Тюркский период в истории Казахстана ( VI xii вв.)



Дата27.12.2022
өлшемі33,84 Kb.
#59885

1. Тюркский фактор в этнополитической истории Казахстана ІХ-ХІІ вв. Государство сырдарьинских ябгу. Проблемы этнической истории огузов и их роль в этногенезе казахского народа. Караханиды на территории средневекового Казахстана. Караханидская государственность как новый этап эволюции тюркской государственности. Принятие ислама и место Караханидского государства в мусульманском мире. Особенности торгово-экономических и культурных связей. Роль государства Караханидов в системе международных отношений Центральной Азии. Вторжение каракитаев и установление их власти в Семиречье и Мавераннахре.

Тюркский период в истории Казахстана ( VI - XII вв.)


Тюркский каганат - первая евразийская империя кочевников
Эпоха великого переселения народов (II- V вв.) в значительной мере изменила этническую и политическую карту Казахстана, Средней Азии и Восточной Европы. В V в. многочисленные группировки союза тюркоязычных племен расселились в степной полосе от Северной Монголии до Восточной Европы, на юге их кочевья достигали верховьев Амударьи.
В V I в. земли Казахстана подпали под власть могущественной державы - Тюркского каганата, образованного в районах Восточного Туркестана и Алтая со ставкой в бассейне реки Орхон. Первые правители Тюркского каганата были выходцами из династийного рода Ашина, племени тюрк. Первое упоминание этнонима <тюрок>встречается в китайских летописях и относится к 542 г . Китайцы тюрков называли потомками хуннов.

Государство Огуз Ябгу (Огуз ил, что означает Земля Огуз, Страна Огуз, 750–1055) было тюркским государством, основанным турками-огузами в 766 году, географически расположенным в районе между побережьями Каспийского и Аральского морей. Племена огузов занимали обширную территорию в Казахстане вдоль рек Иргиз, Яик, Эмба и Уил, район Аральского моря, долина Сырдарьи, предгорья Каратау в Тянь-Шане и долина реки Чуй (см. карту). Огузское политическое объединение сложилось в IX-X вв. В бассейне среднего и нижнего течения Сырдарьи и прилегающих к современным степям Западного Казахстана.


Роль огузов в становлений казахского народа является мало изученной проблемой висториографии. Значимость исследования обусловлена тем, что за последние годы былиопубликованы исторические исследования и исследования устного народного творчества(родословная, легенды и т.д.), в которых утверждается, что по появлению родовых знаков (тамги)можно определить активную роль огузов в становлений родовых племен с древнейших времен.Связи с этим в статье рассматривается роль огузов в становлений казахских родов и племен.История казахского народа, корнями связанная с историей родовых племен, изучаетсяна основе единства состава родов, племен и региона. Здесь важно всегда учитывать то, чтородовые племена, составляющие казахский народ, как джалайыры, найманы, канлы, коныраты,адай, джаппас и др. свою этническое начало связывают с огузами. Отличительной чертойистории казахского народа является то, что она начинается с истории огузов, кыпчаков и другихтюркоязычных объединений и напрямую связана с их историей.
В образовании государства Караханидов главную роль сыграли племена карлукской конфедерации. Родоначальником династии Караханидов был Сатук Богра-хан, который в 942 г. объявил себя верховным каганом.

В конце X в. Караханиды завоевали владения Саманидов в Средней Азии со столицей Бухарой. На севере граница между Караханидским государством и пределами Кыпчакского ханства проходила севернее города Тараза. На северо-востоке владения Караханидов простирались до озер Балхаш и Алаколь, на востоке они граничили с уйгурскими владениями.


В XI — XII вв. владения Караханидов раскинулись от Мавераннахра на западе до Жетысу и Кашгара на востоке.


Государство Караханидов делилось на многочисленные уделы. Границы уделов были неизменны, а удельные правители обладали настолько большими правами, что могли даже чеканить монеты со своим именем. Одним из крупных уделов, а скорее почти независимым государством, стало государство Карлукских джабгу в северо-восточном Жетысу, в Приджунгарье. Центром его был город Каялык.


Государственно-административная структура основывалась на иерархическом прин­ципе.


Важнейшим социально-политическим институтом в государстве Караханидов была военно-ленная система. Ханы жаловали своим родственникам и приближенным права на получение с населения района, области или города налогов, до того взимавшихся в пользу государства. Такое пожалование получило название «икта», а его держателя называли мукта, или иктадар. Институт икты играл значительную роль в хозяйственной и политической жизни юга и юго-востока Казахстана.
Главным занятием населения было экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство. Вместе с тем в XI—XII вв. в Семиречье и Южном Казахстане часть тюркских племен переходила к земле­делию и приобщалась к городской культуре.
В идеологии кочевого и оседлого населения важное место занимали древнетюркские религиозные представления. Дальней­шее распространение получил ислам, принятый каганатом в качестве государственной религии. Исламизация, в особенности южных районов Казахстана, проникновение мусульманской рели­гии в кочевую аристократическую среду привели к вытеснению древнетюркской рунической письменности и сложению новой тюркской письменности на арабской графике.
Рост самосознания тюркских этносов при Караханидах привел к появлению мусульманской литературы на тюркском языке. На этом поприще прежде всего были известены Юсуф Баласагуни и Махмуд Кашгари.
В целом Караханидская эпоха представляла собой качественно новый этап во всех сферах общества. Лишь потрясения периода монгольского завоевания прервали естественный процесс наме­тившегося развития.

В 751 году произошла знаменитая битва при Таласе между арабскими и китайскими силами. А к середине X века Караханиды обратились в ислам. Средневековый арабский историк Макдиси сообщал, что к этому времени в каждом караханидском городе присутствовала мечеть. Как гладко прошел этот процесс? Как наложился ислам на тюркскую идентичность? И насколько был развит буддизм в государстве?


Это сложный вопрос. И вообще то, что касается религии, принятия ислама, исламизации Центральной Азии, тюркских народов, здесь очень много противоречивых мнений. Но нужно начать с того, что когда Караханиды приблизились к границам исламского мира, именно к территориям Саманидов, то совершенно естественно, что между ними была в первую очередь налажена торговая связь и через нее и культурный обмен. Историк Питер Голден, например, считает, что исламизация тюрков в государстве Караханидов шла постепенно и здесь большую роль играли торговцы и суфии. Однако Юрген Пауль, историк из Германии, утверждает, что деятельность суфиев в данный период не подтверждается письменными источниками. То есть мы не можем говорить о роли суфиев в исламизации тюрков в домонгольский период, потому что у нас нет основательных письменных подтверждений по этому вопросу. Нужно здесь упомянуть, что караханидские правители в мусульманских источниках описываются как очень примерные приверженцы ислама, например, газневидский историк Утби, описывая встречу между Махмудом Газневи, газневидским султаном, и Юсуфом Кадырханом, караханидским правителем, пишет, что Юсуф Кадырхан отказался от предложенного ему вина во время официального банкета, ссылаясь на религию. Здесь создается впечатление, что Караханиды старались показать исламскому миру, насколько они правильные мусульмане несмотря на то, что приняли ислам относительно недавно. Видимо, таким образом они доказывали, что являются неотъемлемой частью исламского мира.


Формирование каракитаев тесно свя­зано с центральноазиатскими племенами киданей. Кидани (ци-дань, кита, хита) упоминаются в письменных источниках с IV в. н. э. как монголоязычные племена. Они обитали к северу от Китая, на территории Маньчжурии и Уссурийского края. В 924 г. обширная территория от Алтая до Тихого океана перешла под эгиду Кидань-ского государства (империю Ляо).


В 1125 г. объединенные силы сунского Китая и Чжурчженского государства положили конец империи Ляо. Часть киданей подчи­нилась чжурчженям, а другая через земли енисейских кыргызов дошла до р. Эмиль и здесь построила одноименный город. Со времени утверждения их власти над частью Семиречья за западной ветвью киданей, вследствие смешения с тюркоязычным местным населением, закрепляется имя каракитаи.
В 1128 г. баласагунский владетель из династии Караханидов призвал каракитаев пойти против притеснявших его канглов и карлуков. Елюй Даши, заняв Баласагун, устранил караханидского владетеля и основал государство в Жетысу. Затем совершил ряд завоевательных походов, раздвинув границы от Енисея до Таласа. После этого каракитаи покорили канглов, присоединили Восточ­ный Туркестан. В 1137 г. они разбили при Ходженте Махмуд-хана, владетеля Мавераннахра, а в 1141 г. в Катванской степи близ Самарканда — сельджукско-караханидские войска. Каракитаи заняли Бухару и весь центральный Мавераннахр. Особый отряд, направленный в Хорезм, заставил Хорезм-шаха выплачивать им ежегодную дань в размере 3 тыс. золотых динаров. Семиречье, Южный Казахстан, Мавераннахр и Восточный Туркестан вошли в пределы государства каракитаев. Династию Караханидов караки­таи превратили в вассалов.
Глава каракитайского государства носил титул гурхана. Цент­ром его владений оставался Баласагун. В войске поддерживалась высокая дисциплина, в стране введена система подворного обло­жения — с каждого дома взимали по одному динару. Своим приближенным гурхан не раздавал уделов, так как опасался их усиления и соперничества. Под их непосредственным управлением находились южная часть Жетысу, северо-восточная область Исфиджаба, Кульджинский край. Часть Жетысу к северу от Или принадлежала карлукским ханам, в среде которых постоянно присутствовал представитель гурхана. Первый гурхан умер в 1143 г. В 1208 г. к каракитаям бежали вытесненные Чингисханом из Монголии найманы во главе с Кучлуком.
2. Распад государства кимаков. Миграции кочевых племен. Проблема происхождения и этнической истории кыпчаков. Миграции племен и их влияние на этнические процессы. Формирование Кыпчакского ханства как завершающий этап развития тюркских кочевых государственных и социально-культурных традиций. военного триумфа тюрок в пространстве Центральной Азии. Язык и литературные памятники кыпчаков. Сведения источников о найманах, кереитах, меркитах, джалаирах. Проблема этнической истории и языковой принадлежности (концепции монгольского и тюркского происхождения).

Государство кимаков прекратило своё существование в результате «цепной миграции» кочевых племён в 630-х годах, когда «кимаки потеряли политическую гегемонию и оказались в зависимости от кыпчаков». Приблизительно в то же время была записана генеалогическая легенда Гардизи.


Причины ослабления: стремления кыпчакских ханов, входивших в состав кимакского государства, к самоопределению; миграция кочевых племен из Центральной Азии.

В начале XI века кимакский каганат пал, власть перешла к кыпчакам.


После падения Кимекского каганата в начале XI в. военно-политическая гегемония на территории прежнего расселения кимекских, кыпчакских и куманских племен перешли в руки кыпчакских ханов. Пришедшая к власти династийная знать кыпча­ков стала предпринимать активные действия в южном и западном направлениях, что привело к непосредственным контактам с государствами Средней Азии и юго-восточной Европы.
Во второй четверти XI в. племенная знать кыпчаков вытеснила огузских джабгу из нижнего и среднего течения Сырдарьи, При-аральских и Прикаспийских степей.
С изменением этнополитической ситуации в регионе связано появление в начале второй четверти XI в. названия Дешт-и Кыпчак (Степь кыпчаков) вместо бытовавшего до того в письмен­ных источниках «Степь огузов» (Мафазат аль-гуз). Завладев Ман­гышлаком и прилегающими к нему областями, кыпчаки вплотную подошли к северным рубежам Хорезма.
В середине XI в. началось движение кыпчакских племен в западном направлении от Итиля (Волги). По мере движения на запад племенной массив куман первым вступил в непосредствен­ные контакты с народами Восточной Европы, в частности Руси, Византии, Венгрии.
Историко-географическую область Дешт-и Кыпчака, обнимав­шую всю аридную зону от Иртыша до Днестра, условно можно разграничить по Волге на два крупных этнотерриториальных объединения: Западнокыпчакское во главе с династийным родом токсоба и Восточнокыпчакское с правящим ханским родом ель-борили.
Формирование кыпчакской этнической общности на террито­рии Казахстана было сложным и длительным процессом, в разви­тии которого прослеживаются три этапа.
Первый этап связан с образованием ядра кимекского племен­ного союза, в котором кыпчаки со второй половины VII в. и до конца VIII в. играли значительную роль. В это время происходили тесные этнокультурные взаимодействия кыпчаков с телескими племенами.
Второй этап — с конца VIII в. до начала XI в. В эти хронологические рамки кыпчаки постепенно расселились на об­ширной территории от Алтая и Иртыша на востоке до Южноу­ральских гор и Волги на западе. Совместно с кыпчаками в Западном Казахстане с центром в Мугоджарах обитали куманы. Взаимодействие и интеграция трех основных этнополитическихобъединений: кимеков, кыпчаков и куманов проходили под консо­лидирующей ролью кимекских племен. Кыпчаки, равно как и кимеки, и куманы, находились в тесных этнокультурных взаимосвя­зях и взаимодействиях с конфедерациями древнебашкирских, печенежских, карлукских и в особенности огузских племен. Вместе с тем линия внутреннего этнического развития кыпчакского этноса была направлена на ассимиляцию древних насельников, местных телеских, угро-финских, сармато-аланских этнокомпонентов. Кыпчакский этнос складывался на базе множества родов и племен, объединенных не на основе кровнородственных связей, а по принципу территориально-хозяйственных отношений.
Формирование кыпчакской народности на территории Казах­стана стимулировалось процессом нивелировки этнокультурных признаков, чему содействовали однотипность форм хозяйствова­ния, система общественных отношений и общность языка. Тесное взаимодействие кыпчаков с различными этническими группами сказывалось на их этнической общности. Со все растущим полити­ческим весом кыпчаков, племена и этнические группы, сознавая воюпринадлежность к единому этносу, принимали этноним кыпчак. Однако завершающий этап формирования кыпчакской народности был прерван монгольским нашествием.

Важным источником для изучения истории кыпчакских языков является язык так называемых мамлюкско-кыпчакских письменных памятников – арабско-кыпчакских глоссариев, грамматик, а также переводных литературных произведений XIII-XVIII веков, созданных в мамлюкском Египте в течение около 250 лет.


В мамлюкско-кыпчакских памятниках Египта отражены элементы кыпчакского и огузского разговорных языков, так как по своему этническому составу тюркоязычные мамлюки представлены главным образом кыпчакскими и огузскими переселенцами в Египет.


Кыпчакские этноязыковые компоненты попадали в Египет в разное время разными путями и из различных регионов их первоначального расселения.


Найманы, кереи и жалaиры издавна населяли восток Центральной Азии. Основными местами их расселения были центральные и западные районы Монголии, на востоке граничившие с Казахстаном. С Х века эти племена стали осваивать территорию Казахстана. В процессе формирования казахского народа найманы, кереи и жалaиры вошли в его состав.


Найманы.

В VIII веке найманы, согласно письменным источникам, занимали земли в междуречье Орхона и Верхнего Иртыша, на территории Западной Монголии. Найманский союз состоял из 8 племен. Слово «найман» по-монгольски означает «восемь». Найманская конфедерация носила название «сeгиз-oгуз» от названия реки Сегиз в Монголии. Сведения о найманах содержит «Тайная история монголов», в которой сообщается, что найманы были соседями монголов, меркитов и тангутов. Соседями найманов на западе были канглы и кыпчаки; на севере – енисейские кыргызы; на юге – уйгуры; на востоке – кереиты.

Кереи (керeиты).


Этноним кереи произошел от названия реки Керулен (Керлин) или, по мнению ряда ученых, от древнетюрского слова «кер» (гордый). По легенде, приводимой персидским историком Рашид ад-Дином, слово «керей» произошло от цвета кожи сыновей тюркского кагана. Первоначально керeи жили на территории Восточной Монголии. Они населяли берега рек Орхон, Керулен, Селенга и Аргун. На западе кереи соседствовали с найманами и уйгурами. Столицей был город Хатун-Балык на реке Орхон. Первые сведения о кереях встречаются в письменных источниках начала Х века. Основные сведения о них можно встретить в «Тайной истории монголов» («Сокровенное сказание монголов»). Рашид ад-дин писал, что керeи – «сильно развитый народ. Они ослабли под воздействием Чингисхана. У них была очень высокая культура, они пользовались тюркской письменностью».


Жалаиры.

Сведения о жалaирах содержатся в основном в монгольских источниках, где говорится, что племя жалаиров состояло из 10 родов. Они жили по берегам рек Селенга и Хилок, в верховьях реки Онон и по хребтам каракорумских гор. Из племени жалaиров самым близким человеком к Чингисхану был знаменитый акын, оратор и батыр-военачальник Мукылай, которому за безупречную службу Чингисхан присвоил титул куй ун чинcан тайжи и доверил командование 10-тысячным войском. В монгольских летописях фигурирует другой представитель племени жалаиров, бывший одно время ближайшим другом Чингисхана (позднее непримиримым врагом) – Жамука (Джамуха).

В «Тюркской летописи» хана Абулгази о жалaирах говорится как о покоренном Чингисханом племени. В XVI веке о жалаирах писал известный казахский историк Кадыргaли Жалаири. Он также свидетельствует, что жалaиры – это одна из больших ветвей племени алаша. Основным местом расселения жалaиров в период вхождения в состав казахского народа являлось Семиречье.


3. Тюркская цивилизация и Великий шелковый путь. Взаимодействие двух хозяйственно-культурных типов: оседлого и кочевого (система «город-степь»). Города и поселения как центры военно-административной жизни, культуры, торговли и ремесла. Архитектурные памятники средневекового Казахстана тюркского периода. Расцвет городской культуры Южного Казахстана и Семиречья.


В V-VIII веках Великий Шелковый Путь достигает своего наивысшего расцвета. В это время, во второй половине VI века тюркоязычные племена народов Алтая объединились с народами Семиречья и Центральной Азии в Тюркский каганат, который впервые в истории объединяет в рамках одного государства практически весь ареал Евразийских степей, а так же области древних оседлых цивилизаций - Согд и Бухару, которые являлись ключевыми точками на трассе Великого шелкового пути. Тюрки не без влияния согдийских купцов становятся партнерами Византии по налаживанию прямой бесперебойной торговли от Китая к Средиземноморью. Рост городов оживил торговлю с Китаем, Ираном. Только в 627-647 годах в Китай было направлено 9 торговых посольств. Караваны шли через Мерв-Чарджоу-Бухару-Самарканд-Чач-Исфиджаб-Талас-Суяб и дальше к оазисам Восточного Туркестана.
Взаимоотношения кочевой и оседлой культур в эпоху раннего средневековья (VI—IX вв.) и в период развитого средневековья (X—XVI вв.). Во времена, указанные нами, в южных и восточных регионах Казахстана начинает развиваться городская оседлая жизнь. Постоянные связи кочевников с оседлыми земледельцами постепенно приводят их к оседлости. Такая тенденция получила особое развитие н VI в., во времена Тюркского каганата.

В период развитого средневековья связь между цивилизациями крепнет еще больше, ибо в результатах труда друг друга нуждались обе стороны. Вместе с тем между степняками и горожанами часто возникали неразрешимые противоречия. Во времена политической борьбы между Узбекским и Казахским ханствами в XVI в., которая длилась почти целый век, хан Шейбани издал указ, по которому ни один торговый караван не должен был проходить по казахской земле. "Но, несмотря на это, торговля продолжалась”, — писал в дневниках секретарь хана Рузбихан.


Взаимные связи между кочевниками и оседлыми земледельцами еще более укрепились во времена государства Караханидов. Было несколько причин для этого. Во-первых, потому что правители государства и их приближенные были представителями тюркских | игемен. Во-вторых, в это время все регионы Средней Азии и Казахстана были уже заселены тюркскими народами. Почти половина из них уже мели оседлый образ жизни. Поэтому во времена правления этой династии развивается городская оседлая культура.


У обеих цивилизаций была развита и культура. Исторические жители перенимали друг у друга лучшее и использовали в своей


жизни. Так, лучшие образцы оружия, сбруя и седла, украшения, выполненные в "зверином стиле” кочевниками, пользовались большим спросом у горожан. А кочевники пытались перенять для себя лучшие образцы жилищного строительства, секреты изготовления ювелирных украшений.

Итак, взаимоотношения между двумя цивилизациями, их экономическое и культурное сотрудничество продолжались с древних времен и до средних веков.


Развитие городов и связей между кочевниками и полукочев­никами. Усиление связи между оседлыми горожанами и кочевниками ускорило развитие городской культуры. Это было особенно заметно на юге Казахстана, на берегах Сырдарьи — в Отраре, Туркестане, Сауране, Сыгнаке, на севере Ка рата у — в Созаке, Бабаате, Кумкенте, Шолаккургане, Сайраме, в Семиречье — Таразе, Тальхизе (Талгаре), Мерке, Кулане, Баласагуне и других городах. Число городов постоянно росло. В это время растет число горожан. Их ряды пополняются за счет обедневших скотоводов. Археологические раскопки показывают, что города стали значительно больше, особенно районы бедноты (рабады), увеличилось число строений. К тому же вокруг городов стали появляться зимовки, стойбища, в которых жили полуоседлые скотоводы. Так, вокруг Тараза, Сайрама, Туркестана, Сыгнака, Отрара и других городов расположены курганы Актобе, Торткультобе, Алтынтобе и другие местности без названия, где находились постоянные зимовки и небольшие стойбища. В них жили, став оседлыми, бывшие кочевники. Благодаря письменным источникам названия некоторых таких пригородов известны — Жикиль, Шелже, Табакет, Коль, Кенжек и др. Они говорят о том, что здесь жили тюркоязычные народы.


Процесс перерастания поселений в города — это прежде всего процесс отделения города от деревни. Города — это центры концентрации ремесел и торговли. Появление городов было связано с развитием ремесленного производства и сопутствующего ему обмена. В самом общем виде можно принять следующее определение города: агломерация людей, оторвавшихся к какой-либо степени от земледелия, запятых ремесленно-торговой деятельностью и имевших определенный административный статус. Сосредоточие ремесленников в феодальном городе, разумеется, не означает отсутствия ремесленников в соседних селах, так как и преобладание в городе ремесленно-торговой деятельности не исключает полуаграрного характера ряда городских поселений.


С возникиовепием городов происходит интенсивный подъем производительных сил общества. Новая правящая династия Карахапидов, захватившая политическую власть в Казахстапе и Средней Азии, закрепила окончательно сложившиеся феодальпые отношепия. Быстро развивается экономика, особенно ремесла, культура. Экономическое развитие благотворно сказывается па строительстве городов — появляются монументальные сооружения культового и светского характера, проводятся работы по благоустройству, прокладываются водопровод, мостовая, канализация. Все большее числю кочевников переходит к оседлости. Они вливаются массами в среду городского паселепия. Это вызывает территориальный рост сложившихся городов и возникновение новых. Важную роль в развитии города играли тесные торгово-экономические связи Казахстана, Средней Азии и стран «мусульманского мира».
В этот период окончательно складывается топография средневекового города, который состоит из трех частей — цитадели — ядра города, где находился дворец правителя; шахристана — места, где селились зажиточные горожане, а также ремесленники, и рабада — ремесленного предместья. Если раньше, в карлукское время, центром городской жизни был шахристан, то в X—XII вв. все большее значение приобретает рабад. В рабадах размещались ремесленные мастерские, базары, караван-сарай. Как правило, города имели мощную систему укреплений. Стены с башнями по углам и периметру, рвы, заполненные водой, защищали городское население во время войн.
Эволюционный процесс развития городской культуры Казахстана был прерван татаро-монгольским нашествием. Многие города были покорены, разграблены, а население превращено в рабов, угнано в Монголию. Произошло резкое снижение численности населения.
Одним из самых значительных монументальных памятников тюркского периода, частично сохранившихся до наших дней, является архитектурно-художественный комплекс в честь полководца кочевников Кюль-тегина, сооруженный в долине Орхона в 731 г. в Монголии.

Сожженный прах Кюль-тегина был скрыт великолепным памятником, построенным китайскими мастерами, присланными императором Сюань цзуном.


Жамбылской области сохранился фундамент сооружения Акыртас, строившегося в VII–VIII вв. и не законченного до конца. Памятник был возведен из прямоугольных каменных блоков. Его середина была задумана как ясли (выемка для корма скота), поэтому местные жители назвали памятник Акыртас (каменная кормушка). Как считает академик К.М. Байпаков, исследовавший этот памятник, он был сооружен в эпоху Карлукского каганата примерно в 766–893 гг. и так и не был завершен. Как повествует одна народная легенда, влюбленный в прекрасную девушку джигит Алан-Хазар в знак взаимной любви решил построить из камня величественное сооружение, но не закончил его.


Одним из направлений архитектурного искусства в Казахстане в VI–IX вв. были сооружения, связанные с религиозными верованиями. Памятники в стиле «дын» – это разновидность зодчества доисламского периода. Строения в стиле «дын» напоминали юрту. Преимущественно они возводились в VIII веке в период существования Кимакского и Карлукского каганатов. Такие архитектурные сооружения в основном сохранились в Центральном Казахстане, Жетысу, Тарбагатае и Мангистау. Обычно дыны сооружали на месте захоронения людей.


На обширной территории Казахстана издревле существовали крупные историко-культурные районы, характеризующиеся оседлой, а в средние века и городской жизнью. Таковыми были Южный Казахстан и Семиречье. В IX — начале XIII вв. в предгорной полосе появились новые города Джумишлагу и Манкент. В округе Фараб, кроме Отрара, возникла новая столица Кедер, города Весидж и Бурух. В Шавгаре появляются Яссы и Шагильджан, Карнак и Карачук, Шур (Сури). Впервые источники называют крупный город Сауран, а в низовьях Сырдарьи — Сыгнак, Янгикент, Дженд, Асанас, Барчикент. На северных склонах Каратау находились Баладж и Берукет, на средней Сырдарье — Сюткент.
В Семиречье число новых городов также увеличилось. Как свидетельствуют письменные источники, их стало 26 вместо 21. В IX — начале XIII вв. их число возросло до 70. Причем прибавление произошло в Таласской долине, где оформились города Джикиль, Балу, Шельджи, Такабкет, Куль, Кенджак, Тальхир, Лабан, Каялык. В Чуйской долине столицей стал Баласагун. Город формируется в X — XII вв. на базе ханской ставки. Городское жилище характеризуется двумя типами домов. К первому относятся квадратные либо прямоугольные в плане однокомнатные наземные дома. Вдоль всех стен или трех располагались суфы. В центре или ближе к выходу устраивался прямоугольный или с закруглением части напольный очаг с бортиками из глины.
Ко второму типу относятся двухкомнатные дома, в которых кроме жилого помещения имелась небольшая кладовка. Основания стен сложены из каменных валунов. В строительстве использовалась пахса, сырцовый кирпич, жженый кирпич и дерево.
В основе жилища Семиречья лежит принцип расположения в ряд длинных узких помещений, объединенных коридором, через который сообщались комнаты — «гребенчатая планировка». В этот период оседлая и городская жизнь распространяется в Центральном Казахстане. Города и поселения располагались в долинах Джезды, Кенгира, Сарысу, в предгорьях Улутау.
Города также появились в Восточном Казахстане, в долине Иртыша. Письменные источники сообщают, что эти города принадлежали кимакам. Наиболее крупным был город Имакия — летняя резиденция царя (хакана). Кроме столицы были известны города Дамурия, Сараус, Бенджар, Дахлан, Астур. Города-ставки возникают и в Западном Казахстане, в долинах Урала. Они принадлежали тюркам-огузам. Раскопки городищ дают представление о тех изменениях в их застройке, которые произошли по сравнению с предыдущим периодом.
Рост числа городов, их территориальное расширение, увеличение количества городского населения сказалось на дальнейшем развитии керамического ремесла. Появляется поливная керамика. Наиболее распространенными видами изделий были графины, кувшины, чаши, кружки, флаконы. Увеличивается выделка стеклянных изделий. Из стекла изготавливались оконные диски. Судя по раскопкам кварталов гончаров, в XI -XII вв. появляются небольшие ремесленные мастерские. Существовала узкая специализация их, в цеховые организации были объединены гончары.
Кузнечное ремесло было одним из наиболее важных в городе. Производство изделий из меди было распространено в городах повсеместно, тем более разработки на полиметаллы и медь находились неподалеку от городских центров в Каратау, Таласском, Заилийском и Джунгарском Алатау. Медники изготавливали посуду, чираги, подставки, будучи одновременно и ювелирами.
Развитие получили косторезное ремесло и обработка камня. Из кости и рога изготавливались ручки ножей, пуговицы, украшенные резным орнаментом, булавки. На городище Талгар найдены костяные шахматные фигуры.
Как правило, города располагались в удобных и в торговом, и в стратегическом отношениях местах или в центрах микрорайонов и областей. В развитии
городов и городской культуры важную роль играла транзитная торговля по Шелковому пути. Само размещение городов показывает их привязку к трассам торговых путей.
Торговля служила одним из важнейших факторов развития города. В городе сходились три основных направления: товарообмена между странами, между ремеслом и сельским хозяйством (город и его округа), между городом и кочевой степью. Для этого времени больше известна международная караванная торговля, в развитии которой важная роль принадлежала согдийцам и тюркам. Великий Шелковый путь проходил по югу Казахстана через Семиречье. Известно описание его участка, пролегавшего через города Суяб, Тараз и Испиджаб. В Испиджабе от него отходила ветвь на северо-запад — в Фараб, Шавгар и дальше в низовья Сырдарьи.
Обменная торговля с кочевниками осуществлялась на ярмарках, которые происходили в больших и пограничных городах — Испиджабе, Отраре, Дех-Нуджикесе. Важным торговым центром Юго-Западного Семиречья был Тараз, о котором источники говорят как о «городе купцов», Чуйской долины — Суяб, где «смешанно живут торговцы из разных стран», а половину жителей города составляют купцы. В IX — XIII вв. по-прежнему активно функционирует Шелковый путь с Запада на Восток. Наиболее крупными центрами торговли явились Испиджаб, Кедер, Отрар и Янгикент на юге Казахстана; Тараз и Баласагун на юго-западе; Талгар и Каялык в северо-восточном Семиречье. В Испиджабе действовали крытые рынки и рынок полотна. Для IX — XII вв. характерен рост товарно-денежных отношений, который вытеснял товарный обмен. В крупных городах Казахстана функционировали монетные дворы. В XI — XII вв. возрастает роль золота как средства обращения.
Расцвет средневековой городской культуры Казахстана в начале XIII в. был прерван завоевательными походами монгольских войск. Были нарушены традиционные связи городов и кочевой степи. Но к середине XIII в. происходит оживление городской жизни, возрождаются экономические связи районов, города вовлекаются в орбиту международных торговых и дипломатических связей.
4. Орхоно-енисейская (руническая) письменность как цивилизационный маркер древнетюркской цивилизации. Древние верования и культы, распространение буддизма, несторианства, манихейства и других неавтохтонных религий по Шелковому пути. Пути и формы интеграции тюркского мира в ислам. Роль суфийской школы Ходжи Ахмеда Ясави в становлении тюрко-исламского синтеза. Устная традиция в тюркской культуре. Мировое значение произведений Аль-Фараби, Юсуфа Баласагуни, Махмуда Кашгари, Ахмеда Ясави.

Древнетюркское руническое письмо (орхоно-енисейская письменность) тур. Orhun Yazıtları, кит. 鄂爾渾文字, пиньинь È'ěrhún Wénzì — письменность, применявшаяся в Центральной Азии для записей на тюркских языках в VIII—X вв.


Орхоно-енисейская письменность обслуживала единый литературный язык (наддиалектный койне) того времени, который обычно называется языком орхоно-енисейских надписей. Выделяются 7 групп: ленско-прибайкальская, енисейская, монгольская, алтайская, восточно-туркестанская, среднеазиатская, восточно-европейская[1]. Соответственно, они принадлежат племенному союзу курыкан, Кыргызскому каганату, Восточно-тюркскому каганату, Западно-тюркскому каганату, Уйгурскому каганату в Монголии, Уйгурскому государству в Восточном Туркестане, булгарам, хазарам и печенегам.


Названия даны: 1) по форме знаков, напоминающих германские руны; 2) по местам находок (в долине Орхона (Второй тюркский каганат) и верховьях Енисея (Кыргызский каганат)).


По Шелковому пути распространялись и религиозные идеи, а миссионеры разносили свою веру в заморские страны. Из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан в Китай пришел буддизм, из Сирии, Ирана и Аравии -- христианство, а затем ислам.


По мнению исследователей, проникновение буддизма из Индии в Китай шло через Среднюю Азию и Казахстан. Начался этот процесс с середины I в. до н. э. В распространении буддизма в Восточном Туркестане и Китае важная роль принадлежала среднеазиатским богословам и миссионерам, в особенности согдийцам, парфянам, кангюйцам. Распространение буддизма, особенно активное во II--III вв. н. э., видимо, было связано с политическими целями Кушанского государства на Востоке.


В раннем средневековье роль основных миссионеров буддизма взяли на себя согдийцы. Именно они сыграли важную роль в распространении буддизма в Центральной Азии. Анализ терминов из тюркских буддийских текстов Восточного Туркестана свидетельствует о том, что они были заимствованы при посредничестве согдийцев. Буддийские памятники обнаружены в ряде городов на трассе Великого шелкового пути


Наряду с буддизмом по Шелковому пути, следуя с Запада на Восток, распространялось христианство. В первой половине V в. в Восточной Римской империи возникла «еретическая» секта приверженцев священника Нестория. Последний учил, что дева Мария родила не бога, а человека к что Христос был только


«обителью божества», носителем святого духа. По мнению Нестория, деву Марию следует называть не богородицей, а христородичей. Именно это новшество произвело смятение в массах. Это противоречило принятому на Никейском соборе в 325 г. символу веры, согласно которому Христос считался обладателем нераздельно слитых ипостасей -- человеческой и божественной, и отрицание единосущности его с богом-отцом ортодоксальная церковь признавала как величайшую ересь. Учение Нестория было осуждено на Эфесском соборе в 431 г., и начались жестокие гонения на несториан. В результате преследований они вынуждены были бежать в Иран. Сторонники Нестория организовали в Персии, в городе Нисибине школу, которая сплотила политическую оппозицию Византии.


В VII-VIII вв. несторианство широко распространялось в городах Южного Казахстана и Семиречья. Во многих городах имелись христианские церкви. При патриархе Тимофее (780--819) христианство было принято царем тюрков, видимо, карлукским джабгу. На рубеже IX--Х вв. была образована особая карлукская митрополия, в Таразе и Мерке действовали христианские церкви, христиане проживали и в городах Сырдарьи.


По Шелковому пути распространилось и манихейство, возникшее в III в. в Иране и быстро завоевавшее большое число приверженцев от Италии до Китая. Она представляла в целом синтез зороастризма и христианства. Из христианства манихейство заимствовало идею мессианства, а из зороастризма -- идею борьбы добра и зла, света и тьмы. Ведущую роль в распространении манихейства играли также согдийцы. В начале VIII в. верховный глава манихеев имел резиденцию в Самарканде. Манихейство сосуществовало с буддизмом в Средней Азии на протяжении длительного времени, причем буддизм оказал сильное влияние на пантеон, терминологию и даже концепцию манихейства.


Своих приверженцев имело манихейство в Семиречье и на юге Казахстана, в первую очередь, в среде оседлого населения. В обнаруженной в Турфанском оазисе древнеуйгурской рукописи манихейского сочинения «Священная книга двух основ» говорится о том, что эта книга писалась в городе «Аргу-Таласе Алтын Аргу Талас-Улуше, Талас-Улуше», «чтобы пробудить (веру) в стране десяти стрел». Речь здесь идет об известном городе Таразе. Известно также, что манихейские обители были еще и в других семиреченских городах, в том числе в Баласагуне, Чигильбалыке".


В начале Х в. ислам принял родоначальник династии Карахаии-дов Сатук, а его сын Богра-хан Харун б. Муса в 960 г. оъявил ислам государственной религией. Постепенно новая религия распространяется и в среде кочевников. Тот же Ибн Хаукаль сообщает о тюрках-мусульманах, кочевавших между фарабом, Кенджидой и Шашем. Имеются сведения о распространении ислама в XI--XII вв. в среде кыпчаков


Археологические раскопки памятников IX--начала XIII вв. свидетельствуют о формировании городской мусульманской культуры в области. В Таразе и Мирки христианские церкви были превращены в мечети. По мере роста населения, исповедующего ислам, в городах строятся соборные мечети.


К постройкам, которые появляются в городах Средней Азии и Казахстана в период распространения ислама, относятся общественные бани.


В XI-XII вв. на некрополях появляются монументальные мемориальные сооружения -- мавзолеи (например, Айша-Биби, рядом с г. Жамбылом).


По мнению исследователей тюркской ветви суфизма в лице суфийской школы Ходжа Ахмета Яссауи имеет свои особенности. Суфийская шко­ла Ходжа Ахмета Яссауи как обязательное усло­вие нравственно-духовного совершенствования и постижения Бога требовала прохождения пути, основными этапами которого были: шариат, та-рикат, хакикат, магрифат. Шариат - означает ве­дение благочестивой жизни согласно предписа­ниям ислама; тарикат - это мистический путь, означающий отречение от мирского; магрифат - мистическое познание и достижение экстаза, временного единения с Богом, хакикат - стадия постоянного общения с Богом в состоянии фана, когда суфии путем подавления мирских желаний достигает совершенства.


В «Диван-и хикмете» большое внимание уде -ляется толкованию четырех позиций: шариата, тариката, хакиката, магрифата. По мнению Ах­мета Яссауи, без шариата, тариката, магрифата невозможен хакикат (т.е. приближение к Алла­ху). Само определение человека невозможно без духовного напряжения, без искренней самоотда­чи вплоть до готовности пожертвовать жизнью. Яссауи призывает к аскетизму, отречению от внешнего мира и терпению, поскольку это обе­спечит блаженство в загробном мире. Он призы­вает людей к справедливости, честности, добро­те. Благодаря ему, тюркский язык был введен в литературный обиход. Народные проповедники, именуемые «баба», распространяли учение Яссави в Туркестане, Азербайджане, Малой Азии, в Анадолы, в районе Волги, Хорасане и т.д. Яссави определил русло развития народной струи в но­воисламской цивилизации тюркских народов. Он сумел соединить новую религиозную идеологию с массовым сознанием, тенгрианско-шаманистким, зороастрийским. В этом процессе значительную роль сыграло яссавийское движение, которое проповедью справедливости, нравственного, ду­ховного очищения и совершенствования человека нашло отклик в душе тюркского народа. Благода­ря Яссауи суфизм, как философская система, стал играть решающую роль в духовном познании и мировоззрении тюркских народов. Если до Яс-сауи тюркские народы молились Тенгри, после него - стали верить в Аллаха. С помощью суфиз­ма тюркские народы познали восточную филосо­фию, философию мировой религии.


Специфика тюркского устного народного творчества в условиях поликультурного


пространства Крыма связана с взаимодополняемостью и взаимопроникновением
процессов синхронной коммуникации и межпоколенной трансмиссии традиций разных
культур. Возможности словесного повествования, так как они представлены, паремиями,
сказками, т.е. их дискурс, имеющий свой ритм, характерные особенности и глубинную
семантику, дополняют классически рациональное мировосприятие и нуждаются в
детальном анализе этого феномена. Как этнонациональный феномен тюркских народов
контактного социокультурного пространства Крыма: караимов, крымчаков, крымских
татар устное народное творчество представляет собой один из стратегических факторов
возрождения традиционных фольклорных основ не только полуострова, но и всей
многонациональной культуры России.

К концу XII века-началу XIII века процесс проникновения мировых религий в среду кыпчаков усилился. Часть политической элиты Западных кыпчаков приняла православие из русских княжеств. К примеру, кыпчакский князь Юрий Кончакович принял крещение и стал союзником русских князей. В то время как другая часть Западно-кыпчакской элиты сохраняла традиционные верования. Примером такого паттерна поведения был кыпчакский князь Котян Сутоевич. В это же время восточные кыпчаки стали принимать ислам в конце XII века. Важную роль в исламизации кыпчаков стали играть суфии, которые проповедовали ислам, придерживаясь аскетизма и отказа от материальных благ. Одним из самых известных суфийских проповедников был Ходжа Ахмед Яссауи, выходец из Сайрама (умер в 1166/67 году), происходивший из потомков первых проповедников ислама в Средней Азии.


Ходжа Ахмед Яссауи
Нисбу (прозвище) Яссауи он получил из-за старого названия Туркестана, который в те времена назывался Яссы. После смерти он стал культовой фигурой, через 140 лет после его смерти в городе Туркестан был воздвигнут величественный мавзолей в его честь, который сохранился до сих пор. Он проповедовал ислам в доступной форме в стихах-хикметах на тюрском языке, который был понятен как кочевникам, так и горожанам. Сборник его хикметов назывался «Дивани Хикмет». Данный сборник был очень популярен в средневековой тюркской среде, способствуя дальнейшей исламизации тюрков. Также стоит упомянуть известного учителя Ходжа Ахмеда Яссауи – Арыстан баба, который приобщил юного Ходжу Ахмеда Яссауи к исламу. Известен и ученик Ходжа Ахмеда Яссауи – Хаким-ата, он же Сулейман Бакыргани, умерший в 1186 году и оставивший после себя сборник наставлений.
Казахстан постепенно с VIII века становился частью Мусульманского мира. Происходило взаимообогащение культур. Возникла целая группа тюрков, которые стали поэтами, учеными, литераторами в Мусульманском мире. Самой известной фигурой из них был Абу Насыр аль Фараби.
Абу Насыр Мухаммад ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль Фараби был одним из крупнейших мусульманских средневековых ученых в исламском мире. Он внес свой вклад в такие науки как философия, математика, теория музыки. Аль Фараби входит в число крупнейших представителей арабо-мусульманской средневековой философии, один из наиболее известных в Западной Европе арабских философов (наряду с Ибн Рушдом). Аль Фараби является также автором пояснительных комментариев к арабским переводам сочинений греческих ученых Платона и Аристотеля. Аристотель в арабо-мусульманской науке был известен как «Учитель», а аль Фараби за его комментарии получил почетное прозвище «Второй учитель» (после Аристотеля). Научные труды и трактаты Аль Фараби оказали влияние на Ибн Сину (Авиценна в европейской традиции), Ибн Рушда (Аверроэс в европейской традиции) и множество других арабских философов. Его научные взгляды и открытия повлияли на развитие разных наук в Европе эпохи Средневековья. По мнению многих исследователей, западно-европейские ученые эпохи Средневековья узнали об Аристотеле и Платоне и их идеях посредством трактатов и трудов аль Фараби.
Аль Фараби появился на свет в 870 году в местности Фараб (возле города Отрар), из-за чего получил нисбу Аль Фараби («происходящий из Фараба»). Его отец был военачальником и был тюркского происхождения. В раннем возрасте он покинул Отрар и отправился учиться в Багдад. Багдад в то время был столицей Арабского халифата и мировым интеллектуальным центром.
По дороге он останавливался на учебу в таких городах как Исфахан, Рей (Тегеран), Хамадан. Переехал в Багдад аль Фараби во время правления багдадского халифа ал-Муктадира (908-932) из династии Аббасидов. По приезде Аль Фараби приступил к изучению различных направлений науки (медицина, логика, философия и т.д.). Параллельно Аль Фараби изучал и языки (одним из которых был древнегреческий язык). Уже в пожилом возрасте в 941 году аль Фараби переехал в Дамаск, где он прожил остаток своей жизни, занимаясь научными изысканиями. В Дамаске Аль Фараби закончил написание «Трактата о добродетельном городе». Аль Фараби оставил после себя множество трудов по философии, математике, химии, астрономии, музыке, анатомии, филологии и т.д. Скончался он в конце декабря 950-начале января 951 года.
Большой вклад в мировую культуру внесли Юсуф Баласагуни и Махмуд Кашгари.
Юсуф Баласагуни родился в период между 1015-1017 годами в городе Баласагуне, который тогда являлся столицей государства Караханидов (Баласагун находится возле современного города Токмак). Отец Юсуфа был состоятельным человеком, что позволило Юсуфу получить хорошее образование. Неизвестно, когда он начал писать свой труд, но примерно в возрасте 50 лет Юсуф Баласагуни завершил свою поэму «Кутадгу Билиг» («Благодатное знание»), которую подарил Сулейману Арслан-кагану, за что получил хорошие пожалования и почетное звание «Хасс Хаджиб». Поэма «Кутадгу Билиг» – это первое произведение, которое сохранилось с тех пор в виде книги. Оно было написано на древнетюркском языке. Поэма является глубоким философским трудом, описывающим устройство идеального общества. В поэме описаны качества необходимые для представителей самых разнообразных профессий Средневековья. Год смерти Юсуфа Баласагуни точно не известен. Скончался он в период между 1075 и 1085 годами. Юсуф Баласагуни начал писать свою книгу в столице Караханидского государства (Баласагуне) и закончил в Кашгаре, где он и умер.
Юсуф Баласагуни
Махмуд ибн Хусейн ибн Мухаммед ал-Кашгари (1028/1029-1101/1126). Махмуд Кашгари был выдающимся средневековым тюркским энциклопедистом и филологом. Он написал один из важнейших для филологов трудов - научный словарь «Диван лугат ат-тюрк» (Словарь тюркских наречий). «Диван лугат ат-тюрк» – это словарь различных тюркских языков, в котором справочно дано много информации о них. Махмуд Кашгари родился в городе Барсхан (в государстве Караханидов). В данном городе его отец, которого звали Хусейн ибн Мухаммед, был правителем города. Махмуд Кашгари был правнуком Харуна (Хасана) ибн Сулеймана Богра-хана, одного из правителей Караханидского государства.
Переехав в Кашгар, Махмуд получил там образование в медресе Саджиа. Когда Махмуду Кашгари было 28 лет (в 1056 году), в Кашгаре к власти пришел дед Махмуда по имени Мухаммад, носивший титул Богра-хан. Через один год с небольшим Мухаммад решился из-за пожилого возраста передать власть Хусейну (родной сын), отцу Махмуда Кашгари. Но данное желание не осуществилось. Был составлен дворцовый заговор: Мухаммад Богра-хан и его сын были отравлены. Оставшись без отца и деда, Махмуд, как законный наследник Хусейна, вынужден был спасаться бегством из Кашгара в 1057 году. Сначала Махмуд Кашгари уехал в Среднюю Азию, а позже он отправился из Средней Азии в Багдад, где власть захватили огузы-сельджуки. Там Махмуд получил нисбу Кашгари, что можно перевести как «Кашгарский».
Махмуд Кашгари провел много лет в различным государствах и посетил много мест, где жили тюркские племена. Тюрки только недавно покорили Багдад, и многие жители Ближнего Востока не знали ничего о тюрках. Поэтому в Багдаде у Махмуда Кашгари возник замысел книги «Диван лугат ат-тюрк» (Словарь тюркских наречий). В своей книге Махмуд Кашгари хотел дать объяснение многих сторон жизни тюрков в целом и различных тюркских народов в частности. Также в книге Махмуд Кашгари планировал описать различные диалекты тюркского языка, племенное деление тюркских народов, обычаи и географию расселения различных тюркских народов. Акцент в своей книге Махмуд Кашгари сделал на огузском народе, откуда происходила правящая династия Сельджукидов, а также на «караханидском» народе, чей язык он называл «хаканийским».
Книга была написана в течение нескольких лет, в период 1072-1075 годов. Приблизительно около 1075 года Махмуд Кашгари закончил книгу «Диван лугат ат-тюрк» (Словарь тюркских наречий) и преподнес ее багдадскому халифу Муктадиру (он остался формальным правителем при фактических правителях из династии Сельджукидов).
Около 1080 года он возвратился на родину в Кашгар, где провел остаток своей жизни. Умер Махмуд Кашгари либо в 1101 году, либо в 1126 году.
«Диван Лугат ат-тюрк» можно охарактеризовать как «Энциклопедию средневекового тюркского мира». В данной книге собран обширный исторический, лингвистический, этнографический и культурный материал. Махмуд Кашгари был первым ученым, описавшим различные диалекты тюркского языка и сравнивший их между собой.
Как писал Махмуд Кашгари: «Эту книгу я составил в алфавитном порядке, украшал ее пословицами, саджами (рифмованной прозой), поговорками, стихами, раджазами (стихами воинственного содержания) и отрывками из прозы. Я облегчил трудное, разъяснил неясное и трудился годами». В «Диван Лугат ат-тюрк» были записаны песни, исторические легенды, предания, сведения из тюркского фольклора, около 400 пословиц, поговорок, афоризмов и устных изречений. «Диван Лугат ат-тюрк» знакомит читателей с диалектами тюркского языка того времени (в то время различия между карлукским, кыпчакским и огузским языками были на уровне различий диалектов в рамках одного языка). Махмуд Кашгари четко описал все тюркские диалекты того периода, считая, что не было в тот момент разных тюркских языков, но были разные диалекты одного единого языка. Описывая их Махмуд Кашгари замечал:
«У Кыргызов, Уйгуров, Кипчаков, Ягма, Чигилей, Огузов, Тухси, Уграк и Жаруков – у них чистый тюркский единый язык, близки к нему наречия Кимаков и Башкир. Самыми легкими является наречие Огузов, самым правильным наречия Ягма, Тухси и жителей долины рек Или, Иртыш, Итиль (Волга). Самым красноречивым является наречие правителей Хаканиййя и тех, кто с ними связан».
Также стоит отметить, что в данную эпоху, на территории Казахстана шел процесс роста количества новых городов, а также количества населения в старых городах. Если раньше источники сообщали названия 6 городов в Южном Казахстане (в эпоху Тюркского и Западно-тюркского каганатов), то в IX веке количество городов выросло до 33-37. В северовосточном Семиречье количество городов также выросло с 10 в IX веке до 70 в начале XIII века. Рост старых городов можно проиллюстрировать примером Отрара, площадь которого выросла с 5 гектаров до 170 гектар [1].
Также стоит отметить тот факт, что Караханидское государство имело сильную и сложноорганизованную экономику. Из всех государств данного региона того времени Караханидское государство имело самый большой объем денежной эмиссии (количество монет в денежном обращении). Причем данный объем монет позволяет лучше восстановить историю Караханидского государства, чем, если бы историю данного государства восстанавливали бы только по первоисточникам.

Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет