СЦЕНЫ БОРЬБЫ И СИМВОЛИКА
В ОСМАНСКИХ МИНИАТЮРАХ
Я Ш А Р Ч О Р У Х Л У
Между 1500-1200 гг. до н.э. (возможно, и с
рубежа Ш -П тысячелетий до н.э.) андроновс-
кие племена, некоторыми из учёных считаю
щиеся прототюркскими, внесли существенный
вклад в
изобразительное искусство “Великой
степи” Ц ентральной Азии. Со времен андро-
новской культуры 1 там получили широкое рас
пространение так называемые сцены борьбы,
персонажами которых чаще всего выступали
животны е. Ц ентральноази атский “зверины й
стиль” хорошо прослеживается с III в. до н.э.
Н а протяж ении столетий икон ограф и ческие
образы различных животных заметно менялись
и в процессе их генезиса сложился ж анр искус
ства, называемый анимизмом.
Мы знаем, что андроновцы и другие племе
на эпохи бронзы сыграли не последнюю роль в
кр и сталл и зац и и кан онически х изображ ений
животных2. В древнетюркском искусстве “сце
ны борьбы” подразделяются на три основные
группы: борьба человека с человеком; борьба
человека с животным (или с
фантастическим
существом); борьба животных. Если рассмат
ривать эти группы, пытаясь понять, что они
собой символизируют, то не сложно увидеть су
ществующий между ними общий смысл, допол
няющий друг друга. Выражаясь иначе, ощути
мой разницы там нет, при всем разнообразии
композиций и мотивов. Семантическую основу
этих образов составляют старотюркские веро
вания, опирающиеся на тюркскую космологию.
П ризнаки очень архаичной м иф ологической
картины мира продолжали существовать в тюр
кской среде в исламскую эпоху и практически
не изменились до наших дней.
Древнетю ркская космология имеет универ
сальную структуру, во многом сходную с ана
логичными воззрениями других народов Вос
тока. У тюркских племен базисом является оп
позиция
Н ебо
—
З ем ля,
причем оба понятия
включают и другие элементы. Речь идёт об ос
новной материи, о первоэлементах дуализма,
но в больш ей^гепени о дихотомическом строе
нии мира. Н а первый взгляд противоположные
субстанции на самом деле дополняют друг дру
га и демонстрируют свою неразрывную связь,
постоянное взаимодействие, взаим одополняе
мость до такой степени, что одного не может
быть без другого. Этот симбиоз двух начал со
ставляет суть представлений об образовании
Вселенной и возникновении жизни. Два поляр
ных элемента в
этическом смысле выдвигают
на первый план концепцию борьбы, имеющую
перманентный характер в мироздании.
Ф ормула
Н ебо-Зем ля
(чета богов Тангры и
Умай — прим. р е д .) в тю ркской культуре ана
логична древнейшим китайским понятиям
Я н
и
И нь.
Эта пара показы вает, что во Вселенной
и в мире два противополож ных начала допол
няют друг друга. К ак в тюркской, так и китай
ской культуре “Н ебо” (У ап§) - мужское нача
ло, а “Зем ля” ( У т д ) - женское, причем мужс
кое является положительным первоэлементом.
Исходя из
этой системы “сильны й” олицетво
ряется с “Небом” и оценивается положитель
но. Но, в тоже время, “сильны й”, теряющий
полож ительны е особенности этого качества,
может быть отнесён к противоположной кате
гории. В настоящ ей статье рассматриваемые
нами сцены борьбы опираю тся на эту символи
ческую основу.2
В древнетю ркских верованиях концепции
человека и животного на первый взгляд раз
личны, но в основе представляю т собой два
дополняющих друг друга элемента. Если чело
век силён, в
принципе он может быть соотне
сен с “Небом”, но если животное сильнее, то
положение меняется, т.е. “животное” становится
“Н ебом ” . В таком случае сильное животное
отож дествляется со “сверхъестественной си
лой ”. Человек же, преувеличивая свою силу,
уничтожает ж ивотное, а точнее — пытается
забрать силу животного. Одним из основных
путей зах в ата си лы я в л я е т с я смена образа
(Ме^ашогрЬозхз), т.е. изменение внешнего об
лика путём вхож дения в образ животного. В
раннюю эпоху, а такж е в поздних изображени
ях шаманов, мы видим сцены борьбы человека
с животным, на которы х (из-за смены образа)
довольно сложно понять, кто есть кто. Иногда
изображены на первый взгляд два борющихся
ж ивотных, а на самом деле это
может быть
поединок людей в ш курах животных. К ак в
языческую эру вошедшие в образ шаманы сра
жались друг с другом, так и после принятия
ислама в схватке между шейхом и дервишами
Я ША Р Ч О Р У Х Л У
иногда один, а иногда и оба соперника входи
ли в образ животного. Расстановка ролей в этой
борьбе такова, что “охотник” — всегда поло
жительный элемент, а его “добыча”, соответ
ственно, отрицательный. Таким образом, начи
ная с
ранней эпохи, в известных петроглифах
на скалах или в пещерах, содержащих изобра
жения охоты, мы наблюдаем сцены борьбы че
ловека с животным, и эти рисунки по всей ви
димости предназначались для победы на охоте
в целях ворожбы3.
Р азвити е охоты как важ ного компонента
жизни древнего общества и проведение воен
ных учений, борьба с хищными животными или
борьба в образе животного нашли отражение в
некоторых древних надписях, верованиях, а
также в мифологических сочинениях. В
них мы
сталкиваемся с особенностями борьбы людей,
где тюркские общины видели себя в центре со
бытий. А это представление способствовало
развитию у них идеи “мирового господства” .
Существует множество примеров доисламс
кого тюркского искусства, где встречаются сце
ны такой борьбы. Н а наш взгляд, достаточно
рассмотреть три из них. В первом случае (гёк-
тюркский петроглиф Караюз абидеси) мы ви
дим поединок двух бойцов: всадник в кольчу
ге, сидящий на лошади, у
которой хвост завя
зан узлом, нападает. Вероятно, он представи
тель стороны, победивш ей в войне, поэтому
изображён в увеличенных размерах по сравне
нию с другой фигурой. Н аходящ ийся напро
тив него воин, натянув тетиву, пытается выпу
стить стрелу