Есть психологический прием, или упражнение, когда клиента просят сказать, кто он такой, как он себя идентифицирует. Есть определенное количество вариантов этого упражнения, также как несколько интерпретаций
Есть психологический прием, или упражнение, когда клиента просят сказать, кто он такой, как он себя идентифицирует. Есть определенное количество вариантов этого упражнения, также как несколько интерпретаций. Идентификация может быть разной. Например «Я-человек», «Я – мужчина/женщина», «Я-профессионал», «Я – жена» и так далее. Есть ли здесь правильный ответ? Нас, собственно, в первую очередь интересует идентификация мужчина/женщина. На каком месте она находится в списке идентифицирующих характеристик. Некоторые направления психологической мысли считают, что базовыми в нашем обществе должны быть именно эти понятия. То есть, базовая идентификация должна быть непременно исходя из половых признаков.
Что это означает? Это означает, что все поведение человека, его социальное взаимодействие, все что он делает и то, как он живет, мы должны рассматривать именно через сложившиеся базовые половые роли. Какие это роли?
Роли, традиционно приписываемые мужчине и женщине, в общем-то хорошо известны. Мужчина – это защитник женщины, это человек обеспечивающий финансовый достаток. У женщины роль определяется созданием уюта в доме, заботой о детях и кормильце. Общество, естественно, поддерживает эти стереотипы вплоть до того, что все дела старается вести через мужчину, отводя женщине второстепенную роль. Обратите внимание, что даже в относительно развитых обществах, если в переговорах или других официальных мероприятиях участвуют и мужчины и женщины, большинство людей инстинктивно обращается и обращает внимание на мужчин. По крайней мере до того момента, пока не будет прояснена его реальная роль в событии. Откуда эта идентификация взялась? Подобное распределение было обусловлено эволюцией. По сути дела, на ранних ступенях развития общества преобладал культ силы. Вспомните феодальное построение, в котором естественная слабость государственной машины и невысокая ценность человеческой жизни ставила под удар в первую очередь именно женщин. Государству тоже был выгоден культ мужчин, поскольку оно использовало их в своих брутальных военных играх.
Что изменилось, чтобы все изменилось? Ситуация начала меняться с развитием индустриального общества, изменением правовых норм, когда жизнь стала легче, мужчина перестал быть безусловным источником дохода и защиты, людей стало больше, расслоение сильнее, появились разные модели поведения. Что имеем сейчас?
Прямо сейчас в цивилизованном обществе есть разные возможности и разные сценарии поведения. Во многом социальные роли мужчины и женщины, а, вместе с этим и главного традиционного производного – семьи зависят от конкретного места проживания. Очевидно, что в местах, которые характеризуют, как далекие от цивилизации остается по сути система феодальных времен – мало возможностей для заработка, слабая профилактика преступности, мало людей и бедность. Это провоцирует тот же уклад, если люди остаются в этой среде, а не пытаются перебраться в большие города, где совершенно другие возможности. В больших городах больше равноправия, женщины более свободны, им легче зарабатывать, они имеют больше возможностей для выбора, у них более высокий уровень самоуважения и самооценки. Это означает, что их роль как дремучей домохозяйки полностью изменилась и, если она хочет выполнять эту роль, то по желанию, поскольку легко может ей и не становиться. В сфере полового неравенства произошел коренной перелом. Практически не осталось профессий, где женщина не могла бы трудиться наравне с мужчиной, а развитая система безопасности граждан сделала женщину более защищенной.
То есть, в итоге мы получаем трансформацию традиционных ролей именно мужчины и именно женщины в нечто иное. Это люди, которые могут примерять на себя любые роли и современное общество обращает на это все меньше внимания. Никого уже не удивляет присуждение ребенка после развода в опеку мужчине, фразу «не правильно, когда женщина зарабатывает больше мужчины» можно считать анахронизмом. Насколько это все нормально? Вопрос о том, насколько это нормально вообще не правильный и бессмысленный. Это просто определенный этап развития общества и то, что общество развивается, а не стоит на месте – это и есть нормально. Главное, что остановить это невозможно. Возможно, что через какое-то время будет движение в обратную сторону, но вряд ли его можно будет считать деградацией и нынешний этап ошибкой – просто могут измениться обстоятельства. Иначе говоря, мы имеем грядущее равенство мужчины и женщины, причем не формальное, а реальное. Это нормально, или нет? А вот как будут выстраиваться дальнейшие взаимоотношения и что будет происходить с половыми ролями, загадывать довольно сложно. Прогнозов много, вплоть до отказа от «обмена жидкостями». И это абсолютно реально, учитывая тенденцию в некоторых странах к отказу от сексуальной активности.
Чем поддерживается традиционная семья? Почему вообще государство так активно пытается поддерживать традиционную семью? И не только в России? Ведь достаточно вспомнить, что в США считают старушку-Европу гнездом разврата, а европейских женщин излишне свободными, даже распущенными? Вероятно, тут есть три основных фактора.
Первый – это желание некоторых групп и лиц к сохранению патриархальности, поскольку такие перемены у них вызывают тревогу. То есть, это что-то личное. Это потеря контроля, который важен, поскольку иначе в их жизни изменится слишком многое и станет не таким комфортным, как есть прямо сейчас. Второе – это совершенно осмысленное поддержание традиционной семьи с детьми как хорошо просчитанную ячейку потребления. Совершенно очевидно, что семья тратит больше, культ детей, который создали за последние пол-сотни лет, просто находка для корпораций, традиционной семье нужен дом, квартира, машина, досуг, отпуск, они могут поручиться друг за друга в банке, их траты известны от рождения до смерти. Позволить распустить такую «священную корову» означает лишиться огромных прибылей. Это произойдет, но пока усилия на поддержание существующей модели выгоднее затрат на это. И, конечно, третье – это желание самих людей, которые могут выбирать, как им строить свою жизнь. Кто-то выбирает традиционную семью и защищает свой выбор, а кто-то предпочитает строить отношения иначе, например, прожить жизнь в одиночестве. И этот выбор надо уважать.