Ж А Н БОДРИЙЯР
ОБЩЕСТВО
ПОТРЕБЛЕНИЯ
Его мифы и структуры
«Республика» • «Культурная революция»
Москва, 2006
УДК I
ББК 87.66
Б 75
Jean Baudrillard
LA SOCIETE DE CONSOMMATION
Ses mythes, ses structures
Paris: S.Y.P.P., 1970
Перевод с французского,
послесловие и примечания
Е. А. Самарской
Бодрийяр Жан
Б 75
Общество потребления. Его мифы и структуры / Пер. с фр., пос-
лесл. и примеч. Е. А. Самарской.— М.: Республика; Культурная рево
люция, 2006.— 269 с.— (Мыслители XX века).
ISBN 5-250-01894-7
Книга известного французского социолога и философа Жана Бодрийяра
(р. 1929) посвящена проблемам «общества потребления», сложившегося в
высокоразвитых странах Европы к 70-м гг. XX в. Основываясь на богатом
экономическом и социологическом материале, Бодрийяр на примере Фран
ции дает критический анализ такого общества с философской, социологичес
кой, экономической, политической и культурной точек зрения. Он выявляет
его характерные черты и акцентирует внимание на том влиянии, которое
процессы, происходящие в «обществе потребления», оказывают на мораль
ное и интеллектуальное состояние его граждан. Книга написана ярко, образ
но. На русском языке издается впервые.
Адресована читателям, интересующимся современными социальными
процессами и их осмыслением.
ББК 87.66
ISBN 5-250-01894-7
© Издательство «Республика», 2006
© Издательство «Культурная революция», 2006
Большинство французов должны были дождаться мая 1968 г.,
чтобы узнать, что они живут в «обществе потребления». Амери
канцы узнали это на двенадцать лет раньше, но анализы социологов
вроде Гэлбрейта* информировали в конечном счете только элиту, и
потребовались некоторые политические события - в особенности
война во Вьетнаме - для того, чтобы начался более широкий пере
смотр ситуации, выросло ее понимание или, во всяком случае, воз
никли душевные сомнения.
Этот феномен до такой степени трудно очертить, что иногда
хочется спросить себя, существует ли он реально, или он изобретен
для нужд социальной критики. Реально существуют богатые наро
ды и те, которые скромно претендуют на то, что находятся «на
пути к развитию», но речь не об этом: в некоторых очень бедных
странах встречаются островки типичного «сверхпотребления» и,
наоборот, некоторые государства с относительно высоким уров
нем потребления (например, Германская Демократическая Респуб
лика) не имеют почти никаких черт общества потребления. Линия
демаркации проходит в другом месте: Жан Бодрийяр думает, что
именно носители информации - СМИ, как сегодня любят выражать
ся, прочерчивают эту линию. В тот момент, когда они сами стано
вятся привилегированными объектами потребления, в момент, ког
да рекламное послание впитывается с наслаждением и в первую
очередь, происходит вступление в социально-экономическую органи
зацию, отличную от той, которая существовала до середины X X в.
Обществом потребления является то, где не только есть предме
ты и товары, которые желают купить, но где само потребление
потреблено в форме мифа.
Трудно отрицать, что речь здесь идет об опасном превращении
социального метаболизма, несколько похожем на то, чем является
рак для живых организмов: о чудовищном разрастании бесполезных
тканей.
Но будь то миф или реальность, позиции и поведение нас, «лю
дей Запада», вот уже в течение нескольких лет так глубоко отме
чены эрой супермаркета, торгового комплекса и рекламного образа,
что анализ этого поведения показался интересным, скажем даже
необходимым, в рамках такой серии, как «Острие вопроса».
3
Д а осыпьте его всеми земными благами, утопите в
счастье совсем с головой, так, чтобы только пу
зырьки вскакивали на поверхности счастья, как на
воде; дайте ему такое экономическое довольство,
чтоб ему совсем уж ничего больше не оставалось
делать, кроме как спать, кушать пряники и хлопо
тать о непрекращении всемирной истории - так
он вам и тут человек-то, и тут, из одной неблаго
дарности, из одного пасквиля мерзость сделает.
Достоевский Ф. М. Записки из подполья
Достарыңызбен бөлісу: |