Рассказа В. Дра гунского «Друг детства» Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева «Капельки солнца»



Pdf көрінісі
Дата25.02.2017
өлшемі227,69 Kb.
#4883
түріРассказ

В ОКЕАНЕ СВЕТА

щий вопрос на понимание содержания

главы (фрагмента) в целом?

4.  Можно  ли  при  этом  параллельно

работать  над  выразительностью  чте

ния?


Попробуем ответить на эти вопросы

на  примере  анализа  рассказа  В.  Дра

гунского  «Друг  детства»  (Р.Н.  Бунеев,

Е.В.  Бунеева  «Капельки  солнца»,  1 й

класс).

1.  По видимому,  в  1  и  2 м  классах



учителю  не  всегда  стоит  ориентиро

ваться  на  деление  текста  его  автором

или  авторами  учебника.  Например,

рассказ Драгунского разделен в книге

для чтения на две части: 1 я часть – об

очередном увлечении – прихоти героя

и  2 я  часть  –  о  воспоминаниях,  кото

рые помогли герою повзрослеть. Обра

щение  к  этим  двум  объемным  частям

будет уместно на 3 м этапе урока «Ра

бота  с  текстом  после  чтения»,  когда

достигается  понимание  на  уровне

смысла.  На  втором  же  этапе,  помня,

что  перед  нами  читатели  6–7  лет,

можно  более  дробно  разделить  текст

на смысловые части:

1) Мне приспичило стать боксером.

2) Я обиделся.

3) Мама что то придумала.

4) Я очень обрадовался.

5) И вдруг я вспомнил…

6) Я никогда не буду боксером.

В этом случае детям будет легче не

«потерять» в ходе диалога содержание

текста.  Именно  поэтому  авторы  учеб

ника  пишут  в  своих  рекомендациях:

«Результатом  понимания  может  быть

озаглавливание этой части текста».

2.  Вопросы  автору  по  ходу  перечи

тывания текста задавать действитель

но  непросто.  Вспомним,  какими  могут

быть  вопросы  по  своей  направлен

ности. Условно их можно разделить на

следующие группы.

1) Вопросы на выяснение понимания

детьми  фактического  содержания.

(Кем «приспичило» стать герою?)

2)  Выяснение  представлений  детей

о данном факте. (Что, по мнению героя,

ему было необходимо, чтобы стать бок

сером?)

3) Вопросы на выяснение причинно



Учить читать – такую задачу ставят

перед  учителем  авторы  учебников  из

серии  «Свободный  ум»  Р.Н.  Бунеев  и

Е.В. Бунеева, поясняя: чтение художе

ственного  текста  –  процесс  медлен

ный,  потому  что  читает  ребенок  в  ре

жиме  диалога  с  автором  (думает  над

смыслом слов, находит и задает вопро

сы,  отвечает  на  них,  проверяет  себя,

включает  свое  воображение,  прогно

зирует,  соразмышляет  и  сопережива

ет).  Такое  чтение  предусмотрено  на 

2 м  этапе  работы  с  художественным

текстом  «Работа  с  текстом  во  время

чтения»  (в  соответствии  с  авторской

технологией).

Однако  практика  показывает,  что

именно на этом этапе урока чаще всего

испытывает  затруднения…  учитель.

Авторы  учебников  пишут  в  своих  ре

комендациях:  «По  ходу  (повторного)

чтения  (а  не  после!)  учитель  задает

уточняющие  вопросы  на  понимание,

регулярно  возвращает  детей  к  их

предположениям, как только текст да

ет  возможность  их  подтвердить.  Во

просы, которые задает учитель по хо

ду чтения, – это вопросы к автору, от

веты  на  них  нужно  искать  или  в  уже

прочитанной  части  текста,  или  в  той,

которую  еще  нужно  прочитать…  Та

ким образом дети видят суть процесса

"вчитывания" в текст и сами участву

ют в нем».

Что же вызывает затруднения у пе

дагогов на этом этапе урока? О чем они

обычно спрашивают методистов?

1.  Как  разделить  текст  для  перечи

тывания  на  части?  Всегда  ли  нужно

ориентироваться  на  деление  текста

автором (главы, части и пр.)?

2.  Какие  по  уровню  сложности  во

просы к тексту надо задавать  автору,

сколько их должно быть? 

3.  Как  подобрать  уточняю

Обучение вдумчивому чтению

(На примере анализа рассказа В. Драгунского

«Друг детства»)



О.В. Чиндилова

5/01

61

следственных и других связей. (Поче

му папа со смехом отказал мальчику?)

4)  Оценочные  вопросы.  (Каким,  по

вашему, был этот мальчик?)

5)  Вопросы,  обращающие  внимание

детей к языку и художественным осо

бенностям  текста.  (Почему  Драгун

ский  пишет  о  своем  герое,  что  ему

«приспичило стать  боксером»?  Срав

ните: «Он решил стать боксером». Ка

кая разница?)

6)  Обобщающие  вопросы.  (Почему

он раздумал быть боксером?)

7) Вопросы на установление ассоци

ативных  связей  с  опытом  учащихся.

(Кого бы вы могли назвать другом дет

ства?)

8) Вопросы концептуального харак



тера.  (Кого,  по  мнению  автора,  можно

считать настоящим другом детства?)

Лингвист  И.Р.  Гальперин  пишет  о

трех  уровнях  информации  в  художе

ственном  тексте:  фактуальном  (пря

мой ответ всегда содержится в тексте;

отвечая  на  такой  вопрос,  ребенок,  как

правило, цитирует текст и говорит не

полными предложениями), подтексто

вом  (ответ  спрятан  между  строк)  и

концептуальном  (совокупности  всех

его смыслов, идей).

По видимому, вопросы групп 1) – 2)

носят фактуальный характер и умест

нее  будут  при  проверке  восприятия

текста,  хотя  в  1–2 м  классах  и  в  ходе

анализа диалога необходимо задавать

детям  подобные  вопросы.  Вопросы

второго уровня сложности (подтексто

вого)  –  это  вопросы,  относящиеся  в

первую очередь к группам 3) – 5). Они

в  основном  и  задаются  детям  в  ходе

аналитического  перечитывания.  На

этапе  обобщения  (3 й  этап  урока)  ис

пользуются главным образом вопросы

групп 6) – 8).

Уточняющий вопрос ко всей части

это,  как  правило,  вопрос  оценочного,

причинного,  обобщающего  характера.

И характер вопросов, и их количество,

безусловно,  определяет  сам  текст.

Нужно только помнить, что авторская

позиция  чаще  всего  спрятана  в  под

тексте,  и  потому  задача  учите

ля – обратить внимание детей

на  авторские  вехи,  «спрятанные»  в

тексте.

Рассмотрим, какими могут быть во



просы в ходе перечитывания – диало

га с автором.



1 я смысловая часть:

– Сколько лет было герою?

– О чем говорят слова «совершенно

не  знал,  кем  же  я  в  конце  концов  бу

ду»?  (О  том,  что  уже  много  профес

сий выбрал и совсем запутался.)

–  Почему  герой  так  часто  менял

свой выбор?

–  За  что  может  нравиться  профес

сия  астронома?  А  капитана  дальнего

плавания?

–  «Приспичило стать  боксером».

Вдумайтесь  в  эти  слова.  Увлечения

мальчика были серьезными? Долгими?

Например,  он  принял  решение  стать

астрономом – и стал собирать об этом

книги,  узнавать  что то  новое.  (Нет,



конечно, сегодня – одно, завтра – дру

гое.)

Уточняющий вопрос:

– Каким же был этот мальчик в свои

6–6,5  лет? (Увлекающимся,  фантазе



ром, любознательным, но все его увле

чения были несерьезны и не надолго.)

2 я смысловая часть:

– Что, по мнению героя, было необ

ходимо, чтобы стать боксером?

– Кто знает, что это такое – боксер

ская груша?

– Понял ли его просьбу папа?

–  Почему  он  сказал  «спятил»,  «пе

ребейся»?  Всерьез  ли  он  воспринял

просьбу сына? 

– Что обидело мальчика?

Уточняющий  вопрос  (позволяет

объединить 1 и 2 ю части):

– Были ли у папы основания не от

носиться к просьбе сына всерьез?



3 я смысловая часть:

– Что заметила мама?

– Почему она решила помочь сыну?

–  Почему  автор  дважды  говорит  о

действиях  мамы:  «копаться»,  «копа

лась». Сравните «копаться» и «искать».

Какая  разница?  («Копаться»  –  это

значит  долго  искать,  а  еще  в  этом

слове есть оттенок пренебрежения к

тому, что находится в корзине.)

62


В ОКЕАНЕ СВЕТА

–  Прочитайте,  что  было  в  старой

корзине,  именно  с  этой  интонацией  –

интонацией пренебрежения.

– Понятно ли вам теперь, что такое

«утиль»?


– Почему мама искала именно миш

ку? Что в нем «хорошего» и «отлично

го»?

–  Почему  важно,  что  мишка  тугой,



живот у него толстый, да он его еще и

выкатил? Найдите прямой ответ в тек

сте.

Уточняющий вопрос:



– Можно ли считать мишку утилем,

хламом?  (Да,  хранился  он  среди  сло



манных  игрушек,  на  диван  его  мама

бросила,  а  не  посадила,  да  и  вообще  –

«чем не груша»?)

4 я смысловая часть:

– А для героя рассказа что значил в

этот момент мишка?

– Расскажите, как он поудобнее ус

троил мишку.

– «Здорово облезлый», – говорит ав

тор о мишке. Отчего он стал таким «об

лезлым»?  Когда  игрушка  становится

«облезлой»?  (Наверное,  мишка  знал

другие времена, когда он не был «ути

лем» и с ним много играли.)

– Найдите другие слова, подтверж

дающие, что когда то к мишке относи

лись  иначе.  (Когда  он  потерял  свой



собственный  глаз,  ему  пришили  дру

гой, из пуговицы от наволочки.)

– Готов ли мишка стать для мальчи

ка боксерской грушей?

Уточняющий вопрос:

–  Давайте  представим,  что  мишка

живой. Что, по вашему он сейчас чув



ствует, сидя на диване? (Он рад, что

о нем вспомнили, ради этого он готов

на  что  угодно,  даже  стать  боксер

ской грушей.)

5 я смысловая часть:

– Что значит «так посмотрел на не

го»?  Как  это  –  «так»?  (Внимательно

смотрел и вспоминал.)

– Что вспомнил мальчик? (Выбороч

ное чтение до конца стр. 19.)

–  Как  вы  думаете,  мальчик  все  это

постепенно  вспоминает  или  воспоми

нания сразу нахлынули на него?

(Обратите внимание учащихся

на обилие союзов «и», на слово «вдруг».)

В  случае  затруднения  можно  сказать,

что  в  рассказе  В.  Драгунского  вся  эта

часть  –  одно  большое  предложение,  и

прочитать его детям без больших пауз,

выделяя  подтекстовые  слова:  «И  я  вот

так посмотрел  на  него  и  вдруг вспом

нил,  как  давным давно (когда  это?  –

О.Ч.) я с этим мишкой ни на минуту не

расставался, повсюду таскал его за со

бой, и нянькал его, и сажал его за стол

рядом  с  собой  обедать,  и  кормил  его  с

ложки  манной  кашей,  у  него  такая  за

бавная  мордочка становилась,  когда  я

его  чем нибудь  перемазывал,  хоть  той

же  кашей  или  вареньем,  такая  забав

ная милая мордочка становилась у него

тогда, прямо как живая, и я его спатьс

собой укладывал,  и  укачивал  его,  как

маленького  братишку,  и  шептал  ему

разные  сказки  прямо  в  его  бархатные

тверденькие  ушки,  и  его  любил  тогда,

любил  всей  душой, я  за  него  тогда

жизнь бы отдал».

–  Итак,  тогда  он  его…  продолжите!

(Любил.)

–  Что  значит  «за  него  тогда  жизнь

бы отдал»?

–  Прочитайте  эту  часть  вырази

тельно  и  передайте  чтением  любовь

героя к мишке.

– Это было тогда, «давным давно», а

сейчас?


– Что происходит сейчас с мишкой?

(Он сидит на диване и смеется.)

– Почему он смеется своими разны

ми  глазами?  Что  в  этом  смехе  угады

вается? (В  первую  очередь,  радость



от встречи с другом.)

– А что происходит с мальчиком?

Уточняющий вопрос:

–  Что  сейчас  испытывает  герой  по

отношению  к  мишке?  (Жалость,

стыд, он чувствует себя виноватым,

что чуть не предал своего настояще

го друга детства.)

6 я смысловая часть:

– Обратила ли мама внимание на со

стояние сына?

– Почему он ничего не ответил маме?

– Почему мальчик заплакал?

–  Почему  он  не  хотел,  чтобы  эти

слезы увидела мама, и не стал ей ниче

5/01

63


сто слов «герой» и «мальчик» называть

имя  героя  рассказа  –  Дениска,  и  т.д.

Однако  надеемся,  что  мы  сумели  сде

лать главное:

1) показать, откуда берутся вопросы

для  анализа  (в  том  числе  и  уточняю

щие;

2) обозначить место выразительного



чтения на этом этапе урока;

3) убедить читателя, что на 3 м эта

пе урока на вопросы концептуального,

обобщающего  характера  невозможно

выйти,  если  не  «разглядеть»  подтекст

(даже в 1 м классе);

4)  подарить  учителю  обобщающий

проблемный вопрос к этому тексту:

–  В  наших  учебниках  слово  «миш

ка»  напечатано  то  с  большой,  то  с  ма

ленькой буквы. А как, по вашему, оно

написано  у  автора,  писателя  В.  Дра

гунского, и почему?

го рассказывать? (Возможно, он боял



ся,  что  мама  его  не  поймет,  что  она

просто рассмеется.)

(Обращение к взрослому читателю.

Вспомните начало рассказа: когда Де

ниска чуть не расплакался из за папи

ного  насмешливого  отказа,  он  с  удо

вольствием принял мамину жалость и

помощь. Сейчас ему не нужны мамины

жалость  и  готовность  утешить  –  он

взрослеет.)

–  Как  вы  понимаете  слово  «скре

пился немного»?

–  Подумайте,  с  какой  интонацией

мальчик произнес последние свои сло

ва  в  рассказе.  Попробуйте  прочитать

их выразительно.

Уточняющий вопрос:

–  Почему  мальчик  раздумал  быть

боксером?

Итак, рассказ прочитан. Завершена

самая  сложная  часть  работы.  Мы  по

казали  всего  лишь  один  из  вариантов

вдумчивого,  аналитического  чтения

конкретного  текста  и  осознаем,  что

можно  по другому  расставить  акцен

ты, переформулировать вопросы, вме

Îëüãà

Âàñèëüåâíà

×èíäèëîâà

– 

ст. преподаватель Института повышения

квалификации,  заслуженный  учитель  РФ, 

г. Иваново.

Внимание!

В издательстве «Баласс» выпущены пособия,

дополняющие комплект учебников гуманитарного цикла

Образовательной программы «Школа 2100»:

1.  Рабочая  тетрадь  по  русскому  языку

для  1 го  класса

(авторы  Е.В.  Бунеева,  М.А.  Яковлева)  к  учебнику  «Русский  язык 



(первые уроки)».

2.  Проверочные  и  контрольные  работы  по  русскому  языку 

для 2, 3, 4 го классов, варианты I и II (автор Е.В. Бунеева) к учебникам «Рус

ский язык» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной.

Новинка!

Методические 

рекомендации 

к 

учебнику



«Русский 

язык»,

3 й класс (авторы Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева).



Заказы принимаются по адресу: 

111123 Москва, а/я 2, «Баласс»

Справки по телефонам:



(095) 176 12 90, 176 00 14

64


Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет