О дивный новый мир [Прекрасный новый мир]



Pdf көрінісі
бет1/103
Дата08.01.2023
өлшемі1,18 Mb.
#60609
түріЗанятие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   103
Байланысты:
Huxley O divnyi novyi mir



100 лучших книг всех времен: 
www.100bestbooks.ru
 
Олдос Хаксли
О дивный новый мир (Прекрасный новый мир) 
ПРЕДИСЛОВИЕ. 
Затяжное самогрызенье, по согласному мнению всех моралистов, является занятием самым не-
желательным. Поступив скверно, раскайся, загладь, насколько можешь, вину и нацель себя на то, 
чтобы в следующий раз поступить лучше. Ни в коем случае не предавайся нескончаемой скорби над 
своим грехом. Барахтанье в дерьме — не лучший способ очищения
В искусстве тоже существуют свои этические правила, и многие из них тождественны или, во 
всяком случае, аналогичны правилам морали житейской. К примеру, нескончаемо каяться, что в гре-
хах поведения, что в грехах литературных, — одинаково малополезно. Упущения следует выиски-
вать и, найдя и признав, по возможности не повторять их в будущем. Но бесконечно корпеть над 
изъянами двадцатилетней давности, доводить с помощью заплаток старую работу до совершенства, 
не достигнутого изначально, в зрелом возрасте пытаться исправлять ошибки, совершенные и заве-
щанные тебе тем другим человеком, каким ты был в молодости, безусловно, пустая и напрасная за-
тея. Вот почему этот новоиздаваемый «О дивный новый мир» ничем не отличается от прежнего. Де-
фекты его как произведения искусства существенны; но, чтобы исправить их, мне пришлось бы 
переписать вещь заново — и в процессе этой переписки, как человек постаревший и ставший Дру-
гим, я бы, вероятно, избавил книгу не только от кое-каких недостатков, но и от тех достоинств, кото-
рыми книга обладает. И потому, преодолев соблазн побарахтаться в литературных скорбях, предпо-
читаю оставить все, как было, и нацелить мысль на что-нибудь иное. 
Стоит, однако, упомянуть хотя бы о самом серьезном дефекте книги, который заключается в 
следующем. Дикарю предлагают лишь выбор между безумной жизнью в Утопии и первобытной 
жизнью в индейском селении, более человеческой в некоторых отношениях, но в других — едва ль 
менее странной и ненормальной. Когда я писал эту книгу, мысль, что людям на то дана свобода воли, 
чтобы выбирать между двумя видами безумия, — мысль эта казалась мне забавной и, вполне воз-
можно, верной. Для пущего эффекта я позволил, однако, речам Дикаря часто звучать разумней, чем 
то вяжется с его воспитанием в среде приверженцев религии, представляющей собой культ плодоро-
дия пополам со свирепым культом penitente
1
. Даже знакомство Дикаря с твореньями Шекспира не-
способно в реальной жизни оправдать такую разумность речей. В финале-то он у меня отбрасывает 
здравомыслие; индейский культ завладевает им снова, и он, отчаявшись, кончает исступленным са-
мобичеванием и самоубийством. Таков был плачевный конец этой притчи — что и требовалось дока-
зать насмешливому скептику-эстету, каким был тогда автор книги. 
Сегодня я уже не стремлюсь доказать недостижимость здравомыслия. Напротив, хоть я и ныне 
печально сознаю, что в прошлом оно встречалось весьма редко, но убежден, что его можно достичь, 
и желал бы видеть побольше здравомыслия вокруг. За это свое убеждение и желание, выраженные в 
нескольких недавних книгах, а главное, за то, что я составил антологию высказываний здравомыс-
лящих людей о здравомыслии и о путях его достижения, я удостоился награды: известный ученый 
критик оценил меня как грустный симптом краха интеллигенции в годину кризиса. Понимать это 
следует, видимо, так, что сам профессор и его коллеги являют собой радостный симптом успеха. 
Благодетелей человечества должно чествовать и увековечивать. Давайте же воздвигнем Пантеон для 
профессуры. Возведем его на пепелище одного из разбомбленных городов Европы или Японии, а над 
входом в усыпальницу я начертал бы двухметровыми буквами простые слова: "Посвящается памяти 
ученых воспитателей планеты. Si monumentum requiris circumspice
2

Но вернемся к теме будущего… Если бы я стал сейчас переписывать книгу, то предложил бы 
1
Penitente (от исп. penitentes) — кающиеся; здесь намек на членов общества флагеллантов (в основном испанцев) в 
штатах Нью-Мексико и Колорадо, бичующихся на страстной неделе религиозных аскетов-фанатиков ради искупления 
грехов. Движение флагеллантов возникло в XIII в. в городских низах Италии как протест против гнета церкви, феодалов 
и др. Римская католическая церковь в 1889 г. осудила движение кающихся, но оно тайно существует до сих пор. 
2
Если ищешь памятник — оглядись вокруг (лат.). 




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   103




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет