Казахская культура в контексте глобализации
Цель занятия: Рассмотреть казахскую культуру в
контексте глобализации
Основные вопросы: 1. Проблемы сохранения культурного наследия
казахского народа в условиях глобализации. Музеи Казахстана и их роль в
сохранении культурного наследия.
2. Реализация программы «Мәдени мұра», проекта музеи-заповедники,
культурных и природных памятников Казахстана.
3. Проект национальные музеи-заповедники: Ботай, Сарайшык, Бозок.
культурный объект Бекет-Ата, Аксу Жабаглы,
Коржалгын как
культурногеографический каркас национальной идентичности.
4. Молодежная субкультура и проблемы духовных моральных, эстетических
и религиозных ценностей.
Задание: Рассмотреть казахскую культуру в контексте глобализации
Под глобализацией понимают постепенное преобразование мирового
пространства в единую зону, где беспрепятственно перемещаются капиталы,
товары, услуги, где свободно распространяются идеи и передвигаются их
носители, стимулируя развитие современных
институтов и шлифуя
механизмы их взаимодействия. Глобализация, таким образом, подразумевает
образование международного правового и культурно-информационного
поля, своего рода инфраструктуры межрегиональных, в том чиcле
информационных обменов.
Для культурной глобализации характерно сближение деловой и
потребительской культуры между разными
странами мира и рост
международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации
отдельных видов национальной культуры по странам всего мира. С другой –
популярные международные культурные явления могут вытеснять
национальные или превращать их в интернациональные. Многие это
расценивают как утрату национальных культурных ценностей и борются за
возрождение национальной культуры, что вполне понятно и в определенной
степени оправданно. Глобализация и проблема самоидентификации
этнорегиональных культур. Сегодня многие ученые
с тревогой пишут и
говорят о том, что во второй половине ХХ столетия глобальные проблемы
современности встали совершенно по-иному. Как известно, вся история
человечества представляет собой историю возникновения и исчезновения
культур разных народов. При этом исчезновение культур происходило и
происходит в результате процессов аккультурации и ассимиляции, когда
технологически более развитые культуры вытесняют или
поглощают менее
развитые в технологическом плане культуры. Поэтому в настоящее время
сохранение культурного своеобразия, идентичности оценивается как высшее
достижение цивилизации. Культура суть форма исторической памяти; она -
коллективная память, в которой происходит фиксация, сохранение и
запоминание уклада жизни, социального
и духовного опыта данного
общества. Идентификация, идентичность – понятия, отражающие важные
аспекты жизнедеятельности человека как социального субъекта. Генезис
идентификационных процессов носит общественный характер. Индивид
может выступать субъектом для себя лишь в том случае, если в то же время
он предстает объектом для другого. Отношение к самому себе формируется у
него через отношение к нему других и наоборот.
Особенно острыми и
неоднозначными идентификационные процессы становятся в условиях
исторических разломов, переломных эпох в жизни народов. Именно такой
период переживает сегодня Казахстан.
Особенность кризиса современных идентификационных процессов состоит в
том, что утерян контроль не только над процессами, происходящими в
масштабах всего общества, но и над воспроизводством и конструированием
значительной части индивидуальных и групповых идентичностей.
Во-