Истоки и развитие общественно-политической мысли



Дата16.05.2023
өлшемі261,4 Kb.
#93443
түріУрок



Ф.И.О. учителя

Аксененко В.Ю.

Школа

Тобольская общеобразовательная

Предмет / класс

История Казахстана 11 «А» класс

Дата

09.01.2023г.

Раздел:

Раздел Эволюция общественно-политической мысли Казахстана

Тема урока:

Истоки и развитие общественно-политической мысли

Учебные цели:

11.3.1.1 определять общественно-политические идеи исторических личностей древнего и средневекового Казахстана;
11.3.1.2 оценивать вклад исторических деятелей в развитие общественно-политической мысли Казахстана

Критерии оценивания:

Кратко характеризует идеи исторических личностей




Время

Этапы

Содержание урока



Ресурсы




Орг. момент

Здравствуйте, ребята!
Тема урока: Истоки и развитие общественно-политической мысли
На уроке -определим общественно-политические идеи исторических личностей древнего и средневекового Казахстана
-оценим вклад исторических деятелей в развитие общественно-политической мысли Казахстана

Слайд 1-2




Обсуждение



Предпосылки развития общественно-политической мысли в древности и средневековье
История общественно-политической мысли уходит в глубокую древность , подобные идеи зарождаются с появлением государства.
На территории Казахстана первые государственные образования создали сакские племена в 8-3 вв. до н.э. Саки обладали высокоразвитой культурой –имели свою письменность, мифологию , уникальное искусство «звериного стиля», которое сложилось как мировоззрение и идеология кочевников.
Важнейшими источниками истории сакских племен ,их материальной и духовной культуры являются археологические памятники.-курганы ,наскальные рисунки…
Так ,в кургане Иссык на месте захоронения Золотого человека ,была обнаружена серебряная чаша с надписью 26 письменных знаков-рун.
Сведения о саках встречаем также в греческих, персидских, китайских источниках.
Процесс зарождения государственности , а следовательно общественно-политической мысли получил дальнейшее развитие в обществе гуннов, усуней, канглов, а затем образованиях древних тюрков.
( С 6 в Тюркский, Западнотюркский , Тюргешский ,Карлукский каганаты и т.д.)
В начале 13 в на территори Казахстана существовали родственные улусы Жошы, Чагатая
, в ходе последущего распада которых появились Алтын Орда,Ак орда, Могулистан, Ханство Абулхаира

Правители и интеллектуальная элита (каганы,ханы, советники, мыслители,ученые, поэты) активно занимались общественно-политической деятельностью, направленной на укрепление государства, внутреннюю и внешнюю политику.


Удержать , защитить и сохранить для потомков огромные земли , на территории которых сегодня могла бы свободно разместиться почти вся Западная Европа или 5 Франций, было посильно только государствам, народ которых обладал духом свободы, бесстрашием
мощной идеологией.
Ее формировали известные правители ,мыслители, философы, видные общественные деятели



Слайд 3-4




Изучение новой темы



В истории мудрец и философ Анахарсис был известен под именем «скиф Анахарсис».
Мыслитель проповедовал простую и скромную жизнь , размышлял и ценностях дружбы ,о добре и зле, призывал современников соблюдать законы государства.
Анахарсис видел проявление справедливости в том, чтобы все и бедные и богатые были равны перед законом
«Закон –паутина ,когда попадаются слабые и бедные ,их удерживают ,а сильные и богатые вырвутся».
Призывал политиков очень внимательно относится к слову и быть сдержанными в суждениях.
Анахарсису принадлежит много других афоризмов , изречений, крылатых слов, которые имеют ярко выраженный индивидуальный характер и позволяют судить о его мировоззрении.
Одним из могущественных и влиятельных правителей гуннов был Моде .
В 209 г до н.э. он пришел к власти и провел ряд реформ по укреплению своего государства , создал мощную армию ,численностью в 300 тыс воинов.
Вспомним Легенду о клочке земли:
Модэ заключил мирный договор с согдийцами, а восточные кочевники дунху потребовали от него лучших коней в качестве дани. Некоторые хунну хотели начать из-за этого войну, но Модэ отдал коней, казнив несогласных.
Потом дунху потребовали красивейших женщин, в том числе и жену шаньюя. Модэ отдал и женщин, посчитав, что существование государства стоит дороже, чем женщины. Отказавшимся отдавать жен Модэ отрубил головы.
Наконец, дунху потребовали приграничные пустынные земли, которые некоторые хунну предлагали отдать без сопротивления, так как там все равно никто не живет. Однако Модэ заявил, что земля — это основание государства и ее нельзя отдавать. Он снова казнил несогласных, пошел в поход на дунху и разбил их
Моде считал , что главной ценностью любого государства и народа является земля:
«Земля есть основание государства, как можно отдавать ее?».



Слайд 6-7
Слайд 7-8

Слайд 9-10






Закрепление





Слайды 11-12

Слайды13-14


Слайды 15-16




Итог урока:



Рефлексия
Что мы узнали, чему научились?
Что осталось непонятным?
Над чем необходимо поработать?
Домашнее задание:








Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет