9623
БИЛАЛ ЛАЙПАН
BILAL LAYPAN
ДУНИЯ НАМЫС
эмда
АХРАТ АЗАБ
В ОГНЕ СОВЕСТИ И ВЕРЫ
IN THE FIRE OF CONSCIENCE
AND FAITH
J:
библиотечка журнала “Ас-Алан”
the library o f the magazine “As-Alan ”
БИЛАЛ ЛАЙПАН
BILAL LAYPAN
ДУНИЯ НАМЫС
эмда
АХРАТ АЗАБ
В ОГНЕ СОВЕСТИ И ВЕРЫ
IN THE FERE OF CONSCIENCE AND FAITH
«МИР ДОМУ ТВОЕМУ»
“PEACE TO YOUR HOME”
Москва Moscow
2002
ББК 84Р7
Л 12
Лайпанов Б.А.
Л 12
Дуния намыс эмда Ахрат азаб.-М.: Мир Дому
Твоему, 2002,- 560 с.: ил.
Итоговая книга, которой поэт завершает 20 век и вступает
в новое столетие и тысячелетие. Книга о новом и старом, о
жизни и смерти, о свете и тьме, о добре и зле, о любви и
ненависти, о вечном и тленном, о высоком и низком, о
борьбе разных начал в человеческом сердце («адабиятда уят
джокъ»). Книга о душе и теле, о вере и сомнениях, о взлетах
и падениях. Это книга о человеке, о его стремлениях, о
Начале и Конце, и о надежде, которая умирает последней.
ББК 84Р7
Л12
ISBN 5-87553-025-1
© Лайпанов Б.А., текст
© Лайпанов А.Б., оформление
© «Мир Дому Твоему», 2002г.
Билал Лайпанов -
поэт, политик, «Ethnic Enterpriser»
В ранние 1920-е годы кавказские горцы, еще не знавшие и даже
не предчувствовавшие, какой ценой предстоит им самим и их
п ото м к а м
оплатить великое заблуждение революционных
переворотов и социалистических экспериментов, очень доверчиво
относились к жившим в далеких северных российских столицах
пролетарским вождям. Тогда акыны и ашуги слагали героические
сказы
и песни о Ленине, и люди в еще не радиофицированных горных
аулах и степных станицах пересказывали эти легенды и пели, на
своих языках, на свой лад, эти песни, которые согревали их сердца
надеждой и возбуждали верой в возможное чудо.
Позднее Расул Гамзатов расскажет об этих людях:
«... Как мечтают морозной зимой о весне
И как в полдень палящий мечтают о тени,
Так усталым, измученным людям во сне
Снился Ленин.
Им казалось:
Он был выше сосен и гор,
Вынет шашку -
Враги разбегаются в страхе,
Им казалось, что острый, как лезвие, взор
И блестит и горит из-под черной папахи...»
К счастью для Билала Лайпанова, на Ленина он не похож, и к
счастью для карачаевцев наступившего 21 века, им давно уже не
снятся богатыри-освободители. И все же мне кажется, что если
бы сегодня аксакалов поселка Хурзук, хорошо знающих древний
род Лайпановых и не забывающих об удивительной судьбе его
младшего представителя, ставшего в далекой Москве известным
«джазыучу» (писателем), или карачаевских школьников, слышавших
от своих родителей о бушевавших здесь дни и ночи бессрочных
митингах поздней осени 1991 года и о пламенном ораторе и
вдохновителе этих митингов, попросили нарисовать, красками или
а
словами, портрет Билала Лайпанова, - непременно появились бы и
черная папаха, и сверкающий взор, и стать и рост, сопоставимые с
высотой Священного Дерева и твердостью Священного Камня
Карчи - Карачая.
А в обычной жизни, в столичной круговерти, в сутолоке
московского метро, в стандартной квартире пыльного микрорайона
Текстильщики, среди земляков, образующих небольшую карачаево-
балкарскую общину в Москве, и среди своих московских коллег,
Билал Лайпанов - обыкновенный человек, скромный, ничем
вызывающим не приметный, и ничто человеческое не чуждо ему в
этой повседневности - ни каждодневная забота о хлебе насущном,
ни ответственность за свою маленькую семью, ни тревога за сына
перед надвигающейся тенью призыва в армию, ни разочарования в
неверных друзьях, ни обманчивые иллюзии, ни отчаянное бессилие
перед собственным государством, которое уже привычно предстает
перед своими гражданами в обличье насильника под черной маской
и в пятнистой омоновской униформе.
Однако, мощная радиация духовной энергии, ее стремительные
и неожиданные выбросы за черту обычного и за черту возможного,
выше
стандартного
и
выше
оптимального
уровня
работоспособности, веры, мужества, гражданской инициативы и
заинтересованности в общем деле, солидарности с далекими и
близкими соотечественниками и единомышленниками вырывают
Билала Лайпанова из рутинной среды, поднимают его на высокий
пьедестал, формируют исключительные качества лидера
национального и правозащитного движения. Сегодня и национальное
карачаевское, и интернациональное правозащитное движения
переживают в России далеко не лучшие свои времена: кризис, спад
активности, сужение социальной базы, отчаяние и страх
изверившихся людей, снова готовых покориться авторитарной
системе и жить по принципу «лишь бы не было хуже - лишь бы не
было войны» - всё это размывает почву, наполняет неизбывной
горечью правды слова, начертанные на новых нагрудных значках,
заказанных к 2003 году Обществом «Мемориал»: «Сталин умер
полвека назад, а в России снова окаянные дни».
б
В «окаянные дни» трудно быть «вождем и трибуном», лидером
национального движения, едва пульсирующего последними
истекающими надеждами. Трудно говорить в пустоту.
Но пока голос Билала Лайпанова, обретая стальную твердость
категорических императивов, серебряную нежность искренней
любви к своей Родине, заполняя грозящий образоваться духовный
вакуум,
разрывая пустоту и находя хотя бы отдаленное эхо в
пространстве Кавказских гор, звучит с трибун столичных и
международных конгрессов и конференций, со страниц московской
и зарубежной печати, окрашивает политические статьи цветами и
мелодиями высокой поэзии и придает лирическим стихам
кристальную четкость политических деклараций, - до тех пор
исторический шанс и Карачая, и всей России еще не утрачен. Это
шанс на развитие демократии, на завоевание свободы, на защиту
национального и личного достоинства каждого народа и каждого
человека. Можно найти немало высоких эпитетов, которыми удалось
бы справедливо и точно (а может быть, и не всегда справедливо, и
не очень точно, ведь, как известно, «лицом к лицу лица не разглядеть
- большое видится на расстоянье», а нам-то приходится жить и
работать «лицом к лицу», остро и болезненно ощущая каждую
промелькнувшую тень и даже малейший импульс невольного
расслабления или случайного движения в сторону) характеризовать
Билала Лайпанова как общественного деятеля, как идеолога
государственной автономии Карачая, как защитника прав своего
народа и всех репрессированных народов, подвергшихся в прошлом
унижению, геноциду или оказавшихся сегодня под угрозой
истребления, как энергичного журналиста, редактора и издателя
(зеленые тома его «Ас-Алана», доведенного уже до шестого
выпуска, никак нельзя не заметить в панораме современного
литературного, исторического и политического востоковедения), как
человека доверчивого и осторожного, увлекающегося и
сдержанного, импульсивного и рационально-расчетливого, горячего,
как южное солнце, и холодного, как снега на вершинах Кавказских
гор. Но из множества возможных характеристик мне хотелось бы
выбрать одну, в которой я абсолютно уверена, - назвать один эпитет,
в
который не имеет своего «противовеса», не имеет противоположного
полюса в том сложном целом, какое составляют личность, характер,
частная жизнь, общественная, политическая, творческая
деятельность Билала Лайпанова. Суть этого определения - в слове
«фахму». Аллах, Небо, родные горы, великий Кавказ, гордый
Карачай, родители, чья строгая любовь стала волшебной колыбелью,
и далекие неизвестные предки, почти легендарные родоначальники,
- все вместе они наделили маленького мальчика, родившегося в
знаменательный космический день 12 апреля, на трудном переломе
драматической судьбы многострадального карачаевского народа
(в 1955 году - еще в среднеазиатской ссылке, уже на взлете надежд
на скорое возвращение на Родину, в муках затянувшейся,
запоздавшей, неполной и непоследовательной «реабилитации»),
великим даром.
Имя этому дару - талант. Талант самородка, талант поэта, талант
человека, нашедшего неповторимые слова (как, откуда? - великая
тайна творчества!), чтобы защитить честь, чтобы запечатлеть
великую историческую память своего народа, чтобы выразить его
боль и надежду, отчаянье и мужество, чтобы сказать:
«Земля и Небо
Вырастили сына,
Тепло и свет
В тебе одном слились.
Твой край тебе -
И Мекка, и Медина,
Владей же им
И на него молись».
Поэзия Билала Лайпанова - это молитва о свободном Карачае.
Прислушаемся же к ней в тишине, подчинимся ее колдовским
ритмам, попробуем измерить невесомую алмазную тяжесть,
прозрачную кристальную плотность, светозарную энергию каждой
рифмы, каждого слова. Откроем книгу стихов карачаевского поэта
Билала Лайпанова...
Светлана Червонная
г
Редколлегии, авторскому коллективу
и читателям журнала «АС-АЛАН»
Дорогие друзья, фикирлеш достар!
С большим вниманием я ознакомился с вышедшими
номерами карачаево-балкарского журнала «Ас-Алан», за что
бесконечно благодарен моему молодому другу, как его я называю
- «моему коксайскому земляку и единомышленнику» Билалу
Лайпанову, с которым незадолго до своей смерти меня познакомил
как с надеждой карачаево-балкарской поэзии сам Кайсын Кулиев.
Все ближе знакомясь с творчеством Билала, я убеждаюсь в
прозорливости великого Кайсына: он безошибочно распознал в нем
большого поэта и своего преемника - такого же правдолюбца и
чистого человека, каким был он сам.
Лайпанов «по воле отца народов» родился в годы
сталинского выселения народов у нас в Коксае, и я , по праву,
называю его своим братом. Но нет выше братства, которое
является таковым по духу. Мне близки духовно все помыслы и
устремления Билала, потому я его называю своим
единомышленником. Мне, как и Ему, близки общечеловеческая и
общетюркская солидарность, идеи евразийского единства,
культурное единение народов на его пространстве, защита всего
униженного и незаслуженно отлученного от мировой цивилизации,
помощь в сохранении и становлении языков, культур, солидарное
участие деятелей литературы, культуры в деле сближения народов.
Всё это я нахожу на страницах «Ас-Алана».
Мне доставило особое удовольствие, что журнал с первого
своего номера преодолел тематически узконациональные и
географические границы Балкарии и Карачая. Благородно и
блестяще в журнале представлены материалы по всем
репрессированным народам бывшего нашего Союза. Моя родина
- Кыргызстан - стала родиной многим из них. Я рос с детьми
репрессированных карачаевцев, балкарцев, немцев, чеченцев,
ингушей... У нас были общие учителя. Мне с детства была понятна
их боль, так как и мою семью затронул репрессивный аппарат
сталинизма. Поэтому материалы по этому периоду истории
репрессированных народов, представленные в журнале, задевают
за живое. Мне близко и понятно, что журнал остро поднимает
проблемы этих народов и предлагает их решения. Совершенно
справедливо, что авторский коллектив журнала принимает на себя
роль защитника и глашатая репрессированных народов, знакомя
цивилизованный мир с их теперешним состоянием, культурой,
проблемами их бытия и места в этом сложном мире.
Меня живо интересуют проблемы общетюркской
солидарности, налаживание тесных связей между уникальной
семьей тюркских народов, занимающих огромные пространства на
всем Евразийском континенте. Поэтому исторические работы по
Карачаю и Балкарии, крымским татарам, другим народам читаются
на одном дыхании. Поэтический и прозаический разделы журнала
также интересны. Материалы, композиция журнала, продуманность
подачи и оформления говорят о большом вкусе редколлегии.
Словом, он делается с любовью, с задором и добротностью.
Желаю Билалу, моим братьям карачаевцам-балкарцам,
делающим журнал, больших творческих успехов, терпения и
подвижничества на избранном пути служения культуре и
образованию, литературе и истине.
Выражаю искреннюю признательность редколлегии журнала
«Ас-Алан», книжному издательству «Мир дому твоему»,
Карачаевской демократической организации «Джамагьат», члену
Федеративного Союза Народов Европы, выдвинувшим меня к
званию
«Почетный
доктор
Карачаево-Черкесского
государственного педагогического университета». Через Вас
ученому Совету Университета, удостоившему меня этого высокого
звания. Для меня особая честь получить признание у моих братьев
карачаевцев-балкарцев, народа Кайсына и Билала! Народ
Кыргызстана никогда не забудет Вас и годы Вашего пребывания у
нас - добрую память о Вас хранят аилы и селения моей родины.
С братскими чувствами и пожеланиями успешной
творческой работы журналу «Ас-Алан», его главному
редактору, большому поэту Билалу Лайпанову, которого
искренно уважаю за талант и преданность нашему ремеслу.
Чингиз Айтматов
Брюссель, 1 7 ию ня 2002 г
ПОЭТ. ПРОЗАИК. ДРАМАТУРГ. ПУБЛИЦИСТ.
ЛИТЕРАТУРОВЕД. РЕДАКТОР. ИЗДАТЕЛЬ.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ.
Каждый человек занимается определенным делом. Но если
наша работа, наше дело дает нам моральное удовлетворение н
материальные блага, то этого не скажешь о поэтах - людях -
которые служат Слову, Культуре родного народа. К тому же,
они не в ладах с государством, национальная политика
которого, как правило, направлена на ассимиляцию
малочисленных народов. А «ассимиляция - это слияние
одного
народа с другим, с утратой
одним
из
них
своего языка,
культуры
.
национального самосознания». Поэтому истинные носители
языка, культуры - а это, в первую очередь, поэты - выступают
против ассимиляции и потому подвергаются гонениям со
стороны государства и его ставленников - «людей
холопского звания».
Истинный поэт не может петь песню того, на чьей арбе он
едет, тем более, песню, сидящего на его шее. Он - голос н совесть
своего народа. Поэтому ему нет места ни в государевом дворе,
ни в государственной арбе. Он, как пророк - босой, пеший -
несет свой крест. Это его судьба. Но талантом своим он свой
народ может поднять и прославить.
Поэтому, мы - люди бизнеса - в долгу перед ними. Если
вдуматься, помогая нм, мы сохраняем себя - ибо, мы тоже есть
часть того народа, которую они стараются спасти. Вот что я
хотел сказать, а о таланте Лайпанова сказано достаточно много
на страницах отечественных и зарубежных авторитетных
изданий и очень авторитетными людьми.
Некоторые исследования лайпановедов опубликованы в
девятом томе десятитомного Собрания сочинений Поэта на
карачаевском языке. Краткие данные его жизни и творчества
даются в первом томе трехтомного издания сочинений на
русском языке. Речь идет о сочинениях, изданных в 1993-1998
годах. Подробно его биографические и библиографические
данные даются в настоящей книге.
28.06.1984 г. великий Кайсын Кулиев пишет редактору журнала
«Минги Тау», представляя подборку стихов студента Литературного
5
института им.А.М.Горького: «На м ой взгляд, Л айпанов
талантливый парень. Если наши мнения совпадут, то пойму,
что не ошибся. К тому же, он оставляет впечат ление
мужичка с характером, с буранной революционной душой...».
А после прочтения рукописной книги стихов молодого поэта
Кулиев однозначно заявляет: «Билал Лайпанов - Поэт! Это мой
главны й вывод. И к нему мы обязаны относиться как к
таланту, окрылять его своим пониманием и поддержкой...».
На истинных поэтов-патриотов у Кайсына было
безошибочное чутье гения. Жаль, Мастеру не довелось увидеть
последующие книги Билала Лайпанова: «Таш бла Терек»,
«Чынгылны башында джанкъылыч», «Джуртда Джангыз
Терек», «Кьарачайны Къадау Ташы», «Джан Джурт», «Намаз
замаН», «Джангы Ай бла Джулдуз», «Таза - азаТ», «Кьазакь
бёрю», «Ай джарыгъында тай кишнеген таууш», «Аллахданды
Аллаххады джол», «Сюйгенлеге харе», «Ангы бла Джюрек»,
«Минги Таулула», «Сууаб-гюнах джазылгъан дефтерле»,
«Бараат кечени назмулары» и итоговую «Дуния намыс эмда
Ахрат азаб»
На мои взгляд, основой карачаевской поэзии является
Исмаил Семенов, а вершиной её - Билал Лайпанов. Знаю, с
этой оценкой некоторые его коллеги не согласятся, но я
выражаю свое мнение, мнение читателя.
А вот мнение Льва Ошанина, профессора Литературного
института, в чьём творческом семинаре в течение 5 лет оттачивал
свое мастерство Поэт: «Лирический герой Билала Лайпанова -
человек с неустроенной судьбой и неразделенной любовью,
полный обостренного чувства к своему много пережившему
народу. Семь букв в имени его земли «Карачай» - для него «семь
цветов радуги, семь чудес света». Также остро любит он
родной язык. «Если умрет мать - человек стерпит. А если
умрет язык?». Перо его образно: «Летний зной спалил лицо
земли. И оно стало похоже теперь на лицо старика». И
дальше: «пусть молния поранит свои босые ноги о камни».
И л и : «Если много вберу в свое сердце лета, То зиме
останется в нем мало места». Он пишет стихи, потому что
считает, что «стихи - это построенные поэтами крепости».
Билал Лайпанов, безусловно, большой поэт, цельная и яркая
6
личность».
Американский профессор, доктор филологических наук Сады к
Дудов пишет: «После тщательного литературного анализа с
радостью могу констатировать: в Карачае есть талант,
который соответствует высшим литературным критериям.
Это Билал Лайпанов. Некоторые его стихи, безусловно, войдут
в сокровищницу мировой поэзии». И заканчивает свою статью
словами: «После Рамазана Къарчи я не знаю такого карачаевца,
который так боролся бы за полную реабилитацию карачаевского
народа, за восстановление его государственности, как Лайпанов.
Его голос, голос П оэт а-Правозащ итника, муж ест венно
преодолевает преграды во Времени и Пространстве. Лишь бы
ему хват ило здоровья, ж изни и везения. И х я и желаю
выдаю щ емуся карачаевскому поэту, своему м олодом у
соплеменнику».
Известная советская карачаевская поэтесса Халимат
Байрамукова следующими словами выразила свое отношение к
творчеству поэта: «Билал Лайпанов пишет верлибром. Это
новое в нашей поэзии. Свободный дух поэзии Лайпанова нашел
свою форму - свободный стих Билал Лайпанов не временной
поэт, а вечный поэт. Он уже занял свое почетное место в
нашей литературе Навеки. Я не боюсь за завтрашний день
нашей поэзии, ибо в ней есть такое имя - Билал Лайпанов!».
Лайпанов талантлив и как редактор (газета «Мир дому
Достарыңызбен бөлісу: |