СЕМИНАР 4
1. Структуралистские, семиотические подходы к исследованиям культуры. Концепции Р. Барта, Ф. Соссюра, Ю. Лотмана, Э. Кассирера, О. Сулейменова; Структурализм- направление,которое ставило своей задачей выявление структуры различных сфер культуры. В начале структурализм существовал как конкретно научное направление, прежде всего в лингвистике. Зарождение структурализма связано с исследованиями швейцарского лингвиста Ф.Де Соссюра , который рассматривал язык как знаковую систему, в результате чего лингвистика становилась частью новой науки семиотики, изучающей жизнь знаков. Структуралисткий подход в изучении явлений культуры использовали Клод Леви-Строс (антрополог), Лоран Барт (литературовед), Роман Якобсон (языковед), Юрий Лотман (литературовед), Мишель Фуко (культуролог), Жак Лакан (философ). Постулатами структуралистского метода выступают следующие принципы: -изменение одного из элементов(структуры) влечет за собой изменение всех других; -любая модель принадлежит группе преобразований, каждое из которых соответствует модели одного и того же типа, так что множество этих преобразований образует группу моделей; -вышеуказанные свойства позволяют предосмотреть, каким образом будет реагировать модель на изменение одного из составляющих её элементов; -модель должна быть построена таким образом, чтобы её применение охватывало все наблюдаемые явления. Культурологи-структуралисты в культурную систему включали язык, литературу, мифы, искусство, религию,обычаи,традицию и пр., Рассматривая их как знаковые системы. Проведение структурного анализа этих знаковых систем позволило выйти на качественно новый уровень понимания культуры в целом. Культура в структурализме- совокупность знаковых систем и культурных текстов(язык, наука, мифология, мода, реклама). Структурализм включает следующие основные положения: -представление о культуре как совокупности знаковых систем и культурных текстов; -представление о наличии универсальных бессознательных психических структур, определяющих механизм реакции человека на воздействия внешней среды; -представление о возможности выявления этих структур путём сравнительного структурного анализа знаковых систем и культурных текстов. Семиотика культуры понимает культуру как знаковую систему, а любые культурные явления рассматривает как тексты, несущие информацию и смысл. Понимать культуру- значит уметь устанавливать значение используемых в ней знаков и расшифровывать ее тексты. Во всех культурах используются одни и те же типы знаков и знаковых систем: естественные, функциональные, иконические, конвенциональные, вербальные, знаковые системы записи. Через знаковое пространство культура моделирует сознание человека и представление его о мире. Постоянный процесс знакообразования, создания символов, пространственно-временных представлений, их трансляции является объектом семиотики. Культурологи-структуралисты в культурную систему включали язык, литературу, мифы, искусство, религию,обычаи,традицию и пр., Рассматривая их как знаковые системы. Проведение структурного анализа этих знаковых систем позволило выйти на качественно новый уровень понимания культуры в целом. Культура в структурализме- совокупность знаковых систем и культурных текстов(язык, наука, мифология, мода, реклама). Структурализм включает следующие основные положения: -представление о культуре как совокупности знаковых систем и культурных текстов; -представление о наличии универсальных бессознательных психических структур, определяющих механизм реакции человека на воздействия внешней среды; -представление о возможности выявления этих структур путём сравнительного структурного анализа знаковых систем и культурных текстов. Семиотика культуры понимает культуру как знаковую систему, а любые культурные явления рассматривает как тексты, несущие информацию и смысл. Понимать культуру- значит уметь устанавливать значение используемых в ней знаков и расшифровывать ее тексты. Во всех культурах используются одни и те же типы знаков и знаковых систем: естественные, функциональные, иконические, конвенциональные, вербальные, знаковые системы записи. Через знаковое пространство культура моделирует сознание человека и представление его о мире. Постоянный процесс знакообразования, создания символов, пространственно-временных представлений, их трансляции является объектом семиотики. Культурологи-структуралисты в культурную систему включали язык, литературу, мифы, искусство, религию,обычаи,традицию и пр., Рассматривая их как знаковые системы. Проведение структурного анализа этих знаковых систем позволило выйти на качественно новый уровень понимания культуры в целом. Культура в структурализме- совокупность знаковых систем и культурных текстов(язык, наука, мифология, мода, реклама). Структурализм включает следующие основные положения: -представление о культуре как совокупности знаковых систем и культурных текстов; -представление о наличии универсальных бессознательных психических структур, определяющих механизм реакции человека на воздействия внешней среды; -представление о возможности выявления этих структур путём сравнительного структурного анализа знаковых систем и культурных текстов. Семиотика культуры понимает культуру как знаковую систему, а любые культурные явления рассматривает как тексты, несущие информацию и смысл. Понимать культуру- значит уметь устанавливать значение используемых в ней знаков и расшифровывать ее тексты. Во всех культурах используются одни и те же типы знаков и знаковых систем: естественные, функциональные, иконические, конвенциональные, вербальные, знаковые системы записи. Через знаковое пространство культура моделирует сознание человека и представление его о мире. Постоянный процесс знакообразования, создания символов, пространственно-временных представлений, их трансляции является объектом семиотики. Культурологи-структуралисты в культурную систему включали язык, литературу, мифы, искусство, религию,обычаи,традицию и пр., Рассматривая их как знаковые системы. Проведение структурного анализа этих знаковых систем позволило выйти на качественно новый уровень понимания культуры в целом. Культура в структурализме- совокупность знаковых систем и культурных текстов(язык, наука, мифология, мода, реклама). Структурализм включает следующие основные положения: -представление о культуре как совокупности знаковых систем и культурных текстов; -представление о наличии универсальных бессознательных психических структур, определяющих механизм реакции человека на воздействия внешней среды; -представление о возможности выявления этих структур путём сравнительного структурного анализа знаковых систем и культурных текстов. Семиотика культуры понимает культуру как знаковую систему, а любые культурные явления рассматривает как тексты, несущие информацию и смысл. Понимать культуру- значит уметь устанавливать значение используемых в ней знаков и расшифровывать ее тексты. Во всех культурах используются одни и те же типы знаков и знаковых систем: естественные, функциональные, иконические, конвенциональные, вербальные, знаковые системы записи. Через знаковое пространство культура моделирует сознание человека и представление его о мире. Постоянный процесс знакообразования, создания символов, пространственно-временных представлений, их трансляции является объектом семиотики. ясность и прозрачность, но к человеку они обращены своей загадочной и таинственной стороной, которую нужно распознать, пользуясь «сметливостью своего ума». Натурализм стал подвергаться осуждению за бессодержательную подражательность, а вершиной искусства стали признавать символическую поэзию (символы которой глубоки и многозначительны). Такой символизм был воспринят в Византии и западном христианстве. Так, в богословии различают профанную историю, где события не имеют скрытого смысла, и сакральную историю, где одни события являются символами других.
2. Культурный код – это информация, закодированная в определенной форме, позволяющая идентифицировать культуру. Основной трудностью в определении этого понятия является вероятность подмены этого термина другими составляющими семиотического плана.
3. Символ культуры - условный вещественный опознавательный знак для членов определенного общества или конкретной социальной группы. Символы культуры иносказательно выражают определенное содержание, которое составляет существо ценностей, норм и идеалов конкретной культуры
Знаки и символы культуры
В рамках семиотического подхода культура представляется как система коммуникаций, обмена информацией, а явления культуры рассматриваются как система знаков.
Язык культуры — это совокупность всех знаковых способов словесного и несловесного общения, с помощью которых передается культурно значимая информация.
Понимание и трансляция культуры реализуется с помощью различных знаковых систем (или языков культуры): естественного языка, фольклора, традиций, предметов быта, различных видов деятельности (охота), ритуалов, обрядов, церемоний, этикета, типа жилища, посредством художественных образов разных видов искусства, письменного текста и т.д.
Знак — это чувственно воспринимаемый субъект (звук, изображение и т. д.), который замещает, представляет, репрезентирует другие предметы, их свойства и отношения.
Вся совокупность этих знаковых средств может быть представлена следующими типами:
• знаки-обозначения, являющиеся, например, основанием естественного языка. Единица языка — слово, обозначающее предмет, действие, свойство и пр. (т.е. другие характеристики окружающего человека мира). К знакам-обозначениям относятся также знаки-признаки (приметы, симптомы), знаки-копии (репродукции), знаковое поведение (имитация);
• знаки-модели, также являющиеся заместителями реально существующих объектов и действий. Так, например, в пределах культурного мифологического кода модель реального предмета, наделяясь магическими силами, становится культурным образцом — «вторичной предметностью». В этой модели скрыта информация о смысле и способах действия с предметом;
• символы — такие знаки, которые не просто указывают на изображаемый объект, но выражают его смысл
СРОП
Понятия культура и цивилизация тесно связаны, что позволяет исследователям в ряде случаев употреблять их как синонимы. И культура, и цивилизация есть ценностные понятия. Любая цивилизация (как и культура), есть совокупность присущих ей ценностей.
Однако эти понятия имеют и смысловые различия, заложенные еще во времена античности. Так, термин "культура", имеющий греческое происхождение, первоначально обозначал обработку, возделывание (почвы, растений), а позже был распространен на область воспитания и образования. Термин же "цивилизация" имеет латинское происхождение и указывает на гражданские, государственные характеристики (“цивилис” означает “гражданский”, “государственный”).
Термин “цивилизация” означает определенный уровень развития материальной и духовной культуры. Значит, хронологически культура и цивилизация не всегда совпадают. Так, мы можем говорить о первобытной культуре, но не существует первобытной цивилизации. Только когда умственный труд начинает отделяться от физического, возникают ремесла, появляется товарное производство и обмен, происходит переход от первобытной культуры к цивилизации.
О.Шпенглер считал стадию цивилизации концом развития любой культуры. Эта стадия характеризуется высоким уровнем развития науки и техники, упадком в области литературы и искусства, возникновением мегаполисов. В это время, по мнению Шпенглера, народ утрачивает “душу культуры”, происходит “омассовление” всех сфер жизнедеятельности и их омертвление, формируется стремление к мировому господству — внутреннему источнику гибели культуры.
Помимо этого есть целый ряд явлений, стоящих за пределами культуры и являющихся ее антиподами. Это, в первую очередь, войны. Насилие и разрушение противоположны содержанию культуры, созидательному и гуманистическому. Если цивилизация подавляет личность, то культура создает условия для ее расцвета. Антикультура может свести на нет все усилия культуры и приводит иногда к необратимым последствиям. Цивилизация объединяет в себе культуру и бескультурье, ценности и антиценности, приобретения и потери народа.
Культура, таким образом, является основой, “кодом” цивилизации, но полностью с ней не совпадает. По известному выражению М.М. Пришвина, культура — это связь людей, а цивилизация — связь вещей.
Термин “цивилизация” используется в различных смыслах:
как историческая ступень в развитии человечества, следующая за варварством и характеризующаяся образованием классов и государства. Это определение использовали Морган и Энгельс;
как характеристика целостности всех культур, их общечеловеческое единство ("мировая цивилизация", "ввести дела цивилизованно" и т.п.). Речь идет о наиболее рациональном и гуманном способе воспроизводства жизни и существования человека;
как синоним термина "материальная культура": то, что дает удобство и комфорт;
как характеристика единства исторического процесса. Это понятие служит критерием сравнения определенных этапов истории (“цивилизованность”, “высокий уровень развития цивилизации”, “низшая ступень развития цивилизации”).
Чтобы объяснить многообразие цивилизаций, необходимо обратиться к анализу системы норм, регламентирующих общественные отношения, поведение и деятельность людей. Так, цивилизации различаются по степени их технико-экономической развитости, по скорости экономических и социальных процессов, особенностями господствующих религиозных и мировоззренческих установок и степени их влияния, а также способами кодирования, хранения и передачи информации,
“Причина генезиса цивилизации кроется не в единственном факторе, а в комбинации нескольких: это не единая сущность, а отношение”, — подчеркивал А. Тойнби.
Культура создает условия для развития цивилизации, цивилизация создает предпосылки культурного процесса, направляет его. На основе одной и той же цивилизации формируется множество культур. Так, европейская цивилизация включает английскую, французскую, немецкую, польскую и другие культуры.
Цивилизации являются важнейшим системообразующим началом общественной жизни, создавая всеобщие формы культуры и социальных отношений. Они рассматриваются исследователями как внешний по отношению к человеку мир, воздействующий на него и противостоящий ему, в то время как культура всегда является внутренним достоянием человека, свободной духовной и материальной деятельностью в соответствии с нормами цивилизации.
Сравнительный анализ понятий цивилизаций и культур позволил сделать важный вывод о том, что не все явления общественной жизни можно отнести к культуре. Если в прошлом веке эти понятия употреблялись как синонимы и многие философы склонны были винить культуру во всех несчастьях человечества, то разведение понятий культура и цивилизация в ХХ в. помогло сохранить представление о культуре как области созидания и свободного творчества людей. Не культура, а цивилизация с ее войнами, эксплуатацией, загрязнением окружающей среды и другими антикультурными явлениями разрушает духовный мир человек и угрожает жизни на нашей планете.
Главный культурные задачи конца второго тысячелетия — запретить отношение к человеку как к вещи, "винтику производства". Акцент при этом делается на развитие творческих сил человека. Не удовлетворение материальных потребностей, а человеческое развитие является главной целью.