Основы организации кочевого общества



Дата07.12.2022
өлшемі63,89 Kb.
#55482

Основы организации кочевого общества

Элита "черной кости" Бии

Среди привилегированных социальных категорий "черной кости" чрезвычайно важное

место занимало сословие биев, осуществлявших функции судебной власти в кочевых

коллективах. Институт биев имел в казахском обществе древнее происхождение. По

мнению В.В. Радлова, термин "бий" восходит к древнетюркскому слову "биiк", что

означает "высокий", "всемогущий", "великий" и т.д. В развитие этих предположений В.В.

Бартольд высказал гипотезу, что слово "бий" представляет собой более позднюю

видоизмененную транскрипцию старого термина "бек" и не встречается нигде раньше XV

в... По свидетельству авторов XVII-XVIII в.в., бии составляли чрезвычайно влиятельную

группу казахского общества, от которой во многом зависела прочность положения

степных ханов. "Бии суть народные судьи, - говорится в одном из донесений царских

чиновников , -похвальные поступки и общее доверие служат основанием к их назначению

от самого народа"

Батыры

  • Большое социальное и политическое влияние в казахском обществе в период XVIII -
  • первой половины XIX в. имела социальная группа батыров - военных вождей. Тюрко-
  • монгольское слово "батыр", "багатур", "бахадур" первоначально означало храбреца,
  • вызывающего врага перед битвой на противоборство. В этой транскрипции оно еще в XIV
  • в. проникло в русский язык, потеснив более ранний, автахтонный термин
  • южнославянской книжности "храбр", т.е. "воитель". Наряду с русской калькой данного
  • термина - "богатырь" - в Московском государстве конца XV - первой трети XVI в для
  • обозначения иноземных храбрых воинов уже использовался собственно тюркоязычный
  • термин "батыр", подтверждением чему могут служить отдельные замечания
  • небезызвестного автора "Записок о Московии", германского посла Сигизмунда
  • Гербергитейна (1486-1566) , впервые услышавшего это наименование от русских людей.

Старшины-"аксакалы

  • Наиболее многочисленную прослойку правящей элиты казахов представляли старшины
  • ("аксакалы"), осуществляющие социально- регулирующие функции во всех звеньях
  • кочевых общин. Звание аксакала у казахов могли получить лица, обладающие большим
  • интеллектуальным потенциалом, разносторонними эмпирическими знаниями и богатым
  • опытом пастьбы скота. В экстремальных физико-географических условиях кочевания
  • евроазиатских номадов процессы накопления и концентрации средств производства (в
  • форме частно-семейной собственности) и аккумуляции знаний и навыков по ведению
  • скотоводческого хозяйства, были тесно сопряжены и взаимосвязаны в практике кочевого
  • хозяйствования. Поэтому, определенные человеческие качества и личный
  • профессиональный опыт неизбежно становились важнейшим фактором концентрации
  • скота и материальной обеспеченности индивида

Зависимое населени

  • Наряду с разными сословными группами, представлявшими господствующую элитную
  • часть кочевого общества, и свободными общинниками, в Казахстане существовали
  • категории зависимого населения - рабы и туленгуты. Туленгутами называли лиц,
  • находившихся на службе у султанского сословия. Появление этой прослойки было
  • связано с междоусобицами и многолетней борьбой с джунгарами, обусловившими
  • большой спрос верховной власти на "служивых" людей.
  • К категории зависимого населения относились также рабы - кулы, которые набирались из
  • среды пленных - россиян, калмыков, иранцев и т.д. Рабы использовались главным образом
  • в личном хозяйстве и домашнем обиходе наследственной степной аристократии. Как
  • социально-экономический уклад, рабство не получило распространения у казахов и не
  • вышло за рамки патриархального домашнего рабства.

Родоплеменная политическая организация казахов

  • Разветвленная клановая система структурной организации общества была вызвана к
  • жизни особенностями исторического опыта адаптации казахов-кочевников к
  • экстремальным условиям аридной среды обитания и связанной с ними традицией
  • передачи необходимых практических знаний исключительно по вертикальным
  • патримониальным каналам межпоколенных связей, поскольку такого рода адаптационная
  • информация накапливалась на протяжении веков в условиях жесткой конкуренции между
  • кочевниками за пастбища и водные источники и носила эзотерический характер, т.е.
  • распространялось как знание "для своих"

Развитие колониальной системы власти в Казахстан

  • Во второй четверти XIX в. традиционная политическая система казахского общества
  • подверглась прямому воздействию на нее государственных институтов Российской
  • империи. Введением на большей части региона имперского законодательства по
  • административному преобразованию структур власти номадов и волевым упразднением
  • института ханов в Младшем (1824) и Среднем жузов (1822) российские колониальные
  • органы попытались адаптировать традиционные степные институты кочевников к
  • централизованной бюрократической системе российской короны.
  • С целью установления государственной системы российского колониального господства в
  • регионе царское правительство законодательно отменило в 1822 г. Ханскую власть в
  • Среднем жузе, в 1845 г. - в Букеевской (Внутренней) орде и приняло ряд законодательных
  • актов относительно создания специальной государственно-политической системы
  • управления присоединенными территориями Казахстана.


Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет