Категории диалектики



бет1/4
Дата10.02.2023
өлшемі81 Kb.
#66840
түріЗакон
  1   2   3   4
Байланысты:
Категории диалектики


Категории диалектики. Законы диалектики
1.Диалектика как учение об универсальных закономерных связях и процессах.
2.Законы диалектики.
3.Категории диалектики, их всеобщий характер.


1.Диалектика как учение об универсальных закономерных связях и процессах.
Люди в самом далеком прошлом на основе простых, но постоянных наблюдений приходили к выводу, что окружающий их мир и они сами изменяются. В изменениях выделялись новые состояния, свойства, про­цессы, переходы одних предметов в другие. Такие изменения, в отличие от периодически повторяющихся изменений без каких-либо видимых новых моментов, получили название развития.
Проблема развития в философии рассматривается в связи с характе­ристикой признаков и динамики существования бытия. Изменение, дви­жение, развитие раскрывают существенные стороны материального и идеального. Претерпевают изменения вещество и физические поля, им присущи новые состояния и процессы, понимаемые человеком как раз­витие. Развиваются и наши мысли, само сознание и мировоззрение как области духовно-идеального. Но понимание развития в философии и других науках весьма разнопланово. Рассмотрим основные подходы и точки зрения, объясняющие развитие.
Первые мыслители стремились отграничить развитие о других изме­нений по причине их важности для человека, обозначить учение о разви­тии специальным термином. В древнегреческой философии возникло понятие «диалектика». Диоген Лаэртский выделял, например, три части философии: физику, этику и диалектику. Он писал, что одни философы называются физиками, потому что изучают природу. Другие - этиками из-за увлечений рассуждениями о правах человека. А третьи называются диалектиками за хитросплетения речей. Трактовка диалектики Диоге­ном Лаэртским лишь неявно указывала на учение о развитии. Хитро­сплетения, развитое логическое мышление позволяли формулировать и обосновывать новые идеи, принципы, побеждать в дискуссиях.
Реально в философии Древней Греции уже существовало несколько значений диалектики:
- диалектика как методическое опровержение тезисов противника (Зенон Элейский);
- диалектика как самоцель опровержения в софистике и эристике (искусстве вести спор);
— диалектика как «диа» и «лог» — единство опровержения и майевти-ки (от Сократа) - заключительной фазы диалога (спора) в духе иронии, когда спорящий «освободился от иллюзий, ошибок и помогает «душе» найти истину;
- диалектика - как всеобщий вывод от опыта (по Платону);
- диалектика - это аналитика и логика возможного, сходная с диа­лектическим силлогизмом (умозаключением) (по Аристотелю);
- диалектика - часть логики по соотношению с другой ее частью -риторикой (стоики).
Как видно, учение о всеобщих связях и развитии бытия сформирова­лось не сразу. Вначале больше внимания обращалось на связи и развитие мышления людей, на достижение их адекватности реальному материаль­ному миру, отношениям в обществе.
В современной философии бытие осмысливается не только по его сущности, содержанию, структуре, атрибутивным свойствам, видам и способам. Оно исследуется и с точки зрения выявления тех связей, кото­рые характерны для бытия в целом, для конкретных его видов и форм. Иными словами, учение о всеобщих связях и развитии бытия - важней­ший элемент теории всеобщего. Так, П.Алексеев и А.Панин считают, что философия бытия (онтология) включает в себя: понятие (определение) бытия; соот­ношение духа и материи; самоорганизацию и системность; детерминизм и развитие.
В различных философских системах и школах учение о связях и раз­витии бытия называется по-разному или не имеет специального назва­ния. Но чаще всего оно обозначается термином «диалектика». Учение о связях и развитии исторически формировалось из признания изменчивости всего (бытия). Например, Гераклит считал, что одно и то же есть живое и умершее, проснувшееся и спящее, молодое и старое, ибо первое исчезает во втором, а второе - в первом. Он полагал также, что в ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем. В философии XX века понятие «диалектика» употребляется в трех основных значениях:
1.Диалектика - совокупность объективных закономерностей и про­цессов, действующих в мире в ходе его движения и развития — объектив­ная диалектика.
2. Диалектика - это взаимосвязь и развитие образов в мышлении че­ловека. Данный процесс изучается диалектикой мышления или логикой.
3. Диалектика - один из всеобщих методов познания, который ис­пользуется не столько для получения конкретных знаний, сколько для определения подходов к изучению бытия.
Диалектика в философии - учение о всеобщих связях и развитии бы­тия: природы, общества и мышления человека; бытия материального и нематериального (духовного). Диалектика изучает не всякое изменение и не любые связи, а только всеобщие, универсальные, характерные для всего бытия, причем внима­ние обращается не столько на само изменение или движение, сколько на одну из разновидностей - развитие.
Основными признаками развития являются:
1) качественный характер изменений;
2) их необратимость;
3) направленность.
Но следует отметить, что какой-либо один из этих при­знаков не является достаточным для определения разви­тия. Недостаточны и какие-либо два из них.
Эти признаки развития необходимы и доста­точны для отграничения данного типа изменений одно­временно от хаотических изменений, механических дви­жений, круговоротов и функционирования. Указание на эти три признака и должно составлять исходное определение понятия развития. Критерий развития — комплекс­ный.
Исходное определение данного понятия следующее: развитие— это направленные, необратимые качественные изменения системы.
Данное учение в общем плане не едино. Существует внутренняя и внешняя противоречивость в самом функцио­нировании диалектики, что обусловило ее историческую и современную альтернативность.
Альтернативность диалектики состоит в существовании различных подходов к объяснению развития или отрицанию самой возможности бытия к развитию. Она может быть рассмотрена в трех основных аспек­тах. Во-первых, существуют разные учения в самой теории диалектики, обусловленные принципиально несовместимыми подходами к познанию и изменчивости бытия. Во-вторых, сформировались относительно само­стоятельные по отношению к диалектике учения, которые также пред­ставляют ее альтернативы. В-третьих, диалектика как теория и метод по­знания имеет противоположное по содержанию учение в гносеологии.
К первому аспекту относится существование в теории диалектики двух учений: идеалистической и материалистической диалектики. В их взаимодействии и противостоянии состоит внутренняя альтернативность диалектики. Идеалистическая диалектика ориентируется на обоснова­ние первичности развития идей, понятий. Основы ее заложены Плато­ном, Аристотелем, Гегелем и другими мыслителями. Материалистичес­кая диалектика аргументирует первичность развития материального бытия, отражаемого понятиями, законами и принципами. Исходные по­ложения материалистического понимания развития разрабатывались Ге-раклитом, Зеноном Элейским, Лукрецием, Марксом, Энгельсом, Лени­ным и другими.
Идеалистическая и материалистическая диалектика объясняют раз­витие бытия. При этом используются в основном одни и те же понятия. законы и принципы. Существенное различие состоит в поиске исходных основ, начал объяснения развития. Сторонники идеалистической диа­лектики отстаивают первичность развития духовного, нематериального.
Сторонники материалистической диалектики придерживаются противо­положных исходных основ: развивается, прежде всего, объективный ма­териальный мир, а потом - наше сознание и его содержание.
Ко второму аспекту альтернативности диалектики относятся учения, возникшие вне диалектики и составляющие ей «оппозицию». Это анти­диалектические концепции бытия: «трагическая диалектика», «метафи­зика жизни», «экзистенциальная диалектика», «негативная диалектика», «антиномическая диалектика», мистический рационализм, диалектичес­кая теология и др.
Внешнюю альтернативность диалектике и как учению о развитии и как методу познания составляет метафизика. Она представляет совокупное учение о связях и развитии, о способах и формах познания, объясняющее их принципиально по-иному, чем диалектика. Сторонники метафизики отстаивают независимость элементов бытия в соотношении с их взаимоза­висимостью, признают значимость внешних связей, а не внутренних: ис­точником развития считается внешний толчок, а не внутренняя противо­речивость бытия; характер развития состоит в эволюционности или катастрофизме, но не в единстве постепенного, количественного и скач­кообразного, качественного как в диалектике. Направленность развития сторонники метафизики видят или в прогрессе, или в регрессе, или в «дви­жении по кругу», отрицая взаимодействие данных тенденций и развитие бытия как бы «по спирали».
Она ориентируется на познание бытия в его отдельных связях и покое, на изучение отдельных предметов, а не систем, апеллирует к ир­рациональности. Альтернативу диалектике как методу познания состав­ляет и агностицизм. Он противостоит диалектике тем, что ориентирует­ся не на принципиальную познаваемость бытия в его связях и развитии. а на релятивизм, скептицизм, иррационализм, мистику.
Таким образом, понимание связей и развития бытия многообразно и разнопланово. Диалектика представляет наиболее полное и богатое по содержанию учение, объясняющее развитие.
Диалектика (идеалистическая и материалистическая) представляет си­стему принципов, законов и категорий. Принцип - основное, исходное положение какой-либо теории, науки, а также убежденность в чем-либо, норма или правило поведения. Принципы диалектики - всеобщие научные положения о поступа­тельных изменениях взаимосвязанного в своих элементах бытия, которые имеют исходное значение для мыслительной и практической дея­тельности.
Они сформулированы на основе категорий и законов диалектики. Выделяют два основных принципа диалектики:
- принцип всеобщей связи;
- принцип развития.
Существуют и другие принципы диалектики: принцип детерминизма; принцип противоречивости; принцип количественно-качественного развития бытия; принцип преемственности; принцип необходимости. Они формулируются на основе конкретных диалектических законов, по­знания существенных сторон и признаков, происходящих изменений в бытии, в ходе более конкретной характеристики связей бытия.
Принцип связи выражает (охватывает) все многообразие связей бы­тия и сформулирован в суждении: в бытии (мире) все взаимосвязано.
Связь - философская категория, которая отражает все формы, типы и виды соотношения, взаимообусловленности, взаимозависимости, взаимо­влияния и взаимодействия предметов и явлений материального мира, ло­гических образов сознания (мышления). Принцип ориентирует также на то, что связи не привносятся откуда-то извне в бытие. Они присущи само­му бытию, его видам и формам. Основную роль играют внутренние связи, так как обусловливают целостность конкретных объектов и систем бытия, их единство. Понимание диалектических связей дает возможность опреде­лить закономерную связь, закон. Закон в философии — существенная, внутренняя, необходимая, устойчивая и повторяющаяся связь бытия.
Принцип разви­тия отражает (охватывает) поступательное - от прошлого через настоя­щее к будущему — изменение бытия, возникновение нового и отмирание старого, через переход от менее совершенного к более совершенному. Развитию присуще наличие источников, движущих сил (детерминант) и механизма, преемственность, направленность и другие признаки. Они конкретизируются в законах и категориях диалектики.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет