КАСПИЙСКИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕР
Высшая школа гуманитарных дисциплин
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Культурология
Тема: «Освальд Шпенглер, общие взгляды на становление цивилизации»
Выполнила:
Студентка 1 курса Диз 22-5р
Янина Юлия
Алматы 2023
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Освальд Шпенглер, общая информация
1.2. Взгляды Шпенглера на культуру
1.3. Прасимволы культур
1.4. Взгляд на цивилизацию
1.5. Отличие культуры и цивилизации
1.1. О́свальд А́рнольд Го́ттфрид Шпе́нглер — немецкий историософ, представитель философии жизни, публицист консервативно-националистического направления, автор книги «Закат Европы».
После прихода к власти нацистов в 1933 году на него начались нападки в прессе; была изъята книга Шпенглера «Годы решения: Германия в рамках всемирно-исторического развития», было запрещено упоминать его имя в печати. Незадолго до своей смерти, которая произошла из-за сердечного приступа 8 мая 1936 года, в своём письме на имя Ганса Франка предрёк, что в ближайшие 10 лет Третий рейх может прекратить своё существование. Он считал, что мировая война — это начало агонии европейской цивилизации.
1.2. Именно его книга «Закат Европы» вносит важный вклад в понимание того, что теория культуры не наука в новоевропейском смысле слова. Мы собираемся здесь не ради науки, а для души. У Шпенглера главное понятие – душа культуры. Мы собираемся здесь ради души культуры.
Шпенглер понимал, что культура – феномен, который невозможно определить. Характеризует ее через образы и метафоры. Часто называет ее организмом, сравнивает с человеком, искусством. Но определения культуры мы у него не найдем. Это нечто непостижимое, таинственное, лежащее между жизнью и смертью. В основе культуры – жизнь как источник энергии. Неиссякающий порыв (тема, уже прозвучавшая у Ницше, а также, например, у
Бергсона). Жизнь проявляет себя в разнообразных формах, часто во взаимодействии со смертью. И каждый раз это происходит по-новому.
Культура – это бесконечная протянувшаяся во времени череда попыток человека воплотить борьбу жизни и смерти в образах, символах, социальных, политических формах и так далее. Это попытка человека раскрыть саму сущность жизни и прожить ее осмысленным и неповторимым образом.
Впрочем, культура у Шпенглера осмысляется и историко-хронологически, схематически. У него 8 «великих культур»: египетская, вавилонская, античная (греко-римская), арабская (арабо-византийская), индийская, китайская, западноевропейская, мексиканская. Есть еще «русско-сибирская» – это только зарождающаяся культура.
В более широком смысле культура – некий неповторимый и загадочный вариант взаимодействия жизни и смерти, духа с материей. Культура понимается через душу. У культуры есть душа, как и у человека. Впрочем, нельзя сказать определенно, что такое душа у человека и действительно ли она у него есть, но мы привыкли так говорить. Культура – тело, в которое облекается душа, чтобы стать зримой. Античный принцип явленности как изваянности, скульптурно оформленного. Душа без тела не могла бы существовать. Именно в силу непостижимой взаимосвязи души и тела, культура предстает Шпенглеру как организм. Он изначально и абсолютно загадочен и таинственен. Его можно, конечно, мысленно (и не только) разделить на части, но потом не собрать. И как в любом живом организме, в культуре существуют опознаваемые, но до конца непостижимые формы сродства между структурами политическими и математическими, религиозными и техническими, музыкой и математикой.
1.3. Нам особенно интересна часть книги о прасимволах некоторых из великих культур: египетской, античной, арабской, западной.
О египетской культуре Шпенглер пишет, что в недрах ее души угадывается прасимвол дороги. Душа египтянина видится шествующей по определенной предначертанной тропе. Поступь странника, движущегося в заданном направлении. Дорога не кончается.
Прасимвол античной культуры – материальное тело, ограниченное в пространстве. Отделенное от других тел. Для грека реальны только тела. Античность начинается с греков.
Шпенглер видит интуицию тела во всем – небольшой характер любых построек, статуи, изображающие человеческое тело.
Рим. Продолжение античности в той мере, в какой римляне усваивают греческую традицию. Но это и закат культуры – поскольку эта традиция размывается. Зарождается новая культура.
Латинский мир Шпенглер не понял. Не врубился. Но схватил важным образом греческую основу античного мира. Античная душа всему хочет придать форму. Гармоничную, компактную, ясную форму. Это аполлоническая душа.
Арабская душа приняла иной, отличный от античности облик, она ориентирована на другой ландшафт. Арабская душа возникает примерно в I веке нашей эры, ее историческая жизнь заканчивается с распространением ислама. Около VII-IX веков. Ислам выпустил на волю арабскую душу – новую, таинственную душу, родившуюся на Ближнем Востоке
Прасимвол ее – мир-пещера. Например, пещера в горе – образ самодостаточного внутреннего пространства. Отождествляется с целым миром. Мир, увиденный как пещера – мир мистический и магический. Внутреннее пространство – единственно подлинное, оно рождает мистические формы опыта, которые связаны с переходом в новый режим существования.
1.4. О. Шпенглер дает живописную картину бытия цивилизаций, однако делает он это особым образом, который отвечает преимущественно требованиям художественного описания, являющегося, по выражению самого автора «Заката Европы», поэзией картины мира, поэзией мироздания, мировоззренческой поэзией. При этом вполне соответствует такому описанию употребление им художественно-образного языка, включающего в свой лексикон ряд таких терминов, как «судьба», «прадуша», «душа», «прасимвол», «символ», «ландшафт», «кровь», «инстинкт», «гештальт», «жизнечувствование», «стиль», «такт», «форма» и др.
Верный своему метафорическому стилю изложения материала, Шпенглер следующим образом определяет цивилизацию: «Цивилизация – неизбежная судьба культуры. Здесь достигнут тот самый пик, с высоты которого становится возможным решение последних и труднейших вопросов исторической морфологии. Цивилизации есть суть самые крайние и самые искусственные состояния, на которые способен более высокий тип людей. Они –
завершение, они следуют за становлением как ставшие. За жизнью – как смерть, за развитием – как оцепенение»
1.5. Культура — религиозна по своей основе, цивилизация — безрелигиозна. Это для Шпенглера — основное различие. Он считает себя человеком цивилизации, потому что он безрелигиозен. Культура происходит от культа, она связана с культом предков, она невозможна без священных преданий.
Достарыңызбен бөлісу: |