Дон Жуан В. А. Моцарта



Дата22.12.2023
өлшемі122,4 Kb.
#142594
түріРеферат
Байланысты:
Дон Жуан


Московский музыкально педагогический колледж
Реферат на тему «Дон Жуан В. А. Моцарта»
Подготовил студент I курса Григорьев Святослав

Дон Жуан


Автор написал оперу в новом для 18 века жанре – драма джокозо (drama giocoso), что переводится как весёлая драма и подразумевает соединение комедийности и трагичности. В то время произведению не было равных в силе выражения чувств. Опера написана в двух действиях и десяти картинах.
Также опера впитала в себя черты жанра opera buffa, среди них можно выделить:

  • двухактную композицию с крупными финалами в каждом действии

  • мужские низкие голоса главенствуют, преобладают над остальными

  • чередование речитативных и музыкальных номеров

  • жанровый характер многих арий

  • акцент на сцене переодеваний с потасовками – буффонаде в партии Лепорелло

В опере можно чётко выявить разделение персонажей на две группы: трагедийные и комедийные. При этом Дон Жуан сочетает в себе черты как комические, так и трагические.

К группе трагедийных относятся:


  • Донна Анна (сопрано) – невеста Дона Оттавио, дочь командора

  • Дон Оттавио (тенор) – жених Донны Анны

  • Донна Эльвира (сопрано) – дама из Бургоса

К группе комедийных относятся:



  • Лепорелло (бас), слуга Дона Жуана

  • Церлина (меццо-сопрано / сопрано) – крестьянка

  • Мазетто (бас) – жених Церлины



Увертюра начинается с темы Командора: тяжёлые трагические аккорды в d-moll (ре минор) сочетаются с синкопами, ритмом остинато, завывающими восходящими и нисходящими гаммообразными ходами струнных инструментов, создавая ощущение неизбежной опасности.

В противопоставление к теме образа Командора звучит сонатное аллегро, наполненное огнём и жизнью, характеризуя спектакль с комедийной стороны. Мало контрастирующие главная и побочная партии сонатного аллегро увертюры раскрывают нам оптимистичный жизнелюбивый образ Дон Жуана, жаждущего удовольствия и удовлетворения своих потребностей, и буффоный образ Лепорелло.
В контрасте увертюры противопоставляются не главная и побочная партии, а allegro целиком и вступление, на которые накладывается внутренний контраст в побочной партии между активным волевым и лёгким порхающим оттенками. Дробление за счёт контрастирования тем даёт возможность строить разработку, основываясь на развитии темы побочной партии. При этом в увертюре отсутствует собственное заключение, и вместо этого она заканчивается на доминанте тональности первого действия – F-dur (фа мажор), с которого оно и начинается, чем Моцарт особенно подчёркивает непосредственную связь увертюры с действием оперы.

Интродукция, I действие.
Показ четырёх действующих лиц: Дон-Жуана, Донны Анны, Лепорелло и Командора. Дон-Жуан появляется не самостоятельно, а в ансамблевой сцене интродукции, вводящей в курс событий, после которой раскрывается натура Дон-Жуана. На втором плане образ Лепорелло, одинакового и остающегося самим собой. Его музыкальная характеристика сохраняет особенности басовых партий оперы буффа.
Буфонная речь Лепорелло сочетается с полной драмматической эспрессией сцены Донны Анны и Дон-Жуана, ворвавшегося ночью к ней в дом. Донна Анна сзывает на помощь слуг. Сцена прерывается появлением Командора, пришедшего на шум. В результате начавшегося поединка Командор умирает. Всё происходит очень быстро.

II действие.

Действие второе начинается сценой, где Лепорелло рассказывает о приключениях Дон-Жуана с другими женщинами. Здесь снова проявляется комическая сторона оперы с элементами буффонады. Дон-Жуан и Лепорелло переодеваются, чтобы проникнуть в дом командора.

Затем следует сцена Церлины и Мазетто, где проявляется лирическая и игривая сторона оперы. Мазетто проявляет свою ревнивость, а Церлина испытывает смешанные чувства по отношению к Дон-Жуану.

Сцена с Донной Эльвирой является высшей точкой драматического развития оперы. Донна Эльвира выражает свою боль и горе от предательства Дон-Жуана, призывая его к раскаянию. Здесь проявляется трагическая сторона оперы, а музыкальные номера Донны Эльвиры отличаются глубоким эмоциональным содержанием.

В финале второго действия происходит маскарад, где Лепорелло и Дон-Жуан обманывают Мазетто и Церлину, меняясь масками. Сцена является ярким примером комедийных ситуаций и сцен переодеваний, которые характерны для жанра opera buffa.



Таким образом, опера "Дон Жуан" сочетает в себе черты разных жанров – драмы джокозо и opera buffa. Она представляет собой уникальное произведение, где комедийные и трагические моменты переплетаются, создавая богатый эмоциональный пейзаж. Композиционно она состоит из двух действий и десяти картины, каждая из которых раскрывает свои аспекты сюжета и характеров героев.

Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет