Ермек серкебаев



Дата13.12.2022
өлшемі0,79 Mb.
#56950



ЕРМЕК СЕРКЕБАЕВ


Имя народного артиста СССР Ермека Серкебаева увековечено в театральной летописи Казахстана
Камерный зал Казахского национального театра оперы и балета отныне будет носить имя народного артиста СССР Ермека Бекмухамедовича Серкебаева.
С песней Александра Зацепина «Надо мной небо синее» из знаменитой казахстанской киноленты «Наш милый доктор», вышедшей на экраны в 1957 году, Ермек Серкебаев в одно мгновение стал знаменитым и любимым миллионами людей не только из Казахстана, но и всех республик СССР. Его голос узнавали по радио, сразу же прибавляя громкость звука. Из радиоприемников и с грампластинок каждой квартиры, дома, автомобиля, в горах или на даче звучал его неповторимый голос.

Ермека Серкебаева по праву называли «королем баритонов», а партия Фигаро, исполненная им в опере «Севильский цирюльник» Дж. Россини, сделала его легендарным среди самих исполнителей этой роли. Первым назвал его «лучшим Фигаро в Советском Союзе» Муслим Магомаев. С этой партией он выступал во многих оперных театрах Европы и СССР.
Известны также великолепно исполненные им партии в операх «Биржан и Сара», «Абай» А. Жубанова и Л. Хамиди, «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта» П. Чайковского, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Дон Жуан» В. Моцарта, «Кармен» Ж. Бизе, «Ер-Таргын», «Дударай, Е. Брусиловского, «Джамбул» Л. Хамиди, «Енлик-Кебек» Г. Жубановой и многих других.
«Я долго боялся петь в театре (оперы и балета имени Абая. — Прим. авт.) Онегина. Думал: ну какой из меня Онегин? Аульный казах в цилиндре! Мне стыдно было. Потом два года я готовился к «Севильскому цирюльнику» Россини. Был лучшим Фигаро в Казахстане и Советском Союзе», — рассказывал певец в одном из интервью.

И, конечно, многие казахстанцы знают его не только по фильму «Наш милый доктор», но и по таким лентам как «В этот праздничный вечер», «Песня зовет», «Ангел в тюбетейке», «Встречи на Медео».


Выдающийся оперный певец, актер, педагог, яркий и талантливый человек, он внес огромный вклад в развитие казахского классического искусства. Ермек Серкебаев выступал на лучших сценических площадках более 50 стран мира. Он оставил богатое творческое наследие, воспитал плеяду талантливых певцов. Произведения в его исполнении украсили золотой фонд национальной и мировой классики и являются источником вдохновения для многих поколений творческих людей.
Из воспоминаний Ермека Серкебаева: «Я всегда не стесняюсь говорить, что казахские мелодии, казахские темы — они по красоте своей не уступают ну хотя бы итальянской теме музыкальной. У нас такое красивое, такие сложное пение. Вот казах без образования писал такие произведения — диву даешься! В богатстве казахский язык и музыка богатая». Кто-то сказал, что Ермек Серкебаев одел казахскую песню во фрак. Сам Ермек Бекмухамедович говорил, что облачил ее в золоченую раму, которой она достойна.
При этом свой путь он прошел не так, как принято у оперных исполнителей. Еще до получения специального образования его заметили и пригласили в оперный театр — настолько был красив и безупречен его природный лирический баритон.
«Но я все же поступил в консерваторию, учился у известного русского певца Александра Матвеевича Курганова, тоже приехавшего к нам с многотысячной толпой эвакуированных. Он был партнером Шаляпина, Собинова, Неждановой, открыл у нас класс по усовершенствованию голосов», — делился воспоминаниями Ермек Серкебаев. В 1949 году учеников Курганова — Кенжетаева, Жалыспаева и Серкебаева — пригласили в Москву на смотр самых ярких талантов консерваторий всего Советского Союза, и тогда Ермеку Серкебаеву сразу же предложили остаться в Москве. И с такими соблазнами он сталкивался много раз, но и тогда, и позже он оставался в Казахстане, всегда продолжая свой звездный и просветительский путь на родине.
А что же родина? Голос Ермека Серкебаева живет в сердце каждого казахстанца. В 2014 году в Алматы была установлена мемориальная доска на стене дома, где жил певец — на пересечении улиц Богенбай батыра и Желтоксан. Правда, несколько лет подряд его сын — известный музыкант группы A-Studio Байгали Серкебаев — пытается найти улицу, достойную имени своего отца. Но все центральные заняты, а улицу, предложенную акиматом в одном из новых микрорайонов, он принять не может, так как эти места никогда не посещал Ермек Бекмухамедович и они не связаны с историей его жизни.
На встречу в театр оперы и балета по случаю присвоения имени Ермека Серкебаева Камерному залу пришли большие гости, в числе которых были Бибигуль Тулегенова и Алибек Днишев. Они делились воспоминаниями о том, каким был Ермек Бекмухамедович в работе, общении с друзьями, на отдыхе.
— А какие у нас были вечера! У него было столько историй, которые он умел виртуозно рассказывать. Он был, конечно, жесткий в обучении. Помню, один раз так серьезно отчитал меня за опоздание, что с тех пор я всегда прихожу на важные встречи вовремя. Но чем он становился старше, тем был все мягче, — вспоминает Алибек Днишев. — Этот зал, конечно, маленький для таланта Ереке. Считаю, что и новый театр Алматы для такой величины, как Ермек Серкебаев, тоже не большой. Это знамя казахского искусства, любимец всего Советского Союза, и если бы в те времена не было железного занавеса, его слава была бы мировой.
В Камерном зале театра появилась именная табличка Ермека Серкебаева, а также грандиозный портрет певца во весь рост, который сотрудникам театра удалось найти в фондах Центрального государственного музея РК. Полотно кисти выдающегося казахстанского художника Камиля Муллашева теперь украшает фронтальную стену за черным роялем, и, кажется, что Ермек Серкебаев сам выступает перед своими поклонниками.



Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет