Лекция 1. Предмет и структура религиоведения. Предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры.
Философия религии — совокупность философских установок по отношению к религии, концептуализацией её природы и функций, а также философских обоснований существования божества, философские рассуждения о его природе и отношении к миру и человеку. От философии религии необходимо отличать религиозную философию. Последнюю образует совокупность исходящих из принципов религиозного мировоззрения представлений, понятий, идей, концепций о Боге и мире (онтология и метафизика), о человеке (антропология), об обществе (социология, историософия), о познании (гносеология и эпистемология), о ценностях (аксиология).
Социология религии - исследует религию как общественную подсистему, изучает общественные основы религии, общественные закономерности ее возникновения, развития, функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль в общественной системе, влияние на другие элементы этой системы, специфику обратного влияния последних на религию. Социология религии рассматривает религию как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях, анализирует религиозное поведение людей в единстве с их сознанием. Основателями социологии религии являются немецкий социолог, историк, философ М. Вебер (1864 – 1920), французский социолог, философ Э. Дюркгейм (1858- l9l7), немецкий философ, социолог Г. Зиммель (1858– 1918), немецкий теолог и философ Э. Трёльч (1865–1923).
Психология религии - исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений индивидуальной, групповой и общественной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций и т.п.), содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на внерелигиозные сферы жизнедеятельности индивида, групп, общества. Психология религии в качестве научной дисциплины формируется в конце XIX – начале XX в. Существенный вклад в ее становление и развитие внесли немецкий психолог, физиолог, философ В. Вундт (1832–1920), американский психолог и философ У. Джеймс (1842–1910), французский философ, социолог, психолог и этнограф Л. Леви-Брюль (1857– 1939) и др.
Феноменология религии — методологический подход в религиоведении, придающий особое значение воззрениям приверженцев религий. Феноменологический подход к изучению религии предполагает личное участие учёного в исследуемой им религиозной традиции, что даёт возможность понять значение и проявления различных религиозных феноменов, относящихся к конкретной религии. При проведении религиоведческих исследований с использованием феноменологического подхода учёные занимают нейтральную позицию и отказываются от существующих ценностных суждений относительно изучаемой религии. ФР любая религия имеет своим источником религиозный опыт, выступающий главным предметом изучения в феноменологии религии. Основатели направления П.Д. Шантепи де ла Соссе (1848– 1920), Р. Отто (1869–1937), Г. ван дар Леув (1890–1950)
История религии обрисовывает движущийся во времени мир явлений религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их форм, накапливает, сохраняет информацию о многочисленных существовавших и существующих религиях. Изучаются происхождение религии, ранние формы верований (на основе данных археологии, этнографии, сравнительного языкознания и др.). В XVIII в. ряд проблем истории религии освещался в сочинениях французского просветителя, энциклопедиста Ш. де Бросса (1709–1777), французского ученого и философа Ш.Ф. Дюпюи (1742–1809). В XIX в. в развитие истории религии немалый вклад внесли немецкие теологи и историки, представители так называемой тюбингенской школы в богословии Ф.К. Баур (1792–1860) и Д.Ф. Штраус (1808–1874).