Лекция Морфология культуры История формирования понятия культуры: многообразие подходов к определению сущности и функций культуры



бет1/4
Дата16.02.2023
өлшемі50,43 Kb.
#68425
түріЛекция
  1   2   3   4








Культурология лекция 1 Лекция 1. Морфология культуры

  1. История формирования понятия культуры: многообразие подходов к определению сущности и функций культуры.

  2. Аксиологические, цивилизационные, структуралистские, антропологические, экономические трактовки понятия культуры. Обзор теоретических подходов.

  3. Типология культуры: понятие типа культуры, историческая типология культур, линейный и локальный подход.

Слово «морфология» греческого происхождения. В его составе присутствуют два греческих корня : morphe, что значит «форма» + logos, которое переведем как «понятие». Другими словами это строение и формообразование культуры 9 в нашем случае)

Принято считать, что слово культура использовали древние римляне в сельскохозяйственных целях. Обработать, улучшить почву. Затем этот термин стал использоваться применительно к человека. Окультурить человека, в смысле дать ему воспитание и образование, а главное термин стал использоваться в понимании духовной деятельности.


Понятие культуры настолько широко, многогранно, включает в себя такое количество совершенно разнородных компонентов, что обобщить все это богатство одним сжатым определением трудно
Широко и многогранно понятие культуры, но не безгранично. Можно ли, к примеру, говорить о культуре животного, живущего в лесу, птицы, парящей в небе? Очевидно, что нет, нельзя. Культура непременно связана с человеком.
Почему мы отказываем в наличии культуры всем живым существам, кроме человека? Ведь у многих из них куда лучшие достижения, чем у человека, в пении, слухе, зрении. А внешний вид? За ними грация, изящество, легкость. За нами - сутулость фигуры, скованность движений, неестественность.
Но культура принадлежит людям. При многих совпадениях существует принципиальное различие между человеком и иным живым существом. Человек наделен мышлением, способностью к творческой деятельности, как материальной, так и духовной.
Дельфин плавает лучше, чем человек, но он не может придумать и соорудить плот. Соловей поет лучше, чем человек, но не может сочинить музыку.
Человек часто делает многое хуже, чем прочие живые существа, но его деяния уже относятся к области культуры: низкой или высокой, каменного века или современного, но культуры. Культура связана с осознанным, активным жизнетворчеством человека.
Принципиальнейшее отличие человеческой культуры от прочей жизнедеятельности живого мира в том, что культура проявляет себя не только как материальный, но как духовный процесс. 
Но Очевидно, что, как бы богато ни было внутреннее «я» человека, оно уйдет с ним, если человек ни с кем не поделится, не передаст другим людям
Самый простой способ передачи своих духовных богатств - рассказать о них, материализовать в словесной форме. Но этот способ крайне ненадежен. Если бы человечество пользовалось исключительно им, то и сегодняшняя культура мало чем отличалась бы от уровня древних цивилизаций.
Однако культура материализуется не только в звуках, но благодаря письменности и в знаках. Сегодня человечество обладает колоссальным количеством письменных памятников былых эпох и поколений. Это подлинный фундамент сегодняшней культуры.
Однако не всегда человечество владело письменностью. Неисчислимые следы культура оставила в результатах материального труда в виде зданий, изделий разного рода мастеров.
Вообще говоря о культуре многие учёные подразумевают разделение на мир природы и мир человека. Нет целостности мира и человека. 
Мы приходим в мир, который существовал до нас. Не будь нас, мир продолжил бы вероятно своё существование. Природе в принципе от нас ничего не нужно. Это данность, которую человек вынужден принять
На этом занятии мы рассмотрим понятие культуры, пространство и время культуры, а также основные культурологические теории. понятие цивилизации
Понятие культуры включает в себя такое количество разнородных компонентов, что обобщить все это одним определением трудно.
Попытаемся наметить границы, в которых данное понятие имеет смысл. Можно ли, к примеру, говорить о культуре медведя, живущего в лесу, орла, парящего в небе? Очевидно, что нельзя. Культура непременно связана с человеком.
Почему мы отказываем в наличии культуры всем живым существам, кроме человека? Потому что существует принципиальное различие между человеком и иным живым существом. Человек наделен мышлением и способностью к творческой деятельности, как материальной, так и духовной. Рыба плавает лучше, чем человек, но она не может придумать и соорудить плот.
Человек многое делает хуже, чем прочие живые существа, но его деяния относятся к области культуры. Культура связана с осознанным, жизнетворчеством человека.

Как же возникает и развивается культура.
Современная культурология включает в себя немало интересных идей и концепций. Рассмотрим наиболее значимые из них.
В наследство от первобытной культуры достались нам мифы. Они существовали у всех народов, их влияние на мышление человека сохраняется по сей день.
Мифология – это начальный этап человеческого мышления, она источник последующих, более развитых форм мышления: религиозного, художественного, философского, научного. Мифы являются исходной материей духовной культуры.
Мифология играла роль идеологии первобытного общества. Она была моделью по которой строилось поведение человека, его жизнь.
Мифологические образы служили представлениями о качествах или поступках.
Например, если вы знаете миф о Геракле, то у вас уже готово представление о том, что такое долг как высшая доблесть. Чтобы представить себе возмездие нужно вспомнить образ Немезиды – богини возмездия, от которой невозможно спрятаться, поскольку она находится в сознании самого преступника.
Боги мифологии – это олицетворение идей.
Идеи нельзя видеть, потому что они есть порождение сознания. Но если идеи становятся образами, то видеть их можно.
Мифы были первообразами. Они – архетипы нашего сознания. Уникальность каждого народа – есть результат его мифов
В рамках религиозного мировоззрения появилась теологическая концепция развития культуры. Через культ и ритуалы выражалась любовь и почтение к Богу
В аврамических религиях все объясняется промыслом божьим. В лоне религиозной традиции впервые формируется идея о линейном характере времени на основе парадигмы эсхатологизма (ожидания некоего великого события в будущем - прихода истинного пророка и Страшного Суда). История движется от акта Божественного творения к Страшному суду. Историческое время становится векторным, линейным и необратимым Это важно, поскольку вместе с линейным представлением о времени все больше осознавалась идея единства истории и культуры всего человечества.
Пространство и время культуры это сущностные характеристики бытия человека
Современные представления о времени и пространстве имеют мало общего с представлением людей других исторических эпох. Человек не рождается с "чувством времени", его временные и пространственные понятия всегда определены той культурой, к которой он принадлежит.
Уже в начале человеческой истории в мифологии сформировались древнейшие архетипы пространства и времени.
Пространство в мифологическую эпоху это место, в котором происходит мировая борьба богов, сил природы, людей, животных и растений. Пространств было сакрально. Важнейшим его свойством было то, что оно не было отделено от времени, образуя с ним особое единство, обозначаемое как хронотоп
Люди древности и традиционных культур воспринимали время в виде цикла, где события происходят в согласии с ритмами природы. Время не течет линейно из прошлого в будущее, а либо не движется, либо вращается по кругу.
Понимание времени в античной культуре оставалось под сильнейшим воздействием мифологического осмысления действительности. Мир осмысливался не в категориях изменения и развития, а как пребывание в покое или вращение в "великом кругу".
Понятие линейного времени, которое течет из прошлого через настоящее в будущее, было введено в теологии
Понятие линейного времени окончательно утвердилось в европейской культуре при переходе к техногенной цивилизации, индустриальному обществу. Изобретение механических часов как средства точного измерения времени, последовательного его отсчета через одинаковые промежутки длительности способствовало формированию представления о времени как объективном процессе, идущим из прошлого в будущее через точку, называемую настоящим.

Нужно сказать, что культура легко превращается в свою противоположность, если в ней начинает преобладать утилитарное, массовое, количественное начало. И наоборот, благодаря культуре природа становится более совершенной и одухотворённой.


В учении немецкого философа Ф. Гегеля культура выступает как реализация Мирового разума, Мирового духа. Этот Мировой дух развертывает свою сущность, реализуя себя в судьбе целых народов, воплощаясь в науке, технике, религии, искусстве.
Каждая национальная культура это ступень в саморазвертывании Мирового духа. Последней субстанцией духа является свобода.
Таким образом У Гегеля культура это прогресс в осознании свободы. В его учении проявляется особенность светской философии и культуры: соучастие человека в историческом процессе.
Философию культуры ввел немецкий романтик Адам Мюллер (1779–1829 Впервые проблематика философии культуры затрагивается софистами (V–IV вв.д.н.э.).Мысль, что культура отчуждает человека от природы, получила развитие у киников. Антисфен и Диоген Синопский рассуждали о возврате людей к природе к первобытному состоянию человека.

ОСНОВНЫЕ ГИПОТЕЗЫ ГЕНЕЗИСА КУЛЬТУРЫ


Основное отличие человека от животного в труде. Эта теория изложена Ф. Энгельсом. Ему принадлежит формула – «Труд создал человека».
По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, сознание возникло в результате труда. В совместной трудовой деятельности возникает речь. Это основные предпосылки к культурогенезу.
Считается, что человек изначально социальное животное, то есть стереотипы поведения человека заложены не в нем (генетически), а вне его (в социальной форме общения).
Сущность человека – не в его генотипе, а в совокупности всех общественных отношений.
Поэтому животным рождаются, а человеком лишь становятся.
В трудовой гипотезе есть замкнутый круг. Сознание рождается как результат труда, но чтобы заняться деятельностью, нужен интеллект.
По В.М. Вильчеку, чтобы снять это внутреннее противоречие «трудовой» гипотезы, надо объяснить, как прачеловек мог нечто выдумать, изобрести, не умея придумывать?
Поэтому сначала необходимо ответить на вопрос: что такое труд?
Труд – это целесообразная деятельность. Действия животных тоже целесообразны, но это еще все же не труд. Если бы любая деятельность была трудом, то тогда будет трудом всякое добывание пищи, поедание, акты воспроизводства, строительство гнезд и т.п.,
а брачные игры, ритуалы – признать искусством, а политику – защиту территории и потомства, соблюдение иерархии в стае и т.д.

Если признать трудом нечто, что отделяет человека от природы и приводит к культуре, то, как культура появляется раньше человека?


В силу чего человек мог обрести то, что не заложено в его генетической программе? Что заставило его искать внеприродные пути самовыражения?

Трудовая гипотеза на эти вопросы не дает ответа.


Натуралистическое объяснение человека приводит к противоречиям. Так, по Дарвину и марксизму, если труд определяет становление обезьяны в человека, то первые шаги человеческой мысли должны быть связаны с познанием физического мира, а само поведение человека должно быть направлено на выживание и пользу для себя. Но выводы этнографов говорят об обратном и человек не озабочен тем, чтобы приблизиться к природе, а стремится отделить себя от нее. Первобытный охотник как бы не понимал собственной выгоды, что проку, скажем, от наскальных рисунков? Вместо того чтобы адаптироваться к внешним условиям. Еще не было никаких орудий труда, но уже была магия. Сначала мистические видения, потом орудия, мандала вместо колеса, священный огонь для приготовления пищи, поклонение звездам еще до того, как появился календарь. Одним словом, мистическое восприятие жизни в противовес практицизму в эру палеолита.
Последние исследования показывают, что моторно-сенсорная координация не требует острого ума. Многие виды создавали куда более совершенные приспособления, а человек скорее был неудачником по сравнению с другими видами. Скорее, человек использует ум и производит символы и его необходимо рассматривать самосовершенствующимся животным. Основной акцент его деятельности – это его организм. Пока человек не сделал из себя самого, он мало, что мог сделать из окружения.
Психоанализ: концепция культуры по З. Фрейду
Основатель психоанализа З. Фрейд (1856–1939) в книге «Тотем и табу» пытается раскрыть культурогенез через тотемизм. Для этого важное значение имеет система запретов, то есть «табу».
Фрейд подходит к табу со стороны бессознательного. Человек обладает свойством совести, которого нет в животном мире. Ощущение изначальной вины есть следствие комплекса Эдипа. Это перводвигатель культуры. Таким образом, совершившие коллективное преступление (убийство отца) пралюди сорганизовались в экзогамный род и перешли к социальной жизни, что и превратило животного в человека. Фрейду казалось, что ему удалось найти источник социальной организации, моральных норм, религии в акте отцаубийства. Он понимал под культурой все то, что возвышало человека над его природной жизнью.
Культура, по Фрейду, создается подавлением природных порывов, ведущих к разрушению. Отсюда генезис культуры обусловлен запретами на кровосмесительство, каннибализм и убийство. Главная задача культуры, по Фрейду, это защита человека от природы. Религия здесь оказала большую услугу по укрощению асоциальных первичных позывов.
По Фрейду, культура есть средство обуздания животных инстинктов. Его ученик Э. Фромм указывает на прямо противоположную тенденцию на то, что именно история, культура раскрыли в человеке разрушительные потенции, отсюда версия Фрейда малоубедительна.


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет