Байланысты: Ботайская культура Северного Казахстана.
Ботайская культура Северного Казахстана.
Ботайская культура, культура племен Северного Казахстана эпохи энеолита. Расположен в 1,5 км к Юго-Востоку от села Никольское Айыртауского района Северо-Казахстанской области.
Период, когда древние люди одновременно использовали медные и каменные орудия труда, называется эпохой энеолита. в Казахстане было обнаружено множество стоянок медно-каменного века. Одной из них является стоянка Ботай. Это поселение, найденное в Северном Казахстане в 1980 году, относится к 3 тысячелетию до н. э. Стоянку Ботай на протяжении 20 лет исследовал археолог В. Зайберт. Уникальность памятника состоит в том, что здесь было обнаружено около 70 тысяч останков лошадей. В могилах возле погребенных людей вдоль стен укладывали десятки лошадиных черепов. Все это свидетельствует об особом значении коневодства в жизни ботайцев.
АРТЕФАКТЫ БОТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ На стоянке Ботай были раскопаны останки 158 жилищ. Они были построены в виде треугольника или четырехугольника площадью от 20 до 120 квадратных метров. Куполообразные крыши закрывали бревнами и дерном, по центру оставляли отверстие для дыма. В центре жилища располагался очаг. В боковой стене делали углубление для хранения продуктов. Найденные жилища и другие археологические находки дают ценную информацию о жизни людей в эпоху энеолита. Во время раскопок Ботая были найдены орудия труда и охоты: молотки, копья, стрелы, боласы, кинжалы, скребла для обработки шкур. Обработка камня и кости достигла высокого уровня. Среди находок встречаются орудия труда из меди. Это означает, что ботайцы были одними из первых жителей Казахстана, которые начали осваивать металл. Использование иголок, проколок и шил для шитья указывает на то, что люди овладели техникой обработки шкур. Для изготовления чия использовали костяные крючки, для прядения нити веретено. Среди находок также имеются амулеты и украшения, связанные с религиозными представлениями ботайцев. Многолетние исследования этого уникального поселения позволили В. Зайберту выделить особую ботайскую энеолитическую культуру.
Ботайское поселение располагалось на равнинной местности с большим количеством водоемов и сочной травы. Это давало ботайцам возможность заниматься охотой и рыболовством. Но осноВНЫМ видом хозяйства ботайцев все же было коневодство. Ученых очень заинтересовало большое количество останков лошадей на стоянке Ботай. Были приглашены специалисты по исследованию костей животных. Они определили, что лошади были не дикими, а прирученными. На стоянке найдены осколки керамической посуды с изображением колес и лошадей. Кроме того, ученые Великобритании по органическим остаткам в керамических горшках помогли установить, что в них наливали кобылье молоко. Обнаружение следов удил на зубах лошадей доказывает использование их в качестве транспортного средства. Ботайцы выработали систему календарного цикла коневодства в степи. Зимой жили в постоянных жилищах, а весной пасли лошадей на открытых степных просторах Улытау, в притобольских степях. В степи у коневодов были свои временные жилища. Таким образом, по мнению ученых, все эти факты свидетельствуют о том, что лошадь впервые была приручена в степях Северного и Центрального Казахстана в 3 тысячелетии до н. э. Природно-географическое положение Казахстана было благоприятным для развития скотоводства. Приручив лошадей, ботайцы создали сложную систему взаимосвязанных видов производственной деятельности. Получили развитие новые виды ремесел. Например, появились мастера по изготовлению конского снаряжения. Изобретения первых коневодов и опыт разведения лошадей ботайцы передавали из поколения в поколение, затем эти знания распространились по всей степной части Евразии. Приручение лошади являетс одним из величайших достижений в истории человечества. С этого времени лошадь стала основным средством передвижения по суше вплоть до ХIХ века.
Ботайцы были первыми коневодами степей Евразии.
Умерших хоронили на территории поселения в старых жилищах, вокруг погребенных укладывали вдоль стен десятки лошадиных черепов. В одном из жилищ в стенной нише обнаружен мумифицированный глиной череп мужчины.