НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ
У ГОРЫ АЙРАКТЫ НА ПОЛУОСТРОВЕ МАНГЫШЛАК
А.
Г. МЕДОЕВ
-
ора Айракты (Жайракты) расположена между хребта
ми Западный Карата у и Северный Актау
Она является одной из ти
пичных форм рельефа горной
части -полуострова Мангышлак, сложен
ной осадочными породами мезозоя и кайнозоя1
2, так называемый
«свидетель» или гора-остров с плоской вершиной и почти вертикальны
ми склонами.
Изображения сосредоточены у
восточного и частично у юго-вос
точного подножия горы Айракты 3. Это гравюры на крупных глыбах
1 Название Айракты (Жайракты) приведено согласно современным топографи
ческим картам. Другой вариант этого топонима — Айракли (дополнения В. А. Д у-
б я н с к о г о в к н .: И. В а л ь т е р . Законы образования пустынь. СПб., 1911, стр.
194, табл. II, рис. 5.
2 Н. Г. К а с с и н. Материалы по палеогеографии Казахстана. Алма-Ата, 1947,
стр. 131, 1 4 6 — 147, 156— 157, 159, 180— 181, 2 0 2 — 203.
3 Исследования автора в 1966— 1968 гг. Палеолитический отряд Мангышлак-
ской комплексной экспедиции Института геологических наук им. К . И. Сатпаева
А Н КазССР.
Кальки сюжетных композиций снял А . Е. Горбатов, остальная документация
О. Ш. Байметова, Б. Г. Имангазина и автора.
146
Рис. 1.
мела. Глыбы представляют собой неправильные многогранники, огра
ниченные ровными и гладкими плоскостями трещин.
Эту графику (не ограниченную «рамой картины» и свободно поме
щенную на плоскость) надо смотреть со
значительного расстояния в
свободном пространстве 4. Ее техническая сторона заключается в ком
бинации прочерченных линий и высверленных углублений.
Среди изображений центральное место занимают сложные компо
зиции, в которых предстают сцены сражений и охоты. Они ассоцииру
ются с изображениями отдельных фигур всадников, диких, домашних
и
фантастических животных, различных реалий, символических зна
ков, эмблем и эпиграфов.
Участники сражений и охотники вооружены старинным огне
стрельным оружием — фитильные ружья на сошках. Холодное ору
жие — сабли, пики — фигурируют редко. В сражениях принимают
участие конные или спешенные воины.
Композиции, сюжетами кото-