Античная социологическая мысль



Дата31.01.2023
өлшемі21,11 Kb.
#64146

Античная социологическая мысль

Идеи




Социальные концепции античных мыслителей включали в себя учения, объясняющие устройство и проблемы функционирования общества. Главной и отличительной чертой их социологического подхода заключалась в том, что представители отождествляли общество и государство. Основу их социологических воззрений составили концепции социальной стратификации и социальной справедливости.

Направления



Направление – макросоциология, поскольку социология в античности исследует социальные системы и исторически крупные процессы на государственном уровне, а также изучает общество как единое целое. Главная мысль и задача античной социологии заложена в трактатах и диалогах представителей философии древней Греции. По Аристотелю, территория идеального государства должна соответствовать населению государства и основание государства – семья. Мысль же Платона заключалась в создании справедливого государства и общества. В концепции идеального государства отсутствует имущественное неравенство, мужчины и женщины будут в равных правах, а дети и жёны общими. В качестве правителей будут выступать философы. Государство включает в себя следующие классы: воины, производители, торговцы, ремесленники и крестьяне.

Теоретический подход



Хронологически первые теоретические подходы, вышедшие из недр философии, зародились в Древней Греции. Это самопознание и стоицизм Сократа, идеализм и эйдосы Платона, и этика с семейной политикой Аристотеля.
Были открыты множество платонических школ, сократических школ, а также лицеи Аристотеля. Школа Платонизма занималась распространением идеями о бессмертии души и идеи, а лицеи (ликей)
занимались Аристотелизмом.

Представители

Фалес, Гераклит, Ксенофан, Анаксагор, Демокрит, Горгий, Продик, Эмпедокл, Анаксимандр, Анаксимен,
Самые известные: Сократ, Платон, Аристотель, Пифагор, Парменид, Цицерон.




Французская социологическая школа

Идеи




Общество - особая духовная реальность, законы которой отличны от законов индивидуальной психики. Центральной и интригующей идеей стала концепция социальной солидарности Дюркгейма и желание реализовать в либеральных позициях мирное разрешение классовых противоречий и учёт интересов беднейших слоёв населения. Основными положениями стали:
-общество – это система нравственных связей между людьми, которые скорее всего навязались им. Общество же необходимо изучать с помощью социологических фактов причём только в категориях социального.
- по Дюркгейму, сознание человека существует в двух формах: индивидуальная и коллективное.
- функция культуры , а также и религии заключается в объединении общества через коллективные представления.

Направления



Общая социология и её теоретические проблемы, социология религии, социология права, и социология морали относятся к основным направлениям исследований французских социологических школ. Реализация замысла Дюркгейма о превращении социологии в систему социальных наук нашла своё отражение в социальной морфологии или структуре общества. Задачи:
- выделение социальной, биологической или психической действительности.
- определение социологии как самостоятельной, объективной, позитивной науки о социальной действительности
- утверждение объективного характера общества, его определяющей роли в регулировании индивидуального поведения

Теоретический подход



Теоретическим фундаментом школы стал позитивистский социологизм Дюркгейма, но стоит отметить и дихтомию общества.
Идея конструирования двух идеальных типов общества, между которыми существует историческая преемственность
Механическая солидарность – преобладает в простых и менее развитых обществах; доминирует в архаическом обществе и была основана на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций
«Первобытные общества – излюбленное место механической солидарности»
Органическая солидарность солидарность, основанная на разделении труда, характерном для современных развитых обществ
Солидарность – высший моральный принцип, высшая универсальная ценность


Представители



Марсель Мосс – французский этнограф и социолог.
Люсьен Леви-Брюль – философ, антрополог и этнолог.
Селестен Шарль Альфред Бугле ― французский социолог, пред­ста­ви­тель французской социологической школы.
Поль Лапи — французский педагог, реформатор системы образования, социолог.
Морис Хальбвакс — французский философ, социолог, социальный психолог, представитель социологической школы Дюркгейма.




Вывод: Для сравнения я привёл две крупномасштабные социологические школы

Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет