Появление нетрадиционных исламских течений в Казахстане Работа выполнена по проекту «Ислам в современном Казахстане: сущность и итоги религиозного возрождения»



Pdf көрінісі
бет1/2
Дата08.03.2023
өлшемі0,53 Mb.
#72584
  1   2


Появление нетрадиционных исламских течений в Казахстане
8
Вестник КазНУ. Серия востоковедения. №2 (59). 2012
Появление нетрадиционных исламских течений в Казахстане
Работа выполнена по проекту «Ислам в современном Казахстане: 
сущность и итоги религиозного возрождения»
Б.Ж. Актаулова 
Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы
Аннотация. В настоящей статье автор, рассматривая религиозную ситуацию в Казахстане, ставит 
цель определить внешние факторы появления и распространения радикальных исламских течений. 
Формирование новых общественно-поли-
тических и социально-культурных реалий, вы-
званное крахом коммунистической идеологии и 
распадом СССР, обусловили рост национально-
го самосознания и смену духовных ориентиров 
в постсоветском обществе, что наглядно под-
тверждается примером массового обращения 
граждан СНГ к религиозным ценностям и тра-
дициям. Этот процесс затронул и Казахстан. С 
исчезновением коммунистической идеологии и 
атеистических принципов казахстанское обще-
ство осталось в нравственном и духовном ва-
кууме. Началась переоценка ценностей, подъем 
этнического самосознания. На этом фоне прои-
зошло возрождение религиозной идеологии, ко-
торая за относительно короткий срок стала важ-
нейшим элементом культуры и образа жизни. 
С обретением Казахстаном независимости 
религиозные объединения республики получи-
ли мощный импульс для своего развития. В это 
время именно религия как социальное явление, 
несущее в себе вечные моральные ценности, 
стала точкой опоры для сотен людей. Процесс 
демократизации политической и общественной 
системы в Республике Казахстан, начавшийся в 
80-90-х годах ХХ века, в полной мере захватил и 
религиозную сферу жизни общества, привел к 
возникновению принципиально новой религиоз-
ной ситуации.
В 1990 году впервые в истории страны было 
создано самостоятельное Духовное управление 
мусульман Казахстана (муфтиат). Ведущим те-
чением ислама, поддерживаемым Духовным 
управлением мусульман Казахстана, в нашей 
стране является суннизм ханафитского мазхаба.
В целом текущая религиозная ситуация и 
религиозная структура населения выглядят сле-
дующим образом. К наиболее многочисленным 
конфессиям республики, как указано выше, от-
носятся ислам суннитского толка (ханафитский 
мазхаб) и христианство (православие). При соот-
ношении 70% на 30% их исповедуют более 90% 
населения. Руководство в этих двух конфессиях 
осуществляются крупнейшими религиозными 
центрами: Духовным управлением мусульман 
Казахстана и тремя епархиальными управлени-
ями Русской православной церкви.
Основными законодательными актами, регу-
лирующими религиозную деятельность в стране, 
являются Конституция Республики Казахстан и 
Закон «О свободе вероисповедания и религиоз-
ных объединениях» (2011 г.), которые регулиру-
ют соблюдение прав граждан на религиозную 
свободу и законодательно отделяют религию от 
государственных институтов [1].
В Конституции РК закрепление и светский 
характер государства, определяющий и гаранти-
рующий права граждан на свободу слова, мысли 
и самовыражения; в Основном законе отсутству-
ет положение о патронаже или особом отноше-
нии к какой бы то ни было религии, а также про-
декларировано равное и толерантное отношение 
ко всем конфессиям [2]. 
За годы суверенитета существенным обра-
зом изменилась структура конфессионального 
пространства Казахстана. Тотальный атеизм и 
отрицание религиозной духовности сменились 
конфессиональным возрождением, изменением 


ISSN 1562-3920 KazNU Bulletin. Oriental series. №2 (59). 2012
Б. Ж. Актаулова 
9
религиозного сознания в сторону толерантно-
сти и доверия. Плюрализм мнений в религиоз-
ной сфере и принятие наиболее демократичного 
во всей Центральной Азии законодательства о 
религиозных культах привело к появлению но-
вых, ранее неизвестных религиозных течений. 
Конфессиональный плюрализм стал важной от-
личительной чертой современной религиозной 
ситуации в Республике Казахстан.
По данным разработчиков Программы Пра-
вительства РК 2006, за прошедшие 20 лет неза-
висимости в Казахстане значительно изменился 
количественный и качественный состав конфес-
сиональных групп: «По состоянию на 1 января 
2011 г. общая численность религиозных объеди-
нений, представляющих более 40 конфессий и 
деноминаций, составляет 4479. В общем числе 
религиозных объединений представлены: Ислам 
- 2756, Русская православная церковь - 303, Рим-
ско-католическая церковь - 90, Протестантизм – 
1301 [3]. 
Тенденции современного развития ислама в 
Казахстане обусловлены, в основном, влиянием 
внешних факторов.
При наличии в Казахстане различных толков 
внутри ислама появляются идейно отличающи-
еся друг от друга множество общин, сложивше-
еся многообразие в исламе во многом связано с 
действиями зарубежных мусульманских органи-
заций, пропагандирующих свое толкование дог-
матов ислама и образа жизни. Обособленность 
групп, образующих отдельные течения, в этой 
ситуаций в той или иной мере препятствуют об-
разованию единой общественной институциона-
лизации религиозных отношений. 
Множество течений, распространенных в 
различных странах, экспортируют свои идеи, и 
находят своих приверженцев в республиках Цен-
тральной Азии. Сложившееся многообразие в 
исламе Казахстана во многом связано с действи-
ями зарубежных мусульманских организаций. 
Их толкование религиозных догматов и образа 
жизни не всегда соответствует характеру казах-
станского общества и способствует образованию 
обособленных групп со своими духовными ли-
дерами и организационной структурой, что пре-
пятствует единству мусульманской общины.
Для современной религиозной ситуации в 
Казахстане характерны возникновение и усиле-
ние радикальных религиозных сообществ, акти-
визация деятельности центров нетрадиционных 
верований, повышение влияния иностранного 
миссионерского движения и расширение соци-
альной базы сектантских организаций, особенно 
за счет молодежи. При этом небольшую озабо-
ченность вызывает усиление деятельности де-
структивных сект и культов нового поколения. 
Опасность заключается в том, что казахстанская 
молодежь, для которой религия все больше ста-
новится ценностной ориентацией, регулирую-
щей социальное поведение, психологию обще-
ния и философское отношение к жизни, весьма 
смутно представляет, где проходит грань между 
традиционной религией и псевдорелигиозно-
стью. 
Как известно, деструктивные секты и культы 
наносят психологический вред, особенно воз-
действуя на неокрепшее сознание молодежи, ме-
няя ее привычную религиозную ориентацию и 
ломая у подрастающего поколения систему усто-
явшихся этнических и религиозных ценностей. 
Одной из характерных особенностей разви-
тия Казахстана в современный период является 
неуклонное возрастание роли религии в жизни 
общества. Повышается ее авторитет и статус, 
расширяются социальные функции, растет чис-
ло верующих и религиозных объединений. Вме-
сте с тем этот процесс духовного возрождения 
выявил и определенные проблемы, с которыми 
прежний Казахстан не сталкивался. Появились 
псевдорелигиозные образования, способствую-
щие проникновению в Казахстан религиозного 
экстремизма. 
Что касается появления нетрадиционных 
исламских направлений и течений, то, что, осо-
бенно в начале 90-х наши многие молодые люди 
уезжали в зарубежье для получения образования 
в страны, в которых в качестве национальной 
идеологии позиционируется нетрадиционный 
для нас ислам шиитского или ваххабитского тол-
ка. В итоге эти молодые люди, оказавшись под 
влиянием идеологии другого государства, при-
няли ее и потом эти же учения и способствовали 
образованию всевозможных исламских течений 
и сект, нетрадиционных для Казахстана.
Сегодня терроризм и экстремизм являются 
общемировой проблемой, требующей незамед-
лительных действий, ведь ежегодно в разных 
регионах мира наблюдается значительный рост 
количества совершаемых терактов. До сих пор 


Появление нетрадиционных исламских течений в Казахстане
10
Вестник КазНУ. Серия востоковедения. №2 (59). 2012
трагические события обходили Казахстан сторо-
ной. Однако это не повод для самоуспокоения и 
бездействия, скорее необходимо приложить мак-
симальные усилия, чтобы этого не происходило 
и впредь.
Религиозный, и особенно исламский экстре-
мизм становится реальной политической силой 
в Центральноазиатском регионе. Юг Казахстана 
не является исключением, тем более, что ислам 
здесь имеет глубокие исторические корни, более 
распространен и ярко выражен. По признанию 
руководства Духовного Управления Мусульман 
Казахстана, ислам на юге представлен не толь-
ко традиционными течениями - суннизмом и 
шиизмом, но и существует несколько десятков 
исламских течений и независимых друг от друга 
религиозных общин, которые ДУМК не подчи-
няются. 
В течение последних 4-х лет по заявлениям 
Генерального Прокурора судебными органами 
запрещена деятельность 13 террористических 
и 1 экстремистской организаций. Также эти за-
рубежные организации были признаны терро-
ристическими другими государствами-участни-
ками Шанхайской организации сотрудничества, 
а многие из них включены в перечень между-
народных террористических организаций в со-
ответствии с решениями Совета Безопасности 
ООН, Евросоюза либо Указами Президента 
США [4].
Начало третьего тысячелетия, связанное с 
террористическими актами в США и придание 
им религиозной окраски, заставляет по-новому 
осмыслить процессы, происходящие в конфес-
сиональной сфере. Проблема религиозного экс-
тремизма и его профилактики стоит перед всеми 
государствами. Казахстан не является исключе-
нием. По мнению главы Республики Казахстан 
Н.А. Назарбаева, высказанному еще в 2000 году, 
кроме «зримых угроз - экстремизма, терроризма, 
наркотиков, массового исхода беженцев - есть и 
другая, незримая угроза. Войны действительно 
начинаются в головах людей. Ежедневно и еже-
часно идет борьба за сознание наших людей. Не 
нужно обольщаться и думать, что религиозный 
экстремизм не касается Казахстана, что у нас 
иные исторические традиции, что у нас никогда 
не было фанатизма. Все это так, но время вносит 
свои коррективы» [5].
Резкий количественный рост религиозных 
объединений, перераспределение конфессио-
нальных сфер влияния в сторону увеличения 
доли «новых» для Казахстана религий, вовлече-
ние в них коренного населения, интересы ино-
странных держав в регионе - все это создает объ-
ективные предпосылки конфликтных ситуаций. 
Учитывая национальный (130 наций и народно-
стей) и количественный состав (более 15 милли-
онов человек) населения страны, последствия 
возможного конфликта могут напрямую повлия-
ть на целостность Республики Казахстан.
Действительно, вопрос конфессиональной 
безопасности в последнее время становится 
все более актуальным. Это связано с наличием
как объективных, так и субъективных причин: 
географического положения, этнического со-
става населения, особенностей исторического 
развития региона, бурного конфессионального 
возрождения, проблем внутренней и внешней 
безопасности. Если исламский мир смотрит на 
Казахстан как на свою неотъемлемую часть, то и 
лидеры других конфессий прекрасно понимают 
стратегическое значение региона в Центральной 
Азии.
Главной задачей казахстанской политики 
становится не только сохранение и укрепление 
межэтнического согласия, но и сохранение и 
упрочение прежде всего религиозной толерант-
ности, межконфессионального согласия.
Толерантность издревле была базовым прин-
ципом Великой степи. Казахстан и сегодня явля-
ется единственным государством в мусульман-
ском мире, где за последние годы были заложе-
ны фундаменты десятки новых синагог, строятся 
христианские храмы, в том числе католические. 
Толерантность казахстанской земли была, в част-
ности, подтверждена проведением Международ-
ных съездов лидеров мировых и традиционных 
религий, в ходе которых религиозные лидеры 
разных стран и народов подтвердили стремление 
к единой цивилизации, которая бы основывалась 
на общепринятых ценностях терпимости и сво-
боды, к диалогу различных культур и религий.


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет