протестантизм в Казахстане.

2

5.

Нетрадиционные религиозные культы.



Особенности новых (нетрадиционных) религиозных культов. 

Признаки  деструктивных  культов  и  их  деятельность. 

Экстремистские и террористические организации.

3

5



6.

Казахстан - территория межконфесснонального согласия. 

Законодательство Республики Казахстан о религии. Понятие о 

свободе  вероисповедания.  Конфессиональная  ситуация  в 

современном  Казахстане.  Политика Президента  Республики 

Казахстан  Н. Назарбаева в области установлен ия мира и меж- 

конфессионального согласия в Республике Казахстан  и меж­

дународном сообществе.

4

Итого:


34

Основная литература:

1. Выступление Президента Республики Казахстан Нурсултана Абише- 

вича Назарбаева на II Съезде лидеров мировых и традиционных религий. В 

кн. съезд лидеров мировых и традиционных религий». - Алматы, «Өнер». 2006.

2. Глобальный диалог во имя мира. Выступление Президента Казахстана 

Нурсултана Назарбаева на III Съезде лидеров мировых и традиционных ре­

лигий. Газета «Казахстанская правда». 02.07.2009

3. Конституция Республики Казахстан. - Астана, 2009.

4. О свободе вероисповедания и религиозных объединениях. Закон РК. -

А., «Казахстан», 2005.

5.  Коран.  Перевод смыслов и комментарии /П ер.  Пороховой  В../.  - М. 

«классик», 2007. - 912 с.

6.  Әбсаттар  қажы  Дербісәлі.  Ислам  жэне  заман».  -  Алматы  «Дәуір», 

2003.

7. Есим Гарифолла, Артемьев А.И., Канаев С.З., Билядова Г.Н. Основы 



религиоведения/Учебник/. - Алматы «Білім», 2003. -  168 с.

8. Ислам/Автор-сост. А. А. Ханников/. - Минск, «Книжный Дом», 2006. - 

384.

9.  Кудайбердиев  Ш. Три  истины.  - Алматы  «Казакстан»  и «Ғаклия» — 



научный литературный центр,  1991.

10.  Православие/Автор-сост.Ю .Н. Иванов/. - Минск «Книжный Дом», 

2006.

11. ГарифоллаЕсим.ХакимАбай.-А.,«Білім»  1995.-192с.



Дополнительная литература:

1. Религии мира. Москва, «Махаон», 2007.

2.  Грицанов Н .А .,С мило Г.В. «Религия. Энциклопедический словарь. - 

М. Книжный двор. 2007.

3. Основы религиоведения: Учебник для вузов (под ред. Яблокова И.Н.) 

5-е, перераб., доп. 2006.

6


4. Гараджа В.И. Религиоведение. Пособие для студентов  педагогич.  ВУ­

Зов. М.,  1994.

5. Васильев Л.С.  История религий Востока - 8 изд. М., 2006.

6. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты: Опыт систематич­

ного исследования. - Н. Новгород «Христианская библиотека», 2002.

7. Сурдель Доминик, Сурдель Жанин. Цивилизация классического исла­

м а/П ер. с фр. В. Бабинцева/, - Екатеринбург «У-Фактория», 2006. - 544 с.

8. Есим Гарифолла. Мудрость Шакарима. - Алматы, «Агамұра», 2008.

9.  Мухин А.А., Здоровец Я.И. Религиозные конфессии и секты. М.: «Эко­

ном» 2005.-288 с.

10.  Джилл Кэррол. Диалог Цивилизаций. - Алматы «Дәуір», 2009. -180 с.

11. Фетхуллах Гюлен.  Пророк Мухаммед:  Венец Рода Человеческого. - 

Алматы «Дәуір», 2009. - 632 с.

12. Буддизм/Автор-сост. Л.А. Сурженко/- Минск «Книжный Дом», 2006.

13.  Индуизм /Авторы-сост.  А.А. Грицанов, Т.Г.  Румянцова/.  -  Минск, 

«Книжный Дом», 2006. - 384 с.

14.  Иудаизм  /Авторы-сост.  В.А.  Барановский,  Ю.Н.  Иванов/.  - 

Минск «Книжный Дом», 2006. - 384 с.

15.  Католичество/А втор-сост.  А.А.  Грицанов/.  -  Минск,  «Книжный 

Дом», 2006. - 384 с.

16.  Протестантство  /Авторы-сост.  А.А.  Грицанов,  В.Н.  Семенова/.  - 

Минск, «Книжный Дом», 2006. - 384 с.

17. Гордон Ньюби. Краткая энциклопедия ислама. М.,«Фаир-пресс», 2007. 

-384 с.


18. Ислам. Энциклопедический словарь. М., «Наука»,  1991.

19. Казахстан. Национальная энциклопедия. Алматы, Главная редакция 

«Казак энциклопедиясы», 2005. в 5-ти томах.

20.  Религия  в  системе  духовности  Казахстана. Справочно-методичес- 

кое пособие.  /Сост.  Бегалинова К.К  , Новикова Г.Н., Рустембекова А.М./. 

- Алматы, Ж ибекжолы, 2007. -  152 с.

21. Языческие и неоязыческие  напрааіения  в христианстве.  Методичес­

кое  пособие./С ост.  Бегалинова  К.К.,  Новикова  Г.Н./.  -  Алматы,  Ж ибек 

жолы, 2007.-72 с.

22.  Ислам. Краткий информационно-методический справочник./Сост. 

Бегалинова К.К., Рустембекова А.М ./. - Алматы. Ж ибек жолы, 2007. - 24 с. 

Алматы, Жибек жолы, 2007. - 32 с.

24. Протестантизм. Нетрадиционные религиозные обьединения. Внекон- 

фессиональные верования. Новые религиозные движения. Справочник./Сост. 

Бегалинова  К.К.,  Новикова  Г.Н.,  Рустембекова  А.М ./.  -  Алматы,  Жибек 

жолы, 2007. - 88 с.

7


23-24 ноября 2009 г.  по  подготовке  старшего  преподавателя ка­

федры  содержания  качества  образования  Байболовой  Г.Г.  и  ме­

тодиста  но  общественно-гуманитарным  предметам  кабинета  со­

держания  образования  Букеевой  Г.А.  в  Республиканском  инсти­

туте  повышения  квалификации  руководящих  и  научно-педагоги- 

ческих  кадров  в  системе  образования  прошел  Республиканский 

семинар  на  тему:  «Актуальные  проблемы  факультативного  курса 

«Основы  религиоведения  в  средне-общеобразовательных  школах 

РК»  куда  были  приглашены  со  всех  регионов  республики  методи­

сты  И П К  и учителя  истории.

Редакция предлагает вашему вниманию  материалы из  этого  се­

минара.

( На  первом  плане)

Сергей Генадиевич ЩЕГЛОВ, 

заведующий кабинетом истории 

В КО ИПК ПРО 

г.  Усть-Каменогорска

Древние  религиозные  верования

Цель урока:  Изучить истоки и особенности древних форм религии.

Задачи:

1. Сформулировать основные аспекты мифологического сознания и ар­



хаических культов, дать представление о причинах возникновения  и осо­

бенностях первобытных верований.

2. Формировать умение анализировать и делать выводы, работать с тек­

стом, развивать навык работы в группе.

3. Воспитание толерантности, расширение мировоззрения учащихся.

8


Тип урока:  Комбинированный.

Методы урока: Частично - поисковый, словесно - объяснительный.

Оборудование: Заготовки кроссворда, раздаточный материал с текстом, 

компьютерная презентация.

Этапы урока:

1. Орг. момент.  Класс делится на 3 группы.

Каждая группа получает шаблон кроссворда. Задача: отгадать кроссворд 

и найти кдючезое слово, определяющее тему урока.

2. Новый материал.

1. Постановка учителем темы и целей урока.

2. План урока:

1) Мифологическое сознание и первобытные культы.

2) Тотемизм, фетишизм.

3) Анимизм, магия.

4) Шаманизм.

3.  Объяснение нового  материала  учителем  по теме:  «Мифологическое 

сознание и первобытные культы». Дается определение понятиям «культ», 

«архаичные».

3. Работа групп по темам.

1 группа: Тотемизм, фетишизм.

2 группа: Анимизм, магия.

3 группа: Шаманизм.

Вопросы:

1. Что такое тотемизм?

2. Как тотемизм проявлялся в обыденной жизни племени?

3. Приведите пример племени и его тотема.

4. Что такое анимизм?

5. На каких понятиях основывается анимизм?

6. Чем анимизм отличается от тотемизма?

7. Что такое магия?

8. Что лежит в основе магии?

9. Кто занимался магическими обрядами?

10. Что такое фетишизм?

11.  Назовите основные фетиши древнего человека?

12. Существует ли сейчас практика фетишизма?

13. Что такое шаманизм?

14. С каким животным связывает себя шаман?

»

9


15. Какие народы в настоящее время практикуют шаманизм?

Группы презентуют свои работы.

4.  Рефлексия: Задание в группе.

Дать характеристику верованиям племени или рода по археологическим 

находкам:

На Оленьем острове Онежского озера был найден  могильник, относя­

щийся к каменному веку. В могильнике был похоронен мужчина, рядом с 

его головой располагался жезл с изображением лосихи. В могильнике были 

обнаружены также птичьи кости и подобие барабана.

Индивидуальная работа в тетради:

Что я узнал на уроке:

Интересные сведения

Непонятные сведения

Домашнее задание: Эссе «Современная магия: миф или реальность?»

*  

 

*

Конфессиональная  ситуация 



в  современном  Казахстане

Цели: Обсудить через творческую работу конфессиональную ситуацию 

в современном  Казахстане, выявить отношение учащихся к людям другой 

веры и показать, как политика государства влияет на установление межкон- 

фессионального согласия.

Понятия:  Конфессии, толерантность, государственная политика.

Методы:  Интерактивные.

Ход урока:

1. Орг. момент.

2.  Вопросы для обсуждения.

10


конфуцианство, индуизм, 

брахмонизм, синтоизм,  ислам, 

христианство, иудаизм, буддизм

1.  Кто  из  вас  знает, есть ли  в мире здание,  где помешались бы  центры 

нескольких религий?

2. Какие религии, конфессии, религиозные организации вы знаете? (Да­

вайте заменим наш макет Дом Конфессии в виде пирамиды.)

3.  Класс делится натри группы. На листочках раздаются высказывания 

лидеров различных конфессий.

Попробуйте определить, лидерам какой конфессии могут принадлежать 

данные высказывания?

Сделаем выводы, что эт и высказывания могут принадлежать лидеру лю­

бой традиционной религии,т.е., у насу всех общие ценности и цели сохране­

ния мира.

Тест определения уровня толерантности:

++) -  сильное согласие;

+) -  слабое согласие (скорее да, чем  нет);

0) - ни да, ни нет;

-) - слабое несогласие (скорее нет, чем да);

-) - сильное несогласие (конечно нет).

1) Г руппа, в которой существует много разных мнений, не сможет долго 

существовать.

2)  Цивилизованные страны, вроде Казахстана, не должны помогать на­

родам Африки: пусть решаютсвою проблемы сами.

3) Хорошо, что меньшинство может свободно критиковать решения боль­

шинства.


4) Вил молодого человека с бородой и длинными волосами неприятен для 

всех.


5) Люди не созданы равными: некоторые из них лучше, чем остальные.

6) Всех бомжей и попрошаек необходимо вылавливать и силой принуж­

дать к работе.

7) Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и ин­

тересами должны иметь право защищать свои взгляды и себя.

И


*  

*  


*

С. ЩЕГЛОВ,

заведующий кабинетом истории

ВКОИПКПРО.

г. Усть-Каменогорска

Основы  христианского  вероучения

Эй, люди! 

Подумаем очень серьезно, 

как жить на земле! 

Р.  Рождественский «Минута молчания»

Цель урока:

1  .Познакомить детей с текстом Нагорной проповеди.

2. Вызвать интерес к сказанному 

б 

проповеди, как истинам вечным, став­



шим достоянием не только христианской морали, а всего цивилизованного 

общества.

3. Развивать логическое мышление учащихся, их речь, умение отбирать 

главное, анализировать, учить работать в группах.

Структура урока:

I. Ассоциативная карта.

И. Ролевяя игра.

III. Возврат к ассоциативной карте.

Делает учитель

Делают дети

I. Даёт формулировку счастью (3-5 Составляют ассоциативную карту (5-

минут)


7 минут)

II. Даёт задание

Работа  в  группах.  Выступление (15-

20 минут)

III. Возврат к ассоциативной карте

Дополняют карту

12

V


Ход занятия:

Учитель:


Спросите любого человека, чего он больше всего хочет от жизни, и са­

мым  распространенным ответом,  который  можно услышать, будут слова: 



«Я 

просто хочу быть счастливым».  Почему же тогда счастливых людей так 

мало? Почему одной из самых быстро развивающихся областей в производ­

стве лекарств являются антидепрессанты? Почему так мало людей, считаю­

щих себя счастливыми? Возможно, мы ищем счастье совсем не там, где его 

можно найти? Из чего состоит счастье человека? (каждый говорит по одно­

му слову)

С ЧА СТЬЕ - состояние довольства, благополучия, радости от полноты жиз­



ни, от удовлетворения жизнью. (Ушакова)

СЧАСТЬЕ. - ср. рок, судьба, часть и участь, доля. Такое наше счастье, что на 

мосту с чашкой. (  Всякому свое счастье; в чужое счастье не заедешь.) (Даль)

( А ссоциативная карта)

Люди  во  все времена  хотели  быть  счастливыми.  Каждая  религия даёт 

свою модель счастья человеческого. Иисус в Нагорной проповеди открыва­

ет секрегы счастья. Давайте посмотрим, актуальны ли слова, сказанные двад­

цать веков назад.

( 4  группы по 7 человек, Раздать тексты и др. материалы)

1. Социологи.

2. Психологи.

3. Парламентарии.

4.  Родители.

Выступления групп.

Возврат к ассоциативной карте.

Учитель:


Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными харак­

теристиками личности. Духовность определяется как устремленность лич­

ности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравствен-

ч ность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей 

по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу 

личности, где духовность - вектор ее движения (самовоспитания, самообра­

зования,  саморазвития),  она  является  основой  нравственности.  Верить  в 

Бога или нет - это вопрос личный, но верить в добро и любить рядом идуще­

го, принимать его таким, каков он есть - эго важно для сегодняшнего чело­

века.  Человек не может не верить.  Иначе - его душа искажена. Самые важ­

ные жизненные  проблемы  мы  решаем,  опираясь  на  Веру.  С  ней  связаны 

понятия Верность, Доверие. Уверенност ь.  Вера несет человеку свет, и тогда 

он не разрушает, а созидает.

13


В.А.Сухомлинский с болью отмечал:  «Мне  кажется,  одной  из  причин 

этого жуткого тяготения к жестокости является одеревенение, окаменение 

душ... от потери веры. Становиться неверующим ни во что - это же страшно. 

Не верить в добро, не верить 

r

 святыни — значит, не верить самому себе!».



О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ

Иисус  Христос  учил,  что  Бог  промышляет,  то  есть  заботится,  о  всех 

тварях, но особенно промышляет о людях. Господь заботится о нас больше 

и лучше, чем самый добрый и разумный отец о своих детях.  Он оказывает 

нам Свою помощь во всем, что необходимо в жизни нашей и что служит для 

нашей истинной пользы.

«Не  заботьтесь  (излишне)  о  том,  что  вам  есть  и  что  пить,  или  во  что 

одеться», сказал Спаситель. «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни 

жнут,  ни  собирают  в  житницу,  и  Отец ваш  Небесный  питает  их;  а  вы  не 

гораздо ли лучше их? Посмотрите на полевые лилии, как они растут. Они не 

трудятся, пи прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не 

одевался так, как всякие из них.  Если же траву полевую, которая  сегодня 

есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то тем более вас, мало­

веры!  Бог же, Отеи ваш Небесный, знает, что вы имеете нужду во всем этом. 

Потому, ищите прежде всего царствия Божия и правды Его, и это все прило­

жится вам».

О НЕОСУЖДЕНИИ БЛИЖНЕГО

Иисус Христос не велел осуждать других людей. Он так сказал: «не суди­

те, и не будете судимы; не осуждайте,  и  не будете осуждены. Потому что, 

каким судом вы судите, таким и вас будутсудить (т. е. если вы будете снис­

ходительны  к поступкам других людей, то и  Божий суд будет милостив к 

вам).  И какою мерою вы мерите, такою и вам будут мерить.  И что ты смот­

ришь на сучок в глазу брата твоего (т. е. всякого другого человека), а бревна 

в своем  глазу не чувствуешь? (Это значит: зачем ты любишь  подмечать в 

других даже незначительные грехи и недостатки, а в самом себе не хочешь 

видеть и больших грехов и пороков?) Или, как скажешь брату твоему: дай, я 

выну  сучок  из  глаза твоего;  а  вот,  в  твоем  глазе бревно?  Липемер!  Вынь 

прежде бревно из своего глаза (постарайся прежде всего исправить самого 

себя), и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (тогда суме­

ешь и в другом исправить грех, не оскорбляя, не унижая его).

О ПРОЩ ЕНИИ БЛИЖНЕГО

Прощайте, и  прощены  будете — сказал  Иисус  Христос —  Потому что, 

если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш 

Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не 

простит вам согрешений ваших. 

w

14


О ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ

Иисус Христос  велел любить не только близких своих,  но всех людей, 

даже обидевших нас и причинивших нам зло, т. е. врагов наших. Он сказал: 

«вы слышали, что сказано (вашими учителями - книжниками и фарисеями): 

люби ближнего твоего и  ненавидь врага твоего.  А  Я  говорю вам:  любите 

врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидя­

щих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца 

вашего Небесного. Потому что Он повелевает солнцу Своему восходить над 

злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». Если вы 

будете любить только тех,  кто вас любит;  или будете делать добро только 

тем, кто вам делает его, и взаймы будете давать только тем, от кого надеетесь 

получить обратно,  за  что  Богу  награждать  вас?  Разве  не делают того  же 

самого и беззаконные люди? Разве не поступают так же и язычники?

Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд, будьте совершенны, 

как совершен Отец ваш Небесный!

ОБЩЕЕ ПРАВИЛО ОБРАЩ ЕНИЯ С БЛИЖНИМ И

Как мы должны обращаться с ближними своими всегда, при всяком слу­

чае,  на  это  Иисус  Христос  дал  нам  такое  правило:  «во  всем,  как  хотите, 

чтобы с вами поступали люди (а мы, конечно, хотим, чтобы все люди люби 

ли нас» делали нам добро и прощали нас), так поступайте и вы с ними». (Не 

делайте другим того, чего себе не желаете).

О СИЛЕ МОЛИТВЫ

Если мы будем с усердием молиться Богу и просить Его помощи, то Бог 

сделает все, что послужит для нашей истинной пользы. Иисус Христос так 

сказал  об  этом:  «просите,  и дано  будет  вам;  ищите  и  найдете;  стучите  и 

отворят вам; потому что всякий просящий получает, и ищущий находит, и 

стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын 

его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, 

пода^і  бы  ему  змею?  Итак,  если  вы,  будучи  злыми, умеете даяния  благие 

давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у 

Него».

О МИЛОСТЫНЕ



Всякое доброе дело мы должны делать не из похвальбы перед людьми, не 

на показ другим, не ради награды людской, а ради любви к Богу и ближнему. 

Иисус Христос сказал: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людь­

ми с тем, чтобы они видели вас; иначе не будет вам награды от Отца вашего 

Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби (т. е. не разглашай) 

перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прослав­

ляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя 

же, когда творишь милостыню,  пусть левая рука твоя  не знает, что делает 

правая (т.е., сам перед собою не хвались добром, которое ты сделал, забудь

15


о нем), чтобы милостыня твоя была втайне; и Отецтвой, видящий тайное (т. е. 

все, что на душе твоей и ради чего ты все эго делаешь), воздаст тебе явно» - 

если не сейчас, то при последнем суде Своем.

О НЕОБХОДИМОСТИ ДОБРЫХ ДЕЛ

Чтобы люди знали, что для вступления в  Царство Божие недостаточно 

только одних добрых чувств и желаний, а необходимы добрые дела,  Иисус 

Христос сказал: «не всякий, говорящий Мне:  Господи!  Господи!  - войдет в 

Царство Небесное, но только тот, кто исполняет волю (заповеди) Ош а Моего 

Небесного», то есть мало быть только верующим и богомольным,  но надо 

еще совершать те добрые дела, который Господь требует от нас» Когда Иисус 

Христос окончил проповедь Свою, народ дивился учению Его, потому что 

Он учил как власть имеющий, а не как учили книжники и фарисеи. Когда Он 

сошел с горы, за Ним последовало множество народа, и Он, по милосердию 

Своему, совершал великие чудеса.

1.  Блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное.

2.  Блажени плачущ ии,якотии утешатся.

3.  Блажени кротцыи, якотии наследят землю.

4.  Блажени алчу щи и и  жаждущии правды, якотии насытятся.

5.  Блажени милостивии, якотии помиловани будут.

6.  Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.

7. Блажени миротворцы, якотии сынове Божии нарекутся.

8.  Блажени изгнани правды ради, яко тех есть царствие небесное.

9.  Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всякозол глагол на 

вылхжуще, Мене ради.  Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на не­

бесах.

16



  1   2   3   4   5   6


©emirsaba.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

войти | регистрация
    Басты бет


загрузить материал