ФІЛАЛАГІЧНЫЯ НАВУКІ
127
Афоризмы - это
высказывания, синтаксически эквивалентные предложе
нию, выражающие вневременную и нелокапизованную связь между неединич
ными реалиями и являющиеся содержательно самодостаточными. Они состав
ляют совокупность неоднородных по семантике, структуре и функциональным
особенностям единиц, которые систематизируются на основании различных кри
териев.
Согласно классификации академика М.Л. Гаспарова [1; 2], все афоризмы
разграничиваются с точки зрения неопределимости
I определимости их автор
ства на два больших класса - а ф о р и з м ы ф о л ь к л о р н ы е (пословицы и
поговорки) и л и т е р а т у р н ы е . Первые отличаются принципиальной невоз
можностью определения их автора как конкретного индивида. Вторым свойствен
но наличие реального или потенциального (подразумеваемого) автора. “Литера
турные афоризмы", в
свою очередь, разграничиваются на три типа. Г н о мы,
или с е н т е н ц и и , - афористические высказывания, которые не обязательно
соотносятся с именем своего автора (поэтому определяются М.Л. Гаспаровым
еще и как "безличные сентенции” [2, с. 559]) и занимают “промежуточное поло
жение между безымянной пословицей и индивидуализированным авторским афо
ризмом” [3]. Ср.:
Никто не обнимет необъятного. А п о ф е г м ы (или а п о ф -
т е г м ы ) -
афористические изречения, которые принадлежат или приписывают
ся определенному автору (“вложенные в уста конкретного лица” [2, с. 559]), как
правило, из числа известных исторических лиц на основании наличия текстоло
гических источников или молвы (разной степени точности) [1]. Ср.:
Мудрец Кар-
тезий сказал: “Никто не обнимет необъятного”. Х р и и - афористические выс
казывания определенного лица в
определенных обстоятельствах (“вложенные
в уста конкретного лица при конкретных обстоятельствах” [2, с. 559]), обычно в
виде рассказа-миниатюры, который представляет собой остроумное или поучи
тельное изречение какого-нибудь великого человека в контексте биографичес
кого или анекдотического сообщения о том или ином событии, которое застави
ло его высказаться [1]. Ср.:
Мудрец Картезий, спрошенный прохожим, сколько
звезд на небе, с пылом ответствовал: “Мерзавец! Никто не обнимет необъят
ного!”
Еще одна классификация афоризмов принадлежит М.Н. Эпштейну [4,
с. 43], который выделяет следующие типы афористических высказываний, исхо
дя из специфической для каждого из них семантики и поэтико-языковой формы
ее выражения. С е н т е н ц и и - изречения декларативного характера, которые
по своей логико-смысловой структуре соответствуют своеобразному “теорети
ческому” результату обобщения действительности. Ср.:
Статую красит вид, а
человека - деяния его (Пифагор). М а к с и м ы - изречения подчеркнуто дирек
тивного характера, обобщение действительности в которых имеет “эмпиричес
кое” значение, обычно в виде наставления. Ср.:
Чего не следует делать, того
не делай даже в мыслях (Эпиктет). Г н о м ы - обобщения действительности в
виде поучительных по содержанию изречений, как правило, стихотворных и ано
нимных, однако иной раз высказанных от имени своего автора. Ср.:
Вот Фоки-
лида слова: что за польза от знатного рода Тем, у кого ни в словах обаяния
нет, ни в совете? (Фокилид). Х р и и - изречения, в которых обобщение дей
ствительности нельзя отделить от той жизненной ситуации, которая “спровоци
ровала” его появление. Ср.:
Часто он [Сократ]
говаривал, глядя на множество
рыночных товаров: “Сколько же есть вещей, без которых можно жить!” (Дио
ген Лаэртский, “О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов”).
Как можно видеть, в современной филологии не существует общепринятого
подхода к систематизации афористического материала. Кроме того, ни одна из
Эл
ек
тр
он
ны
й а
рх
ив
би
бл
ио
те
ки
М
ГУ
им
ен
и А
.А.
Ку
ле
шо
ва