Предметом культурологии является изучение сущности, структуры в основных функциях культуры, исторических закономерностей ее развития. Иными словами, культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, ее базовые характеристики, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.
Среди основных задач культурологии особо выделяются следующие
— анализ культуры как системы культурных феноменов
— исследование ментального содержания культуры
— выявление типов связей между элементами культуры
— исследование типологии культур и культурных единиц
— разрешение проблем социокультурной динамики
— исследование культурных кодов и коммуникаций
Культура тесно взаимодействует со всеми дисциплинами философского цикла - философия как таковая, философия познания, философия истории, этика, эстетика, гносеология и т.д. Показывая культурный феномен в его многогранности, культурология может опираться, например, на этические характеристики исследуемого объекта или особенности его функционирования в сфере морали, исторические особенности его культурного становления или специфику овладения определенного культурного слоя.
Особая роль в становлении культурантропологии принадлежит исследованию культуры в рамках антропологии. История культуры теснейшим образом связана с культурологией. Эти связи носят многоаспектный и системный характер. Современные историко-культурные исследования ведутся на основе последних разработок в области теории культуры, социологии культуры, культурной динамики. Надо отметить, что история культуры всегда выступала как практически неисчерпаемый запас фактического материала для культурологического познания.
Функции культурологии можно объединить в несколько основных групп по реализуемым задачам: познавательная функция, концептуально-описательная функция, оценочная функция, объясняющая функция, мировоззренческая функция, образовательная (обучающая) функция.
Известно, что в культурологии, равно как и любой другой науке, используются методы эмпирические (наблюдение, сравнение, описание) и теоретические (среди которых можно выделить идеализацию, гипотетико-дедуктивный, аксиоматический и др.). Особый интерес представляет метод идеализации, посредством которого конструируются понятия и теоретические модели, не имеющие аналогов в реальном мире.
Если за основу этой процедуры принять познавательное направление, сферу или область, в рамках которой накапливалось знание о культуре, то тогда можно выделить (в соответствии с логикой становления) следующие пласты исследований: