Карагандинский технический университет
Кафедра Ассамблеи народа Казахстана и социально-гуманитарных дисциплин
Конспект лекций
по дисциплине «Философия»
(для студентов всех специальностей очной формы обучения, изучающих дисциплину в объеме 5 кредитов)
Караганда 2021г
Тема1. Возникновение культуры мышления. Предмет и методы философии.
Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Структура мировоззрения: познавательный компонент, ценностно-нормативный, эмоционально-волевой и практический компоненты.
Мировоззрение — это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно, человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении к природе, к миру вообще.
В мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы в их взаимосвязи. Можно выделить следующие структурные компоненты мировоззрения:
- во-первых, это устойчивая картина мира, которая включает в себя конкретно-исторические представления о мире (знания);
-во-вторых, оценка жизни, опирающаяся на систему целеполагающая идея, ориентирующаяся на систему ценностей;
- в-третьих, деятельностный аспект мировоззрения. Он концентрируется вокруг значений, смыслов и ориентиров нашей жизнедеятельности, создавая простор для выражения жизненного опыта, оценки действительности, убеждений, принципов и идеалов. Выделяются также теоретический и практический уровни мировоззрения. Практический уровень мировоззрения иногда называют "жизненной философией». Теоретический уровень мировоззрения, к которому относятся философия и наука, осуществляет специальный критический анализ и осмысление воззрений, формирующих мысли и действия.
Одна из самых распространенных классификаций мировоззрений – по преобладающей форме общественного сознания: мифологическое, религиозное, обыденное, научное, философское.
Мифологический тип мировоззрения — самый древний феномен в истории человечества, это причудливое сочетание естественного и сверхъестественного, земного и небесного, рационального и иррационального, возможного и невозможного, сакрального и профанного при ведущей роли фантазии и воображения. В мифологии уже ставятся вопросы о происхождении мира, о смысле жизни и смерти, о запретном и допустимом, об отношении людей к природе и себе подобным.
Мифологическому мировоззрению присущи:
– антропоморфность — рассмотрение всех явлений по аналогии с человеком, растворение его в природе;
– синкретизм — слитность субъективного и объективного, идеального и материального;
– дескриптивность — объяснение происходящих событий посредством оперирования символическими образами;
– магия, воспринимаемая как «мост», по которому можно пройти в «страну» природных элементалов и заручиться их поддержкой и содействием в мирских делах.
Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение.
Оно складывается из следующих черт:
– признание существования сверхъестественных сил и существ;
– вера в возможность связи человека с этой надмировой инстанцией;
– культ как совокупность необходимых обрядов и ритуалов,
способствующих реализации возможности контакта с Богом;
– чувства и переживания, сопровождаемые такое действо;
– наличие специально подготовленного контингента, органов и учреждений, посредством которых сохраняется, укрепляется и распространяется данная система религиозных представлений.
Научное мировоззрение связано с попыткой объяснить и познать мир в его подлинности. Наука — доказательная, логически обоснованная, апробированная практикой система знаний о законах развития и функционирования социоприродной действительности, позволяющая преобразовывать окружающий мир в интересах людей и прогнозировать вероятность наступающих событий.
Если мифологическое мировоззрение дает иррациональную символическую картину мира, если религия наделяет человека верой в сверхъестественное и раскрывает общечеловеческие нравственные ценности, а наука вооружает его точными знаниями, закрепленными в специальных понятиях, законах, теориях, то в чем же специфика философского знания?
В отличие от всех других форм и типов мировоззрения, философия претендует на теоретическую обоснованность, как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности.
В ней устанавливаются также нормы, ценности и идеалы, определяющие цели, средства и характер деятельности людей. Философская мысль избрала своим ориентиром не слепую, догматическую веру, и не сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни. Философия — это форма рационально обоснованного представления человека о мире и о себе. Таким образом, мировоззрение – система наиболее общих представлений о мире в целом, месте и роли человека в нем, отношении человека к миру, другим людям, самому себе. Мировоззренческие картины мира как его целостные образы, включающие обобщенные представления о природе, обществе и человеке: мифологическая (создается посредством (основывается на символе веры); философская (опирается на научную картину мира, представляет собой обобщенную систему достоверных знаний, полученных в процессе научного познания на том или ином его конкретно-историческом уровне развития).
Основные разделы философии следующие:
Онтология (греч. “ontos” — “сущее”) — учение о бытии мира и человека; о первоначалах всего сущего, выражаемых в универсальных принципах и категориях (вроде таких, как “мир”, “природа”, “материя”, “дух”,
«пространство», «время», «развитие», «эволюция»).
Гносеология (греч. “gnosis” — знание) — теория познания, трактующая его сущность и возможности; условия достоверности и отношение к реальности; соотношение в нём истины и заблуждений; само понятие знания и его разновидностей .Теория научного познания называется эпистемологией (греч. “episteme” — “мнение”).
Философская антропология — раздел философского знания, специально занятый осмыслением человека. Антропологию как философскую дисциплину следует отличать от антропологии как частной, прежде культурологической, науки. Философия рассматривает человека как особый род сущего, отличный от всех других существ. В философской антропологии осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, анализируются категории человеческого существования.
Аксиология (греч. “axia” — “ценность”) — трактует понятие ценностей жизни и культуры, процедуры оценки значимых для человека явлений и событий.
Социальная философия
— раздел философского знания, изучающий наиболее общие характеристики общественной жизни.
Философия истории — изучает вопросы, связанные со смыслом и целью
общественной истории, с ее движущими причинами.
Этика (греч. “ethos” — нрав, обычаи) — учение о морали, т.е. правилах поведения людей, счастье и долге человека, его обязанностях по отношению к обществу, государству, своим ближним и к себе самому.
Эстетика (греч. “aistethicos” — ощущение, чувство) — учение о канонах красоты, формах ее освоения и творчества, прежде всего в искусстве.
История философии рассматривает историческое развитие философии. Она изучает философское творчество мыслителей прошлого, а также современных авторов, выделяет эпохи в развитии философии, анализирует связь философских концепции с культурой и особенностями общества.Историю философии как историю крупных концепций можно представить в виде последовательности основных философских направлений (в границах которых существуют многочисленные школы и течения).Это:идеализм,материализм,скептицизм,агностицизм.плюрализм.монизм и др.
Тема
Сознание,душа и язык.
Сознание как онтологическая проблема. Основные теории происхождения сознания: религиозно-философская концепция, концепция сознания в объективном и субъективном идеализме, диалектико-материалистическая концепция сознания, космическая, информационная концепция происхождения и функционирования сознания.
Концепция антропосоциогенеза.
1 Непосредственность
Основная проблема сознания – его непосредственность. Непосредственный не имеющий посредников, т.е. ни от кого и ни от чего не зависящий.
Его нельзя выделить как объект в физическом смысле. У сознания нет материальных свойств.
До Декарта философы исследовали душу. И только с Декарта философия и психология исследуют сознание. Декарт открыл в положении "Я мыслю, следовательно, существую" исходный принцип сознания: сознание есть основание всякой достоверности. Основная достоверность, что я существую. И более частные достоверности: какие-либо действия, поступки и т.д. Сознание создает достоверности, очевидности.
2 Рефлективность
Умение что-либо зафиксировать, мысленное обращение к "Я", или рефлексия, благодаря которой я мыслю, что я мыслю, называется сознанием. Вся сущность сознания в принципе "Я мыслю". Сознание – это мышление. Мышление – это непосредственное осознание. Мышление и сознание тождественны. Мышление, таким образом, есть атрибут, который не может быть отделен от своего субъекта "Я". Весьма возможно, если у меня прекратится всякая мысль, я сию же минуту полностью уйду в небытие.
"Я" есть "мыслящая субстанция". Сознание существует, пока мыслит. Нет мысли, нет существования. В соответствии с природой сознания сознание всегда должно мыслить. То, что сознание актуально мыслит означает, что в ней происходят мыслительные операции.
Мыслительные операции в философии называются рефлексией.
Сознание рефлективно: воспоминание прошлых событий, сравнение, узнавание и др.Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения.
Рефлектированность (от лат. reflecto – отражаю) – свойство стать предметом осмысления. Рефлектировать – осмысливать.
Благодаря рефлексии создается непрерывность сознания. Тк. об., у сознания две стороны: непосредственность и рефлективность. Такое понимание сознания является неполным.
3 Перцепция.
Декарт был рационалистом, поэтому в его понимании сознания преобладала рациональная составляющая – рефлексия, т.е. осознание, анализ. Но сознание можно понимать не только как мышление, а еще и как чувства, ощущения. Такое понимание есть понимание сознание как души. Так понимали сознание мыслители до Декарта.
Душа (греч. psyche, лат. anima) – совокупность побуждений сознания (и вместе с тем основа) живого существа, особенно человека. Душа – совокупность тесно связанных с организмом психических явлений, в частности чувств и стремлений. Душа характеризует сознание не со стороны рефлексии, а со стороны чувств. Сознание не только мыслит, но и ощущает.
Что значит ощущать? Это значит не только иметь органы чувств, а самое главное –это ощущение себя живым: испытывать какие-то переживания, желания, симпатии, антипатия, приятное или неприятное и т.д.
Вот эти все переживания и ощущения в философии и психологии называются перцепциями. Перцепция (от лат. percipere воспринимать) – акт восприятия;
Перципировать – воспринимать.
Чувственные ощущения как осознаваемые, так и неосознаваемые обобщаются (интегрируются) и получается акт восприятия, т.е. перцепция. Перцепция выражает то, что принадлежит нашему телу.
Сознание не может знать всѐ, что происходит во всех частях нашего тела.
Сознание может знать о важных событиях нашего тела, но есть не значительные события, о которых сознание знать не может.
Итак, приходится утверждать, с одной стороны, что душа, как способная быть сознательной (рефлективный компонент), обладает духовной природой, а с другой – что в перцепции она, безусловно, связана с процессами физического характера, т.е. с процессами бессознательного характера.
В связи с этим расчленяет психическое единство сознание, т.е. его непосредственность на его бессознательный и сознательный (рефлективный) аспекты.
В реальности бессознательного компонента сознания нет сомнения.
4 Бессознательное.
На это указывают различные психических феномены, через которые себя проявляет бессознательное. К этому классу психических феноменов принадлежат некоторые оговорки.
Эти ошибки в разговорной речи – которые допускают главным образом те, кто говорит в состоянии большой физической и умственной усталости, – носят невольный и часто даже неосознанный характер.
В подобных случаях сознательная рефлексия и психологический анализ без труда показывают, что оговорки фактически выражают затаенные мысли тех, кто их допускает:
внутреннее неуважение, обычно скрываемое под внешними знаками почтения по отношению к начальнику, желание, чтобы он подольше болел, дабы еще какое-то время не чувствовать над собой его власти, и т. п.
Основателем психоанализа является Зигмунд Фрейд (конец 19 начало 20 века). Фрейд (Freud) Зигмунд (род. 6 мая 1856, Фрайберг, Австро-Венгрия – ум. 23 сент. 1939, Хэмпстед, близ Лондона) – австр. невропатолог, психиатр, психолог, с 1902 – профессор невропатологии в Вене, с 1938 – в Англии. Фрейд – создатель психоанализа, который он развивал сначала как психотерапию для лечения различных форм истерии, а потом преобразовал в учение о собственной закономерности и действии бессознательного, в особенности в сфере влечений, инстинктов.
Влечения порождают представления, которые – если они не реализуются – вызывают невроз душевной жизни.
Центральной в учении Фрейда явилась теория психосексуального развития индивида. Согласно Фрейду, основу бессознательного составляют сексуальные инстинкты (либидо), обусловливающие большинство психических действий характеризующихся двумя связанными с инстинктами понятиями: комплексом и сублимацией.
В психоанализе Фрейда – преобразование вытесненного полового влечения в духовную деятельность, большей частью в сфере религии, метафизики или искусства. Именно в этом смысле объясняет психоанализ деятельность в области культуры.
Самосознание – осознание и оценка человеком самого себя как субъекта познавательной, нравственной, практической и др. деятельности. Самосознание – это осознание содержание мыслей, мотивов и результатов деятельности, оценка себя, осознание своего «Я». «Я» – личность, освещенная светом самосознания, знающая и оценивающая себя. Самосознание – интегративный механизм сознания, без которого человеческое поведение невозможно. Самосознание в обществе появляется с развитием языка, форм общения, нравственно-ценностных систем культуры. У ребенка появляется в 2–3 года, когда он произносит «Я сам». Самосознание человека обусловлено мировоззрением, нравственной системой ценностей и оценок.
Типы сознательной деятельности человека: познание, творчество, практика.
Язык деятельности. Благодаря языку мысли отдельных людей превращаются в достояние всего общества. В языке человек фиксирует свою мысль и благодаря этому имеет возможность подвергать еѐ анализу как вне его лежащий объект. Язык является не только универсальным средством выражения мысли, но и общения.
Большой вклад в развитие тюркской фальсафа внес М.Кашгари, автора трехтомной тюркской энциклопедии «Дивани Лугат-ат-Тюрк»(«Книга о тюрках» или «Словарь тюркских языков»). В ней собран и обобщен огромный историко-культурный, этнографический и лингвистический материал. Махмуд Кашгари представил здесь основные жанры тюркоязычного фольклора жителей Средней Азии и Казахстана - обрядовые и лирические песни, отрывки героического эпоса, исторические предания и легенды (в том числе о походе Александра Македонского в район проживания тюрков-чигилей). В книге собраны более 400 пословиц, поговорок и устных изречений, из них 875 слов и 60 пословиц и поговорок, которые без каких-либо изменений вошли в состав казахского языка. В этой энциклопедии тюркской жизни XI века сочетаются традиционные верования казахов (в Тенгри, Жер-Су, Умай) с мусульманскими и суфийскими религиозными взглядами.
Тема Бытие.Онтология и метафизика
Бытие – предельно общая философская категория, объединяющая по признаку существования все предметы, процессы и явления мира. Это одна из основных проблем философии. Один из центральных разделов философии, изучающих проблему называется онтологией, а сама проблема бытия – одна из главных в философии.
Парменид первым из европейских философов обозначил проблему и категорию бытия, полагавший,что умопостигаемое бытие неизменно,неподвижно и едино. Зенон Элейский, защищая тезисы Парменида,сформулировал ряд предположений, отрицающие движение и указывающие на то, что оно противоречиво и, следовательно, не существует. Большой вклад в развитие онтологии внесли Платон и Аристотель. По мнению Платона имеются два мира: первый — мир того, что есть и никогда не становится (мир идей) — бытие, и второй – мир того, что постоянно происходит через становление и потому не обладает бытием (мир чувственных вещей). Первый познается разумом, второй — с помощью органов. В отличие от Платона Аристотель считал, что истинным бытием обладает не идея, а конкретная единичная вещь. Только она может быть сущностью (субстанцией), т. Е. чем-то самобытным, существующим в самом себе. Всякая единичная вещь представляет собой сочетание материи и формы.
Основоположник перипатетической школы аль-Кинди,вслед за Аристотелем дает наиболее общее определения бытия – через 5 , основных категорий: «материи», «формы», «движения», «пространства» и «времени». Обобщение, «укрупнение» категориального аппарата свидетельствует о зрелости мысли «философа арабов». В «Книге о пяти сущностях» он рассматривает материю как основную, определяющую сущность, из которой состоит всякая вещь.
В Новое время проблема бытия получила развие в учениях Декарта, Спинозы и Лейбница. Декарт признает независимое существование обеих субстанций: протяженности и мышления. Такой подход называется дуализмом(дуальный — двойной). Спиноза, сохраняя Декартово определение субстанции как причины самой себя, избавляется от дуализма тем, что протяжение и мышление объявил не субстанциями, а атрибутами (неотъемлемыми признаками) одной, общей для них субстанции — телесной природы, или Бога. Признание только одной субстанции, лежащей в основе мира, называется монизмом. Немецкий философ Лейбниц утверждал, что субстанция не может быть протяженной, так как протяжение означает, что она состоит из чего-то. Но субстанция не может состоять из частей. Значит, субстанция непротяженна. Но что может быть непротяженным, что не имеет длины, ширины, высоты? Это математическая точка. Но такая точка — результат мышления. Значит, субстанция — это нечто бестелесное, как душа. Лейбниц называет эти маленькие бестелесные души монадами.
Идеальное бытие – субъективный образ объективной реальности, внутренний мир человека, как специфически преобразованное материальное. Оно выражается в формах сознания и воли человека (эмоции, мысли, потребности, желания, цели, духовные и душевные ориентации и т. п.).
Материальное бытие – реальные вещи, процессы и их свойства, обладающие объективностью, то есть существующие вне и независимо от сознания людей.
Способ существования перемещения небесных и земных масс до мышления; движения без материи не существует, как и материи без движения. Оно не существует вообще, а проявляется в конкретно-исторических формах (механической, физической и т. п.). Движение как философская категория более широкое понятие, чем развитие. Формы материального бытия существования пространства (протяженность и рядоположенность) и времени (длительность и смена событий).
Любая наука, изучая определенные стороны действительности, обязательно приходит к формированию своих категорий. Категории диалектики — предельно широкие формы идеального отражения объективного мира, которые служат исходными принципами познания и духовно-практического преобразования действительности.Единичное и общее. Это философские категории, отражающие диалектическое единство и отличие между предметами и явлениями действительности. Так, категория «единичное» отражает в предмете, явлении то, что присуще только данному предмету, явлению. «Общее» отражает тождественность, которая объективно существует между предметами, вещами, явлениями в рамках конкретной качественной определенности.Промежуточной категорией между единичным и общим является понятие «особенное». Особенное — это то, что выступает общим по отношению к единичному и единичным по отношению к общему. Явление и сущность- категории, определяющие разные ступени познания, каждая из которых отражает реальный уровень глубины постижения объекта. Сущность — философская категория для обозначения внутренней, относительно скрытой и устойчивой стороны объективной действительности, которая определяет природу предмета, процесса и присущие им закономерности развития. Явление — категория для обозначения в предмете, процессе того, что непосредственно обнаруживается, проявляется перед нами.Содержание и его форма-эти категории являются дальнейшей конкретизацией сущности и явления. Содержание — совокупность элементов, сторон, свойств, связей и тенденций, составляющих данный предмет, процесс, явление.Часть и целое — категории, отражающие отношения между совокупностью предметов или их сторон, элементов и связей, которые их объединяют и приводят к появлению в этой совокупности новых свойств и закономерностей, не присущих предметам, сторонам, элементам по отдельности.Необходимость и случайность. Эти философские категории отражают разные типы связей предметов и явлений друг с другом. Необходимость — внутренние, устойчивые, существенные связи между явлениями, которые определяют их закономерные изменения и развитие. Необходимость проистекает из сущности явления, процесса и неминуемо происходит в данных условиях. Так, смерть любого живого организма неминуема, поскольку она обусловлена его природой и внутренними процессами, которые в нем проходят.
Философию Платон понимает как учение о сущем, том, что является постоянным в окружающем мире. Мир чувственных вещей непостоянен и изменчив: материальные вещи возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего прочного и истинного. Постоянными, вечными и неизменными являются идеи (эйдосы) материальных предметов. Идея – это сущность предмета, отделенная от него, « вынутая» из человеческого сознания и помещенная в некий идеальный мир, где собраны все идеи всех предметов. Идея – образец, модель, по которой создаются, «копируются» предметы. Материальный мир образуется из соединения «идеи» и «материи», того, что придает «идее» оформленность и вещественность. Платон считает, что первичен именно мир идей, мир идей вторичен.
Тема Познание и творчество
Гносеология – теория познания. Теория познания рассматривает вопросы познаваемости мира, способов познания, критерии истины.Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. Субъект -это носитель материальной и духовной деятельности,источник активности,направленной на объект.Объект-то что противостоит субъекту,на что направлена его деятельность.
Основные точки зрения на предмет познаваемости мира:
1) гносеологический оптимизм: мир познаваем — таково мнение большинства философов и материалистической и идеалистической ориентации;
2) гносеологический пессимизм (агностицизм): люди никогда не смогут обрести знания о вещах внешнего мира как они есть на самом деле потому, что всему и всегда, они придают человеческое измерение и преломляют объективную информацию через призму структур и форм собственной субъективности, внося в нее неискоренимые искажения (Кант, Юм);
3) скептицизм: сомнение в возможности получить достоверное и полное знание об объективной реальности или о ее каких-то сегментах.
Теория "Бессубъектного познания" Поппера основана на учении о третьем мире.первый-это мир физических состояний,второй-мир состояний сознания,третий-мир научного знания. Он возникает в результате взаимодействия первых двух миров и его содержанием являются научные теории,аргументы,предположения и т.д.Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации – книг, рисунков, объектов материальной культуры.
Истина-это процесс и результат соответствия наших знаний действительности.Она представляет собой единство таких черт как объективность и субъективность,относительность и абсолютность, абстрактность и конкретность. Заблуждение-это содержание знания,не соответствующее реальности,но принимаемое за истинное.
Тема Образование,наука,техника и технология.
Наука, представляет собой специфическую сферу человеческой деятельности, направленную на получение нового знания. Кроме того, наука - это система знаний, система социальных организаций (институтов и учреждений) и непосредственная производительная сила.Непосредственными целями науки являются исследование, описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения.Уровни научного познания – теоретический и эмпирический. На каждом из этих уровней используются свои методы познания и результаты познания фиксируются в определѐнных формах. Отличия теоретического от эмпирического уровня: 1) по глубине проникновения в объект исследования (на эмпирическом уровне познаются явления, на теоретическом – сущность);
2) по методам исследования (на эмпирическом: наблюдение, измерение, эксперимент; на теоретическом: восхождение от абстрактного к конкретному, формализации, идеализации и др.); 3) по формам, в которых фиксируется результат познания (на эмпирическом уровне – это в основном факт; на теоретическом – гипотеза, теория).Техника – это совокупность искусственных средств, используемых в деятельности людей. Техника является одной из форм реализации научных знаний. Поэтому развитие современной техники обусловлено развитием науки, которая теперь играет ведущую роль по отношению к технике.Философия техники –философия,которая занимается осмыслением технической деятельности человека в широкой перспективе, значения и перспектив техники. Различные классификации наук (Аристотель,аль-Фараби,ибн-Сина, Ф.Бэкон, Г.Гегель .О.Конт).
Тема Человек
Что такое человек? Какова его природа? Человек есть «дело рук самого человека» или исключительно продукт социального воспитания и образования? Что такое личность, индивидуальность? Есть ли смысл жизни человека? Эти и другие проблемы интересуют не только философию, но и каждую личность.
Вся история философии есть непрерывная попытка найти ответы на фундаментальные вопросы человеческого существования. Каждая философская система или учение создавала образ человека, понимание его природы. И этот образ человека является частью мировоззрения, нередко определяет познавательные, практические возможности человека, его нравственное поведение. В древневосточной философии была заложена традиция включения человека в предмет философии, сделана попытка определить его специфические (преимущественно нравственные) признаки, отличающие человека от животного. В качестве социальной ориентации человека была сформулирована установка на его адаптацию (приспособление) к окружающей среде, на неукоснительное следование предначертанному ему свыше пути. В античной философии были намечены основные линии и параметры философской антропологии, человек обозначен как предмет философского осмысления и определены самые очевидные грани его существенных характеристик - природность, разумность, социальность. в средневековой философии господствует теоцентристское понимание человека, суть которого заключается в том, что происхождение, природа, целевое предназначение и вся жизнь человека предопределены Богом. Тело (природное) и душа (духовное) противопоставлены друг другу. Впоследствии вопрос об их соотношении стал одним из стержневых в философской антропологии.В эпоху Возрождения сформировалась гуманистическая установка, ставящая в центр мироздания и философии человека, а не Бога. Рационалистическая парадигма философии Нового времени в качестве центрального вопроса философско-антропологического плана поставила вопрос о сущностном признаке человека. И здесь мнение мыслителей Нового времени было почти единодушным: человека делает человеком Логос, ум, способность мыслить.В XVIII-XIX вв. рационалистическая установка дополняется натуралистическими и механистическими концепциями (Ламетри,Монтескье).По Канту, человек – это природное существо, которое подчинено природной необходимости, законам природы, и в то же время он нравственно свободен. В этом заключается суть нравственно-натуралистического дуализма учения Канта. В XIX в. начинает зарождаться противоположная натурализму концепция - социологизм. Суть его заключается в обосновании приоритета социальной стороны человеческого бытия. Вершиной социологической трактовки человека в XIX в. стала марксистская философско-антропологическая концепция. В своей сути человек - существо не природное, а общественное. Природная основа - лишь предпосылка человека, но его сущность заключается в том, что он «есть совокупность всех общественных отношений». Западная философская антропология . (М. Шелер. Г. Плесснер, А. Гелен, Э. Кассирер и др.) сделала ряд принципиальных открытий относительно человека: 1) человек – животное, изобретающее символы и живущее в символическом мире; 2) человек – существо свободное и открытое, находящееся в процессе становления и развития; 3) человек – микрокосм, манифестирующий космически-витальную действительность. Этим направлением была выдвинута идея целостного подхода к человеку, определены основы «собственно человеческого» бытия.
Человек - представитель Homо-sapiens, генетически связанный с другими формами живого. Индивид - отдельный представитель человеческого рода. Индивидуальность - уникальность, неповторимость, своеобразие интеллектуальных, эмоциональных, духовных и физических черт человека.
Тема Жизнь и смерть.Смысл жизни
Смысл жизни отражает мировоззренческую жизненную позицию человека, его осознанный и обобщенный взгляд на жизнь, на ее конечную цель. В тоже время смысл жизни больше выражается в формах самой жизни. Личные выборы и поступки больше говорят о смысле жизни, чем слова. Потеря смысла жизни относится к разряду нравственной патологии личности.
С точки зрения религии высший смысл жизни выносится за её рамки: жизнь - лишь временный этап на пути к загробному миру. Страх смерти замещается в религии другим страхом - страхом возмездия за грехи.
Иной подход к поиску смысла жизни в материалистической философии. Материализм признаёт: уход человека из жизни - это ничем невосполнимая утрата. Неповторимая уникальная личность перестает существовать навсегда. Понимание собственной смерти как безвозвратного исчезновения из жизни плохо укладывается у нас в голове. В философском отношении к смерти, стоит отдать дань уважения глубокому по сути суждению древнекитайского мудреца Ян Чжу , который полагал, что смерть являет собой символ социальной справедливости, ибо уравнивает всех людей. Человек – единственное существо, которое осознает свою смертность и которое делает её предметом размышления. Размышление о смерти приводит человека к размышлению о жизни: он оценивает её итоги. Цель и смысл индивидуальной жизни каждой личности тесно связан с социальными целями и действиями, целью и смыслом человеческой истории и общества, в котором он живет.
Различные точки зрения на «смысл жизни»:
1. Смысл жизни в жизни после смерти (веданта, буддизм, брахманизм, ислам, христианство). Смысл жизни, как указывают многие религии, – в подготовке к вечной жизни, в жизни в ином мире, предлагающем усмирение всех земных желаний. Все сущее, в том числе и человек, вышло из духа Божества и стремится возвратиться в его лоно. Конечная цель жизни – «нирвана», «спасение души» и т. д. Однако этот смысл жизни эмпирически, опытно не ощутим, хотя и накоплен определенный материал о существовании «параллельного» духовного, идеального мира. Человек живет не ощущая смерти; жизнь – по существу практическое бессмертие.
2. Смысл жизни в самой жизни (в наибольшем получении удовольствий, счастья и т.п.). Здесь большой спектр учений – эвдомонизм, эпикуреизм, эгоизм, индивидуализм, утилитаризм и т. д. Суть этого «смысла жизни» – лови миг жизни и наслаждайся. Смысл жизни как бы задан потребностями, жизнью самого человеческого организма, а не Богом, историей, обществом и т. д.
3. Смысл жизни в труде, в построении «рая на земле» (коммунизма или другого общества изобилия). Эту точку зрения проводит марксистская, демократическая идеология. Люди – авторы и актеры своей судьбы, они стремятся к наилучшей жизни, а это лучшее и определяет жизнь в конкретных исторических обстоятельствах.
4. Смысл жизни в слиянии с природой (Пифагор, даосизм, Н. Федоров, Вл. Соловьев, Н. Бердяев и др.). Смыслом человеческого существования является следование естественному, природному порядку вещей. Такой смысл жизни включает как разумное удовлетворение человеческих естественных потребностей, так и сохранение целостности себя (как человека) и природы. Слияние с Дао, Богом, Мировой гармонией природы.
5. Постановка вопроса о «смысле жизни бессмысленна» (3. Фрейд, А. Камю и др.). По Фрейду, сама постановка такого вопроса свидетельствует о патологии сознания, об аномалии личности. Хотя можно сказать и обратное: определенной аномалией психики обладает человек, лишенный смысла жизни. Все те же психологи возводят смысл жизни в ранг душеврачующих, психотерапевтических средств (логотерапия по Франку).
Краткая характеристика гедонизма, эвдемонизма, утилитаризма,ригоризма и фатализма.
Тема Этика. Философия ценностей.
В современном понимании этика – философская наука, изучающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, общества. Если мораль представляет собой объективно существующее специфическое явление общественной жизни, то этика как наука изучает мораль, ее сущность, природу и структуру, закономерности возникновения и развития, место в системе других общественных отношений, теоретически обосновывает определенную моральную систему. Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека. Этика как наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости. Тенденция к обобщению правила житейской мудрости поро-дила так называемое «золотое правило нравственнос-ти»,которое является квинтэссенцией нравственного от-ношения к другому человеку вообще. Аналогич-ное правило высказывает ученик Конфуция Цзы гун: «Че-го я не желаю, чтобы другие делали мне, того же я желаю не делать и другим» .
Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией . Но прежде чем сложиться в ее современном виде, эта теория прошла исторический путь развития, равный становлению самой философии, в рамках которой она и формировалась.Различные исторические эпохи и разные философские системы накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. В средние века они связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей.Нравственные ценности – это устойчивые представления о чем-то как о благе, т.е. о том, что отвечает потребностям, интересам, намерениям и целям. В нравственности решается вопрос различения высших и низших ценностей, добра и зла, как вопрос духовного содержания жизни людей.Религиозные ценности связаны с тем, что в каждой религии Бог выступает как абсолют, и конечное предназначение человека усматривается в приобщении к Богу. Все, что способствует этому, считается благом и высшими ценностями. Все, что препятствует – злом, обреченностью на духовное прозябание в потакании плоти. Свобода совести обычно рассматривается, как свобода верить во что угодно или не верить совсем. Однако в строгом смысле слова совесть не может быть иной, как свободной, а свобода совести – это просто жить по совести, т.е. в соответствии с внутренним нравственным законом.
После выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследований сформировалось несколько типов теорий ценностей. Отметим лишь некоторые из них: натуралистический психологизм Дж. Дьюи, аксиологический трансцендентализм,персоналистический онтологизм,социологическая концепция ценностей. Ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей. Ценности не возникают неизвестно откуда и не вкладываются в человека извне. Они формируются в процессе его социализации и носят динамический характер. В этой связи следует сказать, что весь жизненный опыт человека и система его знаний непосредственно влияют на характер его ценностей.
Тюркскую культуру и рационалистические традиции фальсафы развил выдающийся ученый XI века, министр двора и главный камергер, прекрасно разбиравшийся в политике, Юсуф Баласагуни.Этот средневековый философ «мыслил в рамках восточного перипатетизма, находился под …воздействием суфийской идеологии, придерживался концепции пантеизма…». Но, несмотря на некоторую эклектичность его воззрений, острие размышлений Баласагуни было направлено на практическую сторону общественной жизни. В поэме «Кутадгу (Кутты) билиг» («Благодатное знание»), состоящей из 85 глав, он обосновал нормы идеального общества, правила поведения в нем представителей различных сословий, раскрыл роль разума и смысл ценностей в жизни человека. В этой энциклопедии тюркской жизни «нашли свое выражение те социальные реалии, которые существовали в обществе (XI века), сформулирована … философия человека и общества».В качестве «важных ценностей» Баласагуни называет понятия справедливости, счастья, разума и воздержанности. Он подчеркивает, что «чувство справедливости заставляет людей выступать за свободу, бороться против насилия и произвола». Люди достигают счастья, когда проявляют заботу о благе всех, излучают по отношению к ним доброту. С помощью разума люди осознают себя, раскрывают закономерности и гармонию бытия. Воздержанность проявлялась в непритязательности, в соблюдении нравственных устоев общества. Благодатность знания состоит в том, что оно формирует человека разумного, справедливого и свободного. Кроме того, Баласагуни считает, что знание делает человека миролюбивым, верным, гуманным, благим и добрым. Потому каждый должен относиться c любовью к людям и природе, которая придает всему сущему высокий гуманистический смысл, духовность.
Тема Философия свободы
В зависимости от исторической эпохи, социальных катаклизмов, запросов духовной жизни, достижений наук, в итоге, от моды, те или иные аспекты этой проблемы выступали на первый план – судьба (рок, фатум) и свобода человека (античная философия); божественная предопределенность и человеческая свобода (средневековая философия); детерминизм и свобода воли (философия Нового времени); историческая необходимость и свободная деятельность людей (немецкая классическая философия, марксизм).
Свобода и ответственность - две стороны одного целого - сознательной человеческой активности. Свобода есть возможность вариативного осуществления целеполагающей деятельности, способность самостоятельно действовать со знанием дела ради избранной цели. Она реализуется тем полнее, чем лучше знание объективных условий, чем больше избранная цель и средства её достижения соответствуют объективным условиям, закономерным тенденциям прогрессивного развития общества. Ответственность обусловлена объективными требованиями действовать так и только так, мерой их осознания и субъективно поставленной целью, выбором способа и средств действия, необходимостью активно контролируемой и управляемой деятельности по достижению цели. Свобода порождает ответственность, ответственность «сопровождает» свободу.В философии свобода отождествляется с познанной необходимостью, закономерностью или движением человека к Богу. Многие мыслители считают свободу результатом преодоления трагизма человеческого существования или способность принимать решения со знанием дела. Свобода определяется также как власть человека над самим собой, а также совокупность разрешительных поступков и действий, выраженных нравственными и правовыми нормами. Обобщенно можно определить свободу как возможность и способность человека, других субъектов действовать самостоятельно и независимо от других людей и обстоятельств по осуществлению своих интересов и целей, ответственно соотнося их с интересами и целями общества. Свобода человека есть осуществление выбора не в ущерб себе и другим людям. Как видно, объяснение свободы связано с ответственностью и необходимостью.
Взаимодействие свободы и ответственности личности раскрывает одну из важнейших сторон смысла и содержания ее жизни.
Тема Философия и искусство
Философия искусства анализирует искусство в свете возможностей улучшения условий существования человека. Описывая альтернативы дальнейшего развития искусства или намечая историческую перспективу его развития, она обязана подвергнуть критике другие возможные пути. Этого нельзя достигнуть без оценочных суждений. Еще до начала изучения искусства исследователь должен принять или отвергнуть некоторые общие оценки. В частности, с самого начала соблюдение философией искусства исторической объективности осложняется двумя постулатами.Философия искусства отправляется от реального опыта эстетического восприятия, в частности восприятия произведений искусства, и является попыткой описания и обобщения этого опыта. Вместе с тем она всегда содержит как оценки отдельных актов художественного восприятия, художественных стилей и направлений в искусстве, так и рекомендации относительно того, что считать «подлинной красотой», «подлинной живописью», «истинной поэзией» и т.п. Искусство служит средством самовыражения человека, и, следовательно, предметом искусства являются как отношения человека и мира, так и сам человек во всех его измерениях — психологическом, социальном, нравственном и даже бытовом. Гуманитарные науки — и психология, и социология, и этика и т.п. — также имеют своим предметом человека, но все они рассматривают его с какой-либо одной и притом сознательно ограниченной точки зрения. Искусство же не только берет человека в его цельности, но и затрагивает все самые глубокие и еще не изведанные наукой пласты того удивительнейшего феномена в мире, которым является человек — тайна тайн природы. Искусство говорит с нами на своем особом языке, которому надо научиться, прежде чем он станет понятен
Тема Общество и культура
Общество – центральная категория социальной философии, социальной теории.Общество – сложнейший результат взаимодействия людей, система значимых человеческих (биологических, социальных и духовных) связей и отношений.Человеческие общества постоянно изменяются на всех уровнях (политика, экономика, культура), изменяются их социальноэтнические структуры (общности, классы, организации и т. д.), сами способы взаимодействия общества с природой (технологии). Но при всей «исторической текучести» социальных образований в обществах можно выделить основные (типические) признаки. В качестве таковых выделяют: 1) природно-географическую среду обитания (территорию), 2) способность поддерживать и воспроизводить внутренние связи и отношения (за счет языка, власти, права, общих культурных стандартов, системы экономических и духовных связей), 3) политическую автономию, суверенность (общество обладает политической системой, именно она – гарантия обеспечения базовых потребностей людей, достижения личных и социальных целей), 4) механизмы саморегуляции, интеграции и управления (без управления, например, нет роста производительности труда, согласованности всех действий; каждый человек и группа могут существовать только как интегрированные в общество), 5) этническую., национальную и социально-культурную идентичность (общество не безликий мир, а представляет определенный этнос, нацию и обладает определенной культурой).
Ярким представителем средневековой философии является Августин Блаженный, который уже в IV веке представляет философскую интерпретацию общества, различая «град небесный» и «град земной».
Дж. Вико, основоположник концепции исторического круговорота, что развитие всех народов циклично и включает) три эпохи: божественную (безгосударственность, подчинение жрецам, героическую (аристократическое государство) и человеческую (демократическая республика или представительная монархия). Значительный вклад в понимание общественных процессов внес немецкий философ Г. Гегель, обосновавший идею всеобщего объективного развития и распространивший это положение на саму общественную жизнь. В конце XIX – начале XX вв. произошло еще одно изменение в философских взглядах на общество и его историю: представление о линейности исторического процесса сменилось представлением о цикличности общественного развития. История человечества стала рассматриваться как процесс сменяющих друг друга цивилизаций. Формирование цивилизационной концепции общества связано с именами Ф. Ницше, О. Шпенглера, А. Тойнби. Согласно данной концепции, цивилизация определяется как целостная общественная система, включающая множество взаимосвязанных элементов: религии, культуры, экономики, политики и биосоциальной организации. К. Поппер ввел понятия «социальная технология» и «социальная инженерия», полагая, что ход истории не подвластен проектированию; обосновывает концепцию «открытого общества» и указывает на опасности тоталитаризма.
В современном мире существуют различные типы обществ, различающихся между собой по многим параметрам, как явным (язык общения, культура, географическое положение, размер и т.п.), так и скрытым (степень социальной интеграции, уровень стабильности и др.). Научная классификация предполагает выделение наиболее существенных, типичных признаков, отличающих одни признаки от других и объединяющих общества одной и той же группы. Сложность социальных систем, именуемых обществами, обусловливает как многообразие их конкретных проявлений, так и отсутствие единого универсального критерия, на основе которого их можно было бы классифицировать. К. Поппер различает два типа обществ: закрытые и открытые. В основе различий между ними лежит ряд факторов, и, прежде всего отношение социального контроля и свободы индивида. Для закрытого общества характерна статичная социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматичная авторитарная идеология, коллективизм. К такому типу обществ К. Поппер относил Спарту, Пруссию, царскую Россию, нацистскую Германию, Советский Союз сталинской эпохи.
Под культурой понимается все то, что в окружающем нас мире сделано, сотворено человеком (орудия труда, государство, религия, наука, архитектура и т. д.) в отличие от естественных явлений природы. Слово «культура» означает «возделывание», «обработка, первоначально имелось в виду обработка и уход за землей. В широком смысле» культура» означает всю совокупность проявлений общественной жизни, материальных и духовных достижений, творчество народа или группы народов, тот способ социальной жизни, который объединяет все виды человеческой деятельности. При всем разнообразии определений культуры (их более 500) можно выделить то, что объединяет их: понимание культуры как системы надприродного, искусственного образования, которая программирует и регулирует деятельность людей; культура есть процесс и результат, образцы высокоразвитой деятельности; культура – нормы, приемы, процедуры, смыслы, ценности и идеалы, которые опосредуют связи человека с предметным миром и людьми. Субъект культуры – человек, общество, которые творят, сохраняют и распространяют культурные ценности. Творчество (социальное, научное, художественное и любое) возможно только в культуре; культура и творчество неразрывно связано. Основные концепции культур: эволюционистская, циклическая и антропологическая.
В XX в. особенно популярными стали теории модернизации. В большинстве своем теории модернизации сохранили главные черты эволюционистских построений XIX в., в частности марксистских.Итак, мост из "отсталости" в "современность" лежит через модернизацию. С. Хантингтон называет девять главных характеристик модернизации, которые он обнаруживает в явном или скрытом виде практически у всех авторов в этой области
Тема Философия истории
Философия истории занимается анализом исторического процесса в целом и методологических проблем исторического познания в частности. Она дает оценку смыслов и целей истории, ее основных движущих сил, а также рассматривает и сопоставляет соотношение исторической необходимости и человеческой свободы, описывает единство и многообразие всемирной истории. Для нее характерен особый подход к историческому материалу, когда само содержание исторического процесса становится предметом специфического философского воззрения и истолкования. Человек в контексте исторического времени, динамичных социальных структур, подвижных культур собственно и есть основное содержание философии истории. Современная философия истории - это относительно самостоятельная область философского знания, которая занимается осмыслением качественного своеобразия развития общества. Она рассматривает несколько важнейших проблем: направление и смысл истории; методологические подходы к типологизации общества; критерии периодизации истории; критерии исторического прогресса. Рассматривая ход мировой истории, Ясперс полагает, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития, несмотря на кажущиеся отличия между отдельными обществами. В наше время наибольшее распространение среди множества концепций получили формационный и цивилизационный подходы к пониманию исторического процесса. конце XIX - начале ХХ веков появился цивилизационный подход к пониманию хода истории. Он был разработан в трудах О. Шпенглера, позднее А. Тойнби и других. Выделяют ряд интерпретаций смысла исторического развития: смысл в движении ко всеобщему объединению культур; в стремлении к мировому правопорядку; ко всеобщему равенству и т.д.
Тема Философия религии
Философия религии представляет собой философские размышления о религии, ее сущности, возникновении и развитии, роли в культуре и т.д.Философия религии – это совокупность философских установок по отношению к религии, философских постижений ее природы и функций, а также философских обоснований божества, рассуждений о его природе и отношении к миру и человеку.
Религия – это одна из древнейших форм мировоззрения людей. Феномен религиозной веры с древних времен присутствует в жизни общества, и религиозный фактор часто является определяющим поведение наших граждан. Религия – это связь человека с Богом, который мыслится как абсолютное Добро и источник всяческих благ. Любая религия предполагает существование нравственности у своих последователей, под которой понимается соответствие их поведения определенным мировоззренческим принципам. Любое явление, в том числе и религия, может быть классифицировано по нескольким признакам. Мировая религия объединяет представителей большого числа этносов, культур и стран на всем земном шаре.Национальная религия в своем вероучении подчеркивает, что она обращена к проблемам одного народа, озабочена именно его судьбой.Традиционная религия – это конфессия, оказавшая определяющее влияние на формирование народа, его культуры, государственности и социального уклада; конфессия присутствует в обществе на протяжении всей его истории. К нетрадиционным религиям относятся конфессии, возникшие сравнительно недавно и не успевшие оказать серьезного влияния на формирование культуры, психологии и государственности. к нетрадиционным религиям относятся конфессии, возникшие сравнительно недавно и не успевшие оказать серьезного влияния на формирование культуры, психологии и государственности.
Сторонники антропологической школы, которую основал Э. Тейлор видели в религии продукт развития самосознания человека. В книге "Первобытная культура" Э. Тейлора предстают анимистические идеи как результат одухотворения силой человеческого сознания природы, как доступный дикому человеку способ познать себя.
Большой вклад в уяснение причин потребности человека в религии внесла теория психоанализа 3. Фрейда.
Буддизм возник на территории Индостана в VI в. до н.э. и является первой по времени своего возникновения мировой религией. Ядром буддийского вероучения является учение о страдании, которое раскрывается в «четырех благородных истинах». Идеалом буддизма является человек, достигший полной отрешенности от жизни. Его не должны волновать ни собственные проблемы, ни страдания других. Хинаяна и махаяна – основные направления в буддизме. Буддизм никогда не был чем-то единым и цельным, его всегда раздирали противоречия между различными школами, сектами, направлениями.
Христианство - крупнейшая из мировых религий, возникло I в н. э. в период перехода от рабовладельческого строя к феодальному в восточных провинциях Римской империи.В XVI в. сложились три основных направления в современном христианстве: православие, католицизм, протестантизм.
К основным положениям ислама относятся:
Вера в Единого Бога Аллаха, строгий запрет идолопоклонничества
Вера в ангелов и демонов.
Вера в святость Корана
Вера в пророков и в посланничество Мухаммеда.
Вера в существование Рая и Ада.
Вера в Божественное предопределение
Пять «столпов веры»:
1. Исповедование веры, произнесение формулы: «Нет Бога иного, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк Аллаха».
2. Ежедневная пятикратная молитва («намаз»).
3. Соблюдение поста («ураза») в месяц рамазан
4. Обязательный налог в пользу бедных («закият»).
5. По возможности, паломничество (хадж) в Мекку и Медину, к святым местам ислама.
Основу мусульманской религии составляет вера в Аллаха. «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник его», – утверждает Коран.
По мере развития ислама в нем появились различные течения, основные из них - суннизм и шиизм.
Суфизм– мусульманский аскетизм, подвижничество и мистицизм.
Тема Культура и модернизация
В XX в. особенно популярными стали теории модернизации. В большинстве своем теории модернизации сохранили главные черты эволюционистских построений XIX в., в частности марксистских. Основными категориями, в которых анализируется социальное и культурное изменение в рамках теории модернизации, являются категории "современный" и "традиционный". Знаменитый политолог С. Хантингтон писал, что еще в начале семидесятых годов все прочие категории: демократия, олигархия и диктатура, либерализм и консерватизм, тоталитаризм и конституционализм, социализм, коммунизм и капитализм, национализм и интернационализм, - все ушли на задний план теоретического мышления. Итак, мост из "отсталости" в "современность" лежит через модернизацию. С. Хантингтон называет девять главных характеристик модернизации, которые он обнаруживает в явном или скрытом виде практически у всех авторов в этой области .
1) Модернизация - революционный процесс, ибо он предполагает кардинальный характер изменений, радикальную и тотальную смену всех институтов, систем, структур общества и человеческой жизни;
2) Модернизация - комплексный процесс, ибо он не сводим к какому-то одному аспекту, одной стороне, одному изменению общественной жизни. Она захватывает общество целиком;
3) Модернизация - системный процесс, потому что изменения одного фактора, одного фрагмента системы побуждают и определяют изменения в других факторах и фрагментах; в результате происходит целостный системный переворот;
4) Модернизация - глобальный процесс. Зародившись когда-то в Европе, она приобретает ныне глобальный размах. Все страны были когда-то традиционными, все страны ныне либо стали современными, либо состоят в процессе движения к этому состоянию;
5) Модернизация - протяженный процесс. Хотя она революционна по масштабам изменений, но не делается в одночасье. Темпы изменений сейчас увеличиваются, но все равно модернизация требует времени;
6) Модернизация - ступенчатый процесс. Все общества, модернизируясь, должны пройти одни и те же стадии. Сколько каждому обществу осталось идти, зависит от того, на какой стадии оно находится, когда начинает модернизационный процесс;
7) Модернизация - гомогенизирующий процесс. Традиционных обществ много, и все они разные; говорят, что у них одно общее - то, что они не современные. Современные же общества в основных своих структурах и проявлениях одинаковы;
8) Модернизация - необратимый процесс. Могут быть задержки на этом пути, частичные отступления, снижение темпов и т.п. Все это частности; главное же в том, что начавшись, модернизация не может не завершиться успехом;
9) Модернизация - прогрессивный процесс. Хотя на пути может быть много зла и страданий, в конечном счете все окупится, потому что в модернизированном современном обществе неизмеримо выше культурное и материальное благополучие человека.
Очевидно,что начатые в суверенном Казахстане процессы политической и экономической модернизации должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания, которая станет их сердцевиной.
Главным условием этой модернизации, как пишет наш Лидер: это – есть сохранение своей культуры, собственного национального кода. «Именно поэтому новая модернизация – это платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего народа. Кроме того, важнейшая миссия духовной модернизации заключается в примирении различных полюсов национального сознания».
Президентская программа «Рухани жаңғыру» состоит из двух компонентов – концептуального и практического. «В концептуальном разделе программы «Рухани жаңғыру» – «О национальном сознании в XXI веке» – раскрыты шесть направлений модернизации сознания как общества в целом, так и каждого казахстанца. Основные этапы модернизации:
Во-первых, поэтапный переход казахского языка на латинскую графику
Во-вторых, проект «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке» по общественным и гуманитарным наукам, который качественно поднимет уровень подготовки студентов, сделает их главными проводниками модернизации сознания.
В-третьих, проект «Туған жер», который предполагает серьезную краеведческую работу, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников местного масштаба, разные формы поддержки малой родины.
В-четвертых, «Сакральная география Казахстана». Этот проект позволит надежно закрепить в сознании народа духовные святыни, образующие каркас национальной идентичности, и создаст защитный барьер для чуждых идеологических влияний.
В-пятых, проект «Современная казахстанская культура в глобальном мире», предполагающий продвижение отечественной культуры на языках ООН, особенно важен, поскольку конкурентоспособность в современном мире – это еще и конкурентоспособность культур.
В-шестых, проект «100 новых лиц Казахстана», рассказывающий конкретные истории современников, которые добились больших успехов за годы независимости. Это будут образцы для подражания, примеры трезвого и объективного взгляда на жизнь. Казахстанцы должны знать тех, кто составляет золотой фонд нации.
Достарыңызбен бөлісу: |