Вопросы, заданные человечеству войной Предполагаемые темы-проблемы «Победа без победителей»



Pdf көрінісі
Дата27.12.2016
өлшемі147,69 Kb.
#561

Вопросы, заданные человечеству войной 

Предполагаемые темы-проблемы 

 

1. «Победа без победителей».      



2. Внутренняя «сохранность» человека на войне. 

3. Война раскрывает возможности человеческого духа, истинную сущность человека. 

4. «Война – страшная необходимость» (Л.Толстой)            

 5. Дети и война 

6. Отношение государства к солдату-победителю      

7. Мужество и незаметный героизм солдат на войне 

8. Женщина на войне 

 

Темы 

1. Что помогает выжить на войне?  

2. Какую роль играют воспоминания о мирной жизни для человека на войне? (Л.Н. Толстой «Война и мир». 

М. А. Шолохов «Судьба человека; Б. Васильев «А зори здесь тихие…»...) 

3. В чем духовные истоки героизма? Что заставляет русского человека в минуты тяжѐлых военных 

испытаний мобилизовать все свои силы на борьбу с врагом?  

4. Можно ли отделить подлинно героическое от лжегероизма? (Л.Н. Толстой «Война и мир»…). 

5. Что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств и на что он готов пойти, когда 

возможности с честью отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно? (О 

чести и бесчестии, о долге и предательстве. Нравственный выбор человека на войне). – (Л.Н. Толстой «Война 

и мир»; В. Быков «Сотников»; В. Распутин «Живи и помни»; М. А. Шолохов «Тихий Дон»; «Судьба 

человека»; К. Воробьев «Это мы, Господи!»...) 

6. Каковы нравственные последствия предательства? 

7. Можно ли забыть о своѐм долге в минуту тяжѐлых испытаний? (В. Закруткин «Матерь человеческая») 

8 Почему   человеческое сознание не может принять сам факт войны? (Нравственная оценка факта войны). 

9. Как влияют    военные    события    и   связанные    с    ними человеческие трагедии на душевное состояние 

людей, на их способность чувствовать, сострадать? 

10. Что    обнаруживает противоестественность     всего     происходящего     на войне?  (Дети и война. -

  В.Богомолов «Иван». 

Женщина и война – Ю. Бондарев «Вечная женственность»;   С. Алексиевич «У войны не женское 

лицо». Искусство и война.  Красота природы и война…) 

11. «Как  совместить  непреложные,  бескомпромиссные  законы  справедливости и незаглушаемый голос 

милосердия?» (В. Захаров)  - (Л.Н. Толстой «Война и мир»; В. Кондратьев «Сашка»…) 

12. В  чѐм  проявляется  патриотизм  творческих  людей  в  годы  войны?  ( Л.Н. Толстой «Севастопольские 

рассказы»,  А.Т. Твардовский «Василий Теркин», К. Симонов. Стихи;  Муса Джалиль «Моабитская 

тетрадь»…) 

13. Почему нельзя забывать о прошедшей войне? Как сохранить мир на Земле? (Р. Рождественский 

«Реквием»; «Б. Васильев «А зори здесь тихие…»; Ю. Даниэль «Говорит Москва»…) 

14. Художественное произведение о войне: есть ли место вымыслу? 

 

Темы  и комментарии 



 

В чѐм проявляется стойкость и мужество человека на войне? 

Мужество и стойкость на войне проявлялись в силе духа людей, преодолевающих страх смерти во имя 

победы: девушка-санинструктор умирает, помогая бойцам в блиндаже на передовой, бойцы преодолевают 

страх смерти перед танковой атакой; живые хоронят мѐртвых, не оставляя их брошенными на поле боя, 

оставляя на дощечках имена погибших товарищей. 

Как меняется мироощущение человека на войне? 

Люди остро ощущают грань между миром и войной, в годы войны происходит переоценка ценностей: 

довоенный, мирный уклад жизни людьми воспринимается как истинная ценность. Картины смерти на войне, 

потеря друзей, ощущение постоянной смертельной опасности меняют человека внутренне, добавляют 

ощущение страдания, напряжѐнности и в то же время укрепляют мужество, волю к победе.  

Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны? 



Война безумна, бессмысленна, противоестественна по самой своей природе.  

Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на 

их способность чувствовать, сострадать? 

Безумие войны способно притупить в человеке его лучшие душевные качества.  

Как сохранить память о защитниках Отечества, погибших во время Великой Отечественной войны? 

Обелиски с именами погибших — сохранение памяти о военных событиях живущими ныне людьми; но 

главное — сохранить в душе чувство благодарности к тем, кто трагически погиб, выполняя свой гражданский 

и человеческий долг в годы войны.  

Почему на войне быстрее происходило взросление юношей?  

Взросление человека (юноши) – это в первую очередь обретение готовности отвечать за свои поступки, 

принимать ответственность не только за себя, но и за других людей.  

Способна ли война уничтожить в человеке запасы человеческого? Гуманизм, сострадание, верность слову и 

присяге в условиях военных испытаний. 

 

Литературные аргументы 



 

     Василь Быков. Повесть «Сотников». Зима 1942 года... Партизанский отряд, обремененный женщинами, 

детьми, ранеными, окружен. На задание отправляются двое — Сотников и Рыбак. Рыбак — один из лучших 

солдат в партизанском отряде. Его практическая хватка, умение приспособиться к любым обстоятельствам 

жизни оказываются бесценными. Его противоположность — Сотников. Скромный, незаметный человек, без 

явных внешних признаков героя, бывший учитель. Почему, будучи слабым, больным, он пошел на 

ответственное задание? «Почему они, а не я должен идти, какое я имею право отказываться?» — так думает 

Сотников перед уходом на задание. Когда Сотников и Рыбак попадают в плен, тогда проявляются по-

настоящему их моральные качества. Ничто не говорило о том, что крепкий и здоровый Рыбак струсит и 

станет предателем. А измученный болезнью, ранением, побоями Сотников до последней минуты будет 

держаться мужественно и примет смерть без слабости и страха. «Я партизан... — не очень громко сказал 

Сотников. — Остальное ни при чем. Берите одного меня». 

     Истоками его мужества являются высокая нравственность, убежденность в правоте своего дела, поэтому 

ему не стыдно было смотреть в глаза мальчика. «Вот и все кончено. Напоследок он отыскал взглядом 

застывший стебелек мальчишки в буденовке». 

     В повести В. Быкова нет абстрактного человека. В одном случае страх смерти уничтожает в человеке все 

человеческое, как это произошло с Рыбаком; в других случаях в тех же обстоятельствах человек 

преодолевает страх и выпрямляется во весь свой нравственный рост. Такими показали себя и Сотников, и 

староста Петр, и крестьянка Дѐмчиха. 

   Повесть "Сотников" - повесть-рассуждение о вечных философских вопросах - цене жизни и смерти, 

трусости и героизме, верности долгу и предательстве, - вопросах, со всей непримиримостью заданных героям 

Василя Быкова войной. 

Что  случилось  с  Рыбаком?  Он  не  одолел  судьбы  заплутавшегося  на  войне  человека.  Он  искренне  хотел 

повеситься.  Но  обстоятельства  помешали,  и  остался  шанс  выжить.  Но  как  выжить?  Начальник  полиции 

полагал, что  «подобрал еще одного предателя». Вряд ли начальник полиции понимал, что творится в  душе 

этого  человека,  запутавшегося,  но  потрясенного  примером  Сотникова,  который  был  кристально  честным, 

выполнившим  долг  человека  и  гражданина  до  конца.  Начальник  увидел  будущее  Рыбака  в  служении 

оккупантам.  Но  писатель  оставил  ему  возможность  иного  пути:  продолжение  борьбы  с  врагом,  возможное 

признание в своем падении товарищам и, в конечном итоге, искупление вины. 

  Рыбак  соглашается  служить  полицаем.  Он  надеется  воспользоваться  этим,  чтобы  бежать  к  своим.  Но 

Сотников  не  ошибся,  предвидя  то,  что  мощная  гитлеровская  машина  уничтожит  Рыбака,  что  хитрость 

обернется предательством. Финал повести весьма трагичен: бывший партизан по приказу гитлеровцев казнит 

своего бывшего товарища по отряду. После этого жизнь Рыбака, ранее такая дорогая ему, вдруг теряет свой 

смысл, оказывается настолько невыносимой, что он задумывается о самоубийстве. Но и это ему не  удается 

сделать, так как полицаи сняли с него ремень. Такова «коварная судьба заплутавшегося на войне человека», 

— пишет автор. 

  Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сумел 

сохранить веру, не поддаться той низменной мысли, которой поддался Рыбак. «Все равно сейчас смерть не 

имеет смысла, она ничего не изменит». Это не так  — страдания за народ, за веру всегда имеют смысл для 

человечества. Подвиг вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру. 

   Человеческое «можно подавить, но не уничтожить». 

Хочу вспомнить произведение В.Закруткина «Матерь человеческая», в котором описываются события 



Второй Мировой Войны. Оккупировав хутор, в котором жила Мария, главная героиня повести, еѐ сын 

Васятка и муж Иван, фашисты всѐ разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку 

повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего 

будущего ребѐнка. Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, повстречав раненого молодого немца, 

кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и мужа. Но немец, беззащитный мальчик, крикнул: 

«Мама! Мама!» И сердце русской женщины дрогнуло. 

 

  Мария -- человек сильный; в труде находит она смысл своего существования. Женщина в одиночку собрала 



урожай на брошенных полях, сберегла колхозный скот. Все это для живых, во имя жизни. И поэтому 

опускается перед Марией на колени и целует с благодарностью ее маленькую натруженную руку воин -- 

командир кавалерийского полка.  

Нет таких темных, злых сил, которые могли бы сломить народную волю, народную душу, победить добрые 

начала в человеке, убить жизнь.  

     Листая страницы повести, сопереживая Марии, разделяя страх Вернера Брахта, мы понимаем, что война - 

страшная катастрофа, которая несѐт смерть. Но даже во время войны человек может побороть в себе желание 

отомстить и оказать помощь безоружному, страдающему человеку, который больше не представляет 

реальную угрозу. 

    Книга повествует о женщине Марии, которая смогла сбежать с хутора, прежде чем его сожгли, а всех 

жителей угнали в Германию. Убегает после того, как на ее глазах вешают ее сына и мужа. Убегает, чтобы 

сохранить другую жизнь, которую вынашивает под сердцем. Несколько дней она живет где-то неподалеку от 

хутора, укрываясь листьями кукурузы, а затем приходит к сгоревшему своему дому и поселяется в погребе. 

За те месяцы, что живет она в погребе и ждет прихода нашей армии, она становится матерью всему живому 

и...мертвому. Она хоронит девочку Саню, которую застрелили враги, пытается выходить молоденького 

тяжелораненого 17-летнего солдата-немца и хоронит, не сумев спасти. А затем опять хоронит, но уже нашего 

молодого политрука... И спасает жизни домашним животным, которые в страхе разбегались, когда горел 

хутор, а затем пришли к ней, как единственному человеку. Спасает жизни семерым детям, которые 

прибились к колхозным полям после блужданий и скитаний. А затем дает жизнь тому самому человечку, 

ради которого и постаралась выжить. 

 

   Проблема взросления на войне не раз поднималась в поизведениях русских писателей. Например, в повести 



В.О. Богомолова "Иван" главный герой - двенадцатилетний мальчик-разведчик, ровесники которого в мирное 

время лишь играют "в солдатиков", уже награжден медалью "За отвагу". Он бесстрашно сражался против 

фашизма, выполнял самые опасные задания в тылу врага. За борьбу против захватчиков этот ребенок был 

безжалостно растрелян немцами. 

 

•Л.Н.Толстой «Война и мир» 



Л.Толстой считает, что рассказать правду о войне очень трудно. Его новаторство связано не только с тем, что 

он показал человека на войне, но главным образом с тем, что, развенчав ложную, он первым открыл 

подлинную героику войны, представил войну как будничное дело и одновременно как испытание всех 

душевных сил человека в момент их наивысшего напряжения. И неизбежно случилось так, что носителями 

подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие как капитан Тушин и Тимохин, забытые 

историей генералы Дохтуров и Коновницын, никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов. Именно они 

влияют на исход исторических событий. 

 

•В.Л.Кондратьев «Сашка» 



Сашка не расстреляет случайно взятого им в плен немца («этого гада»), не выполнит безрассудный приказ 

комбата, пребывающего в страшном состоянии ярости после гибели медсестры Катеньки. И напишет 

Кондратьев удивительные слова:    «Сашка вздохнул глубоко, полной грудью…и подумал коли живой 

останется, то из всего им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым 

незабываемым…». Не убитый им немец – это сила души, борющейся с таким могучим злом. И Кондратьев 

убеждает, что мы победили не потому, что были сильнее, а потому, что были выше. Духовнее, чище. 

  Сашка вызывает симпатии, уважение к себе добротой, участливостью. Гуманностью. Война не обезличила, 

не обесцветила Сашкин характер. Он любознателен и пытлив. На все события имеет свою точку зрения. 

Сашке не по себе от почти неограниченной власти над человеком, он понял, какой страшной может стать эта 

власть над жизнью и смертью. Мы ценим в Сашке и огромное чувство ответственности за всѐ. Даже за то, за 

что отвечать он не мог. Стыдно перед немцем за никудышную оборону. За ребят, которых не похоронили: он 

старался вести немца так, чтобы не видел тот наших убитых и не захороненных ещѐ бойцов, а когда всѐ-таки 

натыкались они на них, стыдно было Сашке, словно он в чѐм-то виновен. 


•М.А.Шолохов «Донские рассказы» 

М.А.Шолохов был одним из немногих писателей, кто не только понял, но и не стал умалчивать главный 

результат гражданской войны в России: в непримиримой братоубийственной войне, навязанной людям, 

победителей не оказалось: поражение потерпели все.  

   Обоюдная жестокость и ненависть приводит к обоюдной же трагедии. Выразительнейшей иллюстрацией 

этой мысли может служить рассказ «Родинка». Гражданская война ставит лицом к лицу восемнадцатилетнего 

Николая Кошевого, командира эскадрона красных, и его отца, «пропавшего в германскую войну», 

впоследствии атамана одной из банд. Интересно, что автор описывает не только трагедию сына, не узнанного 

собственным отцом и убитого им, но и  размышляет над трагедией атамана, жизненным финалом которого 

становится самоубийство над трупом сына, случайно узнанного им по родинке.   

Трагичен выход из вражды к миру как для побежденных, так и для победителей. 

Бесчеловечность и бессмысленность войны 

Как повлияла гражданская война на судьбы людей?Острая классовая борьба размежевала не только Дон, 

станицу, хутор, но и казачьи семьи. Отец и сын оказываются по разные стороны баррикады. Таким образом, 

конфликт между красными и белыми всѐ больше уступает место другому, более важному конфликту – между 

веками складывавшимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны. 

Гражданская война для М.Шолохова - катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и 

виноватых, а значит, и не может быть победителей 

 

 

Проблема



 

Пример


 

1.Проблема 

войны.

 

 



В  рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» эта проблема раскрывается на образе Андрея Соколова, который   был 

строителем, человеком  мирной профессии. На войне он становится одним из бойцов, частью войска. Война 

перечѐркивает жизнь  героя, как и жизнь всей страны. В первый момент он растворяется в общей массе. И это временное 

отступление от человеческого Соколов вспоминает потом с самой острой болью. Война для героя, весь путь унижений, 

испытаний, лагерей –

 

это борьба человека и бесчеловечной машины, которая загубила  миллионы невинных жизней.



 

2. Проблема 

патриотизма

 

В рассказе М. Шолохова "Судьба человека" получили развитие идеи о великой ненависти мирных советских 



людей к войне, к фашистам "за все то, что причинили они Родине", и в то же время –

 

о великой любви к Родине, к 



народу, которая хранится в сердцах солдат. Автор  показывает красоту души и силу характера русского человека. 

Точны слова  М. Луконина о том, что  русские солдаты готовы возвратиться с войны «лучше с пустым рукавом, 

чем с пустой душой».

 

3. Проблема 



нравственности

 

 



Война для героя рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»  Андрея Соколова 

это не только бесчеловечная машина, 



уничтожающая всѐ живое, против которой нужно бороться за свою жизнь, но и испытание на человеческое достоинство.  

В лагере  он впервые убивает человека, не немца, а русского, со словами: «Да какой же он свой?». Это  и испытание 

потерей «своего». Попытка бегства оказывается неудачной, так как таким способом из

-

под власти  уйти нельзя. Сцена в 



комендантской, 

когда он не стал пить за победу Германии, а сказал о том, что думал, доказывает, что герой –

 

это 


человек, для которого в этой ситуации высшее благо –

 

смерть. Этот поступок вызывает уважение даже у врага  



садиста


-

коменданта.  И сила человеческого духа побеждает! Герой остаѐтся жив.

 

4. Проблема чести 



и достоинства 

русского солдата

 

 

Много  испытаний, которые он выдерживает,  пришлось пройти  герою рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» 



Андрею Соколову. Не предав в комендантской чести русского солдата, он не теряет достоинства и перед своими 

товарищами. "Как будем харчи делить?" –

 

спрашивает мой сосед по нарам, а у самого голос дрожит. "Всем поровну",–



 

говорю ему. Дождались рассвета. Хлеб и сало резали суровой ниткой. Досталось каждому хлеба по кусочку со спичечную 

коробку, каждую крошку брали на учѐт, ну а сала, сам понимаешь, –

 

только губы помазать. Однако поделили без обиды". 



Такое нравственное поведение  тяжкие годы испытаний достойно уважения.

 

 



 

5. Проблема силы 

духа.

 

Сила духа  помогает Андрею Соколову, герою рассказа М. Шолохова,  сохранить в себе человеческое достоинство. 



Сначала детдом, затем война. После бегства Соколов попадает не в лагерь, а в стрелковую часть. И тут ещѐ одно 

испытание –

 

весть о смерти жены Ирины и дочерей. А девятого мая, в День Победы, Соколов теряет своего сына. Самое 



большое, что даѐт ему судьба, –

 

это увидеть мѐртвого сына перед тем, как похоронить его в чужой земле. Сколько же 



нужно силы, чтобы сжать в комок эту щемящую боль! Но герой делает это и продолжает жить!

 

6.Проблема 



милосердия

 

Проблему милосердия  поднимает М. Шолохов и в рассказе «Судьба человека». В первый же послевоенный год Андрей 



Соколов возвращается к мирной профессии и случайно встречает маленького мальчика Ваню. У героя появляется цель, 

появляется человек, ради которого стоит жить. 

Соколов говорит: "Ночью

-

то погладишь его сонного, волосѐнки в вихрах 



понюхаешь, и сердце отходит, становится легче, а то ведь оно у меня закаменело от горя..." 

Да и Ваня тянется к 

Соколову, обретает в нѐм отца. Не смогла война уничтожить человеческое в человеке, не сломала его.

 

 




Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет