Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов, продолжая традиции поэтов-декабристов. Пушкина и Лермонтова, возглавил новый этап русской поэзии, связанный с демократическими движениями 60-70-х годов
Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов, продолжая традиции поэтов-декабристов. Пушкина и Лермонтова, возглавил новый этап русской поэзии, связанный с демократическими движениями 60-70-х годов. Друг и сподвижник Чернышевского. Добролюбова, поэт-гражданин, поэт-трибун. Некрасов был певцом народной жизни, который посвятил свое творчество борьбе за свободу и счастье народа. «Я лиру посвятил народу своему», — с полным правом сказал о себе поэт. Вся некрасовская поэзия проникнута духом народничества, в ней нашли свое отражение мотивы крестьянского быта, красота русской природы, души крестьян. Из поэзии Некрасова по-новому раскрываются образ простого крестьянина и сама народная жизнь. И не случайно Некрасов одним из первых осветил в своих произведениях горькую судьбу русских женщин. Русская литература еще не знала такого поэта, который бы так часто и с таким пониманием писал образы женщин-крестьянок. Тяжелую «долюшку женскую» Некрасов показывает нам, рисуя преимущественно бедноту, наиболее забитые и отсталые слои крестьянства. В своих произведениях Некрасов уделяет большое внимание жизни крепостной крестьянки и ее тяжелой доле: Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля с рабом повенчаться. Вторая — быть матерью сына-раба, И третья — до гроба рабу покоряться. И все эти грозные доли легли На женщину русской земли. Поэт никогда не говорит осуждающею слова в адрес женщины — наоборот, он посвящает ей слова горячего и страстного сочувствия. В своих поэмах Некрасов постоянно возвращается к женской теме. Изображение судьбы крепостной крестьянки является гневным обвинением крепостническому строю, создавшему такую каторгу человеку. Описывая бесправную участь крестьянки — «отцветать, не успевая расцвесть» — поэт в то же время умеет показать женщин, одаренных природной красотой. Идеальный образ крестьянской женщины Некрасов видел в величавой славянке: Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц. Работая над поэмами «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» и другими, Некрасов основным объектом избрал жизнь крестьян-тружеников, а местом действия- типичную обстановку-русскую деревню поэт описывает условия, в которых живут герои, рассказывает о тяжелой жизни Матрены Тимофеевны — героини поэмы «Кому на Руси жить хорошо» и о многом другом. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» дает наиболее полное изображение крестьянской жизни. Поэма стала «народной книгой», а которую Некрасов стремится вложить свои знания о крестьянстве. Если в предыдущих произведениях Некрасов преимущественно изображал терпение и забитость в крестьянских женщинах, то теперь поэт показывает зарождавшееся в русской крестьянке стремление избавится от покорности, от печального наследия векового рабства. Матрена Тимофеевна — женщина-труженица, весь ее вид говорит о силе и здоровье:
Осанистая женщина. Широкая и плотная. Лет тридцати восьми. Красива, волос с проседью. Глаза большие, строгие. Ресницы богатейшие, Сурова и смугла! В ходе беседы с крестьянами раскрывается ее душевная красота. Образ Матрены Тимофеевны весь как бы соткан из народной поэзии. Лирические песни, причитания издавна раскрывали правду о жизни крестьянки, и Некрасов черпал из этого источника,создавая образ своей любимой героини. Рассказ о Матрене Тимофеевне приводит к мысли о силе и в женщине, самом обездоленном и забитом существе, зреет душевная гроза — значит, возможно и близко переустройство жизни. Вера в народ, в его пробуждение выражена о словах поэта: В рабстве спасенное Сердце свободное Золото, золото Сердце народное! Несмотря на душевную красоту и силу Матрены Тимофеевны, судьба посыпала ей много лишений и трудностей. Однообразно ее существование вехами в нем оказываются только смерть Савелия и родителей да вечная забота о детях. Она говорит: «За них горой стояла я». Был в ее жизни такой случай, когда глубокая и искренняя любовь к детям проявилась в действии: «А потом потребовала странница, чтоб грудью не кормили мы детей по постным дням!» Многие последовали наказу странницы. Матрона же поступила иначе: …я только не послушалась. Судила я по-своему. Коли терпеть, так матери. Я перед богом грешница. А не дитя мой. Трудна жизнь Матрены, но все же в ней есть, счастье. У нее было счастливое детство, проведенное в родительском доме, была и временная удача после замужества. Но ни лишения, ни минуты счастья не покачнули равновесия и не отняли душевных сил Она понимает, что «крестьянские порядки неисчерпаемы» и что «не дело между бабами счастливую искать». Это заявление аргументируется перечнем множества бедствий, выпавших на ее, Матренину, долю. Рассказчица убеждена в том, что искатели счастья между женщинами останутся ни с чем. И она права, так как положение женщин, особенно женщины-труженицы, было крайне тяжелым. Но несмотря, ни на что вера Некрасова в счастливое будущее не померкла. Некрасов указал и открыл путь к тому, без чего поэту отныне нельзя было по-настоящему дышать полной грудью. Поэзия Некрасова утверждала принципиально новое отношение к жизни и человеку. Человек в ней рассматривался в его общественных связях и проявлениях, в его общественной и трудовой деятельности. Именно этим он близок нашему времени.
В своем творчестве Некрасов уделяет особое внимание раскрытию женских образов. При этом, наблюдая и изучая женский характер, он не ограничивается своим кругом —кругом родового дворянства. Его творческая интуиция и поэтическое воображение способны проникнуть в душу и простой крестьянки, и жены декабриста, и даже падшей женщины. Некрасов остро ощущал несправедливость, которая выпала на долю русской женщины, какое бы положение в обществе она ни занимала, ведь даже женщины из высшего света находились в подчиненном положении и не имели никаких прав. Если женщина из народа изнемогала от непосильного труда, то дворянка — при внешнем благополучии — страдала от отсутствия свободы и должна была неукоснительно следовать писаным и неписаным законам своего круга.
Все героини Некрасова — женщины самоотверженные, сильные, способные принести себя в жертву тем, кого они любят. Пример удивительной стойкости, благородства, самоотречения являют нам образы его поэмы “Русские женщины” — княгини Трубецкая и Волконская. Привыкшие к великолепию светской жизни, роскоши и достатку, они, презрев осуждения света, зная, на какие муки обрекают себя, отправляются за своими мужьями-декабристами в Сибирь. Лживое, пустое высшее общество для них — лишь “маскарад”, “нахальной дряни торжество”, где царят “подленькая месть” и ханжество, мужчины там — “сборище Иуд, а женщины — рабы”. Почему некрасовские героини выносят мужчинам столь строгий приговор? Да потому, что они, поддавшись на соблазны светской жизни, не пожелали разделить участь декабристов, пожертвовать собой во имя свободы, счастья и справедливости. Трубецкая и Волконская меняют суету света “на подвиг любви бескорыстной”, они так же, как и их мужья, хотят пострадать за свободу, им тоже небезразличны судьбы русского народа: княгине Трубецкой “снятся стоны бурлаков на волжских берегах”, а Волконская, соприкоснувшись с жизнью народа и узнав широту его души, восклицает:
Ты любишь несчастного, русский народ!
Страдания нас породнили...
Женщина в некрасовской поэзии всегда обречена на несправедливость, ее несчастная судьба предопределена тем обществом, в котором она живет. В стихотворении “Тройка” Некрасов обращается к молодой девушке, у которой впереди еще целая жизнь; она полна озорства и веселья, ей не чужды девичьи игривые мечты. Она еще не знает, что ждет ее в жизни, и “жадно глядит на дорогу”, заигрывая с “проезжим корнетом”. Но Некрасов предрекает ей жалкое и убогое существование; ни красота, ни веселый нрав не помогут ей избежать тяжелой женской доли:
За неряху пойдешь мужика.
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
Похожую судьбу русской женщины рисует поэт в стихотворении “Еду ли ночью по улице темной”. Его героиня — жертва несправедливости, царящей в обществе, где женщина не имеет никаких прав. “С детства судьба невзлюбила тебя”, — говорит Некрасов. Сначала ее бил отец, потом —”• нелюбимый муж. Когда же она, презрев все условности общественной морали, открылась наконец настоящей, чистой любви, то и здесь ее настигают вопиющая жестокость и несправедливость людей, которые “именем страшным” ее назовут. Именно по вине таких “пустых и лживых” людей женщина встает на путь греха и порока, как это показано в стихотворении “Когда из мрака заблужденья...”. Но в душе даже такой опустившейся женщи ны теплится искра божия; для Некрасова всегда есть надежда на то, что она воспрянет к новой жизни, сможет проклясть “ее опутавший порок” и “смело и свободно” вступить на честный путь.
Щемящей жалостью и горечью наполнены стихи поэта, посвященные женщине из народа. Вот как он пишет о несправедливости, которую терпит простая крестьянка:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая — быть матерью сына-раба,
А третья — до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
Поистине величественный и светлый образ русской женщины предстает перед нами в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Это — крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина. Вся ее жизнь, которая проходит в непосильном труде, — пример удивительной стойкости, терпения и силы характера. Именно о таких женщинах, как Матрена, Некрасов писал:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.
Никакие жизненные неудачи и удары судьбы не могут сломить ее, она способна выстоять перед любыми испытаниями, и, несмотря ни на что, она не поддается отчаянию и озлоблению и безропотно несет свой крест. Эпический тон повествования придает ее образу характер всеобщности. Некрасов осмысливает историю Матрены как судьбу русской крестьянки вообще и, рисуя ее героический жизненный подвиг, показывает, что такие, как она, имеют право на иную жизнь, на подлинную свободу и справедливость.
“Кто ж защитит тебя?” — обращается Некрасов к женщине в одном из своих стихотворений. Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о страдалице земли русской, подвиг которой незаметен, но велик!
1)К середине XIX века в русской поэзии отчетливо обозначаются и, поляризуясь, развиваются два направления: демократическое и так называемое «чистое искусство». «Чистое искусство, или «искусство для искусства» – это условное название ряда эстетических представлений и концепций, общий внешний признак которых – утверждение самоценности художественного творчества, независимости искусства от политики, общественных требований, воспитательных задач.
К так называемой школе «чистого искусства» современники причисляли А.А. Фета, А.Н. Майкова, А.К. Толстого, Н.Ф. Щербину, Л.А. Мея, Я.П. Полонского, А.Н. Апухтина, А.А. Голенищева-Кутузова, К.К. Случевского, К.М. Фофанова и др.
В мировоззрении и эстетических принципах представителей «чистой» поэзии есть много общего – того, что их сближает и составляет сущность направления. Это – большая или меньшая степень недоверия к демократическому лагерю, общее понимание сущности и задач искусства, строгое разграничение «низкого» и «поэтического» в действительности, ориентация на сравнительно узкий круг читателей, противопоставление реальной действительности свободному миру поэтической мечты, сосредоточенность на изображении внутреннего мира человека, погруженность в глубины духа, напряженный интерес к страстям, тайнам души человеческой, тяга к интуитивному и бессознательному, повышенное внимание к единичному, неповторимому в человеке.
«Чистым» лирикам свойственна умиротворенность и идилличность. Можно сказать, что одна из констант их целостного мировидения – идиллический хронотоп, который они по-разному осмысливали в процессе творчества. Идиллический топос явился смысло- и структурообразующей доминантой художественной картины мира поэтов.
«Чистое искусство» – это искусство «целесообразное без цели», одухотворенное возвышенным идеалом, обращенное по преимуществу к проблемам бытия, к постижению сокровенной сути мира, искусство, свободное от каких-либо внеположных ему целей.
А. А. Фет. Основной поэт и идеолог «Чистого искусства». О полном несоответствии Фета «духу времени» говорил Писарев, утверждая, что «замечательный поэт откликается на интересы века не по долгу гражданства, а по невольному влечению, по естественной отзывчивости». Фет не только не считался с «духом времени» и пел на свой лад, но он решительно и крайне демонстративно противопоставлял себя демократическому течению русской литературы XIX века.
Музыка, любовь, природа слиты в поэтическом мире Фета и неотделимы друг от друга. Одним из ярких примеров этого является стихотворение «На заре ты ее не буди...». Оно лишено сюжета, но есть героиня. Фет не раскрывает ее внутреннего мира, не описывает ее полностью, а как бы фотографирует отдельные моменты, рисует картину. В этом заключается импрессионизм поэзии Фета. Импрессионизм — передача впечатления, основанная на своих субъективных, изменчивых ощущениях и переживаниях. Фет был способен запоминать переживания, мгновенные состояния души, окружающей природы. Его поэзия иррациональна, чувственна. Образы его стихотворений неопределенны, расплывчаты, и часто Фет передает не их изображение, а свое собственное ощущение, свои впечатления. Прозвучало над ясной рекою//Прозвенело в померкшем лугу,//Прокатилось над рощей немою,//Засветилось на том берегу. В этом стихотворении поэт подчеркивает, что природа для него — это отражение чувств человека, очертания, вспышки, нерассудочность. Изображение уступает ощущениям.
Фет не просто описывает, а создает нужную для содержания форму, необычную, новую, он экспериментирует. Сад весь в цвету,//Вечер в огне,//Так освежительно радостно мне!//Вот и стою,//Вот и иду.//Словно таинственной речи я жду. В этом стихотворении Фет использует чередование коротких и длинных строк, а также стихотворение наполнено синтаксическими параллелизмами, повторами, характерными для его поэзии.
Как определенный жанр в поэзии можно выделить пейзажную лирику Фета. Нужно отметить, что полного описания пейзажа в стихотворениях нет — пейзаж как бы раздроблен. Например: «Шепот, робкое дыханье…». Это стихотворение написано одними назывными предложениями, перед нами создается полная картина свидания. Природа является отражением чувств человека, его психического настроения.
Поэзия и действительность для Фета оказываются двумя разными, диаметрально противоположными мирами: мир Фета-человека, его мировоззрения, его житейской практики, общественного поведения и мир фетовской лирики, по отношению к которому первый мир является антимиром.
Творчество Ф. И. Тютчева — одна из вершин русской классической поэзии. Любовь и природа — вот два основных мотива “чистого” искусства Тютчева, а одной из ярких примет его творчества является преобладание пейзажей.
Особенно привлекают поэта переходные, промежуточные моменты природы: он изображает осенний день, с грустью напоминающий об ушедшем лете: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Или же осенний вечер, как первый предвестник холодной зимы: Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть...
Характерные начала его стихотворений: “Как хорошо ты, о море ночное...”, “Люблю грозу в начале мая...” или “Как весел грохот летних бурь...” — красноречиво говорят о том восторге перед величием и красотой, многообразием и бесконечностью природного царства, которым насквозь проникнуто творчество Ф. И. Тютчева. Природа в его стихах разнообразна, насыщена звуками, красками, запахами... Тени сизые сместились, Цвет поблекнул, звук, уснул — Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул...
Творческая судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху повсеместного торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства. Так же, как и Фета, его относят к поэтам “чистого” искусства, искусства, чуждого агрессии, грубости.
Его стихи наполнены чувственностью, нежностью, любовью, любовью к родной русской природе, любовью к женщине. Женские образы в стихотворениях Тютчева полны какой-то нереальности, женственности, любви, они напрямую отождествляются с природой. Как, например, стихотворение, посвященное его последней любви — Елене Денисьевой: Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь на всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворен, И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоен... Эти строки перекликаются со многими стихами о природе, где сказано: В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...
Ф. И. Тютчев — поэт поистине “чистого”, светлого искусства. Его поэтическое слово воплотило в себе неисчерпаемое богатство художественного смысла, оно полно глубокого философствования, размышлений о сущности бытия. На протяжении всего творческого пути поэт не утратил свойственного ему мирового, космического, вселенского духа.
Особенности поэзии «чистого искусства»: Поэзия намеков, догадок, умолчаний. Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта. Искусство не должно быть связано с жизнью. Поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира. Это поэзия для избранных.
Основные темы поэзии «чистого искусства»
Любовь - Лирику отличает богатство оттенков: нежность и душевная теплота.
Природа - Образность, нетрадиционность сравнений, эпитетов; очеловечивание природы, нахождение отзвука своим настроениям и чувствам.
Искусство - Певучесть и музыкальность.
Поэзия А. А. Фета
Природа в стихотворениях поэта:
русская весна - пушистыми вербами, первым ландышем, просящим солнечных лучей, с полупрозрачными листьями распустившихся берез, пчелами, вползающими «в каждый гвоздик душистой сирени», журавлями, кричащими в степи
русское лето сверкающим жгучим воздухом, синим, подернутым дымкой небом, золотыми переливами зреющей ржи под ветром, лиловым дымом заката, ароматом скошенных цветов над меркнущей степью
русская осень пестрыми лесными косогорами, птицами, потянувшими вдаль или порхающими в безлистных кустах, стадами на вытоптанных жнивьях
русская зима бегом далеких саней на блестящем снегу, игрой зари на занесенной снегом березе, узорами мороза на двойном оконном стекле
Явления природы у А. А. Фета описываются детальнее, предстают более конкретными, чем у его предшественников. В стихах Фет описывает не только традиционных птиц, получивших привычную символическую окраску, как орел, соловей, лебедь, жаворонок, но и таких, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж и др, и каждая птица показана в ее своеобразии.
Природа лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения, отрешенного от мысли о связи природы с человеческими нуждами и человеческим трудом.
Особенности пейзажной лирики стремление к фиксации изменений в природе; наблюдения об изменениях в природе постоянно группируются и воспринимаются как фенологические приметы; изображение более частных, более коротких и более конкретных отрезков сезонов; точность и четкость делает пейзажи Фета строго локальными: как правило, это пейзажи центральных областей России. Фет любит описывать точно определенное время суток, приметы той или иной погоды, начало того или иного явления в природе.
Что сближает поэзию Фета с импрессионизмом? преклонение перед чистой красотой; нарочитая красивость, даже банальность; постоянное употребление таких эпитетов, как «волшебный», «нежный», «сладостный», «чудный», «ласкательный»; стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое ощущение штрихах; поэта интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведенное предметом
Фет говорит: «Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление».
Что такое природа в стихотворениях Фета? сумрачные осенние дни; первый весенний цветок
томительный среднерусский полдень; короткая северная ночь; плач комара; хриплый призыв коростеля.
Фет о творчестве:
«Поэт тот, кто в предмете видит то, что без его помощи никто не увидит».
«Целый мир от красоты».
«Нельзя перед вечной красотой не петь, не славить, не молиться»
Поэзия Ф.И. Тютчева
Особенности поэзии Ф.И. Тютчева: Творчеству Тютчева присуще живое ощущение Бесконечности и Вечности как реальности, а не каких-то отвлеченных , абстрактных категорий. Тютчев - открыватель новых образных миров в поэзии. Масштаб поэтических ассоциаций Тютчева поразителен. Наиболее ярко «двойное бытие» расколотой человеческой души выражено в любовной лирике Тютчева.
Любовная лирика Что такое любовь? «самоубийство» «блаженство и безнадежность» «поединок роковой» «буйная слепота страстей» это стихия
Стихи, вошедшие в «Денисьевский цикл»
«Весь день она лежала в забытьи...» Неотвратимое угасание любимой: «и всю ее уж тени покрывали» на фоне летнего буйства природы: Лил теплый дождь - его струи По листьям весело звучали.
«Близнецы» Мотив смерти нерасторжимо переплетается с мотивом любви: И кто в избытке ощущений, Когда кипит и стынет кровь, Не ведал ваших искушений - Самоубийство и Любовь.
«Предопределение» Тютчев заглянул в такие глубины, в такие бездны человеческой души, как никто до него: Любовь, любовь - гласит преданье - Союз души с душой родной - Их съединенье, сочетанье, И роковое их слиянье, И... поединок роковой.