м
..
I
М
т
-5*
. ■
— ' ->
I
ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Н.Ф. КАТАНОВА
Институт истории и права
Бутаиаев Виктор Яковлевич
Худяков Юрий Сергеевич
И С Т О Р И Я
ЕНИСЕЙСКИХ КЫРГЫЗОВ
Нациок.ч. |сная
библ* ‘ к?
им. Н. Г. Д сноагдом
Республик Х а ^ сия
м а м а м м м ю с
АБАКАН
2000
ББК 63.5(2)
Б 93
Печатается по рекомендации кафедры археологии, этнографии и
исторического краеведения Института истории и права
Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова
(протокол М 5 от 15.12.98 г.)
Рецензенты: Гладышевский А.Н. - кин, доцентХГУ им. Н.Ф. Катанова;
Молодин В.И. - академик, зам.Председателя Президиума
СО РАН
Б у т а н а е в В .Я ., Х удяков Ю .С .
Б93
И с т о р и я е н и сей ск и х к ы р г ы зо в . - Абакан: Издательство
Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2000. - 272 с.
В монографии на основе новых исторических, археологических, этнографических,
фольклорных и языковых источников, добытых самими авторами, смело высказывается
концепция, поддержанная авторитетными учеными в России и за рубежом.
Впервые в научно-просветительской литературе рассматривается прошлое кыргызов,
являющихся предками современного хакасского этноса.
Часть I - авторы Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С., часть II - автор Худяков Ю.С.,
часть III - автор Бутанаев В.Я.
ББК 63.3(2)
ISBN 5-7810-0119-0
ISBN 5-7810-0119-0
ОБутанаев В.Я., автор, 2000
©Худяков Ю С., автор, 2000
Содержание
П редисловие_______________________
4
Ч а с т ь I. В одоворот п р о б л е м ______________________________________
7
История и з у ч е н и я ____________________________________ _
7
Дискуссия об этнониме “ кы ргы з” _________________________ __
18
Новый виток полемики о термине “хакас” ______________________
34
Полемика об историческом названии “Хонгорай” (Х о о р ай )______
40
Д искуссионны е вопросы истории енисейских кыргызов XVII в. _
48
Ч а с т ь II. К ы р гы зск о е государство (Y I-X II в в . ) _____________________
57
История формирования древнекыргызского этн о са_____________
57
Б орьб азаС аян о -А л тай в YI-YIII в в .____________________________ 65
Эпоха “ кыргызского великодержавия” _________________________
73
П рощ альный дар танского императора кыргызскому кагану (из
истории дипломатии государства кыргызов на Енисее)________________
83
Кыргызы в начале II тыс. н .э ._________________________________
90
Происхождение кыргызской культуры_________________________
94
Эволюция кыргызской культуры _______________________________99
Культурно-хозяйственный тип енисейских кы ргы зов____________
114
Памятники кыргызской письм ен ности_________________________ 121
Торговые и культурные связи енисейских кы ргы зов_____________ 126
Военное дело кы ргы зов __________________________________ _ 130
Саяно-А лтай и Т ян ь-Ш ан ь____________________________ _______ 137
Ч а с ть III. К ы р г ы зы во времена м онголо-дж уш арского
в л а д ы ч е с т в а (X II1-X V III в в .)___________________________ _
1 4 5
М о н го л ьско е за в о е в а н и е С а я н о -Л л т ая . К ы р гы зы в с о с т а в е
М онгольской и м п е р и и ___________________________________________ 145
Образование этнополитическо
1
о сою за “Хонгорай” ____________
153
О собенности хозяйства и кул ьтуры ____________________________ 157
О бщ ественны й строй Х о н го р ая _______________________________ 161
Взаимоотношения Хонгорая с Монголией и Д ж унгарией_________ 169
Угон кыргызов в Д ж ун гари ю _______________________________ _ 174
П р и с о е д и н е н и е Х о н г о р а я к Р о с с и и и а д м и н и с т р а т и в н о е
преобразование кы ргы зских у л у со в _______________________________ 180
З а к л ю ч е н и е _______ ______________________________________ _
J8 9
П р и м е ч а н и я ______ _______________________________________________
1 9 3
3
ПРЕДИСЛОВИЕ
События древней и средневековой истории кыргызов, воинственного и
стойкого тюркоязычного кочевого народа, населявшего около двух
тысячелетий Южную Сибирь и Центральную Азию, вряд ли могут оставить
равнодушным исследователя, прикоснувшегося к их полной драматизма
исторической судьбе. Вышедшим на арену политической борьбы в
Центральной Азии в конце III в. до новой эры кыргызам на протяжении всей
своей последующей длительной и бурной истории приходилось с оружием в
руках отстаивать свою свободу и бороться за гегемонию
в
центральноазиатском регионе с могущественными кочевыми империями
хуннов, жуань-жуаней, тюрок, сейяньто, уйгуров, киданей, монголов и др. В
IX веке наступил звездный час кыргызской истории. Прорвав оборонительные
заслоны уйгуров, кыргызы смогли подчинить степные просторы Центральной
Азии и пронести свои боевые знамена до Забайкалья, Маньчжурии, Китая,
Алашаня, Восточного Туркестана, Прииртышья и Приобья. Азиатские степи
от границ сибирской тайги до северных отрогов Тянь-Шаня вошли в состав
Кыргызского каганата. Этот период был справедливо назван выдающимся
специалистом по истории кыргызов, академиком В.В. Бартольдом временем
“кыргызского великодержавия” . Однако эти небывалые, ошеломляющие
успехи стали причиной их ослабления кыргызов в начале II тысячелетия новой
эры. Расселившиеся на бескрайних просторах азиатских степей от Иртыша
до Амура, утратившие постоянную связь между отдельными ордами,
потерявшие в бесчисленных боях цвет своего войска, кыргызы не смогли
сдержать напора надвигающихся с востока, набирающих силы монголо
язычных племен: киданей, найманов, монголов. Отдельные этнические группы
кыргызов осели в отдаленных землях и вошли в качестве родоплеменных под
разделений в состав ряда тюркоязычных и монголоязычных народов. В то же
время в степи обезлюдевшей Минусинской котловины начали просачиваться
из окрестных таежных районов зависимые охотничьи племена киштымов, а
из Центральной Азии переселялись осколки номадов исчезнувших кочевых
4
империй. Таежные звероловы постоянно перенимали навыки скотоводческой
культуры, переходили на тюркскую речь, заселяли часть степных районов
Минусы. В X веке, после вторжения в степи Монголии киданей, единый
кыргызский этнический массив оказался разделенным надвое. Часть кыргызов
осталась в Саяно-Алтае, объединив под своей властью племена киштымов.
Другая фуппа кыргызов осталась в Восточном Туркестане, населяя северные
склоны Восточного Тянь-Шаня. Кыргызское государство распалось на
отдельные княжества. Когда в начале XIII века к верховьям Енисея подступила
могучая сила монгольской конницы, посланная Чингиз-ханом, она погребла
под собой кыргызские княжества, которые не смогли оказать монголам
серьезного сопротивления. Кыргызы оказались разбросанными по
бескрайним пространствам Монгольской империи. Кыргызские военные
отряды несли службу в Каракоруме, в северном Китае, в Маньчжурии,
участвовали в междоусобных войнах чингизидов. В Могулистане окрепла
этническая группа туркестанских кыргызов, переселившаяся в XV веке на
Западный Тянь-Шань, которая составила ядро современного кыргызского
народа.
Кыргызы на Енисее в XYII веке распадаются на четыре княжества,
находившихся в вассальной зависимости от халха-монгалов и джунгар. В начале
XVIII века ойраты под напором Российского государства увели енисейских
кыргызов в Джунгарию. После разгрома джунгар маньчжурами, часть
кыргызов была переселена в Маньчжурию, часть вместе с калмыками бежала
в Поволжье, войдя в состав современных народов Саяно-Алтая, Казахстана и
Поволжья.
Эти далекие по времени, но волнующие воображение события давно
привлекали внимание ученых-историков, археологов, этнографов Европы,
России, Китая, Турции. В последние десятилетия все большую роль в изучении
исторического прошлого кыргызов играют ученые Хакасии, Тувы, Алтая.
Ученые-кыргызоведы пытаются по крупицам сведений, разбросанных в
исторических хрониках разных эпох, результатам археологических раскопок,
материалам фольклора, топонимики и родоплеменного состава коренного
населения Саяно-Алтая и Тянь-Шаня восстановить канву исторических
событий, оценить уровень развития хозяйства, духовной культуры, военного
искусства, проследить основные этапы этнической истории кыргызов.
Достижения богатой и оригинальной средневековой культуры енисейских
кыргызов привлекали внимание современников многих других стран и
народов. Решение сложных и порой запутанных вопросов кыргызской
истории важно для понимания исторических судеб всей кочевой цивилизации
Центральной Азии и сложения культур тюркских народов Саяно-Алтая.
Однако рамки традиционного научного исследования не всегда
позволяют вместить увлеченность, вдохновляющую исследователя в работе
5
над подобной темой, дать волю рискованным и заманчивым гипотезам, без
которых невозможно познание, осознание сопричастности давно прошедшим
событиям, без которой нет и не может быть восстановления истории. Только
после введения в оборот среди широкого круга читателей исторических
знаний, они обретают свой действительный смысл.
Своими впечатлениями, предполож ениями и заклю чениями,
возникшими в ходе многолетнего путешествия в поисках исторического
прошлого кыргызов с берегов Енисея, авторы надеются заинтересовать
пытливые умы подрастающего поколения.
Часть
/.
Водоворот проблем
История изучения
Сведения о расселении, различных сторонах жизни, быта, хозяйства, ду
ховной культуры кыргызов, об участии их в событиях военной и политичес
кой истории Азии, содержащиеся в источниках, очень фрагментарны и не
редко противоречивы.
Первые упоминания о кыргызах содержатся в китайских исторических
сочинениях, относящихся к периоду правления Ханьской династии. В поле
зрения летописцев кыргызы попадают в конце III века до н.э., когда они были
покорены первым известным завоевателем Центральной Азии, создателем
хуннской державы, шаньюем Модэ. С этого времени исторические судьбы
кыргызов оказались в течение нескольких столетий связанными с племенами
динлинов, боровшихся против хуннов и сяньбийцев.
В отдельные периоды древние кыргызы-гяньгуни внезапно исчезали из
поля зрения летописцев, чтобы снова занять свое место в борьбе кочевых
племен против новых кочевых империй. Когда в середине Y1 века на развали
нах государства жуань-жуаней был создан Великий Тюркский каганат, к дея
ниям его правителей было приковано внимание придворных летописцев во
всех пограничных странах от Византии до Китая. Среди этих писаний иногда
отдельными крупицами проскальзывают упоминания о кыргызах, прожи
вавших на берегах Среднего Енисея. С возникновением в конце YII века древ
нетюркской рунической письменности, в надписях, призванных увековечить
деяния тюркских каганов и полководцев, приводятся драматические сообще
ния о походе тюркского войска через Саяны, о гибели кыргызского кагана
Барс-бега, о покорении его народа. В YII веке тюркское владычество смени
лось уйгурским. Длительная борьба кыргызов с уйгурами нашла отражение
в уйгурских и кыргызских рунических текстах.
7
Победа кыргызов в войне с уйгурами в 840 году привлекла к ним внима
ние в Танской империи, Тибете, Средней Азии. Благодаря выдающимся во
енным успехам и созданию обширного государства, раскинувшегося на про
сторах Центральной Азии, кыргызы и их культура оставили заметный след в
истории многих народов. Сведения о кыргызах IX века значительно подроб
нее того, что было ранее о них известно. Вслед за этим “звездным часом”
кыргызской истории наступили распад каганата, разделение единого этноса
на две обособленные группы, утрата собственной письменности, невнима
ние со стороны составителей летописных и географических сочинений в
других государствах. Новый всплеск интереса к кыргызам породил роковой
для них XIII век, когда они, равно как и другие кочевые народы'стали объек
том завоеваний набиравшего силу монгольского государства. С конца XIY
века кыргызские земли вновь покрылись неизвестностью вплоть до траги
ческого для них XYIII столетия, когда после длительной, изнурительной борь
бы меж двух огней, монгольскими государствами и Россией, ослабленному
и малочисленному народу пришлось покинуть долину Среднего Енисея. Эти
события освещены в русских источниках.
В середине II тыс. н.э. кыргызы, длительное время остававшиеся в неиз
вестности на землях Восточного Туркестана, нашли родину в Западном Тянь-
Шане, сплотив вокруг своего этнического ядра местные и пришлые тюркс
кие и монгольские племена. Эти исторические события найдут отражение в
грандиозном эпосе “Манас”.
Так в течение всей древней и средневековой истории сведения о кыргы
зах то выходят на передний план, то совсем исчезают со страниц источников.
Далеко не всегда периоды широкой известности и небытия совпадают со взле
тами и падениями исторической судьбы. Иногда это связано со смутными
периодами в истории стран, где сохранялась устойчивая письменная тради
ция.
Столетия прошедшего кыргызам и исторического пути оставили замет
ный след в самобытной культуре, памятники которой • курганы, поселения,
клады, петроглифы, надписи - разбросаны по всей Центральной Азии. Так
же, как и свидетельства современников, они могут дать ответ на многие неяс
ные вопросы кыргызской истории.
Не прошло и двух десятилетий со времени исчезновения кыргызов как
самостоятельного этноса с берегов Енисея, а их памятники впервые привлек
ли внимание европейских ученых, попавших в заповедные места Минусинс
ких степей по горячим следам недавних событий. В поле зрения ученых
путешественников попали кыргызские курганы, крепости, памятники пись
менности и искусства. Сойдя с арены непосредственного исторического дей
ствия, енисейские кыргызы без задержки попали на страницы исторических
повествований. И по мере того, как последние их исторические деяния в
8
Минусинских степях уходят все дальше в прошлое, интерес к ним не падает, а
возрастает. Новые открытия заставляют продолжать поиск.
Впервые в поле зрения современной науки следы исторического пре
бывания кыргызов на Енисее попали в первую треть XVIII века, менее двух
десятилетий после того, как они были уведены в Джунгарию.
Посланные в Сибирь экспедиции Российской академии должны были
заниматься, в первую очередь, оценкой природных ресурсов, климата, фло
ры и фауны, изучать население различных районов. Широта кругозора и
разносторонняя образованность европейских ученых, принимавших учас
тие в экспедициях, позволила им обратить внимание на памятники древнос
ти, положить начало изучению средневековой истории Южной Сибири.
Первое путешествие по степям Минусинской котловины в 1721 - 1722
годы совершил Даниэль Готлиб Мессершмидт. В составе экспедиции работа
ли Филипп Иоганн Габберт фон Страленберг, Карл Шульман и др. Среди
обнаруженных памятников были многочисленные курганы, каменные изва
яния, наскальные рисунки, надписи и др. В январе 1722 года Д.Г. Мессерш-
мидтом и Ф.И.Страленбергом был впервые на территории Сибири раскопан
земляной курган с целью выяснения его внутренне^ устройства.1 Особое
внимание путешественников привлекли письмена, названные “рунически
ми” по сходству с древнегерманскими рунами. В ходе работ было собрано
значительное количество древних вещей, зафиксированы сведения, получен
ные от буфовщиков. Собранные материалы положили начало изучению юж
носибирских древностей. Осмысление результатов работ в трудах Д.Г.Мес-
сершмидта и Ф.И.Страленберга способствовало росту интереса к сибирской
истории. Некоторые из зафиксированных экспедицией изваяний, петрогли
фов, находок в дальнейшем не сохранились и известны только по рисункам.
В 1739 году в Минусинской котловине начала свои исследования экспе
диция, возглавляемая “отцом сибирской истории”, историофафом Российс
кой империи, академиком Герардом Фридрихом Миллером. В путешествии
по Минусинским степям участвовал Иоганн Георг Гмелин. Экспедиция во
многом повторила маршруты, проведенные ранее Д.Г.Мессершмидтом и
Ф.И.Страленбергом. В процессе работы копировались рунические надписи,
каменные изваяния, фиксировались и раскапывались курганы, проводились
расспросы бугровщиков, покупались отдельные находки. Часть этих предме
тов, переданных в Кунсткамеру, сохранилась до настоящего времени.2
Г.Ф.Миллером был собран обширный фонд документов, относящихся к ис
тории енисейских кыргызов XYII - начала XYIII вв. И.Г.Гмелиным на основа
нии собственных наблюдений и расспросов бугровщиков была предложена
классификация погребальных памятников, в составе которой некоторые типы
относятся к кыргызской культуре: маяки, сланцы и кыргызские могилы (хыр-
гыс
cooKTepi)1.
9
В 1771-1772 годы Минусинские степи посетил Питер Симон Паллас.4 Им
были зафиксированы и подробно описаны многочисленные курганы, писа
ницы, изваяния, городища, древние рудники, надписи. Некоторые памятники
были им обнаружены впервые.
В середине XYIII века в научный оборот вошли сведения китайских ис
точников по истории кочевников Центральной Азии, опубликованные Ж.Де-
гинем. Внимание к древностям Сибири нашло отражение в трудах Иоганна
Готлиба Георги, Иоганна Сиверса, Иоганна Фишера.5 В трудах И.Е.Фишера и
И.Г.Георги впервые был поставлен вопрос о тождестве кыргызов Енисея и
Тянь-Шаня.
“Век просвещения” оказался весьма плодотворным для изучения си
бирских древностей, в особенности Южной Сибири, основного района оби
тания енисейских кыргызов. Были открыты, зафиксированы, частично введе
ны в научный оборот средневековые курганы, изваяния, петроглифы, крепо
стные сооружения, надписи. Проделаны первые опыты классификации сред
невековых погребальных памятников. Началось накопление археологических
коллекций в музейных собраниях. Были проделаны первые опыты определе
ния хронологической и этнокультурной принадлежности археологических
памятников, среди которых были выделены “киргизские могилы” .
Возникшие направления в изучении истории и культуры кыргызов по
лучили свое дальнейшее развитие в XIX веке. В начале девятнадцатого столе
тия вопросы переселения енисейских кыргызов в Восточный Туркестан и их
соотношения с тянь-шаньскими кыргызами затрагивались в трудах Юлиуса
Клапрота и Карла Риттера (Иакинф). Бичурин высказал предположение о
том, что Тянь-Шань и Восточный Туркестан являются родиной кыргызов,
которые ниоткуда не переселялись, а жили в этом регионе издавна.6 Наряду с
кыргызами-бурутами он выделял подразделение “киргиз” в составе калмы
ков.7 Чокан Валиханов, посетивший места обитания кыргызов и впервые за
писавший часть эпоса “Манас”, считал, что вопрос о переселении кыргызов
нельзя считать решенным. По его данным, кыргызы обитали на Тянь-Шане
доХ У Ш в.'
В 1826 году археологические исследования на Алтае проводил Карл
Фридрих Ледебур. Среди собранных им находок имеются предметы, относя
щиеся к эпохе средневековья.9 Описание средневековых находок из алтайских
курганов, характерных для кыргызской и кимакской культур, содержится в
работах Г.И.Спасского.10 Классифицируя городища и курганы, он выделял
среди них “киргизские”."
В 1847 году археологические изыскания в Южной Сибири проводил
Маттиус Кастрен. Им было раскопано несколько средневековых курганов в
различных районах Минусинской котловины. Он скопировал рунические над
писи. М.А.Кастрен связал эти надписи с финно-уграми.,г
10
В середине XIX века сведения китайских источников о древних и средне
вековых кыргызах были обобщены Вильгельмом Шоттом.13 Бичурин перевел
сведения о кочевых народах Центральной Азии на русский язык.'4 Древние
горные выработки, курганы и каменные изваяния Алтая рассматривались в
труде Э.И.Эйхвальда, который приписывал эти памятники “чуди” древним
финнам.15 В 1860-е годы средневековые памятники Алтая, Енисея и Чулыма
исследовал Вильгельм Радлов. Крупнейший специалист в области тюркского
языкознания, фольклористики и этнографии, В.Радлов проводил раскопки с
целью реконструкции процесса этногенеза тюркских народов. Им создана
периодизация древних и средневековых памятников Южной Сибири. Он пер
вым попытался соотнести некоторые из раскопанных объектов с кыргызской
культурой.1,1 Проведя исследования на Тянь-Шане, он высказал ряд гипотез о
возможности переселения кыргызов в предмонгольский или монгольский
период.17
В XIX веке в ряде городов Сибири возникли музеи, ставшие хранителя
ми древностей. Для накопления материалов кыргызской культуры большое
значение имело создание в 1877 году Минусинского музея, в котором за пос
ледующие десятилетия сформировалась крупнейшая коллекция средневеко
вых находок. В организации археологических исследований на территории
Сибири и Центральной Азии принимали участие научные общества и уч
реждения: Географическое общество, Археологическая комиссия, Русское
археологическое общество. Большую роль в изучении древностей сыграли
местные краеведы, любители археологии, ссыльные. В конце XIX - начале
XX веков значительные раскопки различных курганов, включая средневеко
вые, произвел в Минусинской котловине и Туве А.В.Адрианов.18 Д.А.Кле-
менц составил первый каталог предметов Минусинского музея, предложил
свою классификацию курганов Енисея.14 Свой вклад в изучение средневеко
вых курганов и крепостей внес И.П.Кузнецов-Красноярский.“ Вопреки усто
явшейся традиции он отрицал принадлежность памятников кыргызам, счи
тая, что на этих землях не могло существовать “настолько сильное государ
ство, которое могло бы наводить страх и трепет на своих соседей и держать в
повиновении воинственных среднеазиатских кочевников”.21
В 1887-1889 годы на территории Южной Сибири работала финская экс
педиция, возглавляемая Иоганном Рейнгольдом Аспелиным. Она копирова
ла петроглифы, изваяния, рунические надписи. Участники экспедиции Ак
сель Олай Карл Гейкель раскопал несколько средневековых курганов в Мину
синской котловине. Материалы экспедиции были изданы Отто Ялмаром Ап-
пельгрен-Кивало в 1931 году.22
В 1890 году Г устав Рамстедт обнаружил в Монголии каменный курган с
рунической надписью, повествующей о деяниях кыргызского буюрука в
период завоевания Центральной Азии в IX веке.23
11
Н.А.Аристов высказал предположение об автохтонном происхождении
кыргызов, обитавших с 1 тыс. до н.э. между Тянь-Шанем и Танну-Ола и их
этническом родстве с усунями.24
В 1920-е годы в связи с развертыванием национально-государственного
строительства у народов Сибири и Средней Азии значительно возрос инте
рес к их истории.
В 1925 году Н.Н.Козьмин попытался обосновать правомерность приня
тия коренным населением Минусинской котловины в качестве этнонима тер
мина “хакасы”, противопоставив средневековых “кыргызов-кочевников” и
“хакасов-земледельцев”.25
В 1926 году Г.Е. Грумм-Гржимайло обобщил сведения письменных ис
точников по истории Центральной Азии. Происхождение кыргызов он свя
зывал с европеоидной расой. В своей книге он упоминает ряд событий сред
невековой истории кыргызов.24
Сведения китайских, арабских, персидских и древнетюркских источни
ков о кыргызах были обобщены В.В.Бартольдом в работе, вышедшей в свет в
1927 году. Он подробно охарактеризовал различные периоды в истории кыр
гызов. Особенно много внимания было уделено периоду создания кыргызс
кого каганата IX-X вв., справедливо названным В.В.Бартольдом временем
“киргизского великодержавия”.27 Исследователь по-разному рассматривал
вопрос о миграции кыргызов с Енисея на Тянь-Шань. В своей обобщающей
работе высказал мнение, что завоевания кыргызов в Восточном Туркестане
в IX-X вв. носили временный характер, а окончательное переселение про
изошло в XV веке. В.В. Бартольд являлся современником той хакасской интел
лигенции, которая, согласно его сведениям, для себя “извлекла из китайских
источников слово “хакас”, зная, что так называли китайцы народ, живший
прежде в Минусинском крае и имевший некоторое политическое значение,
но не зная, что этим названием неправильно обозначались киргизы, которых
теперь в Минусинском крае нет” .2*
В 1929 году С. А. Теплоухов создал классификацию культур Минусинс
кой котловины, в которой были выделены памятники, относящиеся к четы
рем периодам эпохи средневековья, с VI по XIV вв. Среди них были выделены
кыргызские курганы - чаа-тасы, курганы “алтайских турков”, погребения
предмонгольского и монгольского времени.” Эта схема “совершила рево
люцию в сибирский, да и не только в сибирской археологии”.50 Все последу
ющее изучение археологической культуры енисейских кыргызов и других
средневековых культур Минусинской котловины опиралось на классифика
цию, разработанную С. А. Теплоуховым. Результаты этой работы легли в ос
нову классификаций, предложенных С.В.Киселевым и Л.А.Евтюховой. Как
справедливо отметила Э.Б.Вадецкая - “...в целом раскопки С.В.Киселева под
твердили классификацию С. А .Теплоухова на массовом материале.”31
12
В своих работах С.В.Кмселев выделил два периода существования кыр
гызской культуры. Много внимания он уделял социально-экономической
проблематике кыргызского общества.32 Однако, как выяснилось позже, при-
влекаемаяые для анализа рунические надписи, датируются не серединой, а
последними веками 1 тыс. н.э. Совместно с Л.А.Евтюховой он выдвинул ги
потезу о переходе кыргызов в IX веке на обряд погребения с конем, что не
подтвердилось дальнейшими исследованиями.11 Характеризуя события сред
невековой истории Минусинской котловины, С.В.Киселен, Л.А.Евтюхова и
B.I КЛевлшева употребляли для обозначения населения термины “кыргызы”,
“кыргызы /хакасы/”, “кыргызы-хакасы”34 и т.д. Однако в одной из своих работ
C.В.Киселев и Л.А.Евтюхова разъяснили, что термин “хакас есть китайская
транскрипция термина кы ргы з”.15
Д.Н.Бернштам, много лет изучавший археологические памятники Кыр
гызстана, выдвинул предположение о многоэтапном переселении кыргызов
с Енисея на Тянь-Шань на протяжении периодов древности и средневеко
вья.3'' Принимая мнение С.В.Киселева и Л.А.Евтюховой о переходе кыргызов
на обряд погребения с конем, он считал памятниками енисейских кыргызов
на Тянь-Шане захоронения с конем, типа раскопанного им на могильнике
Аламышик.37 К числу предметов кыргызской культуры IX-X вв. А.Н.Бернш-
там относил предметы торевтики из Кочкорского клада.31*
В 1953-55-е годы в Киргизии работала Киргизская археолого-этнографи-
ческая экспедиция, целью которой было изучение этногенеза и культуроге-
неэа кыргызов. В 1956 году была проведена научная сессия, посвященная
этногенезу кыргызского народа. Выступавшие на ней антропологи, археоло
ги, этнографы, историки, востоковеды высказывали различные точки зрения
на происхождение кыргызского народа. В итоге дискуссии ее участники со
гласились с тем, что кыргызский народ и его культура сформировались из
разных компонентов, местного среднеазиатскою и пришлого центрально
азиатского.34
В 1950-60-е годы развернулось исследование археологических памятни
ков в Туве, в числе которых была большая серия кыргызских курганов IX-X1I вв..
Большой вклад в их изучение внесли сотрудники Тувинской комплексной
археолого-этнографической и Саяно-Тувинской экспедиций Л.П.Потапов,
С.И.Вайнштейн, А.Д.Грач, Д.Г.Савинов и др. Ряд памятников был раскопан
Л .Р.Кызласовым в Туве и Хакасии. В результате активных поисков и развер
нувшейся дискуссии о хронологии и этнокультурной принадлежности курга
нов с погребениями по обряду кремации в Туве к концу 1960-х годов были
выделены кыргызские памятники IX-X и X1-XII вв., проанализированы руни
ческие надписи и тамги, охарактеризованы этнокультурные процессы и ис
торические события в Центральной Азии в конце I-начале II тыс. н.э.. Грани
ны распространения кыргызской культуры в Саяно-Алтае были рассмотре
13
ны в работах С.И.Вайнштейна и Л.Р.Кызласова,40 вопросы датировки и этно
культурной принадлежности рунических памятников в трудах И.А.Батмано-
ва, Э.Б.Арагачи, Л.Р.Кызласова,41 этнокультурные процессы исследовались
Д.Г.Савиновым.42 Результаты работ нашли отражение в обобщающих трудах
“История Тувы”43 и “История Сибири”.44 Весомые достижения, достигнутые
учеными в изучении кыргызской культуры IX-XII вв., на территории Тувы и
Минусинской котловины в 1950-60-е годы осложнились попытками Л.Р.Кыз-
ласова вычеркнуть имя кыргызов из истории и приписать их историю и куль
туру мифическим “древним хакасам”. Впервые с изложением своей точки
зрения о “древних хакасах” он выступил в 1954 году45 и в дальнейшем нео
днократно пытался ее пропагандировать в своих статьях и книге по средневе
ковой истории Тувы.44 Эти ничем не оправданные попытки вычеркнуть из
истории енисейских кыргызов, приписав их исторические деяния придуман
ным “древним хакасам”, вызвали категорические возражения со стороны
ученых: синолога С.Е.Яхонтова,47 арабиста О.К.Караева,48 историка Н.А.Сер-
добова49 и др. Некоторые колебания по поводу соотношения терминов “кыр-
гыз” и “хакас” в средневековых источниках допускали С.Е.Малов,50 Н.В.Кю-
нер,51 Л.П.Потапов.52 Однако ни .один из них не поддержал точку зрения
Л.Р.Кызласова. Научное сообщество отвергло его попытки заменить кыргы
зов “древними хакасами”. Его точку зрения в 1960-е годы принял только ха
касский ученый К.Г.Копкоев.53 Несмотря на острый характер, дискуссия сыг
рала большую положительную роль в изучении истории енисейских кыргы
зов, отстояв научную истину от националистических спекуляций. В 1961 году
К.И.Петров выступил с развернутым обоснованием своей точки зрения о
переселении на Тянь-Шань в монгольское время кыпчакских племен Алтая,
принявших этноним “кыргыз”.54 Эта гипотеза вызвала возражения со сторо
ны С.М.Абрамзона.55
В работах С.В.Бахрушина,54 А.Арзыматова,57 А. Абдыкалыкова,5* Л.П.По-
тапова59 были подробно проанализированы события истории енисейских
кыргызов в XVII веке и их угона в Джунгарию. К.Г.Копкоев пытался умалить
значение угона и ликвидации кыргызской государственности на Енисее, по
скольку вслед за Л .Р.Кызласовым считал кыргызов не этносом, а только ари
стократическим династийным родом.40 В процессе дискуссии было выясне
но, что часть енисейских кыргызов смогла избежать угона, часть вернулась в
Саяно-Алтай, а остальные осели в Джунгарии.
В статьях К.И.Петрова,61 Н. А. Бас какова,62 Ю.А.Зуева43 рассматривался
вопрос об этимологии этнонима “кыргыз” .
В 1971 году С.М.Абрамзон выпустил книгу, в которой обобщил этно
графические материалы, характеризующие этническую историю кыргызов
на Тянь-Шане.64
14
В 1970-80-е годы продолжалось изучение памятников культуры енисей
ских кыргызов в Северной и Центральной Азии. В Туве кыргызские памятни
ки исследовались Г.В.Длужневской,65 в Минусинской котловине - Д.Г.Сави-
новым, Л.Р. и И.Л.Кызласовыми,66 на Алтае - В. А.Могильниковым, Д.Г.Са-
виновым, Ю.П. Алехиным,47 в Прииртышье - Ф.Х. Арслановой, Ю.П.Трифо-
новым, Б.А.Кониковым,6* в Приобье - Т.Н.Троицкой, И.В.Сальниковой,м в
Притомье - О.Б.Беликовой, А.М.Илюшиным,70 в Забайкалье - Е.В.Ковыче-
вым.71 Отдельные погребения с типичным для кыргызской культуры инвен
тарем были обнаружены в таежных районах Енисея, Кана, Ангары.
Расширение географии кыргызоведческих исследований способствова
ло росту источниковой базы, уточнению границ распространения кыргызс
кой культуры, возрастанию интереса к кыргызской проблематике в сибирс
кой археологии. С середины 1970-х годов изучением кыргызских памятников
Южной Сибири занимаются археологи Сибирского Отделения Российской
Академии Наук. С 1975 года раскопки кыргызских памятников в Минусинс
кой котловине проводит Ю.С.Худя ков.72 В последующие годы полевыми изыс
каниями были охвачены Тува, Горный Алтай, Монголия, совершена поездка
по Восточному Туркестану. С 1982 года поиск памятников кыргызской куль
туры позднего средневековья проводит С.Г.Скобелев.7) Изучением кыргызс
ких памятников на Енисее и долине р. Ус занимается О.А.Митько.74 Отдель
ные вопросы, касающиеся изучения кыргызской культуры, рассматривались
в работах Ю.А.Плотникова, Л.М.Хаславской, М.В.Мороз, С.А.Ким, О.В.Крат-
KD.
В последние годы изучением кыргызских памятников в Минусинской
котловине занимался археолог П.П.Азбелев из Санкт-Петербурга.75 Этногра
фические и фольклорные источники, свидетельствующие о пребывании кыр
гызов на Енисее, были проанализированы ВЛ.Бутанаевым.76 Вопреки точке
зрения Л.Р.Кызласова, он подтвердил данными из хакасской этнографии и
исторического фольклора мнение большинства ученых о том, что кыргызы,
обитавшие на Енисее, были самостоятельным этносом, а термин “хакас”
никогда в прошлом не употреблялся в качестве этнонима.
Впервые, на основе новых источников, он пришел к заключению, что в
период позднего средневековья енисейские кыргызы создали этнополити-
ческое образование “Хонгорай”, ныне сохранившееся в качестве старинного
самоназвания хакасов в форме “хоорай”.77 Совместно с историком А. Абды-
калыковым В.Я.Бутанаев опубликовал материалы по истории кыргызов XVII
- нач.XVIII вв., где раскрываются сложные взаимоотношения южносибирс
ких номадов с Российским и Монгольским государствами, угон их в Джунга
рию и гибель этого древнего этноса.7*
15
Этнокультурные аспекты кыргызского эпоса “Манас”, включая данные
о происхождении кыргызов, анализировались в работах И.Б.Молдобаева.74
Расширение кыргызоведческих исследований и появление новых научных
центров, изучающих культуру кыргызов, способствовали активному обмену
мнениями по наиболее актуальным проблемам кыргызоведения, решению
проблем военного дела кыргызов, хронологии и периодизации памятников
кыргызской культуры, границ ее распространения и др.
В работах JI.P. и И.Л.Кызласовых отказ от исторически обоснованного
этнонима “кыргызы” в пользу искусственного словосочетания “древние ха
касы” неминуемо привел их к искажению многих исторических реалий и
неустранимым противоречиям. Из их сочинений трудно сделать определен
ный вывод, что должны были представлять из себя пресловутые “древние
хакасы”. В ряде статей Л.Р.Кызласов уверял, что в состав “древних хакасов”
входило “тюркоязычное ядро”, включающее кыргызов, угорские и самодий
ские роды.*0 Самоназвание их было самодийским, язык - тюркским, антро
пологический тип - европеоидным. Однако позднее он стал утверждать, что
южносамодийские, кетоязычные и угорские племена “не являются хакасски
ми”. А И.Л.Кызласов фактически дезавуировал в качестве определяющего
этнографического признака “древнехакасский погребальный обряд трупо-
сожжения”, включив в число “древнехакасских” минусинские погребения
по обряду ингумации.*1 Стремясь подогнать уровень развития “древнехакас
ской” культуры под стандартные определения цивилизации, Л.Р. и И.Л.Кыз-
ласовы всячески подчеркивают роль “городов” и “орошаемого земледелия”,
якобы являющегося основой хозяйства “древних хакасов”.*2 Для этого мате
риалы культуры “древних хакасов” противопоставляются схожим комплек
сом других культур тюркоязычных кочевников Центральной Азии. “Древне
хакасская цивилизация” выделяется в качестве некоего особого “северного
центра исторической активности народов”, являвшегося “срединным звеном”
между “цивилизациями и культурами Запада и Востока” и одновременно
особым “саяно-алтайским очагом цивилизации и культуры”.*1 В то же время
Л.Р. и И Л.Кызласовы относят “древнехакасскую культуру” к “западному ази
атскому культурному ареалу”.*4 Эти звонкие, но лишенные каких-либо осно
ваний эпитеты наглядно демонстрируют искусственность мифической “древ
нехакасской цивилизации”, при конструировании которой была утрачена вся
кая связь с исторической реальностью.
Для того, чтобы несколько ослабить критику в адрес “древнехакасской
цивилизации” и создать некое подобие “новизны” в изучении средневековых
памятников Южной Сибири, Л.Р. и И.Л.Кызласовы с середины 1970-х годов
начали подразделять культуру енисейских кыргызов на несколько самостоя
тельных культур: чаатас, тюхтятскую, аскизскую, а сами культуры на этапы и
периоды.*’ Подобное деление культуры енисейских кыргызов предложено
16
без каких бы то ни было оснований, что вызвало ряд возражений у специали
стов. Разумеется, на протяжении средневековья кыргызская культура не ос
тавалась неизменной, она прошла в своем развитии нескольких этапов, но
это не дает оснований выделять несколько самостоятельных археологических
культур.
Несмотря на значительные сложности, связанные с преодолением навя
зываемой Кыаласовыми научному сообществу концепции “древнехакасской
цивилизации”, кыргызоведение в последнее десятилетие сделало большой
шаг вперед. Важным событием в научной жизни стала V Всесоюзная тюрко
логическая конференция, проходившая в г.Фрунзе (Бишкек) в 1988 году, на
которой активно обсуждались вопросы этногенеза кыргызского народа. В
выступлениях и докладах Э.Р.Тенишева, А.М.Мокеева, В.П.Мокрынина,
С.Г.Кляшторного, О.Караева, Т.К.Чороева, В.Я.Бутанаева, Ю.И.Трифонова,
Ю.С.Худякова рассматривались вопросы происхождения и развития кыргыз
ского этноса и его культуры.*6
Для координации кыргызоведческих исследований в различных науч
ных центрах был создан Координационнный совет по изучению этногенеза и
культурогенеза кыргызов, который должен объединить усилия ученых, изу
чавших историческое прошлое кыргызов по археологическим, историчес
ким, этнографическим, лингвистическим, антропологическим источникам.*7
Решение проблем истории кыргызов выходит за пределы интереса одного
этноса к своему прошлому, эта часть истории всей Азии, часть всемирной
истории. Понимание закономерностей исторического пути кыргызского эт
носа поможет в осмыслении исторических судеб и других тюрко-монгольс-
ких народов. Это должно способствовать преодолению негативных тенден
ций и расширить возможности для развития культуры и сотрудничества.
Для выяснения роли енисейских кыргызов в этногенезе и культурогене-
зе современного кыргызского, хакасского, алтайского, тувинского и других
тюркских этносов недостаточно изучения только кыргызской археологичес
кой культуры. В последние десятилетия на Енисее активно исследуются па
мятники древних тюрок, уйгуров, различных групп киштымов, относящиеся
к периодам раннего и развитого средневековья. Важной задачей остается
изучение памятников позднего средневековья и этнографической современ
ности, которые еще не систематизированы на должном уровне. Решение слож
ных проблем этногенеза и этнической истории современного хакасского на
рода невозможно без привлечения материалов этнографии, топонимики,
лингвистики и антропологии.
17
Дискуссия об этнониме "КЫРГЫЗ"
Первое, что бросается в глаза при ознакомлении со специальной литера
турой по средневековой истории и археологии юга Сибири и Центральной
Азии, это различия в наименовании населения степных районов Минусинс
кой котловины. Большинство исследователей, когда-либо затрагивавшие в
своих работах проблемы южносибирского средневековья, именуют его в со
ответствии с письменными источниками “кыргызами”.1 В противовес об
щепринятому мнению в работах отдельных авторов вместо кыргызов фигу
рируют некие “древние хакасы” или “средневековые хакасы”, а кыргызы при
знаются лишь “аристократическим династийным родом древних хакасов”.2
Наконец, в отдельных работах оба термина отождествляются или объединя
ются - “кыргызы /хакасы/”, “кыргызы-хакасы”3 и др.
В чем сущность данного разночтения и откуда оно возникло? Аутентич
ность термина, в том числе этнонима, может быть удостоверена записью на
языке этноса, носителя этнонима, или созвучием произношения разных язы
ков, на которых он был записан. В отношении этнонима “кыргыз” могут быть
соблюдены оба критерия. Слова “кыргыз”, “кыргызы”, “кыргызские” и т.п.
наличествуют в текстах рунических эпитафий, приписываемых как самим
кыргызам, так и близким им по языку тюркам и уйгурам.4 Термин “кыргы
зы” присутствует в различных вариантах и в текстах, записанных на других
языках: греческом - херкис; монгольском - хиргис, хяргис; латинском - кер-
кис; арабском и персидском - хырхыз, хырхыр.5 Весьма различается написа
ние данного термина в китайских текстах.6 Из всех имеющихся вариантов
основными считаются следующие: для ханьских текстов - цзянь-гунь, для
танских - сяцзясы, для юаньских - цзилицзисы.
Тем самым, можно считать установленным, что термин “кыргыз” не
только аутентичен, т.к. безусловно применялся представителями разных стран
и народов от запада Европы до востока Азии для обозначения одного и того
же этноса, но являлся его самоназванием, поскольку присутствует в текстах,
приписываемых самим кыргызам. Основы для сомнения его аутентичности
в самих источниках нет.
Откуда же взялся термин “хакасы”, и почему отдельные авторы выдви
гают его в качестве мнимого “самоназвания большинства трудового населе-
ниия”7 Кыргызского государства?!
С XVIII века, когда европейской науке становятся доступными средневе
ковые китайские летописи, содержание которых легло в основу исторических
сочинений о кочевых народах “Срединной Азии”, в научный обиход вошли
китайские термины, обозначающие кочевые этносы. Некоторые из них, кото
рым не нашлось убедительного соответствия в языках народов Азии, до сих
18
пор сохраняют свое значение и широко используются в научной литературе.
Например: динлины, юэчжи, сянь-би, жуань-жуани, теле, сейяньто, шивэй,
мохэ и др. К числу таких терминов, обозначающих в китайских сочинениях
танского времени население, проживающее в долине р.Кянь /Енисей/, отно
сится термин хягясы /сяцзясы/. Вопреки излишнему оптимизму Л.Р.Кызла
сова, употребление данного термина отнюдь не делало его произношение и
написание однозначным у авторов XVIII - начала XX веков.9 Поэтому нет ни
малейших оснований приписывать им употребление термина “ хакас” . Так
Ю.Клапрот писал
“ H a -K ia -sz e ” ,
В.Шотт - “На-ка-sze”, Н.Бичурин - “хагас”,
В.Радлов - “хакасс”10 и др. Уже перед В.Шоттом, автором первой специаль
ной работы по истории енисейских кыргызов, встал вопрос о соотношении
терминов цзянь-гунь, хягясы, цзилицзисы и кыргызы, и он был однозначно
и правильно решен в пользу “истинных кыргызов”. Таким образом, иденти
фикация хягясов с кыргызами была осуществлена еще на начальном этапе
изучения их истории на базе письменных источников.
В сибирской археологии, делавшей первые шаги в плане сопоставления
результатов раскопок с историческими сведениями, употреблялся термин
“хягас”, введенный Н. Бичуриным, со временем получивший более удобную
для русского языка форму произношения - “хакасс”. Этим термином, в фор
ме “хагас” пользовались, в частности, Д.Клеменц, И.П.Кузнецов-Красноярс-
кий11 и др. Он вошел в обиход ученых и публицистов, в том числе сибирских
областников, ратовавших за обособление “инородцев” в первые десятилетия
XX века. Именно из областнической публицистики могла позаимствовать
термин “хакасы” в качестве своего “самоназвания” “туземная интеллиген
ция”,12 в результате чего в 20-е годы этот термин закрепился в качестве этно
нима за коренным населением современной Республики Хакасия.
К моменту, когда это произошло, были открыты, расшифрованы и пере
ведены оригинальные тексты тюркоязычных рунических надписей, принад
лежащих, как установлено, самим кыргызам, а также их историческим про
тивникам тюркам и уйгурам.13 В рунических памятниках зафиксированы на
Енисее только кыргызы. Естественно, что термин хягасы был отождествлен в
качестве одной из китайских транскрипций этнонима “кыргыз”. Однако этот
важный вывод, как и переводы рунических текстов В.Радловым на немецкий
язык, остались достоянием академической науки. В то время как для “мину
синской интеллигенции”, согласно утверждению Н.Н. Козьмина, “имя хакас”,
несмотря на китайскую транскрипцию “турецкого имени”, стало “идейным
лозунгом для культурно-национального возрождения”.14 Таким образом, к
моменту начала национально-государственного строительства на юге Сиби
ри, невзирая на установленное тождество китайского слова “хягясы” тюркс
кому “кыргыз”, и тем самым отсутствие у термина “хакас” самостоятельно
19
го значения, этот термин обрел новое реальное бытование, став наименова
нием коренного населения Минусинской котловины. Поддержавший термин
“хакас” в качестве “понятного и идейного лозунга” Н.Н.Козьмин предполо
жил, что он восходит к “кара-кас”, являющихся наряду с “тубинцами /уйгура
ми/” и кыргызам и одной из трех групп населения Енисея в средние века.1’
Выдвинутая точка зрения полна противоречий. Так, утверждая в предисло
вии к своей работе о различии терминов хакас и кы ргы з и принадлежности
их различным этническим группам, он тут же их отождествляет: “Хакасы
позднее известны были в китайских летописях под именем ки-ли-кидзе, /т.е.
киргиз/. В сохранившихся надписях на скалах они называют себя “кыргыз”.
Кроме государства хакасов-кыргыз, могут быть названы менее значительные
государства - меркитов, найманов и кереитов”.16
Выдвижение искусственного термина “хакас” в качестве названия ре
ально существующей народности, сформировавшейся из различных этни
ческих фупп в XIX веке, вызвало справедливые возражения у В.В.Бартольда,
ведущего в тот период специалиста по истории Центральной Азии, создав
шего первый в истории отечественной науки сводный очерк по истории кыр
гызов.17
В дальнейшем специалисты, работавшие в области истории и археоло
гии кыргызов, особенно проводившие полевые работы на юге Сибири, уже
не могли не учитывать тот факт, что исследуемые ими памятники могли по
тенциально принадлежать предкам современного коренного населения, по
лучившего наименование хакасы. Так, в решение данного вопроса вмешался
новый фактор. “Хакасами” стало называться средневековое население Ми
нусинской котловины не потому, что так его именуют источники, а потому,
что в нем видят предков современных хакасов. Это особенно наглядно про
явилось в принципе двойного наименования: “кыргызы /хакасы/”, “кыргы-
зы-хакасы” и т.д. Так писали специалисты, работавшие на Енисее в 20 - 40
годы. Например, создатель периодизации культур эпохи металла в Минусин
ской котловине, С.А.Теплрухов утверждал: “В более поздних летописях, пове
ствующих о событиях VII - X в н.э. /Тан-Illy/, есть определенные указания о
том, что к этому времени киргизы /хягас/, говорившие на тюркском языке,
“перемешались” с динлинами, овладев, по-видимому, всей территорией в
южной части бассейна Енисея и заняв здесь главенствующее положение.”"
Двойным наименованием пользовались Л.А.Евтюхова и С.В.Киселев, хотя в
то же время в одной из своих работ, они писали: “Хакас есть китайская транс
крипция термина кы ргы з”.19 “Кыргыз-хакасы”, а иногда и просто “хакасы”
фигурируют в работах В.П.Левашовой.20 Можно отметить, что в работах,
изданных в центральных изданиях, у всех авторов преобладает в качестве ос
новного наименования термин “кыргыз”, в то время как в мелких популяр
20
ных брошюрах, изданных в Абакане и рассчитанных на хакасскоязычного
читателя, употребляется термин “хакас”.21 В этом нельзя усматривать какой-
то особой “позиции”, скорее лишь уступку местной специфике: так же, как
А.Н.Бернштам, работавший на Тянь-Шане, при обращении к южносибирс
кой тематике везде пишет только “кыргыз” и “кыркыз”.22
В начале 50-х годов ряд соображений по поводу соотношения терминов
“кыргыз” и “хакас”, давно ставших привычным эквивалентом друг другу,
выступили тюрколог С.Е.Малов и синолог Н.В.Юонер.
По мнению С.Е.Малова: “Киргизы были сильным енисейским государ
ством, соперничавшим с уйгурами. Можно думать, что заодно с киргизами
были тофалары /карагасы/ и тувинцы /урянхайцы, сойоны/.” Однако значе
ние термина “хакас” для С.Е.Малова оставалось неясно: “Является ли он ки
тайской передачей слова “киргиз” или же, что с моей стороны скорее, - “ка-
рагас”? Ведь китайцы под хакасами (карагасами) могли вполне понимать
киргизское государство с разными подчиненными ему народами”.23 В.Н.Кю-
нер, основываясь на сообщении китайской летописи о заимствовании тер
мина “хягас” китайцами из уйгурского языка, полагал, “что имя хягясы, обо
значая тот же народ или киргизов, не является только транскрипцией имени
этого народа, но, будучи заимствованным из уйгурского языка, имеет осо
бый смысл вроде клички.
Исходя из вышеприведенных соображений, пишущий эти строки счита
ет правильным принимать, как исторический факт, тождественность наиме
нований кыргыз /гянь-гунь и иные формы транскрипции/ и хакас /хягясы/
для обозначения одного и того же народа, оставляя пока открытым вопрос о
действительном смысле и происхождении наименования хягяс”.24
Как видно из вышеприведенных текстов, авторы не ставили под сомне
ние правомерность употребления этнонима “кыргыз” в отношении населе
ния Среднего Енисея в эпоху Тан. С.Е.Малов считал, что термин “хакас” мо
жет восходить к названию какой-то части зависимых от кыргызов киштымов,
по его мнению, “карагасов” /т.е. тофаларов - Ю.Х./, солидаризуясь в этом
плане с высказываниями Н.Н.Козьмина. Причем, это было высказано С.Е. Ма-
ловым мимоходом, в порядке сомнения, а не развернутого положения, в
предисловии к изданию текстов енисейской рунической письменности. Кро
ме того, надо отметить, что сами карагасы называют себя “тофа”. Этноним
карагас бытовал только среди русских, а также в языке хакасов (в форме
“хара хаас”) и тувинцев (в форме “кара хааш”).
Н.В.Кюнер был склонен считать термин “хягяс” эквивалентом этнонима
“кыргыз”, попавшим в китайский язык через посредство уйгурского и играв
шим роль клички - “желто-краснолицые”. Ни о каком самостоятельном зна
чении термина “хакас” в качестве этнонима в его работе речи нет.
21
Позднее Н.В.Юонер несколько изменил свою точку зрения, в полемике с
Г.Е.Грумм-Гржимайло, бегло упомянул, “что хакасы и киргизы в монгольс
кую эпоху XIII в. могли означать различные группы (части) одного и того же
народа”.25
Ряд соображений относительно термина “хакасы” принадлежат Л.П.По
тапову. Говоря о появлении данного термина в качестве этнонима в начале
XX века, он писал: “Этот общий процесс консолидации, протекавший, как
было показано, под сильным влиянием качинцев, привел к сложению в конце
XIX-начале XX вв. на территории Минусинской котловины маленькой народ
ности, которая получила у русских название минусинских или абаканских
татар. Хакасами они стали именоваться только после Великой Октябрьской
социалистической революции. Название “хакасы” было предложено пред
ставителями местной интеллигенции при национальном определении “ми
нусинских татар” в самом начале 20-х годов нашего столетия. Предлагавшие
это название исходили из ошибочного представления, что минусинские или
абаканские “татары” являются потомками древнего населения Саяно-Алтай
ского нагорья, зафиксированного в китайских летописях под именованием
“хягас”. Несмотря на т о , что название “хакасы” не может считаться истори
чески оправданным и аргументированным, возражать против него нет осно
ваний, так как оно постепенно вошло в быт населения и было им принято”.24
Позднее, под влиянием Н.В.Кюнера, Л.П.Потапов стал склоняться к мыс
ли, “что в настоящее время накапливается все больше и больше данных, свиде
тельствующих о невозможности отождествления “хягяс” и “кыргыз”, о слож
ных в этническом отношении конгломератах - “хягяс” и “кыргыз”, о большом
участии в этническом конгломерате “хягяс” самодийского элемента и т.п.”27
Автор привлек для анализа данного вопроса сообщение Юань-ши в переводе
В.Н.Казина, в котором говорится о поселении “киргисов” и “земле хасха”.
Последняя является, по его мнению, местом расселения самодийцев-качин-
цев в районе современного Красноярска.
Колебания ряда исследователей относительно тождественности терми
нов “хягясы” и “кыргызы” в 50-е годы обусловлены затруднениями в трактов
ке отдельных фрагментов китайских текстов юаньской эпохи, в частности,
термина “хэсыхэ”, отождествление которого с современным словом “хасха”
внесло определенную путаницу в оценку событий XIII века, привело к нео
правданным противопоставлениям терминов хягасы и кыргызы. Вероятно,
свою роль в этих решениях сыграли итоги изучения этногенеза современных
киргизов, поставившие под сомнение тождество кыргызов Енисея и Тянь-
Шаня2', и настойчивые выступления с собственной точкой зрения по этим
проблемам Л.Р.Кызласова. Впервые с изложением своей позиции Л.Р.Кызла-
сов выступил в 1954 году, в рецензии на книгу Л.П.Потапова об истории
алтайцев.2’ Основу взглядов автора составляет положение, что термин “ха
22
кас” является общим самоназванием различного по этническому происхож
дению и составу населения Среднего Енисея в эпоху средневековья, а термин
“кыргыз” соответствует названию правящего “аристократического династий-
ного рода древних хакасов”. К обоснованию своей точки зрения Л.Р.Кызла-
сов не раз возвращался в работах 1959, 1960 годов.10 В наиболее полном и
развернутом виде его концепция на соотношение терминов “кыргыз” и “ха
кас” представлена в статье, вышедшей в свет в 1968 и 1969 годы.11 Основные
положения данной концепции заключаются в следующем: средневековые
китайские летописи содержат различные варианты написания термина “ха
кас”, которое является передачей местного самоназвания разноязычного и
разноэтнического населения Среднего Енисея; термин “кыргыз” встречает
ся в тех же источниках параллельно и означает “аристократический динас-
тийный род древних хакасов”, термин “кыргыз” не мог быть самоназванием
всего населения Енисея, поскольку в его состав входили различные по языку
племена и роды /угорские, самодийские и тюркоязычные/; “ именно в силу
главенствующей роли кыргызов в государстве, население которого составля
ли разноязычные родоплеменные группы, орхонские тюрки-тупо, уйгуры, а
также западные источники, ошибочно называли все эти племена кыргыза-
ми;” в пользу разноязычности свидетельствуют состав слов, приписывае
мых населению Среднего Енисея в Синь-Таншу; средневековый термин “ха
кас” является самодийским по происхождению, дожившим до современнос
ти в форме “хаас”; этот термин отражен в самоназваниях родоплеменных
групп тофаларов /хааш/, тувинцев и дархатов (хаасут); “появление термина
“хакас” в “качестве названия государства и народа” в VI-XI1 вв. свидетель
ствует, что в нем сложилось “новое тюркоязычное ядро местных племен /в
него входили и кыргызы/; это способствовало созданию сильного централи
зованного государства “с обшей экономической базой и единым литератур
ным языком - енисейской письменностью; “аристократический род “кыр
гыз” у “древних хакасов” подобен правящим родам хуань у гуннов, ашина у
тюрок, яглакар у уйгуров, елюй у киданей; отсутствие термина “кыргыз” в
рунических надписях на Енисее свидетельствует, что его заменил термин “эль”,
синоним слова “кыргыз”; термин “кыргыз” применялся лишь для надписей
за пределами “древнехакасского государства”; взгляды автора, по его мне
нию, в разных аспектах разделяли Ю.Клапрот, В.Шотт, В.Н.Юонер, С.Е.Малов,
С.В.Киселев, Н.Н.Козьмин и “многие ученые в XIX и XX века”. Вывод Л.Р.Кыз
ласова категоричен: “Путать и отождествлять термины “хакас” и “кыргыз”
между собой или подменять их друг другом - ненаучно. Неверно также на
зывать государство именем династийного правящего рода, а не по самоназ
ванию большинства составлявшего его трудового населения, которое имеет
ся в источниках.
23
Создали это государство и населяли в VI-XII вв. древние хакасы и потому
историческая справедливость обязывает нас называть его государством древ
них хакасов.”32
Позднее, когда изложенные здесь выводы Л.Р.Кызласова по данному
вопросу встретили ряд резких возражений у специалистов - историков, лин
гвистов, востоковедов, автор, в порядке оправдания, писал, что цели его выс
тупления были весьма скромны: “Установив в 1964 г., что вопрос о терминах
“кыргыз” и “хакас” является еще недостаточно проясненным в советской
исторической науке и желая привлечь к нему специалистов самого широко
го профиля, но прежде всего исследователей по этнической истории, я напи
сал специальную статью “Взаимоотношение терминов “хакас” и “кыргыз” в
письменных источниках VII-XII веков”, но по ряду причин она вышла в свет
только в 1968 г.”33
“Чтобы разобраться во взаимоотношениях этих терминов следовало
рассмотреть все известные данные и договориться о границах их примене
ния. Это и пытался сделать автор в своих работах, обобщив, как и полагается
историку, все известные данные родственных наук”.34
“Естественно, что после этого следовало ожидать делового обсуждения
и плодотворной научной дискуссии. Есть основания считать, что такая дис
куссия еще развернется и здесь прежде всего необходимы исследования спе-
циалистов-синологов”.35
Вряд ли, однако, можно в данном случае верить автору, что его целью
было только “привлечь внимание” и “вызвать дискуссию”. Назидательный
тон и безаппеляционность выводов статьи “Взаимоотношения терминов “ха
кас” и “кыргыз” . . ”, а также ее троекратное переиздание после ряда выступ
лений аналогичного содержания в 50-е - начале 60-х годов свидетельствуют
об ином. Автора к этому времени уже не удовлетворяло наличие “разночте
ний” по поводу данных терминов, оставляющее ему право на собственное
мнение. Своим выступлением он стремился не “открыть дискуссию”, а на
против закрыть вопрос в пользу термина “хакас”, дезавуировав термин “кыр
гыз” в качестве этнонима. Об этом свидетельствуют и нравоучительные реп
лики в адрес “некоторых современных историков”, именующих “государство
древних хакасов” государством кыргызов, “упуская, к сожалению, из вида,
что подавляющее большинство населения составляли не кыргызы”, и произ
вольный подбор “сторонников” своей гипотезы из числа наиболее автори
тетных ученых прошлого, от Ю.Клапрота и В.Шотта до С.Е.Малова, Н.В.Юо-
нера, С.В.Киселева и др. Об этом же говорят и выводы статьи, ибо те исследо
ватели, кто “путают и отождествляют” термин “хакас” и “кыргыз” поступают
“ненаучно”, а те кто именуют государство - “государством кыргызов” дела
ют “неверно”.34 А для того, чтобы вести “верно” и “научно”, как следует из
24
статьи, “некоторым ученым” нужно отбросить термин “кыргызы” и имено
вать население Енисея “древними хакасами” .
Однако “плодотворная научная дискуссия” по поводу терминов, при
чем с участием “специалистов-синологов”, все же разразилась, и ход обсуж
дения и результаты оказались противоположными ожиданиям Л.Р.Кызласо-
ва. Один из первых с критикой выдвинутых Л.Р.Кызласовым положений выс
тупил востоковед, арабист О.Караев, справедливо упрекнувший инициатора
дискуссии в систематическом искажении цитируемых им авторов, приписы
вании им несуществующих взглядов, в частности, привнесении в тексты древ
них источников и цитаты современных ученых термина “хакас”, там где он
отсутствует в оригинале.17 Такие искажения отмечены в проводимых Л.Р.Кыз
ласовым цитатах из работ Н.В.Юонера, Б. Карл грена, С.Е.Малова и др. О.Кара
ев резонно замечает: “По мнению Л.Р.Кызласова, во всех средневековых па
мятниках разноязычные племена Минусинской котловины ошибочно назы
ваются кыргызами из-за главенствующей роли последних в государстве.
Нам представляется, что комплекс источников самого различного про
исхождения заслуживает в целом большего доверия. Некоторые из вышепе
речисленных авторов сами были на территории енисейских кыргызов или
получили достоверные сведения о кыргызах от побывавших в этом районе
лиц. Если действительно в Минусинской котловине в VI-XII вв. обитали пле
мена под названием хакас, а кыргызы - лишь их малочисленный аристокра
тический род, то, несомненно, хотя бы один средневековый источник упомя
нул бы об этом”.5* О.Караев подверг критике мнение Л.Р.Кызласова о мни
мой малочисленности кыргызов, отметил некорректность употребления тер
мина “колена”, “поколения”, “род” в сочетании с этнонимом “кыргыз”, про
тивопоставления терминов “эль” и “кара-будун” и отождествления первого с
этнонимом “кыргыз”. Говоря о мнении Л.Р.Кызласова в отношении гипоте
зы Н.Н.Козьмина и С.Е.Малова о тождестве терминов “хакас” и “карагас”,
О.Караев отмечает непоследовательность Л.Р.Кызласова, согласного солида
ризоваться с любой версией, которая так или иначе подвергла бы сомнению
эквивалентность терминов “хакас” и “кыргыз”.39
С развернутым анализом содержания и реконструкции звучания китай
ских терминов, применявшихся для обозначения средневекового населения
Енисея, выступил известный китаист, специалист в области исторической
фонетики китайского языка, С.Е.Яхонтов.40 Результаты тщательного специ
ального изучения вопроса “специалистом-синологом” сняли все разночте
ния и недомолвки в отношении термина “хягясы”. Автор заключил, что “ис
ходную форму китайской транскрипции хягясы иногда реконструируют как
хакас. Эта реконструкция не может быть принята” - поскольку не соответ
ствует нормам китайской исторической фонетики.41
25
“Таким образом, форма хягяс есть китайская транскрипция слова кыр
гыз; другие формы, к которым она приравнивается в китайских историях -
гяньгунь, гегу и др., отражают фонетические варианты того же этнонима
(например, кыркур или, может быть, кыркун, кыркут, кыркуз). Форма
Достарыңызбен бөлісу: |